Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:59, автореферат
Проблема изучения «образа семьи» у детей дошкольного возраста и их родителей приобретает актуальность в силу следующих обстоятельств. Во-первых, в условиях усиления духовного кризиса, утраты нравственных ориентиров становится очевидной тенденция разрушения культурных традиций, переориентации ценностей с духовных на материальные, прагматические. По взглядам Е.Ю
В качестве приложения проведен детальный разбор отдельного случая с целью продемонстрировать применение отобранного пакета диагностических методик и проиллюстрировать особенности «образа семьи» у конкретных родителей и их ребенка.
В третьей главе «Экспериментальное исследование «образа семьи» у детей дошкольного возраста и их родителей», представляются результаты эксперимента, проводится их обсуждение и формулируются выводы.
В связи с разноплановостью стоящих перед нами задач эксперимент состоял из нескольких серий:
Дополнительно были проанализированы «образы семей» в группе, где отцы не принимали участия в исследовании.
Мы выявили особенности «образа семьи» у детей старшего дошкольного возраста. Больше половины детей воспринимают семейную ситуацию как неблагоприятную (табл.1).
Распределение детей в зависимости от восприятия семьи
(%
от количества испытуемых)
Симптомокомплекс | Средний %
N=110 |
Девочки(%)
N=58 |
Мальчики(%)
N=52 |
Благоприятная семейная ситуация | 40 | 55 | 26 |
Тревожность | 24 | 24 | 24 |
Враждебность в семейной ситуации | 15 | 8 | 21 |
Конфликтность | 14 | 10 | 19 |
Чувство неполноценности | 7 | 3 | 10 |
Девочки в 2 раза чаще, чем мальчики воспринимают семейную ситуацию как благоприятную (Uэмп.=1121, p=0,005). Мальчики чаще видят семью как конфликтную и враждебную (Uэмп.=1128, p=0.005). Также чувство неполноценности в семейной ситуации у мальчиков встречается чаще (Uэмп.=1131, p=0,05). Наиболее эмоционально близкой фигурой остается мать, особенно для девочек. Наблюдается спад значимости родителей. Отец в 47 % случаев оказался поселенным в отдельный домик, что может свидетельствовать о наличии негативного отношения ребенка к нему. Выявлен расплывчатый «образ родительской любви». Но дети имеют определенное представление о наказаниях, о том, что делают родители, когда сердятся на ребенка. Игры содержат упоминания родительских действий, но родители в основном изображены отдельно от детей. Больше половины детей (68%) не отражают в игре в «семью» взаимодействий между родителями и детьми. В результате кластерного анализа из всей выборки дошкольников были выделены 4 кластера:
1. Благоприятная семейная ситуация с наличием взаимодействий родителей и детей;
2.
Благоприятная семейная
3. Тревожность и враждебность в семейной ситуации;
4.
Отсутствие или минимальное
У мальчиков с помощью кластерного анализа было выделено 5 кластеров:
1.
Благоприятная семейная
2.
Конфликтность в семье при
выраженной значимости
3. Низкая значимость родителей вместе с минимальным отражением их совместных действий;
4.
Благоприятная семейная
5.
Тревожность в семье с
У девочек также было выделено 5 кластеров:
1. Благоприятная семейная ситуация с хорошим отражением действий матери и наличием взаимодействий родителей и детей;
2.
Тревожность в семье с
3.
Благоприятная семейная
4. Низкая значимость родителей вместе с минимальным отражением их совместных действий;
5.
Отсутствие взаимодействий
У
девочек и мальчиков выделено
2 одинаковых кластера: «тревожность в
семье с отсутствием
Самый многочисленный кластер у девочек – пятый, «Отсутствие взаимодействий родителей и детей, родителей между собой», у мальчиков – четвертый, «Благоприятная семейная ситуация при отсутствии отражения совместных действий мамы и папы». Для данных кластеров характерна одна общая особенность: отсутствие взаимодействий родителей между собой. Таким образом, дети не могут построить благополучный «образ семьи», когда они не видят гармоничных и полноценных взаимоотношений родителей между собой.
Из
проведенного эмпирического исследования
«образа семьи» у родителей, имеющих
детей дошкольного возраста, было
выявлено, что главные роли в семье
выполняют в основном отец и мать
вместе. Выявлены различия в восприятии
роли женщины и мужчины, что может послужить
почвой для конфликтной ситуации и обид
(таблица 2).
Таблица 2
Результаты исследования различий между мужчинами(n=93) и женщинами(n=93) по
критерию x2*
Показатель | x2
эмп. |
x2
0,05 |
x2
0,01 |
Роли-обязанности матери | 167.41 | 115.390 | 126.462 |
Роли-взаимодействия матери | 463.41 | 115.390 | 126.462 |
Общее количество ролей матери | 371.73 | 115.390 | 126.462 |
Роли-обязанности отца | 205.12 | 115.390 | 126.462 |
Роли-взаимодействия отца | 491.72 | 115.390 | 126.462 |
Общее количество ролей отца | 490.57 | 115.390 | 126.462 |
Роли-обязанности ребенка | 296.24 | 115.390 | 126.462 |
Роли-взаимодействия ребенка | 459.03 | 115.390 | 126.462 |
Общее количество ролей ребенка | 615.88 | 115.390 | 126.462 |
Рис.1. Характеристика семейной сплоченности у женщин
Рис.2.
Характеристика семейной сплоченности
у мужчин
40%
женщин и 61% мужчин характеризуют
свою реальную семью как
«Образ матери» у женщин в умеренной степени влияет на ее «образ реальной семьи», «образ себя» и «образ ребенка». Чем гармоничнее были отношения с матерью, чем приятнее воспоминания детства, связанные с ней, тем позитивнее женщина относится к себе, к своему ребенку и к семье в целом, и наоборот. «Образ отца» также взаимосвязан с актуальным «образом семьи» (ρ = 0,711; p = 0,000). Взаимоотношения с родителями в прошлом в высокой степени связаны с ее отношением к работе (ρ = 0,933; p = 0,000) и «образом супруга» (ρ = 0,825; p = 0,000). У женщин положительно связаны «образ супруга» и «образ ребенка» (ρ = 0,716; p = 0,000).
Рассмотрим данные отцов. Между «образом матери» и актуальным «образом семьи» существует статистически значимая сильная положительная связь (ρ = 0,819; p = 0,002). Отношения между родителями в детстве мужчины связаны с его отношением к себе (ρ = 0,940; p = 0,000). Отношения с отцом в высокой степени влияет на «образ дома» (ρ = 0,931; p = 0,000) и «образ супруги» (ρ = 0,945; p = 0,000). А «образ супруги» в умеренной степени зависит от отношения к себе (ρ = 0,643; p = 0,003). Чем лучше мужчина относится к себе, тем положительнее его отношение к жене, и наоборот. Отношение к работе в высокой степени влияет на его отношение к ребенку (ρ = 0,936; p = 0,000). Чем успешнее мужчина на работе, тем позитивнее его «образ ребенка», и наоборот.
Также было установлена положительная корреляционная связь между типом семейной системы у родителей и чувством неполноценности у ребенка, при этом тип семейной структуры отца оказывает наибольшее влияние (r=0,620; p=0,005).
В
семьях, где мужья не принимали участия
в исследовании, выявлены определенные
особенности. В данных семьях выявились
определенные особенности, касающиеся
взаимоотношений между супругами, а именно
слабость межличностного взаимодействия,
вследствие чего возрастает потребность
в понимании и принятии. Так как данная
потребность не удовлетворяется, то у
женщин повышается тревожность. Большинство
женщин, чьи мужья не принимали участие
в исследовании, неудовлетворенны сложившейся
семейной ситуацией. Они характеризуют
семью неравномерным распределением обязанностей.
«Образ родительской» и «образ реальной
семей» у 10 женщин характеризуются одинаковой
семейной структурой. Несбалансированный
уровень в реальной семье выявлен у 7 женщин,
он рассматривается как проблематичный,
ведущий к нарушению семейной системы
(рис.3).
Рис.3.
Тип семейной структуры в реальной
и родительской семьях у матерей
Имеется негативный «образ отца» у 6 женщин и их детей. При этом мальчики переносят этот негативный образ на себя, вследствие чего у них возрастает тревожность и чувство неполноценности. 13 детей характеризуют семейную ситуацию как неблагоприятную.
При
проведении сравнения «образа семьи»
у дошкольников с «образами семьи»
их родителей было выявлено следующее.
Существует определённая взаимосвязь
отношения матери к своему собственному
отцу и такого же отношения ребенка, независимо
от пола, к родителю мужского пола. Существуют
положительные связи актуального образа
себя как члена семьи у мужчин с чувством
неполноценности в семейной ситуации
у мальчиков. Выявлена определенная эмоциональная
дистанция во взаимоотношениях между
отцом и ребенком, при этом мать указывает
количество ролей ребенка больше, чем
видит их отец. В родительских семьях у
супругов образ матери так же характеризуется
большей эмоциональной теплотой, чем образ
отца. Ретроспективный «образ матери»
у родителей и данный актуальный образ
у ребёнка взаимосвязаны в большинстве
случаев. О матери можно говорить как об
активном человеке, значимом члене семьи,
удовлетворяющим потребности в ласке,
любви и признании. Между «образом себя»
у женщины и «образом матери» у ребенка
существует статистически значимая сильная
положительная связь (ρ = 0,940; p = 0,000). Чем
лучше женщина будет относиться к себе
самой, тем позитивнее будет «образ матери»
у ребенка. При этом позитивный «образ
себя» у женщины связан положительно с
«образом отца» у ребенка (ρ = 0,957; p = 0,000),
и соответственно негативный «образ себя»
у женщины влияет на негативный «образ
отца» у ребенка. Также образы родителей
у ребенка связаны с «образом реальной
семьи» у женщины. Формирование позитивного
образа родителей у ребенка связано и
с отношением к своей работе у отца (ρ =
0,718; p = 0,013). Чем успешнее отец на работе
и чем больше удовлетворения получает
от профессиональной деятельности, тем
он уравновешеннее и спокойнее, и тем лучше
ребенок относится к отцу и матери. Между
«образом ребенка» у мужчины и «образом
матери» у ребенка существует статистически
значимая сильная положительная связь
(ρ = 0,935; p = 0,000). Чем лучше отец относится
к ребенку, тем более положительным становится
у последнего отношение к матери.