Образ, як центральна категорія психології

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Понятие образа является одним из центральных в психологии, поскольку именно образы, отражая объективную реальность, являются содержанием психики субъекта. Кроме широкого толкования этого понятия существуют и другие его значения. Так, например, нередко образ рассматривают как некий промежуточный или конечный результат познавательной деятельности, как продукт восприятия, памяти, мышления, воображения.
Как отмечает Психологический словарь: «В образе осознается в первую очередь предметное содержание, соответствующее смысловой стороне стоящей перед субъектам задачи. Фоновые координации, реализуемые на более низких уровнях, не представлены в фокальной области сознания...» [22, с. 223].

Работа содержит 1 файл

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

     Восприятие  — целостное отражение предметов  и явлений в совокупности их свойств  и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

     Физиологической основой восприятия является согласованная деятельность нескольких анализаторов, протекающая при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи. В процессе восприятия формируются перцептивные образы , с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память и мышление. Образ представляет собой субъективную форму объекта; он является порождением внутреннего мира данного человека.

      Например, восприятие яблока складывается из зрительного ощущения зеленого круга, тактильного ощущения гладкой, твердой и прохладной поверхности и обонятельного ощущения характерного яблочного запаха. Складываясь вместе, эти три ощущения дают нам возможность восприятия целого предмета — яблока.

     Восприятие следует отличать от представлений , то есть мысленного создания образов предметов и явлений, когда-то воздействовавших на организм, но отсутствующих в данный момент. В процессе формирования образа на него воздействуют установки, интересы, потребности и мотивы личности. Огромную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, активность его восприятия.

     По  мнению Б.Ф.Ломова, «воспроизведение образа в психическом пространстве происходит за счет пространственной развертки  временной последовательности восприятия элементов предмета». [3, с.14] При этом временные компоненты –длительность и последовательность – переходят в пространственные - длину и площадь.

     С этой точки зрения образ представляет собой взаимосвязь внешнего и  внутреннего мира, средство, благодаря  которому характеристики реальности (время, последовательность и т.д.) перетекают в характеристики внутреннего психического пространства, порождая его. Именно в пространственных терминах описаны основные свойства чувственного образа: предметность, объективированность, субъективность. [17]

     Перцептивные  образы являются основой для возникновения  более сложных по своей структуре и функциям образов. К ним относятся так называемые вторичные образы (представление, образы памяти, образы воображения). Главной характеристикой вторичных образов является то, что они образуются без непосредственного воздействия объектов реального мира, но путем операционализации и трансформации чувственных образов, сохранившихся в памяти. При этом структура образа объекта может быть изменена, так как одни его признаки выходят на первый план, усиливаются, другие редуцируются. Другими словами, происходит схематизация перцептивного образа.

     Содержание  восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто  мало интересуется техникой, чаще всего  видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей.

2.2 Образ мира.

     Наиболее  значительным вкладом в изучение этой проблемы стали последние работы А.Н.Леонтьева, в которых он развивает  единую концепцию Образа Мира, «представляющего собой индивидуальную для человека целостную субъективную картину окружающего его мира, опосредованную психическим отражением». [3, с.14]

     Образ мира строится на базе чувственных  образов, которые, проникая в сферу  сознания, трансформируются, приобретая новые характеристики. «Становление образа мира у человека есть его переход за пределы «непосредственно чувственной картинки». Образ не картинка!». [18, Т2. c. 261.] Трансформация образа происходит за счет его осмысления. Целостный человеческий образ всегда осмыслен. Осмысленность образа вносится в него значениями. «У человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно означенность» Тогда образ мира – это «не изображение, а изображенное», которое открывается в процессе осознания, рефлексии образного ряда.

     Анализируя  образ в контексте сферы сознания, А.Н.Леонтьев выделяет в качестве основной характеристики образа его активную, деятельностную функцию. «Необходимым условием возникновения образа является активное действие Образ всегда действен в том смысле, что он несет в себе отношение, процесс действия». Развивая эту мысль, П.Я.Гальперин считает, что образы являются обязательным условием для перехода к неавтоматическому (т.е. осознанному) реагированию. [6, с.91] Благодаря образам, «окружающий мир открывается как арена возможных действий».

     Разработка  понятия «образ мира» была продолжена С.Д.Смирновым. Образ мира понимается им как некоторая совокупность или упорядоченная система знаний человека о мире, о себе, о других людях и т.д., которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие. «Главный вклад в процесс построения образа предмета или ситуации вносят не отдельные чувственные впечатления, а образ мира в целом». [13, с.143]

     Актуальному чувственному переживанию образа предшествуют его предметное значение, и эмоционально-личностный смысл. Они заданы всем контекстом нашей деятельности, актуализированной (в соответствии с задачами деятельности) частью образа мира. Образ мира не складывается из образов отдельных явлений и предметов, а с самого начала развивается и функционирует как некоторое целое.  Это значит, что любой образ есть элемент образа мира. Сущность образа определяется той функцией, которую он выполняет в целостном отражении реальности.

     «Образ  мира в функциональном плане предшествует актуальной стимуляции и вызываемым ею чувственным впечатлениям. Взаимодействие образа мира и стимулирующих воздействий строится путем апробации или модификации образа мира как целого под влиянием ассимилированных им чувственных впечатлений». [13;с.145]

     Основной  характеристикой образа мира, позволяющей  ему функционировать в качестве активного начала отражательного процесса, является его деятельностная и социальная природа. В функциональном плане  образ мира предшествует деятельности, выступая ее активным началом, т.е. инициируя и направляя ее. Первичное становление мотива в целях и целей в средствах деятельности невозможно без ориентировок в плане образа. «Однако, будучи начатой, деятельность все время оказывает обратное влияние на образ мира, обогащая и модифицируя его. Поэтому в плане развития образа мира деятельность всегда выступает как первичное и ведущее начало». [13; с.146]

2.3 Образы воображения и творчество человека

     В кратком словаре психолого-педагогических терминов оно (воображение) рассматривается «как процесс создания в человеческом сознании новых образов и понятий на основе прошлых восприятий, представлений». [13, с. 9]

     Попытки объяснить происхождение нового из старого были предприняты еще  древнегреческими философами Гераклитом Эфесским (544 – 483 г. до н. э.) и Парменидом Элейским (540 – 480 г. до н. э.) в процессе объяснения «картины мира». В основе их построений лежат противоположные способы разрешения одного и того же парадокса, который изложен как «парадокс возникновения» (парадокс – противоречие, получаемое в результате внешне логически правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям).

     Суть  парадокса: Откуда берется новое? Если из старого, то оно не новое. Если же не из старого, то значит, что новое возникает ни из чего. Но ни из чего не может возникнуть нечто. Следовательно, новое невозможно. Предложенная Гераклитом «картина мира» основана на следующем разрешении «парадокса возникновения»:Новое это то, чего раньше не было. Если новое возникает, следовательно оно содержится в старом. Тогда небытие должно присутствовать в уже имеющемся бытии. Бытие и небытие должны сосуществовать. Следовательно, все в мире подчиняется единому закону – закону перехода небытия в бытие и наоборот.  Признать, что небытие есть, значит нарушить закон непротиворечивости высказываний. Поскольку небытия нет, то разграничивать части бытия нечему и оно едино. Следовательно бытие едино и неизменно. Отсюда следует, что существуют два мира: мир истины, единство и неизменность которого постигается умом и мир мнения, множественность и изменчивость которого дана людям в чувственном восприятии. [25, с.25].

     Иное  понимание процессов создания нового (основанное на вере) начинается в период распространения христианской религии. Мир, окружающий человека, поражает воображение своим разнообразием. Научные данные, объясняющие процесс создания объективной реальности, отсутствуют. В Библии Создатель, Творец – Бог. Творческий процесс описывается так: сначала была мысль (замысел), далее действия (сказал Бог: да будет свет, и стало так). Последним создал Бог человека, по замыслу и подобию своему. Следовательно, человек способен к созданию нового, благодаря своему сознанию с божьего благословения. Способность человека творчески изменять себя изначально отрицалась, так как то, что создано богом совершенно и не подлежит изменению. В дальнейшем данная точка зрения претерпевает изменение.

     Такие точки зрения просуществовали вплоть до ХVIII в. В ХVIII в. в связи с развитием  естественных наук изменяются подходы в антропологии (психологическом видении человеческой реальности во всей ее полноте, учении о природе, условиях развития и становления субъективности, внутреннего мира человека). Выделяется сознание, описываются психические явления в их взаимосвязи. Подчеркивается продуктивный характер творческой деятельности воображения.

     И. Кант, немецкий философ - идеалист, называет воображение составной частью восприятия, продуктивной деятельностью, которая  формирует новые понятия, способствует переходу от чувственного к рациональному, от представления к понятию. Воображение – способ приложения категориального аппарата к данным чувственного опыта (Кант И. О ). Творчество, искусство – результат одухотворенного истинного созерцания, которое производит «чувственные понятия», а согласно. Гегелю созерцание схватывает субстанцию предмета во всей ее полноте. Подобное возможно, так как высшие формы созерцания обеспечиваются действием силы продуктивного воображения и творческой фантазии. Гегель называет такой вид творчества «созерцательной способностью суждения», благодаря которой человек в единичном явлении может увидеть всеобщее. [9].

     В работах В. Вундта и Э. Меймана  понятие “воображение” подменяется  понятием “фантазия”. Э. Мейман писал, что богатство образов нашей  фантазии зависит, в конечном счете, от богатства впечатлений.

     Данная  тема получает свое дальнейшее развитие в работах западноевропейских исследователей. В.А.Лай в «Экспериментальной дидактике» писал о развитии фантазии, что «богатство представлений приобретается только внимательным наблюдением над жизнью людей». [14, с. 188 –189] Подчеркивается роль наблюдения, подражания (что по существу является психологическими механизмами процессов развития воображения). Он указывал, что развитие воображения у детей в большой степени зависит от развития фантазии посредством обучения (обучение, по существу, является внешним условием, способствующим развитию и ведущим за собой это развитие).

     В зарубежной, современной психологии вводится новое понятие «креативность». Это понятие, в самом общем виде, включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что – либо, не существовавшее прежде. Было замечено, что не все способны к созданию нового, что существенно могло бы облегчить условия жизни людей. Следовательно, необходимо выявить, какое стечение внешних условий и внутренних факторов (способностей) приводит к формированию данного феномена. Встал вопрос диагностики креативности, разработки критериев оценки творческого потенциала, изучения возрастных особенностей формирования воображения, учета творческих достижений людей И. М. Розетт.

     Л. С. Выготский указывает, что В. Вундт, стоя на этой точке зрения, считает, что творческое начало воображению  не присуще, и что воображение имеет ограниченный круг своих комбинаций, внутри которых оно разыгрывается. Говоря о природе процесса творческого воображения, Л. С. Выготский рассматривает ее в изменении и развитии (материалистический подход), в зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материала для воображения. Деятельность воображения зависит от опыта, потребностей, и интересов, в которых эти потребности выражаются. Оно зависит от комбинаторики и упражнений в этой деятельности, воплощение продуктов воображения зависит от технического умения и традиций. Л. С. Выготский рассматривает перерабатывающую и комбинирующую особенность творческого воображения. Без соединения творческого воображения с практикой немыслим сам процесс творчества. Автор трактует природу воображения не как первичную творческую деятельность сознания. Он подчеркивает детерминированность творческого воображения от окружающей действительности, которая, отражаясь в мозгу человека, образует тот духовный материал, которым оперирует человек во время творческой деятельности. [5]

     Содержание  фактически каждого образа отличается неоднородностью. Образы являются специфическим  сплавом отражения реального  объекта, воспринятого субъектом, и  предшествующего собственного опыта субъекта по восприятию подобных объектов и взаимодействию с ними. Предшествующий опыт формирует некоторые ожидания или, иначе говоря, идеалы, эталоны, которые, соединяясь с опытом, создают образ, более или менее совпадающий с реальностью. Но это совпадение никогда не бывает полным и абсолютно точным, так как образ -это лишь отражение реальности в сознании человека, а не сама реальность. Но, отразившись в сознании и зафиксировавшись в том или ином виде (в вербальном или визуальном изображении), образ сам становится реальностью, влияющей на последующее осознание действительности. Создатель достаточно широко известной и активно применяемой во многих странах концепции трансактного анализа Э. Берн в своей работе «Введение в психиатрию и психоанализ» справедливо подметил, что от того, насколько полно и точно образ соответствует реальности, как раз и зависит успешность человеческой деятельности.

Информация о работе Образ, як центральна категорія психології