Общение, структура общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 08:48, реферат

Описание работы

Деятельность медицинского работника, в том числе медицинской сестры, заключается в первую очередь в оказании помощи больным людям, испытывающим вследствие заболевания страдания, тревогу, подавленность, раздражение и другие негативные эмоции.
Оказание помощи больному человеку невозможно без общения с ним. При этом процесс общения с больным значительно отличается от процесса общения со здоровым человеком.

Содержание

Введение.
Виды общения.
Уровни общения.
Функции общения.
Структура процесса общения.
Психологическая ориентация в общении.
Психологические стратегии в общении.
Психологические барьеры в общении и их преодоление.
Основные правила эффективного общения.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по психологии №1.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

    Психологические барьеры в общении  и их преодоление.

    Часто причиной неэффективного общения, взаимонепонимания  и даже конфликтов между людьми становятся неверные психологические установки и представления, которые называются психологическими барьерами в общении.

    Выделяют  следующие наиболее часто встречающиеся  барьеры в общении. [Удальцова М.В., Аверченко Л.К. 1999 г.]

    1. Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки.

    Этот  барьер проявляется следующим образом: человек начинает негативно относиться к своему собеседнику или партнеру по общению беспричинно или в результате первого впечатления.

    Необходимо  увидеть свое предвзятое отношение  к собеседнику, проанализировать возможные причины его возникновения и мотивы, способствовавшие этому, и постараться изменить свою позицию.

    2. Барьер отрицательной установки, введенной кем-либо в ваше сознание. Как правило, этот барьер возникает на основе отрицательной информации, введенной кем-либо в сознание человека, на основании чего заранее формируется негативная установка по отношению к определенному человеку, возможно, даже ранее не знакомому.

    В этом случае необходимо осознать всю  «внедренную» в ваше сознание негативную информацию как своего рода программу, искажающую чистое, объективное восприятие собеседника, и освободиться от любой тенденциозности и предвзятости в общении.

    В процессе общения очень важно  уметь разобраться в личности другого человека, опираясь на собственный опыт взаимодействия с ним, помня мудрое высказывание: «Как мы думаем о человеке, так он и проявляет себя перед нами». И, конечно же, необходимо предоставить и фактору времени сыграть свою роль в выявлении всего спектра качеств человека.

     3. Барьер «боязни» контакта с человеком. Чаще всего в основе этого барьера лежит повышенная стеснительность, чувство неловкости, повышенная чувствительность, ранимость и, возможно, имеющийся негативный опыт неконструктивного общения с людьми и как результат – страх неудачи.

    4. Барьер «ожидания непонимания». В основе этого барьера лежит сомнение человека в способности собеседника правильно и объективно понять его самого, его проблемы и его позицию. Отсюда вытекает негативное прогнозирование (фактически – негативное моделирование) ситуации непонимания (взаимное непонимание) и как следствие – «зашоривание» собственного сознания, трудности в преодолении своих же стереотипов и предубеждений.

    5. Барьер «неверных стереотипов», или стереотипизация. Для большинства людей свойственно в ситуациях жизни следовать некоторому шаблону, т.е. обобщать, упрощать явления окружающей жизни.

    Эти упрощенные представления и установки  затем автоматически переносятся в процессе общения не конкретных людей и могут привести к взаимному непониманию и даже отторжению (могут вызвать негативную реакцию). Например: «все профессора – чудаковатые», «студенты – бесшабашные», «старики – придирчивые» и т.д.)

    Естественно, стереотипы могут содержать определенную долю правды и помогать прогнозировать различные ситуации. Но одновременно они являются довольно жесткими ограничительными барьерами и препятствиями в общении людей, которые порой бывают достаточно трудно преодолеть.

    6. Барьер «возраста». Чаще всего выражается как барьер непонимания между людьми разных поколений, что нередко может приводить к конфликту «отцов и детей». В этом случае старшие не понимают, чем живут молодые, осуждают их, раздражаются, не принимая их образ жизни, привычки, жизненные установки, идеалы и, наоборот, то же самое наблюдается со стороны молодого поколения по отношению к старшим.

    Необходимо  знать о существовании данного  барьера и стараться преодолеть его в себе, культивирую позитивное, понимающее, доброжелательное отношение к людям любого возраста.

    Перечисленные выше барьеры являются лишь малой вершиной айсберга существующих возможных препятствий для понимания между людьми. Важно помнить, что психологические барьеры возникают исподволь, незаметно (постепенно) и, как правило, не замечаются самим человеком. Поэтому важно постоянно анализировать процесс своего общения с другими, учиться смотреть на себя как бы «со стороны», глазами своих собеседников.

           Основные правила эффективного общения.

      Существует  несколько правил эффективного общения, знание которых поможет установить психологический контакт с собеседником, поддерживать атмосферу доверия.

  1. Проявляйте искренний интерес и уважение к личности собеседника.
  2. Постарайтесь увидеть, понять и оценить достоинства человека, с которым вы общаетесь. Выразите это словами ободрения и похвалы.
  3. Будьте открыты, благожелательны, позитивны и приветливы.
  4. Обращайтесь к человеку по имени и отчеству.
  5. Будьте терпимы к чужому мнению. Не осуждайте других людей. Старайтесь понять мотивы, побуждающие их поступать так, а не иначе. Не допускайте раздражения и критики.
  6. Постарайтесь понять круг интересов собеседника. Старайтесь вести беседу с учетом его индивидуальных особенностей, вкусов, желаний. Говорите с человеком на понятном ему языке.
  7. Умейте поставить себя на место другого человека, чтобы понять его.
  8. Дайте возможность другому человеку выговориться. Научитесь быть внимательным слушателем.
  9. Указывая на очевидные ошибки другого человека, начинайте разговор с подчеркивания его достоинств и положительных качеств. Делайте акцент не на личностных особенностях человека, а на фактах или явлениях.
  10. Никогда не критикуйте человека при посторонних, чтобы не унизить и не уязвить его самолюбие.

[Шкуренко  Д.А. 2002 г.] 
 
 

     

     

    ЛИТЕРАТУРА.

    1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: 1997.
    2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: «Просвещение», 1987.
    3. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов н/д: «Феникс», 2001.
    4. Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Социология и психология управления: практикум. – М.: «ИНФРА – М», 1999.
    5. Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология: учебное пособие. – Ростов н/д: «Феникс», 2002.

       
 

 

         

             
 
 
 
 

     

      
 
 
 

     

     

Информация о работе Общение, структура общения