Общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:26, реферат

Описание работы

Общение - это передача информации при взаимодействии. Это единственный способ, с помощью которого мы вызываем изменения в окружающих. Это наш канал влияния на людей. Успешное обучение в значительной мере зависит от успешного общения. Понимание закономерностей процесса общения и владение искусством общения - необходимые условия успешной работы менеджера. Если не усвоены основы общения, то любые конкретные программы и методики обучения уже не имеют особого значения. Чтобы как следует разобраться во всех сложностях процесса общения, полезно начать его изучение с упрощенной модели, а уж затем, отталкиваясь от нее, идти дальше. Цель подобного обобщения - помочь людям учиться.

Содержание

1Закономерности процесса общения. Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная сторона общения.

3

Понятие общения

3

Коммуникативная сторона общения.

4

Перцептивная сторона общения.

5

Интерактивная сторона общения

7

2. Социальная психология малых групп: понятие, классификация, уровень сплоченности. Лидерство в малой группе.

8

Классификация групп.

9

Уровень сплоченности малой группы.

11

Лидерство в малых группах.

12

Используемая литература

Работа содержит 1 файл

Психология-реферат общение.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

План 

1Закономерности  процесса общения. Структура общения:  коммуникативная, перцептивная и  интерактивная сторона общения. 

 

Понятие общения   

 

Коммуникативная сторона общения. 

 

Перцептивная  сторона общения. 

 

Интерактивная сторона общения 

 

2. Социальная  психология малых групп: понятие,  классификация, уровень сплоченности. Лидерство в малой группе. 

 

Классификация групп. 

 

Уровень сплоченности малой группы. 

11  

Лидерство в  малых группах. 

12  

Используемая  литература 

14  
 
 

1 Закономерности процесса общения. Структура общения:  

коммуникативная, перцептивная и интерактивная сторона  общения. 

Общение - это  передача информации при взаимодействии. Это единственный способ, с помощью  которого мы вызываем изменения в  окружающих. Это наш канал влияния на людей. Успешное обучение в значительной мере зависит от успешного общения. Понимание закономерностей процесса общения и владение искусством общения - необходимые условия успешной работы менеджера. Если не усвоены основы общения, то любые конкретные программы и методики обучения уже не имеют особого значения. Чтобы как следует разобраться во всех сложностях процесса общения, полезно начать его изучение с упрощенной модели, а уж затем, отталкиваясь от нее, идти дальше. Цель подобного обобщения - помочь людям учиться. Обучение - в том смысле, в каком это слово используется в данной работе, - вполне можно назвать изменением в стереотипах поведения, которое помогает учащемуся. С помощью эффективного общения можно облегчить процесс обучения. Целью общения является приобретение адресатом новых качеств, поэтому общение должно быть ориентированно на результат. Чтобы быть эффективными, виды общения, которые мы будем рассматривать, должны начинать с ясной формулировкой цели. Общение следует начинать только тогда, когда уже определены его желаемые результаты: цель общения - попытка добиться этих результатов. Цель напрямую связана с конкретной ситуацией, которую можно изменить в лучшую сторону, решив существующие проблемы или воспользовавшись благоприятной возможностью. Общение предполагает законченный цикл: 

- Определяется  цель. 

- Предпринимается  попытка общения. 

- Осуществляется  обучение. Меняется поведение, либо  используются переданные знания  или навыки. 

- Достигаются  определенные результаты, которые  благоприятно влияют на первоначальную ситуацию. Другими словами, наблюдается улучшение первоначальной ситуации. 

Таков цикл коммуникативных  усилий, предпринимаемых для того, чтобы оказать слушателям помощь в учебе. Для уверенной и эффективной  работы с менеджерами и руководителями чрезвычайно важно понимание необходимости: 

- изменить стереотипы  поведения учащегося, 

- добиться появления  результатов обучения в жизни  или работе слушателей, 

- улучшить первоначальную  ситуацию.  

Такое понимание - ключ ко многим особенностям, отличающим обучение квалифицированного специалиста от обучения человека, не имеющего опыта работы. Общение должно быть двусторонним процессом. Как только определены все потребности в обучении - от целей до результатов - двусторонняя природа процесса общения становится наиболее важным моментом. 

Коммуникативная сторона общения. 

Говоря о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего  имеют в виду тот факт, что в  ходе совместной деятельности люди обмениваются информацией (различными представлениями, идеями, интересами и т.д.). Отсюда следует , что весь процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Также из вышеизложенного можно сделать следующий заманчивый шаг и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и делается в ряде случаях. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации. Не говоря уже о том, что при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту (введение понятия “обратная связь” не изменяет сути дела), здесь возникает и еще одно существенное упущение. 

При ошибочном  рассмотрении человеческой коммуникации фиксируется лишь формальная сторона  дела: как информация передается, в  то время как в условиях человеческого  общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. 

Общение нельзя рассматривать лишь как отправление  информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого “движения информации” между  двумя устройствами здесь мы имеем  дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. 

Другой участник предстает тоже как субъект, и  отсюда следует, что, направляя ему  информацию, на него необходимо ориентиро­ваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки. Схематично коммуникация может  быть изображена как интерсубъектный процесс. Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. 

Поэтому в коммуникативном  процессе и происходит не простое  движение информации, но как минимум активный обмен ею. Главная “прибавка” в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации, потому, что люди не просто “обмениваются” значениями, но стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса -- не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета.  

Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.  

Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда  человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: “все должны говорить на одном языке”. 

Перцептивная  сторона общения. 

Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. 

Весьма часто  восприятие человека человеком обозначают как “социальная перцепция”. Это  понятие в данном случае употреблено  не слишком точно. Термин “социальная перцепция” впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее. 

Если представить  себе процессы социальной перцепции  в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема, которая включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к “своей” группе; другого индивида, принадлежащего к “чужой” группе; свою собственную группу; “чужую” группу. Получаются четыре различных процесса, каждый из которых обладает своими специфическими особенностями. 

Еще сложнее  обстоит дело в том случае, когда  в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа . Тогда к составленному перечню процессов социальной перцепции следует еще добавить: восприятие группой своего собственного члена ; восприятие группой представителя другой группы ; восприятие группой самой себя , наконец, восприятие группой в целом другой группы. Хотя этот второй ряд не является традиционным, однако в другой терминологии почти каждый из обозначенных здесь “случаев” исследуется в социальной психологии. Не все из них имеют отношение к проблеме взаимопонимания партнеров по общению  

Для того чтобы  более точно обозначить, о чем  идет речь в интересующем нас билете, целесообразно говорить не вообще о  социальной перцепции, а о межличностной  перцепции, или межличностном восприятии (или -- как вариант -- о восприятии человека человеком). Именно эти процессы непосредственно включены в общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь. Иными словами, в данном контексте речь идет лишь о позициях, выделенных красным цветом в вышеизложенной схеме.  

Но кроме этого, возникает необходимость и еще  в одном комментарии. Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова “восприятие” кажется здесь не совсем точным. Во всяком случае ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. Поэтому в социально-психологической литературе до сих пор продолжается поиск наиболее точного понятия для характеристики описываемого процесса. Основная цель этого поиска состоит в том, чтобы включить в процесс восприятия другого человека в более полном объеме некоторые другие познавательные процессы. Многие исследователи предпочитают в этом случае обратиться к французскому выражению “connaissanse d'autrui”, что означает не столько “восприятие другого”, сколько “познание другого”. В отечественной литературе также весьма часто в качестве синонима “восприятие другого человека” употребляется выражение “познание другого человека”.  

Это более широкое  понимание термина обусловлено  специфическими чертами восприятия другого человека, к которым относится  восприятие не только физических характеристик  объекта, но и поведенческих его  характеристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д. Другой подход к проблемам восприятия, который также был использован в социально-психологических исследованиях по межличностной перцепции, связан со школой так называемой транзактной психологии. Здесь особенно подчеркнута мысль о том, что активное участие субъекта восприятия в транзакции предполагает учет роли ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта как специфических детерминант перцептивной ситуации, что представляется особенно важным, когда познание другого человека рассматривается как основание не только для понимания партнера, но для установления с ним согласованных действий, особого рода отношений. 

Интерактивная сторона общения 

Информация о работе Общение