Образ семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:59, автореферат

Описание работы

Проблема изучения «образа семьи» у детей дошкольного возраста и их родителей приобретает актуальность в силу следующих обстоятельств. Во-первых, в условиях усиления духовного кризиса, утраты нравственных ориентиров становится очевидной тенденция разрушения культурных традиций, переориентации ценностей с духовных на материальные, прагматические. По взглядам Е.Ю

Работа содержит 1 файл

итоговый автореферат.doc

— 776.50 Кб (Скачать)

    В качестве приложения проведен детальный разбор отдельного случая с целью продемонстрировать применение отобранного пакета диагностических методик и проиллюстрировать особенности «образа семьи» у конкретных родителей и их ребенка.

      В третьей главе «Экспериментальное исследование «образа семьи» у детей дошкольного возраста и их родителей», представляются результаты эксперимента, проводится их обсуждение и формулируются выводы.

      В связи с разноплановостью стоящих  перед нами задач эксперимент  состоял из нескольких серий:

    1. изучение «образа семьи» у детей дошкольного возраста;
    2. изучение «образа семьи» у родителей дошкольников;
    3. сравнение «образов семьи» у детей дошкольного возраста и их родителей.

Дополнительно были проанализированы «образы семей» в группе, где отцы не принимали участия в исследовании.

      Мы  выявили особенности «образа  семьи» у детей старшего дошкольного  возраста. Больше половины детей воспринимают семейную ситуацию как неблагоприятную (табл.1).

Таблица 1

Распределение детей в зависимости  от восприятия семьи

(% от количества испытуемых) 

Симптомокомплекс Средний %

N=110

Девочки(%)

N=58

Мальчики(%)

N=52

Благоприятная семейная ситуация 40 55 26
Тревожность 24 24 24
Враждебность  в семейной ситуации 15 8 21
Конфликтность 14 10 19
Чувство неполноценности 7 3 10
 

      Девочки в 2 раза чаще, чем мальчики воспринимают семейную ситуацию как благоприятную (Uэмп.=1121, p=0,005). Мальчики чаще видят семью как конфликтную и враждебную (Uэмп.=1128, p=0.005). Также чувство неполноценности в семейной ситуации у мальчиков встречается чаще (Uэмп.=1131, p=0,05). Наиболее эмоционально близкой фигурой остается мать, особенно для девочек. Наблюдается спад значимости родителей. Отец в 47 % случаев оказался поселенным в отдельный домик, что может свидетельствовать о наличии негативного отношения ребенка к нему. Выявлен расплывчатый «образ родительской любви». Но дети имеют определенное представление о наказаниях, о том, что делают родители, когда сердятся на ребенка. Игры содержат упоминания родительских действий, но родители в основном изображены отдельно от детей. Больше половины детей (68%) не отражают в игре в «семью» взаимодействий между родителями и детьми. В результате кластерного анализа из всей выборки дошкольников были выделены 4 кластера:

      1. Благоприятная семейная ситуация с наличием взаимодействий родителей и детей;

      2. Благоприятная семейная ситуация  с выраженной значимостью родителей;

      3. Тревожность и враждебность в  семейной ситуации;

      4. Отсутствие или минимальное взаимодействие  между родителями и детьми.

      У мальчиков с помощью кластерного анализа было выделено 5 кластеров:

      1. Благоприятная семейная ситуация  с наличием взаимодействий родителей  и детей;

      2. Конфликтность в семье при  выраженной значимости родителей  вместе;

      3. Низкая значимость родителей  вместе с минимальным отражением их совместных действий;

      4. Благоприятная семейная ситуация  при отсутствии отражения совместных  действий мамы и папы;

      5. Тревожность в семье с отсутствием  взаимодействий родителей и детей 

      У девочек также было выделено 5 кластеров:

      1. Благоприятная семейная ситуация с хорошим отражением действий матери и наличием взаимодействий родителей и детей;

      2. Тревожность в семье с отсутствием  взаимодействий родителей и детей;

      3. Благоприятная семейная ситуация  с выраженной значимостью матери;

      4. Низкая значимость родителей вместе с минимальным отражением их совместных действий;

      5. Отсутствие взаимодействий родителей  и детей, родителей между собой 

      У девочек и мальчиков выделено 2 одинаковых кластера: «тревожность в  семье с отсутствием взаимодействий родителей и детей» и «низкая значимость родителей вместе с минимальным отражением их совместных действий».

      Самый многочисленный кластер у девочек  – пятый, «Отсутствие взаимодействий родителей и детей, родителей  между собой», у мальчиков –  четвертый, «Благоприятная семейная ситуация при отсутствии отражения совместных действий мамы и папы». Для данных кластеров характерна одна общая особенность: отсутствие взаимодействий родителей между собой. Таким образом, дети не могут построить благополучный «образ семьи», когда они не видят гармоничных и полноценных взаимоотношений родителей между собой.

    Из  проведенного эмпирического исследования «образа семьи» у родителей, имеющих  детей дошкольного возраста, было выявлено, что главные роли в семье  выполняют в основном отец и мать вместе. Выявлены различия в восприятии роли женщины и мужчины, что может послужить почвой для конфликтной ситуации и обид (таблица 2).  

Таблица 2

Результаты  исследования различий между мужчинами(n=93) и женщинами(n=93) по

критерию  x2*

Показатель x2

эмп.

x2

0,05

x2

0,01

Роли-обязанности  матери 167.41 115.390 126.462
Роли-взаимодействия матери 463.41 115.390 126.462
Общее количество ролей матери 371.73 115.390 126.462
Роли-обязанности  отца 205.12 115.390 126.462
Роли-взаимодействия отца 491.72 115.390 126.462
Общее количество ролей отца 490.57 115.390 126.462
Роли-обязанности  ребенка 296.24 115.390 126.462
Роли-взаимодействия ребенка 459.03 115.390 126.462
Общее количество ролей ребенка 615.88 115.390 126.462
 
 
 
 
 
 
 

    

    Рис.1. Характеристика семейной сплоченности у женщин

      

    Рис.2. Характеристика семейной сплоченности у мужчин 

    40% женщин и 61% мужчин характеризуют  свою реальную семью как разобщенную  систему (рис.1 и рис.2) . В разобщенной  системе с низким уровнем сплоченности существует слишком много центробежных сил. Члены семьи эмоционально крайне дистанцированы, почти не испытывают привязанность друг к другу, демонстрируют несогласованное поведение. Они редко проводят время вместе, не имеют общих друзей и интересов. Им трудно оказывать друг другу поддержку и совместно решать жизненные проблемы. 53% женщин и 48% мужчин характеризуют свою реальную семью как хаотическую систему. Хаотическое состояние система часто обретает в момент кризиса, например, потере источников дохода и т.д. В таком состоянии семья может оказаться в тот или иной период времени. Проблемным оно становится, если система застревает в нем надолго. Такой тип системы имеет неустойчивое или ограниченное руководство. Решения являются импульсивными и непродуманными. Роли неясны и часто смещаются от одного члена семьи к другому. Большое количество изменений приводит к непредсказуемости того, что происходит в системе.  Половина семей переносят «образ родительской семьи» в свою реальную семью. Образ матери характеризуется эмоциональным принятием. Образ отца характеризуется эмоциональной нейтральностью, меньшей контактностью. Большинством мужчин отец рассматривается как вялый, неуверенный, пассивный человек. Образ Я у супругов неоднороден и неоднозначен. У женщин чаще в два раза, чем у мужчин, выражен положительный образ своего ребенка.

    «Образ  матери» у женщин в умеренной  степени влияет на ее «образ реальной семьи», «образ себя» и «образ ребенка». Чем гармоничнее были отношения  с матерью, чем приятнее воспоминания детства, связанные с ней, тем позитивнее женщина относится к себе, к своему ребенку и к семье в целом, и наоборот. «Образ отца» также взаимосвязан с актуальным «образом семьи» (ρ = 0,711; p = 0,000). Взаимоотношения с родителями в прошлом в высокой степени связаны с ее отношением к работе (ρ = 0,933; p = 0,000) и «образом супруга» (ρ = 0,825; p = 0,000). У женщин  положительно связаны «образ супруга» и «образ ребенка» (ρ = 0,716; p = 0,000).

     Рассмотрим  данные отцов. Между «образом матери»  и актуальным «образом семьи» существует статистически значимая сильная положительная связь (ρ = 0,819; p = 0,002). Отношения между родителями в детстве мужчины связаны с его отношением к себе (ρ = 0,940; p = 0,000). Отношения с отцом в высокой степени влияет на «образ дома» (ρ = 0,931; p = 0,000) и «образ супруги» (ρ = 0,945; p = 0,000). А «образ супруги» в умеренной степени зависит от отношения к себе (ρ = 0,643; p = 0,003). Чем лучше мужчина относится к себе, тем положительнее его отношение к жене, и наоборот. Отношение к работе в высокой степени влияет на его отношение к ребенку (ρ = 0,936; p = 0,000). Чем успешнее мужчина на работе, тем позитивнее его «образ ребенка», и наоборот.

     Также было установлена  положительная  корреляционная связь между типом  семейной системы у родителей  и чувством неполноценности у  ребенка, при этом тип семейной структуры  отца оказывает наибольшее влияние (r=0,620; p=0,005).

    В семьях, где мужья не принимали участия в исследовании, выявлены определенные особенности. В данных семьях выявились определенные особенности, касающиеся взаимоотношений между супругами, а именно слабость межличностного взаимодействия, вследствие чего возрастает потребность в понимании и принятии. Так как данная потребность не удовлетворяется, то у женщин повышается тревожность. Большинство женщин, чьи мужья не принимали участие в исследовании, неудовлетворенны сложившейся семейной ситуацией. Они характеризуют семью неравномерным распределением обязанностей. «Образ родительской» и «образ реальной семей» у 10 женщин характеризуются одинаковой семейной структурой. Несбалансированный уровень в реальной семье выявлен у 7 женщин, он рассматривается как проблематичный, ведущий к нарушению семейной системы (рис.3).  

    

    Рис.3. Тип семейной структуры в реальной и родительской семьях у матерей 

    Имеется негативный «образ отца» у 6 женщин и их детей. При этом мальчики переносят  этот негативный образ на себя, вследствие чего у них возрастает тревожность и чувство неполноценности. 13 детей характеризуют семейную ситуацию как неблагоприятную.

     При проведении сравнения «образа семьи» у дошкольников с «образами семьи» их родителей было выявлено следующее. Существует определённая взаимосвязь отношения матери к своему собственному отцу и такого же отношения ребенка, независимо от пола, к родителю мужского пола. Существуют положительные связи актуального образа себя как члена семьи у мужчин с чувством неполноценности в семейной ситуации у мальчиков. Выявлена определенная эмоциональная дистанция во взаимоотношениях между отцом и ребенком, при этом мать указывает количество ролей ребенка больше, чем видит их отец. В родительских семьях у супругов образ матери так же характеризуется большей эмоциональной теплотой, чем образ отца. Ретроспективный «образ матери» у родителей и данный актуальный образ у ребёнка взаимосвязаны в большинстве случаев. О матери можно говорить как об активном человеке, значимом члене семьи, удовлетворяющим потребности в ласке, любви и признании. Между «образом себя» у женщины и «образом матери» у ребенка существует статистически значимая сильная положительная связь (ρ = 0,940; p = 0,000). Чем лучше женщина будет относиться к себе самой, тем позитивнее будет «образ матери» у ребенка. При этом позитивный «образ себя» у женщины связан положительно с «образом отца» у ребенка (ρ = 0,957; p = 0,000), и соответственно негативный «образ себя» у женщины влияет на негативный «образ отца» у ребенка. Также образы родителей у ребенка связаны с «образом реальной семьи» у женщины. Формирование позитивного образа родителей у ребенка связано и с отношением к своей работе у отца (ρ = 0,718; p = 0,013). Чем успешнее отец на работе и чем больше удовлетворения получает от профессиональной деятельности, тем он уравновешеннее и спокойнее, и тем лучше ребенок относится к отцу и матери. Между «образом ребенка» у мужчины и «образом матери» у ребенка существует статистически значимая сильная положительная связь (ρ = 0,935; p = 0,000). Чем лучше отец относится к ребенку, тем более положительным становится у последнего отношение к матери.  

Информация о работе Образ семьи