Общение, структура общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 08:48, реферат

Описание работы

Деятельность медицинского работника, в том числе медицинской сестры, заключается в первую очередь в оказании помощи больным людям, испытывающим вследствие заболевания страдания, тревогу, подавленность, раздражение и другие негативные эмоции.
Оказание помощи больному человеку невозможно без общения с ним. При этом процесс общения с больным значительно отличается от процесса общения со здоровым человеком.

Содержание

Введение.
Виды общения.
Уровни общения.
Функции общения.
Структура процесса общения.
Психологическая ориентация в общении.
Психологические стратегии в общении.
Психологические барьеры в общении и их преодоление.
Основные правила эффективного общения.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по психологии №1.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

Министерство  здравоохранения Российской Федерации

Алтайский Государственный Медицинский Университет

Факультет «Сестринское дело». Заочное отделение.  
 

Кафедра психологии, психотерапии и педагогики. 
 
 
 

Реферат по курсу «Психология». 

Тема:

 «Общение, структура общения». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                            Студентки 1 курса группа №186

                                                                                                                                 

                                                               Шипуновой Оксаны Юрьевны

                                         

                                         
 

                                                                Проверил:___________________ 

                                                                Оценка:___________ 
 
 
 

Барнаул 2005 год. 

 

СОДЕРЖАНИЕ. 

  1. Введение.
  2. Виды общения.
  3. Уровни общения.
  4. Функции общения.
  5. Структура процесса общения.
  6. Психологическая ориентация в общении.
  7. Психологические стратегии в общении.
  8. Психологические барьеры в общении и их преодоление.
  9. Основные правила эффективного общения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    Деятельность  медицинского работника, в том числе  медицинской сестры, заключается в первую очередь в оказании помощи больным людям, испытывающим вследствие заболевания страдания, тревогу, подавленность, раздражение и другие негативные эмоции.

    Оказание  помощи больному человеку невозможно без общения с ним. При этом процесс общения с больным  значительно отличается от процесса общения со здоровым человеком.

    Еще Авиценна, великий врач и мыслитель  Средневековья, говорил о трех средствах  помощи больному человеку – о «ноже, траве и слове», тем самым, подчеркивая  важность человеческого слова, а  по сути – психологии общения в  исцелении от недуга.

    На  процесс общения и взаимодействия между людьми оказывают влияние самые разнообразные физиологические, психологические и социально-культурные факторы, такие как:

  • конституциональный тип человека,
  • психофизиологические особенности,
  • темперамент,
  • характер,
  • культурный и образовательный уровень,
  • нравственные качества личности,
  • ценностные установки (ориентиры),
  • жизненные цели,
  • мотивация, побуждения,
  • интеллектуальный и творческий потенциал,
  • жизненная позиция (активная, пассивная, потребительская, «производящая», берущая, отдающая, зависимая, независимая и др.),
  • психологические проблемы и комплексы,
  • усвоенные социальные роли («студент», «преподаватель», «медсестра», «врач», «начальник», «подчиненный» и т. п.)

    С момента своего рождения и до конца  жизни человек находиться в процессе постоянного взаимодействия и общения с другими людьми. Любая деятельность возможна только при условии установления психологического контакта и взаимопонимания между людьми, основным условием которого является общение.

    Общение – это многогранный и многоуровневый процесс взаимодействия между людьми или социальными группами, в котором происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности, формирование эмоционально-психологических отношений, осуществляется взаимовлияние, а так же совместное взаимное сопереживание и понимание.

    Общение – это всегда двусторонний процесс, в который вовлечены все его  участники, приводящий к взаимной связи  людей друг с другом.

    Виды  общения.

    Выделяют  следующие виды общения:

    1. Внутриличностное. Это внутренний диалог человека с самим собой, обдумывание проблем, различных вопросов, анализ ситуаций, построений планов и т.п.

    2. Межличностное. Это общение двух или более людей между собой. Включает в себя все разнообразие уровней, форм, стилей и методов общения.

    3. Общественное. Это общение человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией. 

    Уровни  общения.

    Различают следующие уровни общения:

    1. Общение на уровне  «контакта масок».

    Это уровень формального общения, при  котором у собеседников нет потребности и стремления к глубокому пониманию другого человека (партнера по общению), когда используется набор стандартных социально-психологических «масок» (вежливости, участливости, почтительности, строгости, безразличия, нейтральности и т.п.).

    В этом случае под «маской» подразумевается определенный стандартный набор жестов, мимики, слов, интонаций, позволяющий человеку, во-первых, скрыть свое истинное отношение к собеседнику, во-вторых, защититься от нежелательного вторжения других в свой внутренний мир, и в-третьих, при необходимости «сгладить острые углы» в отношениях между людьми.

    2. Примитивный уровень  общения.

    На  данном уровне общения другой человек  оценивается с точки зрения нужности или ненужности, полезности или бесполезности  и т.п. При «нужности» и «полезности» с человеком вступают в контакт, при «ненужности» не вступают или грубо отталкивают, если он мешает достижению какой-либо цели.

    В данном случае человек фактически используется как вещь, так как после получения желаемого результата к нему, как правило, быстро исчезает интерес.

    3. Манипулятивный уровень  общения.

    Данный  уровень общения близок примитивному, так как тоже направлен на получение  какой-либо выгоды от собеседника (партнера), но при этом истинная цель всячески скрывается от человека.

      При манипулятивном общении активно используются самые разнообразные способы психологического воздействия на человека и управления им, такие, как лесть, проявление расположенности, покровительства, запугивание, неявный шантаж, «пускание пыли в глаза», обман и др.

    4. Формально-ролевой  уровень общения.

    На  данном уровне каждый участник действует  строго в соответствии со своей социальной ролью и положением. В нем фактически не учитываются индивидуальные личностные качества человека, его внутренний мир, проблемы и т.п.

    5. Светский уровень  общения.

    Для этого уровня общения характерна поверхностность и беспредметность. Люди при светском уровне общения обмениваются фразами, словами, восклицаниями, знаками внимания в строгом соответствии с общепринятыми в данном обществе правилами.

    6. Деловой (профессиональный) уровень общения.

    Деловое общение возникает у людей, как  правило, в связи с их участием в определенной общей деятельности и имеет целью достижение общего результата.

    Поэтому на данном уровне общения, конечно же, учитываются индивидуальные особенности личности собеседника, но интересы дела гораздо более значимы, чем личные (межличностные) отношения, и даже возможные расхождения во взглядах или мнениях, как правило, уходят на второй план.

    (Довольно  часто встречающаяся форма общения между людьми).

    7. Творчески-активный  уровень общения.

    Этот  уровень общения характерен, как  правило, для творческих групп и  коллективов, то есть людей, связанных  какой-то общей творческой деятельностью и коллективно заинтересованных в общем результате работы.

    Для него характерен открытый, доверительный  стиль общения, а также продуктивный обмен мыслями, идеями, мнениями, суждениями, разработками.

    8. Дружеский уровень  общения.

    Данный  уровень общения характеризуется  максимальной открытостью людей друг другу, искренностью, доверием, расположенностью, эмоциональным сопереживанием другому человеку, сочувствием его проблемам, а также готовностью к взаимной поддержке и взаимопомощи.

    9. Доверительный уровень  общения.

    Это уровень максимальной открытости и близости между людьми, требующий предельной искренности и доверия друг другу. Этот уровень общения требует также ответственности перед другим человеком, так как на таком уровне общения человек допускает партнера в самые сокровенные области своей души.

    10. Духовный уровень  общения.

    На  данном уровне общения находятся, как правило, люди, связанные общими высокими нравственными целями и возвышенными гуманистическими идеалами, а так же люди, стремящиеся к духовному развитию и самосовершенствованию.

    Такое общение, как правило, взаимно духовно обогащает людей, но требует предельной честности и требовательности, прежде всего к самому себе. 

    Функции общения.

    Общение выполняет три главные функции:

    1. Коммуникативная – это обмен информацией в процессе общения.

    2. Интерактивная – это способность людей к взаимодействию друг с другом и обмену действиями, поступками, опытом, мнениями, отношениями и т.п. в процессе общения.

    3. Перцептивная – это способность восприятия и эмоционального переживания проблем каждого из участников процесса общения и как результат – установление и уточнение характера взаимоотношений и взаимопонимания.

    Каждая  из этих трех функций чрезвычайно  важна и обязательно должна иметь  место в каждом акте общения между  людьми, так как делает этот процесс максимально полным, целостным и эффективным.

    Структура процесса общения.

    Процесс общения имеет следующую структуру:

    Первое  звено – это отправитель сообщения (информации), то есть человек, инициирующий общение.

    Второе  звено – это само сообщение, то есть передаваемая вербальная (речевая)  и невербальная (неречевая) информация.

    Третье  звено – это используемый канал передачи информации (речевой, неречевой, письменный и тд.).

    Четвертое звено – это получатель сообщения, информации, то есть партнер по общению, собеседник.

    Пятое звено – это факт подтверждения или не подтверждения собеседником получения сообщения, то есть обратная связь. Данный фактор является чрезвычайно важным для осуществления эффективного общения между людьми.

    Оптимальным считается общение, при котором активно задействованы все пять звеньев. Нарушение в каком-либо звене может привести и к нарушению самого процесса общения в целом и как результат – к взаимному непониманию между собеседниками или даже конфликту.

Информация о работе Общение, структура общения