Оценка социального благополучия функционирования различных моделей молодой внебрачной семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка социального благополучия функционирования различных моделей молодой внебрачной семьи.
Задачами данного исследования является рассмотрение внебрачной семьи как социального явления, ее моделей и причин формирования. Анализ сущностных характеристик, показателей и критериев оценки социального благополучия семьи. Рассмотреть правовое регулирование семейных отношений и охрану прав детей в ситуации внебрачного сожительства.

Содержание

Введение..............................................................................................................4-8
Глава 1.Уровень и качество жизни молодой семьи вне брака как объект исследования......................................................................................................9-26
Внебрачная семья как социальное явление: модели и причины формирования.....................................................................................9-18
Социальное благополучие семьи: сущностные характеристики, показатели и критерии оценки........................................................19-26
Глава 2. Социальная защищенность внебрачной семьи с несовершеннолетним ребенком......................................................................27-42
2.1 Правовое регулирование семейных отношений и охрана прав детей в ситуации внебрачного сожительства.............................................................27-34
Система защиты и социальной поддержки молодой семьи в браке и вне брака: сравнительный анализ....................................................35-42
Глава 3. Исследование влияния брачного статуса и структуры семьи на особенности и проблемы ее функционирования..........................................43-58
3.1 Социальный портрет и социально-экономическое положение внебрачной семьи и ее репродуктивные установки.....................................43-49
Исследование удовлетворенности женщины брачным статусом и семейным положением, характером взаимоотношений с отцом ребенка.................................................................................................50-53
Изучение отношения к внебрачным семьям (пилотажное исследование)......................................................................................54-58
Глава 4 Особенности социализации ребенка в условиях внебрачной семьи..................................................................................................................59-72
4.1 Сравнительный анализ психолого-педагогических характеристик развития детей в различных моделях семьи (ответственность, самостоятельность, усвоение социальных норм, интерес к учебе, гендерная социализация, адаптационные способности, эмоционально-нравственное развитие)...........................................................................................................59-67
4.2. Формирование стереотипа защищенности у ребенка как важнейший результат семейного воспитания: сравнительный анализ ситуации в брачной и внебрачной семье..........................................................................................68-72
Заключение..................................................................................................73-76
Литература............

Работа содержит 1 файл

курсовая Молодая семья.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

  Во всем цивилизованном мире на проблемы семьи с одним родителем обращают сегодня самое пристальное внимание. Например, в рамках проекта по созданию Декларации о правах и ответственности семьи, осуществляемого под эгидой ООН, среди приоритетных положений семейной политики выделены специальные меры социальной и экономической поддержки "семей с особыми проблемами".    

     Можно сделать вывод, что право регулирует семейные отношения и охраняет права детей в ситуации внебрачного сожительства. В отличии от официально зарегистрированных супругов, люди живущие в неофициальном браке никакими имущественными правами не обладают. Внебрачный ребенок же, при признании или установлении отцовства, обладает всем комплексом имущественных прав: на алименты, правом на наследство и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Система защиты  и социальной поддержки  молодой семьи  в браке и вне  брака: сравнительный  анализ

     Закрепление в ст. 38 Конституции РФ положения о государственной охране, поддержке и защите семьи свидетельствует о том, что российское общество кровно заинтересовано в сохранении и укреплении семьи как уникальной социальной структуры, способной выполнять комплекс важнейших социальных функций52. Закрепление на конституционном уровне принципа государственной охраны, поддержки и защиты семьи означает также правовую охрану, поддержку и защиту индивидуальных семей, из которых состоит общество, «как бы из его молекул». Различные семьи для выявления особенностей их социальной и правовой защиты принято объединять в определенные типы, хотя бесспорно, что все типы семьи, включая и молодую семью, существуют в рамках семьи в целом, а потому государственная семейная политика предполагает наличие общих экономических, организационных и правовых мер, необходимых для охраны, поддержки и защиты всех типов семьи. О молодой семье общество и государство должны проявлять особую заботу, так как именно с этим типом семьи связано улучшение демографической ситуации в современной России, что в настоящее время является одним из приоритетных национальных проектов и основным направлением государственной семейной политики. С другой стороны, именно молодая семья ввиду отсутствия у нее прочной экономической базы, достаточного опыта построения семейных отношений и целого ряда других обстоятельств более всего неустойчива, подвержена влиянию всей совокупности негативных факторов, воздействующих на семью как изнутри, так и извне. 
Вот почему все проблемы, связанные с жизнедеятельностью молодой семьи как одного из типов современной российской семьи, нуждающегося в особой социальной и правовой защите, вызывают в современном российском обществе самый живой интерес. В частности, об этом свидетельствует тот факт, что именно в 2008 г., объявленном в России Годом семьи, традиционный Международный конгресс «Российская семья», ежегодно проходящий в рамках Российского государственного социального университета по инициативе и под руководством Общественного национального комитета «Российская семья», был целиком посвящен демографическим, социальным (включая и правовые), психологическим и иным насущным проблемам, касающимся функционирования молодой семьи53.

     Молодая семья - семья в первые  три года после заключения  брака, зарегистрированного в  соответствии с законодательством  (в случае наличия в семье  ребенка - вне зависимости от  продолжительности брака), в которой один из супругов не достиг возраста 30 лет, а для неполных семей с детьми, в которой мать или отец не достигли 30-летнего возраста. Отсюда следует, что незарегистрированный брачный союз семьей не является.

      Для социальной поддержки молодых семей разрабатываются целевые программы. Основанием для разработки и принятия региональных социальных целевых программ обычно становятся федеральные целевые программы.

     В системе программных мероприятий намечены пути решения жилищной проблемы молодежи и молодых семей, поддержка молодежного предпринимательства и содействие занятости молодежи, включающие поддержку инициатив молодежи, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в регионах, создание на государственном уровне механизмов поддержки молодежного предпринимательства; предусмотрены комплексные меры по укреплению молодой семьи, состоящей в официальном браке. Таким образом, прямо или косвенно мероприятия программы позволяют решать, в том числе, и проблемы молодых семей, например, связанных с низким уровнем доходов в семье, отсутствием собственного жилья или трудностями с трудоустройством взрослых членов семьи.

     Комплексные меры по укреплению  молодой семьи в программе  «Молодежь России»54 включают всего три мероприятия, это: материально-техническая (на конкурсной основе) поддержка учреждений социального обслуживания, правового консультирования молодых семей; клубов молодой семьи, центров планирования семьи; проведение социологических исследований, мониторингов, обновление банка данных по проблемам молодой семьи; организация и проведение общероссийских, межрегиональных, международных семинаров и конференций по вопросам поддержки молодой семьи.

     Следующим аспектом помощи со  стороны государства является  изменение структуры жизненных установок молодых супругов в направлении саморазвития и самообеспеченности. Все больше молодых семей стремятся строить свою жизненную карьеру, опираясь на собственные силы, и, как результат, потребность каждой второй семьи в кредитовании для решения не сиюминутных, а перспективных задач: получения профессионального образования, квалификации, приобретения жилья, получения кредитов на предпринимательскую деятельность и т.д. Переход к рыночным отношениям в жилищной сфере не снизил дискриминационный характер жилищной политики по отношению к молодежи, у молодых семей практически нет перспективы улучшить свои жилищные условия. Они не входят в категорию населения, имевшего приоритетное право на получение муниципального жилья. Возможность получения ссуд и льгот по существующим правилам зависит от длительности «пребывания в очереди» по месту работы, следовательно, на молодежь такие льготы не распространяются.

     Одной из государственных мер  поддержки молодой семьи стала  подпрограмма «Обеспечение жильем  молодых семей», вошедшая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы55. Общий объем средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей, 2003-2010 гг.» составляет 173,4 млрд рублей, в том числе 0,5 млрд рублей из федерального бюджета, 68,8 млрд рублей из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, 104,0 млрд рублей из внебюджетных источников56.

     Поддержка регионов осуществляется  на конкурсной основе, на условиях  софинансирования, через Департамент  по молодежной политике Минобразования, в основном через технологию жилищной ипотеки, долгосрочного кредитования молодых семей в целях строительства жилья.

     На региональном уровне решение  жилищной проблемы молодой семьи  осуществляется на основе целевых  программ, объем и технологии которых детерминируются региональными особенностями и финансовыми возможностями.

     Обобщая опыт региональной поддержки  молодых семей в решении жилищной  проблемы, можно выделить следующие  социальные технологии: предоставление  ипотечных кредитов; предоставление субсидий; предоставление жилья с рассрочкой платежа; выделение строительных материалов для индивидуального жилищного строительства (в сельской местности); привлечение внебюджетных средств предприятий и организаций; компенсация части затрат на приобретение жилья в случае рождения ребенка; воссоздание в отдельных субъектах РФ форм поддержки, подобных молодежным жилищным комплексам и жилищно-строительным кооперативам.57

     Среди технологий, направленных  на развитие социальной активности молодых супругов, целесообразно выделить те, которые в настоящее время используются недостаточно широко. К ним относятся вовлечение молодых семей в работу по месту жительства (организация мероприятий по благоустройству, строительству детских площадках, создание сети учреждений по почасовому уходу за детьми на дому и т.д.); развитие гражданских инициатив молодых семей в области охраны общественного порядка, работы с беспризорными детьми; самоорганизация молодых семей с целью самопомощи по различным направлениям семейной жизни, включения в общественно-политическую и деловую жизнь региона.

     К технологиям помощи молодой  семье в решении бытовых проблем  целесообразно отнести сохранение  мест в дошкольных учреждениях,  регулирование размеров оплаты  содержания ребенка в детском учреждении в зависимости от уровня доходов семьи; развитие сети доступных по цене бытовых услуг; организация школ молодой семьи на базе общеобразовательных учебных заведений по обучению основам семейной экономики, кройке и шитью, ремонту обуви, ремонту квартиры и т.д. Анализ показывает, что обозначенные технологии слабо внедряются в деятельность региональных комитетов по делам молодежи.

   Следует отметить, что поддержка  молодой семьи в решении своих  проблем имеет двух субъектов:  государство и собственно семью. Без конкретных государственных мер молодая семья не сможет создать основу для дальнейшего развития. Вместе с тем, если молодые супруги не будут стремиться к опоре на собственные силы, к саморазвитию и самообеспечению, они не смогут достичь уровня благополучия и создать условия для развития и достойного воспитания своих детей58.

     Поддержка молодой семьи должна  носить системный характер, который  включает: Совершенствование законодательной,  нормативной и правовой базы  в отношении молодой семьи с учетом происходящих изменений в обществе, в социально-экономическом развитии страны. Определение фактически новой социально-экономической политики по отношению к молодым семьям, предусматривающей обязательное обеспечение одного из супругов рабочим местом в соответствии с его квалификацией, государственную доплату в случае крайне низкого жизненного уровня семьи, предоставление ссуд для строительства или приобретения жилья, получения образования, приобретения товаров длительного пользования. Сравнительно полная реализация главной репродуктивной функции через материальную и финансовую форму стимулирования деторождаемости. Особые подходы к социальному обслуживанию молодой семьи, заключающейся в предоставлении комплекса услуг (платных и бесплатных) через создание специальных учреждений, центов, клубов. Оптимально эффективная дифференцированная поддержка семей, особенно тех, которые оказались в трудных жизненных ситуациях. Создание общественной атмосферы, способствующей формированию культа семьи, уважения материнства и детства, подготовка молодых людей к семейной жизни59.

    В отличии от зарегистрированных  брачных союзов, сожительства не  могут рассчитывать на социальную поддержку государства, так как официальной семьей они не являются.

     Российское законодательство не предусматривает определенных льгот для неполных семей, за исключением случаев, когда отдельные члены семьи относятся к контингенту граждан, для которых установлены социальные льготы.60 Основанием для введения льгот выступают низкие доходы и особые заслуги.

     Федеральное законодательство не подразумевает для матерей-одиночек дополнительных пособий. Они могут рассчитывать, в общем порядке, на единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, прочие пособия, которые предусмотрены Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Единственное преимущество, которое предоставляет им статус, это повышенное пособие на ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет. Как правило, такое пособие составляет 70% от минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом (на данный момент в РК минимальная оплата труда составляет – 4300 рублей), а на детей матерей-одиночек такое пособие выплачивается в размере ста процентов.  
В некоторых регионах учитывается ежемесячный доход такой матери. В том случае, когда он не превышает прожиточного минимума, то ежемесячное пособие увеличивается.

     Тем матерям-одиночкам, которые имеют право как на ежемесячное пособие на ребенка, так и на пособие по безработице, предоставлено право на получение пособия по обоим основаниям. Если же одинокая мать проживает не по месту своей прописки, то она имеет право на получение ежемесячного пособия на ребенка по месту проживания. Ей достаточно предъявить справку о том, что по месту прописки она такого пособия в органах соцзащиты не получает.

     После развода родитель, с которым проживают несовершеннолетние дети, имеет право на содержание несовершеннолетних детей посредством выплаты другим родителем алиментов.

     Если неполная семья является  малообеспеченной, то ей предоставляются  субсидии на оплату жилья и  коммунальных услуг, компенсационные выплаты на питание учащихся (или бесплатное питание на усмотрение администрации школы), а также единовременная материальная помощь.61

      Таким образом, можно говорить о том, что государство оказывает социальную поддержку и заботу о молодых семья, это семьи в первые три года после заключения брака, зарегистрированного в соответствии с законодательством (в случае наличия в семье ребенка - вне зависимости от продолжительности брака), в которой один из супругов не достиг возраста 30 лет, а для неполных семей с детьми, в которой мать или отец не достигли 30-летнего возраста. В тоже время фактические союзы не могут рассчитывать на защиту и поддержку государства, т.к. официально семьями они не являются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Исследование влияния брачного статуса и структуры семьи на особенности и проблемы ее функционирования    

     3.1. Социальный портрет и социально-экономическое положение внебрачной семьи и ее репродуктивные установки

     Одним из основных показателей благополучия семьи я является ее социально-экономическое положение и репродуктивные установки. На изучение данного вопроса направлено исследование «Социальный портрет и социально-экономическое положение внебрачной семьи и ее репродуктивные установки». В анкетировании приняли участие 42 человека, из них 26 женщин и 16 мужчин, состоящих в незарегистрированном сожительстве. Участие в анкетировании приняли молодые люди в возрасте от 16 до 20 лет – 9,5%; в возрасте от 21 до 25 лет – 38%; 26-30 лет – 24%; 31-40 – 24% и старше 40 лет 5% опрошенных.

Информация о работе Оценка социального благополучия функционирования различных моделей молодой внебрачной семьи