Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 09:08, курсовая работа
Цель: рассмотреть обучение способности овладения умением решать задачи на упорядочение объектов по двум признакам детей 5-7 лет жизни.
Объект: дошкольники 5-7 года жизни.
Предмет: обучение способности овладения умением решать задачи.
Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
Рассмотреть сущность умений и навыков
Раскрыть возрастные особенности развития логического мышления дошкольников и развитие математических способностей у дошкольника
Провести экспериментальное исследование развития логического мышления старших дошкольников путем решения задач на упорядочение объектов по двум признакам
Введение ………….…………………………………………………………. с. 3
ГЛАВА 1.
Сущность умений и навыков ……….…………………………………. с. 5
Возрастные особенности развития логического мышления дошкольников ……………………………………………………………… с. 14
Развитие математических способностей у дошкольника ……..….. с. 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА УПОРЯДОЧЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ПО ДВУМ ПРИЗНАКАМ
2.1. Исследование уровня развития логического мышления (констатирующий эксперимент) ………………………………………….. с. 29
2.2. Развитие логического мышления старших дошкольников (формирующий эксперимент) .…………………………………………….. с. 33
2.3. Анализ результатов исследования (контрольный эксперимент) …. с. 36
Заключение …….………………………………………………………….. с. 38
Список литературы …….……….………………………………………… с. 39
Приложение ………….. ……………………………………………………. с. 41
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«Сибирский
федеральный университет»
Лесосибирский педагогический институт – филиал
Федерального государственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Сибирский
федеральный университет»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Обучение способности овладения умением решать задачи на упорядочение объектов по двум признакам детей 5-7 года жизни
студентки
Шугаевой Елены, группы_____
факультета педагогики и
(Специальность:
«Дошкольная педагогика и психология»)
г. Лесосибирск
2010
Оглавление
Введение ………….…………………………………………………………. с. 3
ГЛАВА 1.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА УПОРЯДОЧЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ПО ДВУМ ПРИЗНАКАМ
2.1. Исследование уровня развития логического мышления (констатирующий эксперимент) ………………………………………….. с. 29
2.2. Развитие логического мышления старших дошкольников (формирующий эксперимент) .…………………………………………….. с. 33
2.3. Анализ результатов исследования (контрольный эксперимент) …. с. 36
Заключение …….………………………………………………………….. с. 38
Список литературы …….……….………………………………………… с. 39
Приложение
………….. …………………………………………………….
с. 41
Введение
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
В
современных обучающих
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л.В. Занкова, система В.В. Давыдова, система «Гармония» и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».
В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т.п.).
Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Развивать
логическое мышление дошкольника целесообразнее
всего в русле математического
развития. Еще более повышает процесс
усвоения ребенком знаний в этой области
использование заданий, активно
развивающих мелкую моторику, то есть
заданий логико-
Цель: рассмотреть обучение способности овладения умением решать задачи на упорядочение объектов по двум признакам детей 5-7 лет жизни.
Объект: дошкольники 5-7 года жизни.
Предмет: обучение способности овладения умением решать задачи.
Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
Методы исследования:
Структура
курсовой работы. Курсовая работа
состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы, насчитывающего 26 источников
и приложения.
ГЛАВА 1.
Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык.
Для того чтобы разобраться в вопросе о путях и механизмах формирования у учащихся умений и навыков, надо сначала уяснить, что собой предоставляют умения и навыки.
До сих пор не уточнены соотношения между понятиями «умения» и «навыки». Большинство психологов и педагогов считают, что умение - более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения [10].
Одни
авторы под умениями понимают возможность
осуществлять на профессиональном уровне
какую-либо деятельность, при этом умения
формируются на базе нескольких навыков,
характеризующих степень
Другие авторы под умениями понимают возможность осуществлять какое-либо действие, операцию. По их понятию, умение предшествуют навыку, который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями.
Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием [26].
Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.
Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.
Когда человек читает книгу, контролируя смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже на восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на второй план. Но в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка [14].
Умение
- это промежуточный этап овладения
новым способом действия, основанным
на каком-либо правиле (знании) и соответствующим
правильному использованию
Навыки
- это автоматизированные компоненты
сознательного действия человека, которые
вырабатываются в процессе его выполнения.
Навык возникает как
Это значит, что когда мы формируем в процессе обучения у ребенка способность совершать какое-то действие, то сначала он выполняет это действие развернуто, фиксируя в сознании каждый шаг совершаемого действия. То есть способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано - у дошкольника образуется навык в выполнении этого действия, т.е. умение переходит в навык.
Но
в ряде случаев, когда действие сложное,
и его выполнение состоит из многих
шагов, при любом совершенствовании
действия оно остается умением, не превращаясь
в навык. Поэтому умения и навыки
различаются еще в зависимости
от характера соответствующих
Если действие элементарное, простое, используемое широко при выполнении более сложных действий, то его выполнение формируется обычно как навык, например, навык письма, чтения, устных арифметических действий над небольшими числами и т.д. Если же действие сложное, то выполнение этого действия, как правило, формируется как умение, в состав которого, входит один или несколько навыков [18].
Таким образом, термин «умение» имеет два значения:
1)
Как первоначальный уровень
2) Как способность осознанно
Уровни овладения умениями и навыками