Обучение способности овладения умением решать задачи на упорядочение объектов по двум признакам детей 5-7 года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотреть обучение способности овладения умением решать задачи на упорядочение объектов по двум признакам детей 5-7 лет жизни.
Объект: дошкольники 5-7 года жизни.
Предмет: обучение способности овладения умением решать задачи.
Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
Рассмотреть сущность умений и навыков
Раскрыть возрастные особенности развития логического мышления дошкольников и развитие математических способностей у дошкольника
Провести экспериментальное исследование развития логического мышления старших дошкольников путем решения задач на упорядочение объектов по двум признакам

Содержание

Введение ………….…………………………………………………………. с. 3
ГЛАВА 1.
Сущность умений и навыков ……….…………………………………. с. 5
Возрастные особенности развития логического мышления дошкольников ……………………………………………………………… с. 14
Развитие математических способностей у дошкольника ……..….. с. 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА УПОРЯДОЧЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ПО ДВУМ ПРИЗНАКАМ
2.1. Исследование уровня развития логического мышления (констатирующий эксперимент) ………………………………………….. с. 29
2.2. Развитие логического мышления старших дошкольников (формирующий эксперимент) .…………………………………………….. с. 33
2.3. Анализ результатов исследования (контрольный эксперимент) …. с. 36
Заключение …….………………………………………………………….. с. 38
Список литературы …….……….………………………………………… с. 39
Приложение ………….. ……………………………………………………. с. 41

Работа содержит 1 файл

содержание (Автосохраненный).docx

— 113.83 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский  федеральный университет» 

Лесосибирский педагогический институт – филиал

Федерального  государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Сибирский  федеральный университет» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

    Обучение  способности овладения умением  решать задачи на упорядочение объектов по двум признакам детей 5-7 года жизни

студентки

Шугаевой  Елены, группы_____

  факультета педагогики и психологии

(Специальность:  «Дошкольная педагогика и психология») 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Лесосибирск

2010

    Оглавление 

Введение ………….…………………………………………………………. с. 3

ГЛАВА 1.

    1. Сущность умений и навыков ……….…………………………………. с. 5
    2. Возрастные особенности развития логического мышления дошкольников ……………………………………………………………… с. 14
    3. Развитие математических способностей у дошкольника   ……..….. с. 21

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ  НА УПОРЯДОЧЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ПО ДВУМ ПРИЗНАКАМ

2.1. Исследование уровня развития логического мышления (констатирующий эксперимент) ………………………………………….. с. 29

2.2. Развитие логического мышления старших дошкольников (формирующий эксперимент) .…………………………………………….. с. 33

2.3. Анализ результатов исследования (контрольный эксперимент) …. с. 36

Заключение  …….…………………………………………………………..  с. 38

Список  литературы   …….……….………………………………………… с. 39

Приложение ………….. ……………………………………………………. с. 41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

     И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального  развития ребенка, формирования его  познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности  математического развития ребенка  в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной  школе.

     В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического  мышления ребенка подразумевает  формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать  простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы  школьник не испытывал трудности  буквально с первых уроков и ему  не пришлось учиться с нуля, уже  сейчас, в дошкольный период, нужно  готовить ребенка соответствующим  образом.

     Многие  родители полагают, что главное при  подготовке к школе - это познакомить  ребенка с цифрами и научить  его писать, считать, складывать и  вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л.В. Занкова, система В.В. Давыдова, система «Гармония» и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

     В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет  больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т.п.).

     Логические  приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими  приемами мышления. При организации  специальной развивающей работы над формированием и развитием  логических приемов мышления наблюдается  значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного  уровня развития ребенка.

     Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического  развития. Еще более повышает процесс  усвоения ребенком знаний в этой области  использование заданий, активно  развивающих мелкую моторику, то есть заданий логико-конструктивного  характера. Кроме того, существуют различные  приемы умственных действий, которые  помогают усилить эффективность  использования логико-конструктивных заданий.

     Цель: рассмотреть обучение способности овладения умением решать задачи на упорядочение объектов по двум признакам детей 5-7 лет жизни.

     Объект: дошкольники 5-7 года жизни.

     Предмет: обучение способности овладения умением решать задачи.

     Для достижения поставленной цели мы поставили  перед собой следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность умений и навыков
  2. Раскрыть возрастные особенности развития логического мышления дошкольников и развитие математических способностей у дошкольника
  3. Провести экспериментальное исследование развития логического мышления старших дошкольников путем решения задач на упорядочение объектов по двум признакам

    Методы  исследования:

    • Анализ психологической,  педагогической и методической литературы по теме исследования;
    • Эксперимент.

     Структура курсовой работы. Курсовая работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 26 источников  и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1.

    1. Сущность умений и навыков
 

     Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными  умениями и навыками. При этом овладение  умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие  умения и навыки, т.е. указывают, как  следует выполнять то или иное умение или навык.

     Для того чтобы разобраться в вопросе  о путях и механизмах формирования у учащихся умений и навыков, надо сначала уяснить, что собой предоставляют умения и навыки.

     До  сих пор не уточнены соотношения между понятиями «умения» и «навыки». Большинство психологов и педагогов считают, что умение - более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения [10].

     Одни  авторы под умениями понимают возможность  осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения  действиями. Поэтому навыки предшествуют умению.

     Другие  авторы под умениями понимают возможность  осуществлять какое-либо действие, операцию. По их понятию, умение предшествуют навыку, который рассматривается как  более совершенная стадия овладения  действиями.

     Умение  и навык есть способность совершать  то или иное действие. Различаются  они по степени (уровню) овладения данным действием [26].

     Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.

     Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без  осознания промежуточных шагов.

     Когда человек читает книгу, контролируя  смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже на восприятие букв и слов, а смысловая сторона  написанного уходит на второй план. Но в том и в другом случае человек  умеет читать, и это умение у  него доведено до уровня навыка [14].

     Умение - это промежуточный этап овладения  новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим  правильному использованию знания в процессе решения определенного  класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. Умение обычно соотносят  с уровнем, выражающимся на начальном  этапе в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и  т.п.), которое понято учащимися и  может быть произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического  использования этого знания оно  приобретает некоторые операциональные  характеристики, выступая в форме  правильно выполняемого действия, регулируемого  этим правилом. В случае каких-либо возникающих трудностей учащийся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или  при работе над допущенными ошибками.

     Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые  вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно  автоматизируемое действие и затем  функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что  индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью [20, с. 553-554].

     Это значит, что когда мы формируем в процессе обучения у ребенка способность совершать какое-то действие, то сначала он выполняет это действие развернуто, фиксируя в сознании каждый шаг совершаемого действия. То есть способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано - у дошкольника образуется навык в выполнении этого действия, т.е. умение переходит в навык.

     Но  в ряде случаев, когда действие сложное, и его выполнение состоит из многих шагов, при любом совершенствовании  действия оно остается умением, не превращаясь  в навык. Поэтому умения и навыки различаются еще в зависимости  от характера соответствующих действий.

     Если  действие элементарное, простое, используемое широко при выполнении более сложных  действий, то его выполнение формируется  обычно как навык, например, навык  письма, чтения, устных арифметических действий над небольшими числами  и т.д. Если же действие сложное, то выполнение этого действия, как правило, формируется  как умение, в состав которого, входит один или несколько навыков [18].

     Таким образом, термин «умение» имеет два значения:

     1) Как первоначальный уровень овладения  каким-либо простым действием.  В этом случае навык рассматривается  как высший уровень овладения  этим действием, автоматизированное  его выполнение: умение переходит  в навык.

       2) Как способность осознанно выполнять  сложное действие с помощью  ряда навыков. В этом случае  навык - это автоматизированное  выполнение элементарных действий, из которых состоит сложное  действие, выполняемое с помощью  умения.

     Уровни  овладения умениями и навыками

Информация о работе Обучение способности овладения умением решать задачи на упорядочение объектов по двум признакам детей 5-7 года жизни