Общение, структура общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 08:48, реферат

Описание работы

Деятельность медицинского работника, в том числе медицинской сестры, заключается в первую очередь в оказании помощи больным людям, испытывающим вследствие заболевания страдания, тревогу, подавленность, раздражение и другие негативные эмоции.
Оказание помощи больному человеку невозможно без общения с ним. При этом процесс общения с больным значительно отличается от процесса общения со здоровым человеком.

Содержание

Введение.
Виды общения.
Уровни общения.
Функции общения.
Структура процесса общения.
Психологическая ориентация в общении.
Психологические стратегии в общении.
Психологические барьеры в общении и их преодоление.
Основные правила эффективного общения.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по психологии №1.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

    Механизмы общения.

    Основными психологическими механизмами, лежащими в основе восприятия и понимания собеседника при межличностном общении, являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

    Идентификация представляет собой процесс почти полного отождествления человека с собеседником и даже как бы «забвение себя» во время общения. Это помогает, образно говоря «влезть в шкуру» другого человека, почувствовать, понять и пережить все, что чувствует, понимает и переживает он.

    Близким к идентификации механизмом восприятия является эмпатия, то есть способность к глубокому эмоциональному контакту и сопереживанию другому человеку, помогающая глубже понять его и откликнуться на его нужды и проблемы. Данный механизм восприятия и общения является наиболее желательным в медицинской практике как в общении с коллегами, так и в общении с пациентами.

    Рефлексия – это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника, приводящий к определенным обобщениям и выводам о человеке.

    Отмечено, что при общении двух человек  имеют место следующие шесть  процессов, а именно:

  • То, что я думаю о вас;
  • То, что вы думаете о себе;
  • То, что я думаю о самом себе;
  • То, что вы думаете обо мне;
  • То, что я думаю, что вы думаете обо мне;
  • То, что вы думаете, что я думаю о вас.

    В общении выделяют вербальные (словесные, речевые) и невербальные (позы, жесты, мимика) средства общения.

    По  данным А.Мейрабиана, в общении только 7% информации передается путем вербальных средств (только слов), 38% - за счет звуковых средств (включая силу звука, тембр, интонацию голоса) и 55% информации передается за счет невербальных средств.(Столяренко Л.Д. 2001 г.)

    Невербальные  сигналы, то есть поза, жесты, мимика, движения глаз, дыхание, интонация и громкость голоса, темп речи и т.п., играют важную роль в определении и оценке психологического состояния собеседника.

    Распознавание и чтение их требует от человека определенной психической и сенсорной чувствительности, внимательности и настройки на собеседника.

    Психологическая ориентация в общении.

    Существует  два основных вида ориентации в общении: ориентация на контроль и ориентация на понимание.

    Ориентация  на контроль проявляется, как стремление человека управлять ситуацией, контролировать ее и поведение других людей. Как правило, она предполагает занятие доминирующей позиции в общении и стремление навязать другим свое понимание ситуации и свой план действий.

    Ориентация  на понимание, наоборот, основывается на стремлении понять других людей, их мотивы, поведение и ситуацию в целом. Она предполагает адаптацию, психологическую «подстройку» к собеседнику и принятие его как равного. 

    Психологические стратегии в общении.

    Выделяют  три пары стратегии общения.

    1. Открытое или закрытое.

    2. Монологическое или диалогическое  общение.

    3. Ролевое (исполнение какой-то  социальной роли, например» «ребенка», «родителя», «начальника», «подчиненного» и т.п.), [Столяренко Л.Д. 2001 г.]

    Открытое  общение – это такое общение, при котором человек может и хочет четко, ясно и полно выразить свою точку зрения или отношение к чему-либо, кому-либо и готов понять и учесть точку зрения и позицию других людей (собеседников).

    Закрытое  общение – возникает при нежелании или неумении ясно выразить и донести до сознания собеседника свою позицию, отношение, мысль или информацию.

    Существуют  жизненные ситуации, когда закрытое общение оправдано, например, при значительной разнице в информационной компетентности собеседников или когда с силу сложившихся обстоятельств просто нет времени и сил на ликвидацию информационного пробела у другой стороны. Подобный тип общения оправдан и в силу конфликта, когда также нецелесообразно полностью открывать свои мысли и чувства противостоящей стороне, так как это может еще более усугубить (углубить) конфликт. 

    Монологическое  общение – это достаточно распространенный вид общения, в котором изначально задана неравноправность партнеров. В данной ситуации один из собеседников, как правило, владеет большей информацией и обладает большими полномочиями и правами в реализации какой-либо задачи через конкретного партнера по общению.

    Таким образом, его партнер заведомо поставлен  в более пассивную, «воспринимающую» и «исполняющую» позицию, то есть, выражаясь психологическим языком, осуществляет «пристройку с низу».

    Монологическое  общение, в свою очередь, подразделяется на два вида: императивное и манипулятивное.

    Императивное  общение – это по сути директивная, авторитарная форма общения, имеющая своей целью открытое принуждение собеседника к определенным решениям или действиям.

    Как правило, данный вид воздействия  реализуется через такие формы, как приказы, предписания, указания, поощрения, наказания, взыскания и т.п. Естественно, что при решении организационных и дисциплинарных вопросов данный вид общения оправдан и даже необходим.

    Но  для личных, неформальных, близких  или дружеских отношений он неприемлем. Особенно осторожно и избирательно нужно применять формы императивного общения при обучении и в работе с пациентами.

    Манипуляция – это разновидность монологического общения, предполагающая неявное воздействие на собеседника (партнера по общению) для достижения манипулятором своих скрытых целей.

    Манипуляция является разновидностью скрытого управления людьми, контроля над их мышлением  и поведением, при котором партнер  не информируется об истинных целях такого общения, либо получает искаженную информацию, скрывающую эти цели.

    Как правило, манипулятор использует наиболее уязвимые (с психологической точки зрения) места человека, его скрытые желания, предпочтения, амбиции, комплексы, установки, увлечения, особенности темперамента, характера, возраста и т.п., применяя при этом специальные методы воздействия, повышающие внушаемость, восприимчивость, податливость партнера.

      С этической точки зрения собеседник  рассматривается манипулятором  как объект, инструмент и средство  для достижения его скрытых целей.

    С психологической точки зрения у  манипулятора формируется одностороннее отношение к людям, стремление управлять ими и распоряжаться, часто с эгоистических позиций.

    При таком общении выхолащивается глубинное, гуманистическое отношение к людям, утрачивается понимание их уникальности и самоценности.

    Диалогическое общение – в основе этого общения лежат такие важные качества, как доверие и уважительное отношение к собеседнику, равноправные отношения в общении, предоставление партнеру права на собственное мнение и принятие собственного (варианта) решения.

    Целью диалогического общения является достижение более глубокого уровня понимания  между людьми, более тесного контакта с человеком и возможности  сотрудничества.

    Ролевое общение – как правило, связано с использованием различных психологических тактик общения.

    Выделяют  шесть тактических позиций в  общении:

    1. Доброжелательная позиция принятия собеседника.
    2. Нейтральная позиция.
    3. Враждебная позиция неприятия собеседника.
    4. Доминирования, или «пристройка с верху».
    5. Общение на равных, или «пристройка рядом».
    6. Подчинение, или «пристройка с низу».

    [Столяренко  Л.Д. 2001 г.]

    Ролевые позиции в общении.

    В современной психологии подробный  анализ этих позиций в общении  был разработан Э.Берном.

    Э.Берн за единицу общения принял так называемую трансакцию, или некое базовое (психологическое) состояние Я человека.

    Всего им было выделено три таких базовых  состояния, которые в процессе общения у каждого человека проявляются в виде исполнения им трех специфических (определенных) ролей. Это:

    1. Состояния Я человека, психологически напоминающие состояние родителей и основанные на запечатленных в сознании человека стилях, формах и методах воспитания и обучения, которые использовали его родители.
    2. Состояния Я человека, основанные на объективном отношении и трезвой оценке событий окружающей действительности.
    3. Состояния Я человека, которые все еще сохраняются  и действуют в психике человека с момента их фиксации и проявления в психике и поведении в раннем детстве.

     Условно эти три основные позиции-состояния называются: Родитель, Взрослый, Ребенок.

     Это нормальные психологические состояния  каждого человека, которые неоднократно проявляются в ситуациях повседневной жизни.

  1. Позиция Родителя проявляется в виде двух вариантов:

    - «карающий  (критикующий) Родитель», который приказывает, указывает, критикует, выговаривает, наказывает за проступки и т.п.;

    - «опекающий (заботливый) Родитель», который  мягко советует, беспокоится, заботиться, ухаживает, защищает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, прощает ошибки и т.д.

  1. Позиция Ребенка проявляется также в виде двух вариантов:

    - «бунтующий  Ребенок», который капризничает, не  соглашается, обижается, не принимает никаких разумных доводов, выражает эмоциональный протест, потакает своим прихотям и желаниям, действует импульсивно, нерационально и т.п.;

    - «послушный  Ребенок», с которым, как правило,  родителям очень удобно, т.к. он легко поддается управлению и даже нуждается в нем, легко соглашается с точкой зрения старших, послушен, комфортен, чувствует свою зависимость от более сильных личностей, нуждается в авторитете и т.п.

  1. Позиция Взрослого проявляются в виде разумного, объективного, аналитического подхода к событиям жизни, ровного, спокойного, выдержанного отношения к людям, способности брат ответственность за себя и за других, а также в виде доверительного и равноправного отношения к собеседнику в процессе общения с ним и т.д.

      Наиболее  эффективным является общение двух людей, находящихся в позиции  Взрослых, также могут понять друг друга и два Ребенка.

      Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

      Общение Взрослого и Ребенка столь  же динамично: либо Взрослый сумеет побудить Ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя.

      Общение Родителя и Ребенка чаще всего  взаимодополняемо, хотя может носить как спокойный характер (в случае «послушного Ребенка»), так и конфликтный (в случае «бунтующего Ребенка»).

      Общение двух Родителей является чрезвычайно  взрывоопасной ситуацией и всегда чревато конфликтом – явным или скрытым. Чтобы избежать конфликта в данном случае как минимум одному из собеседников необходимо изменить свою ролевую позицию, например, на позицию «послушного Ребенка» (то есть стать на время «Подчиненным») или на «Взрослого», способного спокойно и мудро воспринимать любые выпады, претензии, «указания» и т.п.

Информация о работе Общение, структура общения