Обучение способности овладения умением решать задачи на упорядочение объектов по двум признакам детей 5-7 года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотреть обучение способности овладения умением решать задачи на упорядочение объектов по двум признакам детей 5-7 лет жизни.
Объект: дошкольники 5-7 года жизни.
Предмет: обучение способности овладения умением решать задачи.
Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
Рассмотреть сущность умений и навыков
Раскрыть возрастные особенности развития логического мышления дошкольников и развитие математических способностей у дошкольника
Провести экспериментальное исследование развития логического мышления старших дошкольников путем решения задач на упорядочение объектов по двум признакам

Содержание

Введение ………….…………………………………………………………. с. 3
ГЛАВА 1.
Сущность умений и навыков ……….…………………………………. с. 5
Возрастные особенности развития логического мышления дошкольников ……………………………………………………………… с. 14
Развитие математических способностей у дошкольника ……..….. с. 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА УПОРЯДОЧЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ПО ДВУМ ПРИЗНАКАМ
2.1. Исследование уровня развития логического мышления (констатирующий эксперимент) ………………………………………….. с. 29
2.2. Развитие логического мышления старших дошкольников (формирующий эксперимент) .…………………………………………….. с. 33
2.3. Анализ результатов исследования (контрольный эксперимент) …. с. 36
Заключение …….………………………………………………………….. с. 38
Список литературы …….……….………………………………………… с. 39
Приложение ………….. ……………………………………………………. с. 41

Работа содержит 1 файл

содержание (Автосохраненный).docx

— 113.83 Кб (Скачать)

     В старшем дошкольном возрасте ребенок  может овладеть следующими умениями, необходимыми для осуществления  систематизации:

     1. Находить закономерность расположения  объекта, упорядоченных по одному  признаку и размещенных в одном  ряду.

     Для развития этого умения обычно используются задания, в которых к уже упорядоченным объектам необходимо добавить еще один, но такой, который  не нарушил бы закономерности их расположения.  Решить задачу можно только в том случае, если найти эту закономерность. А чтобы найти ее, ребенок должен внимательно проанализировать каждый объект, включенный в ряд, и найти признак (принцип), по которому каждый следующий объект отличается от предыдущего. На начальном этапе тренировки этого умения в заданиях данного типа следует использовать только наглядные признаки,  т.е. признаки, которые ребенок может обнаружить визуально. Такими признаками могут быть изменение количества элементов объекта изменение его формы, цвета и т.п.

     2. Упорядочивать объекты ряда, расположенные случайным образом. В этом случае используются более сложные задания. В них объекты предлагаются в неупорядоченном виде. Такого рода задания могут быть двух типов. Первый тип задания предполагает развитие умения самостоятельно находить признак (представленный наглядно), по которому нужно упорядочивать объекты. Здесь важно, чтобы ребенок научился на основе анализа объектов находить наиболее существенный признак, присущий каждому из них, но меняющийся от объекта к объекту.

     Второй  тип заданий направлен на развитие умения оперировать абстрактными признаками (в отличие от наглядных). Такими признаками могут быть качество выполнения тех или иных действий, степень  выраженности личных свойств (например, каждый следующий малыш «поет лучше предыдущего» или «является аккуратнее предыдущего») и другие. И задаваться они должны вербально (словесно), что бы ребенок не имел возможности воспользоваться какой-нибудь внешней опорой. Тогда  упорядочивание объектов он должен производить  полностью в уме. Такие задания являются очень  полезными не только для развития логического  мышления, но и для развития способности действовать в уме и оперативной памяти [4].

     Детям дошкольного возраста выполнять  задания  второго типа без специальной  тренировки обычно  очень трудно.

     3. Находить закономерность расположения  объектов, упорядоченных на основе  двух и более признаков и  размещенных в матрице.

     При развитии этого умения, главное –  обучить  ребенка учитывать при  поиске закономерности одновременно несколько  признаков. С этой целью используется матрица, в которой необходимо учитывать  отношения между объектами не только по  горизонтали, но и по вертикали. При этом начинать нужно с простой  матрицы (2х2) и одного-двух  признаков. Такими признаками могут быть изменение  формы, цвета или пространственного  расположения объекта, изменение количества объектов,  прибавление или вычитание  частей объекта. Для  успешного решения  подобных задач необходимо  развивать  у детей умение обобщать признаки объектов одного ряда и сопоставлять эти признаки с  обобщенными признаками объектов второго ряда.  В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи.

     Важно обратить внимание на развитие у ребенка  умения обосновывать свое решение,  доказывать правильность или ошибочность  этого решения, выдвигать и проверять  собственные предположения (гипотезы), Очень полезным является  самостоятельное  составление ребенком простейших  «матричных» задач. Такие занятия  способствуют  развитию не только логического, но и творческого  мышления.

     ОБУЧЕНИЕ  ПРИЕМУ  «СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ»

     Когда ребенок научается соотносить, сравнивать  предметы по их внешним признакам, например, по  форме, цвету, величине, можно  переходить к обучению и более  сложному интеллектуальному действию – соотнесению предметов по смыслу.

     Соотнести предметы по смыслу – значит найти  какие-то связи между ними, лучше, если эти связи  основываются на существенных признаках, свойствах  предметов и явлений. Однако важно  уметь опираться и на второстепенные, менее значимые свойства и признаки.

     Чтобы находить эти связи, нужно сравнивать  предметы между собой, обращая внимание на их  функции, назначение, другие внутренние свойства  или признаки. Сравниваемые предметы могут иметь  связи, основанные на разных типах отношений.  Например, это могут быть связи, основанные на отношениях типа «часть-целое» (колесо – машина, дом – крыша), на противоположности  свойств предметов или явлений (например, соль – сахар, ночь –  день и т.д.) на сходстве или противоположности  функций предметов (ручка - карандаш, карандаш - резинка), на принадлежности к одному роду или виду (ложка - вилка, яблоко - груша) и других типах  отношений.  Обучение «смысловому соотнесению» – это обучение умению быстро схватывать  (находить) такие отношения [16, с. 75].

     Последовательность  обучения должна быть следующей:

     1. Смысловое соотнесение двух наглядно  представленных предметов («картинка  – картинка»).

     Сначала малыш должен научиться соотносить по  смыслу предметы, которые он непосредственно  воспринимает. Так ему легче будет  анализировать  их особенности, определять их назначение и функции. Для этого  ребенку предлагаются либо сами  предметы, либо их изображения на картинках.

     2. Соотнесение наглядно представленного  предмета с предметом, обозначенным  словом («картинка – слово»).

     Сопоставление предмета, изображенного на картинке, с предметом, представленным в виде слова,  является для малыша задачей  уже более сложной.  Ведь здесь, чтобы справиться с заданием, ребенок  должен ясно представлять себе тот  предмет, который задан в словесной  форме. Этот этап обучения является, как  бы переходным к развитию умения  находить смысловые связи между  предметами и явлениями, представленными  словесно.

     3. Смысловое соотнесение предметов  и явлений,  представленных в  виде слов «слово – слово»).

     Слово может обозначать какой-нибудь предмет,  его отдельное свойство, явление  природы и многое  другое. Сначала  следует предлагать задания, в которых  ребенку по двум заданным словам нужно  найти смысловую связь между  конкретными предметами. Затем для  сопоставления могут предлагаться все более абстрактные понятия, обозначающие  свойства предметов, природные явления и т.п. При  этом важно, чтобы понятия эти  были знакомы ребенку. 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ РЕШЕНИЯ  ЗАДАЧ НА УПОРЯДОЧЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ПО ДВУМ ПРИЗНАКАМ 

     Для изучения уровня развития логического  мышления у дошкольников было проведено  экспериментальное исследование на базе ДОУ «

     Экспериментальная работа проводилась с сентября 2007 по январь 2008 г. Для эксперимента было взято 20 детей подготовительной группы.

     Экспериментальная группа «А» - 10 человек.

     Контрольная группа «Б» -10 человек.

     Экспериментальное исследование осуществлялось в 3 этапа:

     Констатирующий  этап эксперимента;

     Формирующий этап эксперимента;

     Контрольный этап эксперимента 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.1 Исследование уровня  развития логического  мышления (констатирующий  эксперимент) 

     Для определения уровня развития логического  мышления у старших дошкольников была использована методика из учебно-методического  пособия Е.В. Козловой «Нахождение недостающих деталей» [9].

     Для проведения исследования был использован  следующий стимульный материал: Рисунки  разных предметов, в которых отсутствуют  какие-то части, иногда достаточно важные и хорошо видные (например, лицо без  рта, расчёска без зубцов), а иногда менее выраженные, хотя и имеющие  большое значение для предмета (винтик в ножницах, петли в пиджаке). При  проведении теста детям предлагались не все фигуры, (не менее 10 изображений  предметов). Среди них присутствовали как изображения с деталями, отсутствие которых хорошо видно, так и такие, для нахождения которых надо затратить  определённое время.

     Детям предлагалась такая инструкция: Посмотри внимательно на картинку и скажи, чего в ней не хватает.

     Проведение  теста: Детям предлагали картинки и  достаточное время (не более 5-7 минут) для того, чтобы каждый ребёнок  мог найти недостающую деталь. Если ребёнок давал правильный ответ, ему показывали следующую картинку; если ответ был неправильный, то просили посмотреть ребёнка ещё  внимательнее. Если по истечении времени, отведённого на данную картинку, ответ  не был найден, переходили к следующему заданию.

     За  каждый правильный ответ ребёнок  получал 1 балл, за неправильный ответ  или отсутствие ответа - 0 баллов. В  норме при предъявлении 14 картинок ребёнку необходимо было набрать 10-11 баллов.

     Были  выделены три уровня развития логического  мышления у дошкольников: высокий; средний; низкий.  
 

     Таблица 1

     Уровни  развития логического мышления у детей дошкольного возраста

Уровни     
Высокий   Ребёнок  даёт правильные ответы в течение  5-7 минут  Ребёнок набирает не менее 9-11 баллов. 
Средний  Ребёнок не укладывается в нормативное время  Ребёнок набирает не менее 5 баллов и не более 9. 
Низкий   Ребёнок  не укладывается в нормативное  время.  Ребёнок набирает менее 5 баллов. 
 

     Для анализа некоторых характеристик  мыслительного процесса, учитывалось  время, затраченное на ответ. Это  характеризовало уровень его  импульсивности. Как правило, импульсивные дети, стремящиеся к быстрым, часто  необдуманным действиям, подвижные, иногда даже расторможенные, затрачивают на данное в задание не более 10 минут. Как правило, они стремятся быстрее  закончить работу, избавиться от неё, поэтому набирают небольшое количество баллов, но, тем не менее, 9 баллов в  норме. Такие дети плохо ориентируются  в задании, им не хватает терпения и усидчивости для того, чтобы  внимательно рассмотреть предложенные рисунки. Неправильные ответы у этих детей в основном относятся к  тем рисункам, на которых недостающая  деталь не бросается в глаза, в  то время у отсталых детей ошибки возникают при анализе любых  картинок.

     На  основе характеристик, представленных в таблице 1, дети экспериментальной  группы «А» и контрольной группы «Б» были распределены по уровням.

     Полученные  данные были подвергнуты количественной и качественной обработке, результаты представлены в гистограмме 1, 2. 
 

     Гистограмма 1.

     Уровни развития логического мышления экспериментальной группы 

     

     Из  гистограммы 1 видно, что 20% детей группы «А» относятся к высокому уровню развития логического мышления. Они  достаточно быстро (но, не торопясь) нашли  недостающие детали на всех 14 картинках, не допустив неточностей.

     К среднему уровню развития логического  мышления относится 73,3% детей экспериментальной  группы. Они уложились в нормативное  время, допустив не большое количество ошибок. Количество правильных ответов  было не менее 5б, но не более 9 б.

     К низкому уровню относятся 6,7% детей  группы «А». Они не набрали и 5 баллов.

     Гистограмма 2.

     Уровни развития логического мышления контрольной группы 

     

     В контрольной группе «Б» высокий  уровень развития логического мышления имеют 13,3% детей. Они, также как и другие дети группы «А» достаточно быстро нашли недостающие детали на всех 14 картинках, не допустив неточностей.

     К среднему уровню группы «Б» относят 80% детей. Дети этого уровня уложились  в нормативное время, допустив не большое количество ошибок, а количество правильных ответов было не менее 5б, но не более 9 б.

Информация о работе Обучение способности овладения умением решать задачи на упорядочение объектов по двум признакам детей 5-7 года жизни