Оценка социального благополучия функционирования различных моделей молодой внебрачной семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка социального благополучия функционирования различных моделей молодой внебрачной семьи.
Задачами данного исследования является рассмотрение внебрачной семьи как социального явления, ее моделей и причин формирования. Анализ сущностных характеристик, показателей и критериев оценки социального благополучия семьи. Рассмотреть правовое регулирование семейных отношений и охрану прав детей в ситуации внебрачного сожительства.

Содержание

Введение..............................................................................................................4-8
Глава 1.Уровень и качество жизни молодой семьи вне брака как объект исследования......................................................................................................9-26
Внебрачная семья как социальное явление: модели и причины формирования.....................................................................................9-18
Социальное благополучие семьи: сущностные характеристики, показатели и критерии оценки........................................................19-26
Глава 2. Социальная защищенность внебрачной семьи с несовершеннолетним ребенком......................................................................27-42
2.1 Правовое регулирование семейных отношений и охрана прав детей в ситуации внебрачного сожительства.............................................................27-34
Система защиты и социальной поддержки молодой семьи в браке и вне брака: сравнительный анализ....................................................35-42
Глава 3. Исследование влияния брачного статуса и структуры семьи на особенности и проблемы ее функционирования..........................................43-58
3.1 Социальный портрет и социально-экономическое положение внебрачной семьи и ее репродуктивные установки.....................................43-49
Исследование удовлетворенности женщины брачным статусом и семейным положением, характером взаимоотношений с отцом ребенка.................................................................................................50-53
Изучение отношения к внебрачным семьям (пилотажное исследование)......................................................................................54-58
Глава 4 Особенности социализации ребенка в условиях внебрачной семьи..................................................................................................................59-72
4.1 Сравнительный анализ психолого-педагогических характеристик развития детей в различных моделях семьи (ответственность, самостоятельность, усвоение социальных норм, интерес к учебе, гендерная социализация, адаптационные способности, эмоционально-нравственное развитие)...........................................................................................................59-67
4.2. Формирование стереотипа защищенности у ребенка как важнейший результат семейного воспитания: сравнительный анализ ситуации в брачной и внебрачной семье..........................................................................................68-72
Заключение..................................................................................................73-76
Литература............

Работа содержит 1 файл

курсовая Молодая семья.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

     Традиционный брак как ценность  сохранился. Ответы респондентов подтверждают идею о том, что семья и брак остаются базовыми ценностями в структуре личностных ориентаций. Но в связи с тем, что зарегистрированный брак предполагает определенную ответственность супругов по отношению друг к другу и детям, отдается предпочтение внебрачному сожительству. Таким образом, подтверждается концепция о том, что гедонистическое отношение к браку и семье находит свое отражение в незарегистрированных союзах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 4 Особенности социализации ребенка в условиях внебрачной семьи

     4.1 Сравнительный  анализ психолого-педагогических  характеристик развития детей в различных моделях семьи

     Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

           Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

     Семья может выступать в качестве  как положительного, так и отрицательного  фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что «никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, - не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья».68

     В семье закладывается поведение  детей. Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании.

      Ведущим компонентом воспитательного  потенциала семьи являются внутрисемейные  отношения, поскольку семья как  определенная социальная общность  выступает прежде всего как  конкретная система связи и  взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии человека обусловлено как тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения, так и тем, что в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрноe выражение все богатство общественных отношений, и таким образом создается возможность раннего включения ребенка в их систему.

     Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Потребность в общении появляется у ребенка с первых дней жизни. Без достаточного удовлетворения этой потребности страдает не только его психическое, но и физическое развитие. Психологические наблюдения показывают: нормальное развитие ребенка в возрасте от 4 месяцев до 3 лет помимо интенсивного общения со взрослыми нуждается в постоянном личном контакте с одним лицом (обычно это мать). Прекращение данного контакта на длительное время нарушает естественное формирование многих качеств детей.69

     Семья не однородная, а дифференцированная  социальная группа, в ней представлены  различные возрастные, половые, профессиональные "подсистемы". Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Наиболее важным обстоятельством для психического и нравственного развития ребенка является то, что общение в семье строится на основе брачных и родственных отношений, порождающих целый спектр интимно-эмоциональных связей. Они характеризуются такими духовными ценностями, как супружеская, родительская, сыновняя (дочерняя) любовь и привязанность, возникшими в результате органичного слияния биологического и социально-психологического начал в жизни человека. Им в большей мере, чем другим, присущи глубоко личный контакт, искренность, доверие, взаимное понимание, забота друг о друге. Совокупность этих отношений между членами семьи, составляет нравственно-эмоциональную сторону семейных отношений, а глубина и насыщенность отношений этими ценностями - их нравственно-эмоциональную выразительность, которая не имеет себе аналога и играет незаменимую роль в формировании личности.

      Общение в семье оказывает  сильнейшее влияние на детскую  психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей.

     В системе внутрисемейных отношений  главенствующими выступают отношения  между супругами. Они создают  семью и определяют ее лицо. От характера  и содержания супружеских отношений зависит нравственно-эмоционльный климат семьи, а следовательно, ее воспитательные возможности. 
     Существенное влияние на ребенка оказывает также согласованность либо наоборот дезорганизованность супружеских отношений. Имеются данные, согласно которым неблагополучная семья негативно влияет на познавательную деятельность ребенка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие.

     У лиц, воспитывавшихся в семьях, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность невротических реакций.70

    Духовное развитие ребенка во  многом зависит от контактов,  которые устанавливаются между  родителями и детьми. Влияние  отношений родителей к детям  на особенности их развития  носит многообразный характер. В  семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.п. Им свойственно более адекватное осознание образа "Я", его целостность, а следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников. 
Отношение родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений.                  Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, их опыт социального общения, семейные традиции.71

      На здоровье ребенка и развитие  у него личностных особенностей  большое влияние оказывает структура  семьи и характер внутрисемейных  отношений. Гармоничному развитию личности часто мешают длительные конфликтные ситуации в семье, разводы родителей, воспитание “единственного” ребенка и др. В таких семьях дети часто страдают неврозами, хуже учатся, отстают в физическом развитии, часто болеют различными соматическими заболеваниями.

     В настоящее время большое  количество детей появляется  на свет в результате внебрачных  рождений. Ребенок одинокой матери  уже с первых дней своего  существования не имеет возможности  в достаточной мере удовлетворить  свои наиболее актуальные психические потребности. Одинокая мать больше занята работой, ей с трудом удается сочетать материнские функции и занятость вне дома, и поэтому ее ребенку достается меньше заботы и внимания, эмоционального тепла. А они составляют первый круг психических потребностей ребенка.

     То же относится и к удовлетворению  психических потребностей второго  круга – потребности в обучении. Каждый успех ребенка получает  одобрение близких ему людей,  а каждый нежелательный поступок  – порицание. Загруженность работой мешает одинокой матери наиболее полно и гармонично сродниться с ребенком, тем более что вполне вероятно раннее определение ребенка в ясли или детский сад. Поэтому ребенок из такой семьи, имея ограниченный круг близких родственников, будет лишен возможности получать необходимый социальный опыт в условиях семьи.

     Третий круг психических потребностей относится к области эмоциональных связей ребенка с окружающим миром – потребность в эмоциональном  самоутверждении. Эмоциональная привязанность только к матери может в последующем привести к нежеланию ребенка контактировать с другими, чужими людьми, т.к. он привык к проявлению повышенного внимания одного человека (матери) по причине отсутствия других членов семьи.72

     Во второй половине первого  года жизни ребенка начинает остро ощущаться нехватка других лиц в его близком окружении, что приводит к затруднениям в удовлетворении потребности в социальной ориентации. По мере взросления ребенка эта потребность становится все более актуальной: ребенок и его мать нуждаются в особом внимании не только друг к другу, но и со стороны. К этому прибавляется еще одно обстоятельство, осложняющее положение одинокой матери – пол ребенка. Мальчики реагируют на отсутствие отца более болезненно и становятся более уязвимыми, чем девочки. По мере взросления мальчики одиноких матерей все острей сталкиваются с проблемой нехватки авторитета, которым в семье, как правило, является отец, а так же с проблемой найти себе образец мужчины, способного удовлетворить его спортивные, технические, естественнонаучные и прочие интересы.

      Таким образом, ребенок уже  изначально ограничен в своих  возможностях полноценного развития  по причинам объективного характера.  Об этом говорят специалисты,  подчеркивая, что внебрачные дети  не выдерживают сравнения с детьми из благополучных семей по потенциалу выживания в плане физического и психического здоровья, интеллектуальных и других возможностей. Человеку выросшему без полноценной семьи, присуще недоверие к людям, подозрительность и, как следствие, склонность к отстраненности, изоляции, которые в свою очередь становятся причиной ограниченности развития. Они обнаруживают, как правило, отставание в умственном и физическом развитии, повышенную агрессивность.73

     Здоровье и воспитание тесным образом взаимосвязаны. Насколько сильно здоровье влияет на психологическое состояние человека, настолько же сильна и обратная зависимость. Особенно это касается семьи матери - одиночки, где воспитание осуществляет единственный взрослый человек. Нездоровой физически или психически одинокой матери трудно воспитать здорового ребенка.

     Исследования, проводившиеся с целью  выявления состояния здоровья  детей из семей матерей - одиночек, показали, что негативное воздействие  такой семьи сказывается еще  до рождения ребенка. Согласно статистике, в таких семьях в 3 раза чаще рождаются недоношенные дети (14% против 7% детей из полных семей); каждый второй – третий ребенок рождается с аномалией развития, с наличием внутричерепной родовой травмы или другими проявлениями перинатальной патологии. По мнению медиков, такое положение в значительной мере обусловлено большим распространением вредных привычек среди будущих матерей: удельный вес курящих, употребляющих алкоголь. Поскольку статистика внебрачных рождений до последнего времени показывала два пика – 15-19 лет и 40-44 года, то можно предположить, что юные мамы из первой группы просто не задумывались о здоровье своего ребенка, а матери, относящиеся ко второй, уже имели проблемы с собственным здоровьем.74

     Медики, как и психологи, указывают на неблагоприятную социальную ситуацию, складывающуюся вокруг детей в семье матери-одиночки. Дети, воспитывающиеся во внебрачных семьях, как правило, более нервны, ранимы, чувствительны, закомплексованы, чем дети из обычных семей. Отмечая подобное явление, характерное для детей из неполных семей такого типа, в качестве главной причины выделяется эгоизм взрослых и их легкомысленное отношение к жизни, связанное с удовлетворением своих желаний, жертвами чего становятся дети.

     Влияет состав семьи и на такую ключевую, по нашим данным, составляющую самочувствия, как раздражительность. Исследования подтверждают: раздражительность детей зависит от состава семьи как в количественном, так и в качественном отношении. Наименее раздражительными являются дети из полных семей; на втором месте те, кто живет в неполной семье с матерью; и замыкают список дети, проживающие с отцом или другими родственниками.

     Такое же соотношение отмечено  при выявлении уровня тревожности.  В полных семьях старшеклассники  ощущают себя менее тревожными, чем их ровесники из семей, где ребенка воспитывает одна мать. Зная проблемы внебрачных семей, можно предположить, что тревожность эта является постоянной и может в дальнейшем перерасти в состояние хронического беспокойства, а оно в свою очередь – в синдром хронической усталости.75

Информация о работе Оценка социального благополучия функционирования различных моделей молодой внебрачной семьи