Образ, як центральна категорія психології

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Понятие образа является одним из центральных в психологии, поскольку именно образы, отражая объективную реальность, являются содержанием психики субъекта. Кроме широкого толкования этого понятия существуют и другие его значения. Так, например, нередко образ рассматривают как некий промежуточный или конечный результат познавательной деятельности, как продукт восприятия, памяти, мышления, воображения.
Как отмечает Психологический словарь: «В образе осознается в первую очередь предметное содержание, соответствующее смысловой стороне стоящей перед субъектам задачи. Фоновые координации, реализуемые на более низких уровнях, не представлены в фокальной области сознания...» [22, с. 223].

Работа содержит 1 файл

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

МІНІСТЕРСТВО  ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

ДОНЕЦЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСІТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГІЇ 
 
 
 
 
 
 

Курсоая робота

на  тему: «Образ, як центральна категорія психології» 

                                                                     Студентка 2 курсу

                                                                                  Філологічного факультету

                                                                                      Спеціальності «Психологія»

                                                                                      Заочного відділення

                                                                                        Радіч Анастасії Сергіївни

                                                                      
 
 
 
 
 
 
 

Донецьк - 2011 
 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3

РАЗДЕЛ 1. Образ в ретроспективе исторического развития психологического познания.                                                                                                                  6

1.1 Античная мысль и её роль в представлениях о психических

образах.                                                                                                                     6

1.2 Категория образа в средневековой психологической

мысли.                                                                                                                       7

1.3 Категория образа в период XVIII- XIX веков.                                                8

1.4 Категория образа в психоаналитечком направлении Зигмунда Фрейда и представлении Карла Густава Юнга.                                                                     9

1.5 Изучение категории образ современной психологией.                                12

РАЗДЕЛ 2 Образ –как главная составляющая восприятия действительности в психологии.                                                                                                            15

2.1. Восприятие как психологический процесс.                                                  15

2.2 Образ мира.                                                                                                       17

2.3 Образы воображения и творчество человека.                                                18

2.4 Образы восприятия человека человеком.                                                       23

2.5 Образ и обучение                                                                                              25

ВЫВОДЫ                                                                                                               27

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Понятие образа является одним из центральных  в психологии, поскольку именно образы, отражая объективную реальность, являются содержанием психики субъекта. Кроме широкого толкования этого понятия существуют и другие его значения. Так, например, нередко образ рассматривают как некий промежуточный или конечный результат познавательной деятельности, как продукт восприятия, памяти, мышления, воображения.

     Как отмечает Психологический словарь: «В образе осознается в первую очередь  предметное содержание, соответствующее смысловой стороне стоящей перед субъектам задачи. Фоновые координации, реализуемые на более низких уровнях, не представлены в фокальной области сознания...» [22, с. 223]. В то же время в психологической литературе достаточно часто встречается использование понятия «образ» и в несколько иных функциональных значениях, что позволяет сделать вывод не только о «многообразности, многокатегориальности и полимодальности» образов [22, с. 223], но и об их полифункциональности.

     Психология обращается к данной проблеме с собственными конкретно-научными запросами, вырабатывая категорию образа в качестве особой реалии бытия, стало быть, имеющей не только гносеологический, но и онтологический аспект. Категория образа, созданная исследовательской мыслью, является формой и инструментом ее работы (как и другие категории). Поэтому психический образ, будучи категорией науки, «работает» независимо от нее не в меньшей степени, чем любые другие процессы бытия, будь то нервные, биологические, физические. Как правило, образ рассматривают в качестве носителя информации, и в связи с этим исследуется его гносеологическая функция, в первую очередь роль о6разов в зрительном восприятии, образной памяти, образном мышлении и воображении.

     В то же время в психологической  литературе достаточно часто встречается  использование понятия «образ»  и в несколько иных функциональных значениях, что позволяет сделать вывод не только о «многообразности, многокатегориальности и полимодальности» образов [22, с. 223], но и об их полифункциональности.

     Данная  работа предполагает изучение смыслообразующей, мотивирующей, прогностической, регулирующей и корректирующей функции образа. Эти функции неоднозначно представлены в сознании человека.

     Этот  аппарат осваивали на протяжении веков — этап за этапом как психическую реальность, отличая ее от физической и биологической. И поскольку самоочевидным аспектом этой реальности является знание об окружающем мире, данное в форме ощущений, восприятий, представлений, мыслей, то отчленение этого знания от самих вещей и от телесных органов, посредством, которых оно дается человеку, было первым решающим шагом на пути его проникновения в психическую реальность. Оно сохраняется как некий «корень», или «радикал», во множестве теоретических представлений под разными именами, имеющими различные обертоны.

     Уже отмечено, что образ как одна из психических реалий несводим ни к физическим, ни к физиологическим процессам. Но открытие этого обстоятельства стало возможным только благодаря соотнесению с ними.

     Актуальность  работы. Психические познавательные процессы – это процессы, при помощи которых человек познаёт окружающий мир, себя и других людей. Психические процессы: ощущения, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление, речь, сознание - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир. И человек в своём познании действует через категорию образа – это обусловливается внутренними потребностями теории познания ( особенно в плане анализа сравнительно новых для неё форм идеального и уточнения некоторых понятий) обобщения достижений частных наук потребностями психологической науки. Ведь категория образа была интересна ученым с древних времен и серьёзно ими изучалась.

     Объект: Образ.

     Предмет: Образ, как центральная категория психологии познавательных процессов.

     Цель: Сформировать представление об образе как центральной категории познавательных процессов.

     Задачи:

     1) Теоретический анализ литературы по проблеме;

     2) Систематизация исследований по  проблеме изучения «Образ, как центральная категория психологии познавательных процессов»;

     3) Формулировка выводов;

     4) Оформление и защита работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ 1. ОБРАЗ В РЕТРОСПЕКТИВЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ.

     1.1 Античный период в изучении категории образ.

     История научно-философского понимания категории образа восходит к античным философам. Впервые о нем упоминает Платон. В «Государстве» он приводит аллегорическую историю о пещере, где живут люди, заключенные, как пленники, в мир образов. В пещере они видят тени на стене, которые отбрасывают объекты, находящиеся снаружи. Эти тени обитатели пещеры принимают за реальность, не имея понятия о подлинных вещах. Наконец, люди попадают наружу, на солнечный свет, и, увидев настоящие объекты, узнают, что были обмануты тенями.

     По  мысли Платона, образы в жизни  человека могут играть как положительную, так и отрицательную роль: в положительном смысле они помогают сохранить опыт, в отрицательном – способствуют подмене реальности иллюзией, заставляя принимать копию за оригинал.

     Вслед за Платоном к анализу образа обращается Аристотель. С его точки зрения источником образа является не идеальный, а материальный мир, точнее, сенсорные  данные о нем. «Ум и чувственность  воспринимает образы (эйдосы) без материи. Но при этом органы чувств все же подвержены материальному воздействию от воспринимаемых объектов… Причина здесь в том, что чувственные образы есть «материальные смыслы» и существуют и воспринимаются вместе с определенным движением материи…» [8] Образы находятся во внутреннем мире человека и служат посредниками между чувствами и разумом. Их главной задачей является построение связи между внутренним миром сознания и внешним миром материальных объектов. Таким образом, как Платон, так и  Аристотель рассматривают образы как результат воспроизводящей деятельности, как копирование, имитацию. В их теориях образ не является объяснительным принципом, а его создание изначальным, творческим процессом. Основной задачей, которую выполняет образ, является отражение (калькирование) некоторого более «значимого» источника, находящегося вне человеческой субъективности.

     Аристотель  не только выделил представление  объектов как специфический план познавательной активности (особый, чувственный  образ). Он разработал гипотезу о том, что представления соединяются по определенным правилам, названным через много веков законами ассоциации (связи представлений по смежности, сходству и контрасту). Тем самым он стал зачинателем одной из самых могучих психологических теорий – ассоциативной. Нельзя забывать о важном нововведении, связанном с зарождением понятия об ассоциации.

Самоочевидные факты возникновения образов  без видимого внешнего воздействия (например, при воспоминании) внушали  мысль об их самопроизвольном зарождении. Разработка представления об ассоциации позволяла выводить эти казавшиеся спонтанными образы из тех же материальных причин, которыми объяснялись ощущения и другие процессы, зависящие от прямого контакта организма с вещами. На этой основе явления репродукции, воспроизведения, воспоминания, приобретшие у Платона мистический смысл, получали естественное объяснение. Взгляды Платона и Аристотеля на образ как результат репрезентации  получили дальнейшее развитие в философии средневековья и нового времени.

     1.2 Категория образа в средневековой психологической мысли.

     В средневековой онтотеологии (Августин, Фома Аквинский) образ рассматривается  как копия, отражение «истинного»  источника смысла – божественного  идеала, недоступного человеку. Ричард Сент-Викторский описывает образы как некий психический «покров», который необходим для того, чтобы «одеть» рациональные идеи и тем самым вывести их за пределы внутреннего мира, сделав понятными для других.

     Начиная со средневековья, в философии формировалось  принципиально другое понимание образа. Впервые оно высказывается Джордано Бруно, который признает образ изначальной творческой силой, действующей внутри человеческой природы. Образ, как продукт воображения, «предваряет разум и, в действительности, создает его». [11]

1.3 Категория образа в период XVIII-XIX веков.

     В к. XVIII века продолжателем этого взгляда  становится Кант, идеи которого коренным образом меняют взгляд на проблему образа. По мнению Канта, необходимым  условием любого знания является процесс  формирования образа, поскольку разум и чувство являются производными процесса воображения. Кант рассматривает процесс создания образа трансцендентно по отношению к разуму и придает образу значение источника смысла, творящего начала, позволяющего человеку познавать реальность.

Информация о работе Образ, як центральна категорія психології