Образ семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:59, автореферат

Описание работы

Проблема изучения «образа семьи» у детей дошкольного возраста и их родителей приобретает актуальность в силу следующих обстоятельств. Во-первых, в условиях усиления духовного кризиса, утраты нравственных ориентиров становится очевидной тенденция разрушения культурных традиций, переориентации ценностей с духовных на материальные, прагматические. По взглядам Е.Ю

Работа содержит 1 файл

итоговый автореферат.doc

— 776.50 Кб (Скачать)

   В результате кластерного анализа  было выделено три группы семей:

1.Благоприятная  семейная ситуация

2.Неблагоприятная  семейная ситуация

3.Смешанный  тип семейной ситуации.

    К первой группе относятся семьи, где  родители в реальной семье имеют  сбалансированный или среднесбалансированный тип семейной системы. Семья характеризуется  равномерным распределением обязанностей между супругами и адекватным выбором ролей для ребенка. Образы матери и отца не содержат противоречий. Положительное отношение к себе, супругу и ребенку. Ребенок характеризует семейную ситуацию как благоприятную, видит взаимодействие родителей между собой и с ним. Образы родителей гармоничны. «Образ семьи» четкий. Данная группа семей составляет 28% от общего количества.

    Ко  второй группе относятся семьи, где  родители в реальной семье имеют  среднесбалансированный или несбалансированный тип семейной системы. Типы семейных систем у родителей могут быть различны. Семья характеризуется неравномерным распределением обязанностей между супругами и неадекватным выбором ролей для ребенка. Образы матери и отца содержат противоречия. Негативное отношение к себе, или супругу, или ребенку. Ребенок характеризует семейную ситуацию как неблагоприятную, не видит взаимодействия родителей между собой и с ним. Негативное отношение к родителям либо к одному из них. Выражена тревожность. Ребенок воспринимает семью как конфликтную или враждебную. «Образ семьи» расплывчатый. Данная группа семей составляет 65% от общего количества.

    К третьей группе относятся семьи, где один из членов семьи имеет  благоприятный образ семьи, а  другой – противоположный. Чаще всего  родители могут иметь различные  образы. Так же данный тип является переходным к неблагоприятной семейной ситуации. Так, например, мы можем наблюдать гармоничные образы родителей у супруга, среднесбалансированный тип семейной системы и незначительные отклонения в равномерном распределении обязанностей между мужем и женой и выбор адекватных ролей для ребенка. Супруга же может видеть ситуацию в семье иначе. У нее может быть несбалансированный тип семейной системы, противоречивые образы родителей. Распределение обязанностей может быть как равномерным, так и неравномерным. Это относится и к ролям ребенка. Ребенок в большинстве случаев чутко реагирует на неблагополучие родителей (одного из родителей), и данная восприимчивость проявляется в виде тревожности, конфликтности или чувстве неполноценности. Различия в образах являются провоцирующим для конфликтов фактором. Необходимым условием для совместного проживания в психологическом смысле является схожесть «образов семьи» у супругов, что вынуждает их перейти на другой уровень взаимоотношений. Данная группа семей составляет 7% от общего количества. 

      В Заключении подводятся итоги диссертационной работы и намечаются перспективы дальнейших исследований.

    В ходе эмпирического исследования подтвердились  следующие гипотезы:

      1.Существуют  взаимосвязи между актуальным  «образом семьи» у ребенка-дошкольника и «образами семьи» (актуальным и ретроспективным) у родителей. Ретроспективный «образ матери» у родителей оказывает влияние на данный актуальный образ у ребёнка в большинстве случаев (57%). Установлена положительная корреляционная связь между типом семейной системы у родителей и чувством неполноценности у ребенка, при этом тип семейной структуры отца оказывает наибольшее влияние. Выявлено определённое влияние негативного отношения матери к своему собственному отцу на такое же отношение ребенка к родителю мужского пола.

      2. «Образы семьи» у детей дошкольников  и их родителей и особенности  взаимодействия членов семьи,  принятие и реализация семейных  ролей взамосвязаны между собой.  Семья, где супруги имеют несбалансированный  тип семейной системы и наличие  негативных описаний в «образе семьи», характеризуется неравномерным распределением семейных обязанностей, неадекватным выбором ролей для ребенка и неблагополучным «образом семьи» у ребенка-дошкольника.

      Необходимо  отметить, что «образ семьи» поддается  коррекции, поэтому нами разработан блок занятий «Моя семья» для дошкольников, направленный на развитие адекватного «образа семьи». А.В. Черниковым  предложена система тренингов по работе с «образом семьи» у родителей, а также комплекс занятий по подготовке специалистов в области семейной психологии и психотерапии. Н.И. Демидовой изучены вопросы коррекции «образа семьи» у дошкольников в процессе взаимодействия в воспитательно-образовательной деятельности детского сада и семьи. 
Результаты исследования могут быть использованы в консультировании родителей, воспитателей, детей, причем работа с проективными методиками дает наилучшие результаты, так как дети дошкольного возраста воспринимают их с большим интересом. Работу по развитию и формированию адекватного «образа семьи» необходимо вести комплексно с родителями и детьми вместе.

      Несмотря  на увеличение количества исследований «образа семьи», еще многое в этой области остается не изучено: содержание «образа семьи» в многодетных  и неполных семьях, влияние прародителей на формирование «образа семьи» и другое. Полученные результаты исследования «образа семьи» у детей дошкольников и их родителей могут представлять интерес для исследователей феномена родительства, супружеской совместимости и поиска потенциального брачного партнера. Материалы диссертации могут стать основой для проведения просветительской работы среди родителей по вопросам стратегий и тактик эффективного личностно развивающего взаимодействия. Результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах по возрастной психологии, психологии семьи, дифференциальной и социальной психологии. 

    Из  проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

    1. «Образ семьи» у детей дошкольного  возраста связан с полом: у  девочек он более четкий. Девочки  охотнее отвечают на вопросы беседы, лучше ориентируются в семейных отношениях. Девочки в 2 раза чаще, чем мальчики воспринимают семейную ситуацию как благоприятную. Мальчики чаще видят семью как конфликтную и враждебную. Также чувство неполноценности в семейной ситуации у мальчиков встречается чаще. У мальчиков на 17% больше, чем у девочек встречался расплывчатый «образ родительской любви». Различия между мальчиками и девочками являются статистически достоверными на 1 – 5 % уровне значимости.

    2. Различия между отцами и матерями дошкольников касаются как ретроспективного, так и актуального «образов семьи»:

      А) Мужчины чаще женщин (40% женщин  и 61% мужчин) характеризуют свою  реальную семью как разобщенную  систему. 56% женщин и 30% мужчин  характеризуют свою реальную семью как разделенную систему;

    Б) Ригидная система встречается в  родительских семьях у 13% мужчин, у женщин – отсутствует;

      В) Образ супруга у женщин  более позитивный, чем образ супруги  у мужчин (у 55% женщин встречаются  положительные выборы к понятию «мой супруг», данные выборы у мужчин характерны для 33% случаев).

    Г) Большинством мужчин отец рассматривается  как вялый, неуверенный, пассивный  человек. Мужчины чаще, чем женщины, рассматривают взаимоотношения  родителей в детстве как менее  удовлетворительные.

    Д) У женщин чаще в два раза, чем  у мужчин, выражен положительный  образ своего ребенка.

    Е) Выявлены различия в восприятии роли женщины и мужчины.

    3. Равномерное распределение семейных  ролей положительно коррелирует  с идентичными структурными типами семейной системы у супругов, поэтому различия в «образах семьи» между отцами и матерями дошкольников оказывает влияние на различное восприятие принятия и реализации семейных ролей.

    4. «Образ семьи» у дошкольников  в целом является неблагополучным.  Для детей дошкольного возраста наиболее значимой является фигура матери, и дети зачастую отодвигают на второй план отца. Больше половины детей (68%) не отражают в игре в «семью» взаимодействий между родителями и детьми.

    5. Супруги имеют схожий актуальный  «образ семьи». В 56% случаев у мужа и жены – одинаковый структурный тип семейной системы. Это необходимое условие для гармоничного взаимодействия в паре.

    6. «Образ родительской семьи» и  «образ реальной семьи» (актуальный  и ретроспективный «образы семьи») у 41% женщин и 40% мужчин характеризуется одинаковой семейной структурой. Данный процент людей переносят свой прошлый опыт, свое восприятие прошлого в настоящую семью. Следовательно, для данных людей характерно и построение взаимоотношений по образу родительской семьи.

    7. Семья, где супруги имеют несбалансированный  тип семейной системы и наличие  негативных описаний в «образе  семьи», характеризуется неравномерным  распределением семейных обязанностей, неадекватным выбором ролей для  ребенка и неблагополучным «образом семьи» у ребенка-дошкольника. Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что «образы семьи» у детей дошкольников и их родителей и особенности взаимодействия членов семьи и принятия и реализации семейных ролей взаимосвязаны.

    8. Существуют взаимосвязи между актуальным «образом семьи» у ребенка-дошкольника и «образами семьи» (актуальным и ретроспективным) у родителей: выявлено определённое влияние негативного отношения матери к своему собственному отцу на такое же отношение ребенка к родителю мужского пола. Существуют положительные связи актуального образа себя, как члена семьи, у мужчин с чувством неполноценности в семейной ситуации у мальчиков. Выявлена определенная эмоциональная дистанция во взаимоотношениях между отцом и ребенком, при этом мать указывает количество ролей ребенка больше, чем видит их отец. В родительских семьях у супругов образ матери так же характеризуется большей эмоциональной теплотой, чем образ отца. Ретроспективный «образ матери» у родителей оказывает влияние на данный актуальный образ у ребёнка в большинстве случаев (57%). О матери можно говорить как об активном человеке, значимом члене семьи, удовлетворяющим потребности в ласке, любви и признании. Позитивный «образ себя» у женщины будет влиять положительно и на «образ отца» у ребенка. Установлена положительная корреляционная связь между типом семейной системы у родителей и чувством неполноценности у ребенка, при этом тип семейной структуры отца оказывает наибольшее влияние. Таким образом, существуют самые разнообразные связи актуального «образа семьи» у ребёнка и актуального и ретроспективного «образов семьи» у их родителей. При этом в одном случае, на отдельный компонент «образа семьи» у ребёнка оказывает большое влияние ретроспективный «образ семьи» у родителей, в другом случае, их актуальный «образ семьи».  

    9. В 17 семьях, где мужья не принимали  участия в исследовании, имеется  негативный «образ отца» у  6 женщин и их детей. При этом  мальчики переносят этот негативный  образ на себя, вследствие чего  у них возрастает тревожность  и чувство неполноценности. В данных семьях выявились определенные особенности, касающиеся взаимоотношений между супругами, а именно слабость межличностного взаимодействия, вследствие чего возрастает потребность в понимании и принятии. Так как данная потребность не удовлетворяется, то у женщин повышается тревожность. 13 детей из 17 характеризуют семейную ситуацию как неблагоприятную. Мы наблюдаем, что нарушение супружеских отношений и «образа семьи», в частности «образ отца», восприятие семейной ситуации в целом взаимосвязаны. 
 
 

      Основное  содержание диссертации  отражено в публикациях: 
 

1.Рыжкова  А.В. Изучение восприятия «образа  семьи» дошкольниками// Сборник тезисов  докладов научной конференции  студентов Курганского государственного  университета. – Вып.6. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та,2005. – с.35-36. 

2. Рыжкова  А.В. «Образ семьи» у родителей,  имеющих детей дошкольного возраста.// Практическая психология: от фундаментальных  исследований до инноваций: Мат-лы  междунар. науч.-практ. конф. 29 ноября 2006г. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2007. – с.217 – 220.

3.Алфеева Е.В., Рыжкова А.В. Исследование различий в восприятии «образа семьи» детьми дошкольного возраста из обеспеченных и малообеспеченных семей// Психология образования: региональный опыт. Мат-лы Второй национальной  научно-практической конференции. – Москва: Федерация психологов образования России, 2005. – с.174-175.

4. Рыжкова А.В. Восприятие семьи родителями, имеющих детей дошкольного возраста.// Социально-психологические проблемы современной семьи: материалы Всероссийской научно-практической конференции 12-14 ноября 2007г., Армавир, Ч.2 – Армавир: изд.центр АГПУ, 2007. – с.180-182.

5. Рыжкова А.В. Психологическое самочувствие современной семьи как одна из проблем адаптации в меняющихся социоэкономических условиях // Психология XXI века: актуальные проблемы и тенденции развития: Материалы международной научно-практической конференции / Под. ред. И. П. Шаховой. – В 2-х ч. – Ч. 2. – Москва: Изд-во МНЭПУ, 2007. –   -с.24-25

6. Рыжкова А.В. Особенности "образа семьи" у детей дошкольного возраста // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Апрель/май 2008, ART 1249. - CПб., 2008г. -  http://www.emissia.org/offline/2008/1249.htm  . - ISSN 1997-8588. - Гос.рег. 0420800031.

Информация о работе Образ семьи