Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:59, автореферат
Проблема изучения «образа семьи» у детей дошкольного возраста и их родителей приобретает актуальность в силу следующих обстоятельств. Во-первых, в условиях усиления духовного кризиса, утраты нравственных ориентиров становится очевидной тенденция разрушения культурных традиций, переориентации ценностей с духовных на материальные, прагматические. По взглядам Е.Ю
В результате кластерного
1.Благоприятная семейная ситуация
2.Неблагоприятная семейная ситуация
3.Смешанный тип семейной ситуации.
К первой группе относятся семьи, где родители в реальной семье имеют сбалансированный или среднесбалансированный тип семейной системы. Семья характеризуется равномерным распределением обязанностей между супругами и адекватным выбором ролей для ребенка. Образы матери и отца не содержат противоречий. Положительное отношение к себе, супругу и ребенку. Ребенок характеризует семейную ситуацию как благоприятную, видит взаимодействие родителей между собой и с ним. Образы родителей гармоничны. «Образ семьи» четкий. Данная группа семей составляет 28% от общего количества.
Ко второй группе относятся семьи, где родители в реальной семье имеют среднесбалансированный или несбалансированный тип семейной системы. Типы семейных систем у родителей могут быть различны. Семья характеризуется неравномерным распределением обязанностей между супругами и неадекватным выбором ролей для ребенка. Образы матери и отца содержат противоречия. Негативное отношение к себе, или супругу, или ребенку. Ребенок характеризует семейную ситуацию как неблагоприятную, не видит взаимодействия родителей между собой и с ним. Негативное отношение к родителям либо к одному из них. Выражена тревожность. Ребенок воспринимает семью как конфликтную или враждебную. «Образ семьи» расплывчатый. Данная группа семей составляет 65% от общего количества.
К
третьей группе относятся семьи,
где один из членов семьи имеет
благоприятный образ семьи, а
другой – противоположный. Чаще всего
родители могут иметь различные
образы. Так же данный тип является
переходным к неблагоприятной семейной
ситуации. Так, например, мы можем наблюдать
гармоничные образы родителей у супруга,
среднесбалансированный тип семейной
системы и незначительные отклонения
в равномерном распределении обязанностей
между мужем и женой и выбор адекватных
ролей для ребенка. Супруга же может видеть
ситуацию в семье иначе. У нее может быть
несбалансированный тип семейной системы,
противоречивые образы родителей. Распределение
обязанностей может быть как равномерным,
так и неравномерным. Это относится и к
ролям ребенка. Ребенок в большинстве
случаев чутко реагирует на неблагополучие
родителей (одного из родителей), и данная
восприимчивость проявляется в виде тревожности,
конфликтности или чувстве неполноценности.
Различия в образах являются провоцирующим
для конфликтов фактором. Необходимым
условием для совместного проживания
в психологическом смысле является схожесть
«образов семьи» у супругов, что вынуждает
их перейти на другой уровень взаимоотношений.
Данная группа семей составляет 7% от общего
количества.
В Заключении подводятся итоги диссертационной работы и намечаются перспективы дальнейших исследований.
В ходе эмпирического исследования подтвердились следующие гипотезы:
1.Существуют
взаимосвязи между актуальным
«образом семьи» у ребенка-
2.
«Образы семьи» у детей
Необходимо
отметить, что «образ семьи» поддается
коррекции, поэтому нами разработан блок
занятий «Моя семья» для дошкольников,
направленный на развитие адекватного
«образа семьи». А.В. Черниковым предложена
система тренингов по работе с «образом
семьи» у родителей, а также комплекс занятий
по подготовке специалистов в области
семейной психологии и психотерапии. Н.И.
Демидовой изучены вопросы коррекции
«образа семьи» у дошкольников в процессе
взаимодействия в воспитательно-образовательной
деятельности детского сада и семьи.
Результаты исследования могут быть использованы
в консультировании родителей, воспитателей,
детей, причем работа с проективными методиками
дает наилучшие результаты, так как дети
дошкольного возраста воспринимают их
с большим интересом. Работу по развитию
и формированию адекватного «образа семьи»
необходимо вести комплексно с родителями
и детьми вместе.
Несмотря
на увеличение количества исследований
«образа семьи», еще многое в этой
области остается не изучено: содержание
«образа семьи» в многодетных
и неполных семьях, влияние прародителей
на формирование «образа семьи» и другое.
Полученные результаты исследования «образа
семьи» у детей дошкольников и их родителей
могут представлять интерес для исследователей
феномена родительства, супружеской совместимости
и поиска потенциального брачного партнера.
Материалы диссертации могут стать основой
для проведения просветительской работы
среди родителей по вопросам стратегий
и тактик эффективного личностно развивающего
взаимодействия. Результаты исследования
могут быть использованы в лекционных
курсах по возрастной психологии, психологии
семьи, дифференциальной и социальной
психологии.
Из
проведенного эмпирического исследования
можно сделать следующие выводы
1.
«Образ семьи» у детей
2. Различия между отцами и матерями дошкольников касаются как ретроспективного, так и актуального «образов семьи»:
А) Мужчины чаще женщин (40% женщин
и 61% мужчин) характеризуют свою
реальную семью как
Б) Ригидная система встречается в родительских семьях у 13% мужчин, у женщин – отсутствует;
В) Образ супруга у женщин более позитивный, чем образ супруги у мужчин (у 55% женщин встречаются положительные выборы к понятию «мой супруг», данные выборы у мужчин характерны для 33% случаев).
Г) Большинством мужчин отец рассматривается как вялый, неуверенный, пассивный человек. Мужчины чаще, чем женщины, рассматривают взаимоотношения родителей в детстве как менее удовлетворительные.
Д) У женщин чаще в два раза, чем у мужчин, выражен положительный образ своего ребенка.
Е) Выявлены различия в восприятии роли женщины и мужчины.
3.
Равномерное распределение
4.
«Образ семьи» у дошкольников
в целом является
5.
Супруги имеют схожий
6.
«Образ родительской семьи» и
«образ реальной семьи» (актуальный
и ретроспективный «образы
7.
Семья, где супруги имеют
8. Существуют взаимосвязи между актуальным «образом семьи» у ребенка-дошкольника и «образами семьи» (актуальным и ретроспективным) у родителей: выявлено определённое влияние негативного отношения матери к своему собственному отцу на такое же отношение ребенка к родителю мужского пола. Существуют положительные связи актуального образа себя, как члена семьи, у мужчин с чувством неполноценности в семейной ситуации у мальчиков. Выявлена определенная эмоциональная дистанция во взаимоотношениях между отцом и ребенком, при этом мать указывает количество ролей ребенка больше, чем видит их отец. В родительских семьях у супругов образ матери так же характеризуется большей эмоциональной теплотой, чем образ отца. Ретроспективный «образ матери» у родителей оказывает влияние на данный актуальный образ у ребёнка в большинстве случаев (57%). О матери можно говорить как об активном человеке, значимом члене семьи, удовлетворяющим потребности в ласке, любви и признании. Позитивный «образ себя» у женщины будет влиять положительно и на «образ отца» у ребенка. Установлена положительная корреляционная связь между типом семейной системы у родителей и чувством неполноценности у ребенка, при этом тип семейной структуры отца оказывает наибольшее влияние. Таким образом, существуют самые разнообразные связи актуального «образа семьи» у ребёнка и актуального и ретроспективного «образов семьи» у их родителей. При этом в одном случае, на отдельный компонент «образа семьи» у ребёнка оказывает большое влияние ретроспективный «образ семьи» у родителей, в другом случае, их актуальный «образ семьи».
9.
В 17 семьях, где мужья не принимали
участия в исследовании, имеется
негативный «образ отца» у
6 женщин и их детей. При этом
мальчики переносят этот
Основное
содержание диссертации
отражено в публикациях:
1.Рыжкова
А.В. Изучение восприятия «
2. Рыжкова
А.В. «Образ семьи» у
5. Рыжкова А.В. Психологическое самочувствие современной семьи как одна из проблем адаптации в меняющихся социоэкономических условиях // Психология XXI века: актуальные проблемы и тенденции развития: Материалы международной научно-практической конференции / Под. ред. И. П. Шаховой. – В 2-х ч. – Ч. 2. – Москва: Изд-во МНЭПУ, 2007. – -с.24-25