Общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:26, реферат

Описание работы

Общение - это передача информации при взаимодействии. Это единственный способ, с помощью которого мы вызываем изменения в окружающих. Это наш канал влияния на людей. Успешное обучение в значительной мере зависит от успешного общения. Понимание закономерностей процесса общения и владение искусством общения - необходимые условия успешной работы менеджера. Если не усвоены основы общения, то любые конкретные программы и методики обучения уже не имеют особого значения. Чтобы как следует разобраться во всех сложностях процесса общения, полезно начать его изучение с упрощенной модели, а уж затем, отталкиваясь от нее, идти дальше. Цель подобного обобщения - помочь людям учиться.

Содержание

1Закономерности процесса общения. Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная сторона общения.

3

Понятие общения

3

Коммуникативная сторона общения.

4

Перцептивная сторона общения.

5

Интерактивная сторона общения

7

2. Социальная психология малых групп: понятие, классификация, уровень сплоченности. Лидерство в малой группе.

8

Классификация групп.

9

Уровень сплоченности малой группы.

11

Лидерство в малых группах.

12

Используемая литература

Работа содержит 1 файл

Психология-реферат общение.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

Интерактивная сторона общения -- это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомненную связь, которая существует между общением и взаимодействием людей, однако трудно развести эти понятия и тем самым сделать эксперименты более точно ориентированными. Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как обмен информацией), другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть этих разночтений порождена терминологическими трудностями, в частности тем, что понятие "общение" употребляется то в узком, то в широком смысле слова. Если придерживаться предложенной при характеристике структуры общения схемы, т.е. полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как другая -- по сравнению с коммуникативной -- сторона общения. Какая "другая" -- на этот вопрос еще надо ответить.  

Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.  

В ходе ее для  участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать "обмен действиями", спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида "планами, созревшими в голове другого", которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же "другая" сторона общения раскрывается понятием "взаимодействие", можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, "по поводу" ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий. 

2. Социальная  психология малых групп: понятие,  классификация,  

уровень сплоченности. Лидерство в малой группе. 

"Под малой  группой понимается немногочисленная  по составу группа, члены которой  объединены общей социальной  деятельностью и находятся в  непосредственном личном общении,  что является основой для возникновения  эмоциональных отношений, групповых  норм и групповых процессов". Это достаточно универсальное определение, не претендующее на точность дефиниции и носящее скорее описательный характер, допускает самые различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям. Например, в системе интеракционистской ориентации, где исходным понятием является понятие "взаимодействия", фокус в этом определении усматривается именно в том, что малая группа это определенная система взаимодействия, ибо слова "общая социальная деятельность" толкуются здесь в интеракционистском смысле. Для когнитивистской ориентации в этом же определении отыскивается другой опорный пункт: не важно, на основе общей деятельности или простого взаимодействия, но в группе возникают определенные элементы групповой когнитивной структуры -- нормы и ценности, что и есть самое существенное для группы.  

Это же определение  в отечественной социальной психологии наполняется новым содержанием: установление факта "общей социальной деятельности" сразу же задает группу как элемент социальной структуры общества, как ячейку в более широкой системе разделения труда. Наличие в малой группе общей социальной деятельности позволяет интерпретировать группу как субъекта этой деятельности и тем самым предлагает теоретическую схему для всего последующего исследования. Для того чтобы именно эта интерпретация приобрела достаточную определенность, можно в приведенном определении выделить самое существенное и значимое, а именно: "малая группа -- это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов". В этом определении содержатся в сжатом виде основные признаки малой группы, вьщеляемые в других системах социально-психологического знания, и вместе с тем четко проведена основная идея понимания группы с точки зрения принципа деятельности.  

При таком понимании  малая группа -- это группа, реально  существующая не в вакууме, а в  определенной системе общественных отношений, она выступает как  субъект конкретного вида социальной деятельности, "как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры". Определение фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов. Распространенный в психологии термин "контактная группа" приобретает здесь конкретное содержание: малая группа -- это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью. 

Классификация групп. 

Обилие малых  групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому  для целей исследований необходима их классификация. Неоднозначность  понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций. В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации: 1) деление малых групп на "первичные" и "вторичные", 2) деление их на "формальные" "неформальные", 3) деление на "группы членства" и "референтные группы". Как видно, каждая из этих трех классификаций задает некоторую дихотомию.  

Деление малых  групп на первичные и вторичные  впервые было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное определение первичной группы, назвав такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предложил определенный признак, который позволил бы определить существенную характеристику первичных групп -- непосредственность контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл. Если признак малых групп -- их контактность, то нецелесообразно внутри них выделять еще какие-то особые группы, где специфическим признаком будет эта самая контактность. Поэтому по традиции сохраняется деление на первичные и вторичные группы (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные "посредники" в виде средств связи, например), но по существу исследуются в дальнейшем именно первичные группы, так как только они удовлетворяют критерию малой группы. Практического значения эта классификация в настоящее время не имеет.  

Второе из исторически  предложенных делений малых групп -- это деление их на формальные и  неформальные. Впервые это деление  было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и "неформальные" группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. 

Уровень сплоченности малой группы. 

Характеристика  системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям, наиболее значимым для группы в целом. Сплоченность как черта выражает степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач. Военные называют подобный процесс «боевое слаживание». 

«Согласно представлениям американских исследователей сплоченности Кута Левина, Л. Фестингера, Д. Картрайта, А. Зандера, она является своего рода результатом действия тех сил, которые  удерживают людей в группе. При этом считается, что группа удовлетворяет человека, насколько и пока он полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превышают «издержки», но превышают более, чем могли бы в какой-то другой группе или вообще вне ее. С данной точки зрения силы сплочения определены «балансом» степеней привлекательности собственной и других доступных групп. 

К числу основных факторов групповой сплоченности относятся  прежде всего: 

- сходство главных  ценностных ориентаций членов  группы;  

- ясность и  определенность групповых целей; 

- демократический  стиль лидерства (руководства); 

- кооперативная  взаимозависимость членов группы  в процессе совместной деятельности; 

- относительно  небольшой объём группы; 

- отсутствие  конфликтующих между собой микрогрупп; престиж и традиции группы. 

Конкретными показателями психологической сплоченности обычно являются: 

- уровень взаимных  симпатий в межличностных отношениях (чем большее количество членов  группы нравятся друг другу,  тем выше ее сплоченность); 

- степень привлекательности (полезности) группы для ее членов: она тем выше, чем больше число людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе, -- тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превышает значимость затрачиваемых усилий». 

Лидерство в малых группах. 

Лидерство имманентно природе человека, присуще всем человеческим общностям и является древнейшей формой организации жизни людей, действенным средством решения  насущных вопросов. Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, и в итоге приобретают доминирующее положение. Вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных неформальных и формальных лидеров; ими могут быть люди, обладающие разными личностными качествами и общественным положением; старший в семье, учитель, тренер, главарь преступной группы и т.д.Заметно усилившийся в наши дни коллективный характер человеческой деятельности определил важность решения актуальной проблемы повышения эффективности организации и управления людьми. Проблема лидерства и руководства сложна и многогранна, и уделять ей как можно больше внимания необходимо, так как факт зависимости эффективности деятельности группы от свойств личности лидера и ее подготовленности установлен самой жизнью. Именно поэтому в настоящее время интерес к социальной психологии управления огромен. Большое количество исследователей, таких как Ю.Н. Емельянов, А.В. Петровский, К. Левин, Б.Д. Парыгин, А.Л. Свеницкий, Н.С. Жеребова, Т.М. Андреева и многие другие посвятили свои труды проблеме лидерства. В их исследованиях достаточно глубоко и подробно описаны теоретические аспекты социально-психологического анализа процессов формирования и развития малых групп. 

Влияние в группе имеет тенденцию сосредотачиваться  в руках одного или нескольких лиц, но не распределяется равномерно среди всех участников группы. Это проявляется наиболее отчетливо, когда с течением времени группа стабилизируется во внешней среде. Ю.Н. Емельянов отмечает, что история концентрации лидерства в каждой группе протекает по-разному. 

Ранговая иерархия. В процессе количественного роста, увеличения числа функций и конкретизации групповых целей развивается иерархия по степени влияния среди членов группы. На верхней ступени иерархической лестницы оказывается первостепенный лидер, посередине лидеры второго и третьего уровней и на нижних ступенях находятся последователи. 

Критические ситуации. Потребность во влиятельном лидере особенно остро ощущается группой  в тех случаях, когда на пути к  достижению групповых целей возникает  какое-либо препятствие или что-то угрожает группе извне, т.е. когда складывается сложная, критическая ситуация. В таких случаях возникает недостаток согласованного понимания членами группы того, какие шаги следует предпринять, чтобы достигнуть цели или отразить опасность. Если при этом какой-либо индивид сумеет обеспечить достижение целей или безопасность группы в силу своих личностных качеств, тогда он вероятнее всего станет лидером данной группы. 

Информация о работе Общение