Оценка социального благополучия функционирования различных моделей молодой внебрачной семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка социального благополучия функционирования различных моделей молодой внебрачной семьи.
Задачами данного исследования является рассмотрение внебрачной семьи как социального явления, ее моделей и причин формирования. Анализ сущностных характеристик, показателей и критериев оценки социального благополучия семьи. Рассмотреть правовое регулирование семейных отношений и охрану прав детей в ситуации внебрачного сожительства.

Содержание

Введение..............................................................................................................4-8
Глава 1.Уровень и качество жизни молодой семьи вне брака как объект исследования......................................................................................................9-26
Внебрачная семья как социальное явление: модели и причины формирования.....................................................................................9-18
Социальное благополучие семьи: сущностные характеристики, показатели и критерии оценки........................................................19-26
Глава 2. Социальная защищенность внебрачной семьи с несовершеннолетним ребенком......................................................................27-42
2.1 Правовое регулирование семейных отношений и охрана прав детей в ситуации внебрачного сожительства.............................................................27-34
Система защиты и социальной поддержки молодой семьи в браке и вне брака: сравнительный анализ....................................................35-42
Глава 3. Исследование влияния брачного статуса и структуры семьи на особенности и проблемы ее функционирования..........................................43-58
3.1 Социальный портрет и социально-экономическое положение внебрачной семьи и ее репродуктивные установки.....................................43-49
Исследование удовлетворенности женщины брачным статусом и семейным положением, характером взаимоотношений с отцом ребенка.................................................................................................50-53
Изучение отношения к внебрачным семьям (пилотажное исследование)......................................................................................54-58
Глава 4 Особенности социализации ребенка в условиях внебрачной семьи..................................................................................................................59-72
4.1 Сравнительный анализ психолого-педагогических характеристик развития детей в различных моделях семьи (ответственность, самостоятельность, усвоение социальных норм, интерес к учебе, гендерная социализация, адаптационные способности, эмоционально-нравственное развитие)...........................................................................................................59-67
4.2. Формирование стереотипа защищенности у ребенка как важнейший результат семейного воспитания: сравнительный анализ ситуации в брачной и внебрачной семье..........................................................................................68-72
Заключение..................................................................................................73-76
Литература............

Работа содержит 1 файл

курсовая Молодая семья.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

     Отечественный исследователь И.Г.  Грачева, обратившаяся к проблеме  матерей-одиночек, отмечает, что «сам  факт внебрачного рождения является  фактором риска для дальнейшего  развития ребенка, смертность  среди внебрачных детей в 2,1 раза превышает смертность среди детей из полных семей. Среди внебрачных детей в 2,8 раза больше недоношенных, такие дети подвергаются большей опасности возникновения аномалий развития, чем рожденные в браке. У большинства женщин (75%) внебрачные дети были нежеланными. Большая часть женщин считала, что течение беременности у них было неосложненным, но у 50% из них отмечались токсикозы второй половины беременности. У трети женщин беременность протекала на фоне хронических заболеваний, при этом почти 50% из них имели гинекологические заболевания. Существенным является и то, что 15% матерей ранее или в течение последней беременности перенесли венерические заболевания, что не может не сказаться на здоровье ребенка.76

     Психологи считают, что внебрачные дети больше, чем другие, подвержены риску недополучить в сензитивные периоды своего развития тот социальный опыт, который в дальнейшем служит основой формирования интеллектуальной, эмоционально зрелой и нравственно устойчивой личности, воспитание в семье матери-одиночки связано с рядом психологических трудностей. Но это не значит, что ребенок в такой семье обязательно вырастет личностно и социально незрелым. Многое зависит от того, какую стратегию воспитательного воздействия изберет мать, как она будет строить отношения с ребенком и учить его устанавливать взаимоотношения с окружающими людьми. Воспитание в семье матери-одиночки не всегда влечет за собой негативные последствия для ребенка. Материнство одинокой женщины может быть настолько успешным, насколько желанным стал для нее ребенок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4.2 Формирование стереотипа защищенности у ребенка как важнейший результат семейного воспитания: сравнительный анализ ситуаций в брачной и внебрачной семье

     Защищенность – относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидуальной возможности удовлетворения основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации и при возникновении обстоятельств, могущих блокировать или затруднять их реализацию. Один из важнейших механизмов, обеспечивающих психологическую безопасность – психологическая защита, необходимое условие формирования адекватного чувства защищенности; в противном случае закономерно возникает чувство психологической незащищенности.

          Формирование у ребенка базового  доверия к миру тесно связано  с развитием привязанности. В  рамках теории привязанности  Дж. Боулби привязанность – это,  прежде всего, отношение к себе  и людям, которое дает (или не  дает) чувство защищенности и безопасности. Самую сильную привязанность ребенок испытывает в семье.

     Важность влияния семьи и семейных  связей на становление и развитие  личности ребенка очевидна. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они не равнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

     Семейное воспитание более эмоционально  по своему характеру, чем любое  другое воспитание, т.к. «проводником»  его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

     Влияние семьи осуществляется  и проявляется следующим образом:  Семья как основа чувства безопасности, т.е. отношения привязанности  важны не только для будущего  развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.77

     Для того чтобы формирование  детей правильно осуществлялось  семья должна быть благополучной.  Семейное благополучие во многом зависит от состава семьи. Существуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только один родитель: одни считают, что это всегда плохо; Другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает; Третьи - что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной, так как оставшийся родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи или ошибки на других членов семьи.

     Хотя не любая полная семья  является нормальной средой для  полноценного развития и воспитания  ребенка, все же наличие в  ней обоих родителей помогает  успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его  психического здоровья, формирования стереотипа защищенности, добиваться более значимых воспитательных результатов. На это неоднократно указывали и указывают различные специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. Имеются данные, что люди из неполных семей обладают менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к семейной жизни, поэтому вероятность распада брака у воспитанников неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в обычных семьях. На основе статистических данных можно также заявить, что большинство правонарушителей - выходцы из неполных семей78.

      Согласно мнению Р. Тамотюнене, структура семьи влияет на  формирование ценностных ориентаций  и трудовых установок детей.  “…У рабочих, вышедших из неполных  семей, доминирует ориентация на труд как на возможность стать независимым, самостоятельным”.

     Ограниченные воспитательные возможности семей одиноких матерей порождены факторами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребенка в такой семье, которая целиком падает на плечи женщины - это, прежде всего забота о создании необходимых материально-бытовых условий жизни. Вполне естественно при этом, что ценностные ориентации матерей-одиночек меняются, основное место начинает занимать желание материального благополучия. Постоянная занятость матери на производстве, заботы по ведению домашнего хозяйства и связанные с этим непрерывное напряжение, усталость отрицательно сказываются на отношении к ребенку. Это выражается в дефиците общения, недостаточном внимании к ребенку, его подлинным интересам и потребностям, ослаблении контроля за его поведением.

     Рассматривая психическое развитие  ребенка семье одинокой матери, мы исходим из положения Л.С.Выготского об определяющей роли конкретной «социальной ситуации развития». Й.Лангмейер и З.Матейчек считают, что в такой семье возникает ситуация психической депривации ребенка.

     Авторы определяют ситуацию психической  депривыации как жизненную ситуацию  ребенка, где отсутствует возможность  удовлетворения важных психических потребностей. Тяжелая и продолжительная обычно вызывает в психическом развитии ребенка глубокие изменения, особенно касающиеся эмоциональной атмосферы.79

     В семье каждый отдельный член  естественным, спонтанным образом  выполняет определенную роль и удовлетворяет жизненные потребности ребенка. Если в семье отсутствует один из родителей, то легко возникает опасность депривации для него, так как не всегда можно заметить роль, которую данный член семьи должен был бы выполнять.

     Отец для ребенка – это объект  для идентификации, источник безопасности  и уверенности. Считается, что  малыш, выросший без отца, может  иметь неадекватную половую идентификацию,  низкую самооценку, излишнюю привязанность  к матери.

      Особо выделяют эмоциональные отношения матери и ребенка. Семьи с неблагополучным отношение к ребенку признаются неблагополучными. В семье одинокой матери, по сравнению с полной, существует более сильная опасность отвергающего отношения матери к ребенку, переносящей на него свои негативные чувства. Существует и другая крайность – гиперпротекция, ведь ребенок часто становится для одинокой мамы «тем единственным, что есть в ее жизни». Среди внутренних факторов, существенно влияющих на ребенка в неполной семье, выделяют: возраст, пол, индивидуальные особенности ребенка. Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, изучающие половую идентификацию, указывают, что наиболее опасна для ребенка неполная семья, образовавшаяся на самых ранних этапах его жизни, когда идет интенсивная половая социализация, освоение половых ролей.

     Для мальчиков воспитание в  семье без отца, как правило,  связано с отсутствием возможности  найти импонирующий мужской пример, удовлетворить спортивные и другие  интересы. Е.М. Хетъерингтон отмечает, что отсутствие отца выражается в некоторой фкминизации мальчика, в том смысле, что мальчикам свойствен «феминный» тип поведения: они менее агрессивны, чем те кто имеют отцов, а агрессивность – чисто маскулинная характеристика.

     Для девочек отсутствие в семье  отца также создает ряд сложностей, в частности отсутствие возможности создать адекватное представление о своем будущем партнере.

     В.А. Юницкий, изучавший детей  из неполных семей, выявил, что  для них характерны повышенная  личностная тревожность и чувство  неполноценности.80

          Можно сделать вывод, что формирование стереотипа защищенности у детей из внебрачных семей происходит хуже, чем у детей из брачных. Им могут быть свойственны тревожность, низкая самооценка, неадекватая половая идентификация.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Тенденция распространения семей вне брака становится все более распространенной. Внебрачная семья может быть образована вследствие  различных обстоятельств и причин. Например, таких как, пробный брак, альтернатива официальному браку, рождение ребенка женщиной, не состоящей в браке и др. Постоянство, с которым воспроизводится материнская модель, несомненно, указывает на либерализацию общественного мнения по отношению к родительнице, имеющей ребенка от юридически неоформленного отца. А широкое распространение незарегистрированных сожительств так же указывает на лояльное отношение общества к данным союзам.

      Согласно концепции государственной  политики в отношении молодой  семьи,   благополучная молодая  семьи как субъект социальных  отношений отражает: юридическую  оформленность, полноту семьи,  экономическую обеспеченность, социальную  активность, социальную направленность. Семьи вне брака в большинстве своем не соответствуют данным критериям, следовательно, их нельзя назвать в полной мере благополучными.

     В настоящее время сожительство  не приводит к возникновению  юридических прав и обязанностей  супругов, однако, люди проживая вместе и не регистрируя свои отношения, приобретают земельные участки, квартиры, автомобили, мебель, бытовую технику. В какой то момент у них возникает конфликт, они принимают решение расстаться навсегда, после чего сразу появляются имущественные претензии друг к другу. Согласно п. 3 ст. 244 ГК РФ общая собственность на имущество является совместной только тогда, когда образование совместной собственности предусмотрено законом. Таким образом, раздел имущества нажитого в фактическом браке, производится по правилам установленным гражданским законодательством для общей долевой собственности. Признание имущества, приобретенного супругами, их долевой, а не совместной собственностью, разумеется, по целому ряду причин невыгодно тому, кто после прекращения фактических брачных отношений заявляет требования по поводу этого имущества.

     Рождение ребенка – важное  событие в жизни мужчины и  женщины, давших ребенку жизнь.  Происхождение детей от конкретных  родителей является основанием  для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

  Родители имеют одинаковые права и обязанности по отношению к детям, рожденным в браке или вне брака. Дети, рожденные в браке или вне брака, также имеют по отношению к родителям одинаковые права и обязанности.

  Можно  говорить о том, что и внебрачный  ребенок обладает всем комплексом  имущественных прав: на алименты, правом на наследство и т.д.

       Государством выработана система защиты и поддержки молодой семьи. Молодая семья - семья в первые три года после заключения брака, зарегистрированного в соответствии с законодательством (в случае наличия в семье ребенка - вне зависимости от продолжительности брака), в которой один из супругов не достиг возраста 30 лет, а для неполных семей с детьми, в которой мать или отец не достигли 30-летнего возраста. Отсюда следует, что незарегистрированный брачный союз семьей не является, и не может претендовать на поддержку государства.

     Социальный смысл и культурный статус незарегистрированных союзов неоднозначен. С одной стороны, в обыденном смысле они мало чем отличаются от зарегистрированных браков: та же общность постели, крова, хозяйства, бюджета, досуга, нередко – та же общность долгосрочных жизненных планов, крупных денежных вложений, общие дети. С другой стороны, сожительство – весьма недолговечная форма отношений (большинство таких союзов либо распадаются, либо "перерастают" в зарегистрированный брак). И при всем этом мнения респондентов «штамп в паспорте не имеет значения, главное чувства" распространены ничуть не меньше мнений "счастье будет только в браке".  
 
     Полученные в исследовании данные показывают, что незарегистрированным союзам  нельзя присвоить некий однозначный смысл и статус: очевидно, что сожительство 20-летних юноши и девушки – совсем не то же самое, что сожительство 45-летних мужчины и женщины, а сожительство никогда не состоявших в браке людей – качественно иная ситуация, чем сожительство имеющих опыт брачных отношений. Для молодежи сожительство и брак в равной мере привлекательны, а вот с возрастом брак оказывается заметно предпочтительнее.

    Согласно проведенному исследованию  большинство опрошенных женщин  вцелом удовлетворены своими  отношениями с фактическим супругом. При этом большинство респонденток не устраивает их брачный статус, они бы хотели быть именно с этим человеком, но уже в качестве официальной супруги.

Информация о работе Оценка социального благополучия функционирования различных моделей молодой внебрачной семьи