Образ семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:59, автореферат

Описание работы

Проблема изучения «образа семьи» у детей дошкольного возраста и их родителей приобретает актуальность в силу следующих обстоятельств. Во-первых, в условиях усиления духовного кризиса, утраты нравственных ориентиров становится очевидной тенденция разрушения культурных традиций, переориентации ценностей с духовных на материальные, прагматические. По взглядам Е.Ю

Работа содержит 1 файл

итоговый автореферат.doc

— 776.50 Кб (Скачать)

   На  правах рукописи

                                                                                         УДК 159.923.2            

  
 
 
 
«ОБРАЗ СЕМЬИ» У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
 

 
Специальность 19.00.13 - "Психология развития и акмеология"  
 

АВТОРЕФЕРАТ  
диссертации на соискание ученой степени  
кандидата психологических наук  
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург 

2009 
 
 

Научный руководитель: 

 

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

 
 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ. 

      Диссертационное исследование посвящено изучению «образа  семьи» у детей дошкольного возраста и их родителей 

      Актуальность  исследования. 

    Становление человека как социального существа невозможно без помощи значимого  для ребенка социального микроокружения.

    Проблема  изучения «образа семьи» у детей  дошкольного возраста и их родителей  приобретает актуальность в силу следующих обстоятельств. Во-первых, в условиях усиления духовного кризиса, утраты нравственных ориентиров становится очевидной тенденция разрушения культурных традиций, переориентации ценностей с духовных на материальные, прагматические. По взглядам Е.Ю. Флотской такая ситуация неизбежно приведет к дезориентации половой идентичности детей, формированию у них внесупружеских и антиродительских установок, общей деморализации. Во-вторых, в последнее десятилетие усилился кризис семьи как социального института. Исследования, проведённые с 1991-2000 г. в университете Магнитогорска показали, что юноши в большей степени ориентированы на традиционную модель, девушки в основном переориентируются на эгалитарную модель распределения семейных ролей. Исследования В.В. Абраменковой свидетельствуют о снижении значимости семейных ценностей у детей. Сбои на уровне усвоения традиционных полоролевых моделей у мужчин и женщин приводят к росту разводов. По данным социологов А.И. Антонова и В.М.Медкова, Россия находится в первой тройке стран с самым высоким количеством разводов. Одной из значимых характеристик неблагополучия современной семьи является сокращение детей в семье. Современные российские семьи на 90% и более являются малодетными, причем из них 50% - однодетные. Массовая однодетность семьи приводит к тому, что социализация ребенка проходит через монополию наставничества родителей при отсутствии социализации в группе братьев и сестёр. Как отмечает В.В. Абраменкова, такой ребенок вырастает эгоистичным, невротичным. Вследствие физических и психоэмоциональных перегрузок, родители не в состоянии уделять собственным детям достаточного времени, чтобы дети чувствовали себя любимыми. Как известно, недостаток родительской любви и ласки может определить наличие у детей эмоциональной депривации, что в последствии может привести к деформации личности.

      Появление новых ценностных ориентаций в обществе привели к поиску людьми новых  моделей образа жизни, альтернативных моделей совместной жизни и к  появлению новых моделей и  образов семьи.

      Из  исследований З. Фрейда, А. Адлера, Э. Берна, Н. Пезешкиана, И.В. Дубровиной, И.С. Кона, Р.В. Овчаровой и других можно сделать выводы, что образы родителей оказывают наибольшее влияние на вступление в брак, распределение семейных обязанностей, восприятие себя и других, на формирование тех или иных черт личности и ее смысловых ориентиров.

      Родительская  семья становится  источником социального  наследования в первые годы жизни  ребенка, причем следование образцу  отношений собственных родителей  первоначально происходит на уровне подсознания, благодаря механизмам идентификации и подражания. В результате происходит запечатление образов родителей, прародителей, братьев, сестер, неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми взрослыми, подражание их действиям, словам, чувствам, отождествление себя с близкими людьми и т.д. Поэтому не случаен интерес исследователей к изучению «образа семьи» у детей дошкольного возраста – периода начала построения смысловой картины мира.

      Семья, являясь для ребенка первым проводником  социального влияния, вводит его  во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего  быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя  на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в текущий момент; многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина (Н.Я. Варга, О.А. Карабанова, А.Д. Кошелева, Т.В. Кузнецова, Г.Г. Филиппова, О.А. Шаграева и др.). В связи с этим можно говорить о взаимозависимости «качества» семьи (ее состава, ценностных ориентаций, нравственных устоев, уклада, характера детско-родительских отношений, психологического климата, межпоколенных связей и т.д.) и ее возможностей в решении задачи воспитания ребенка как будущего семьянина. Осознание родителями необходимости решения этой задачи уже на ступени дошкольного детства может быть действенным побудителем для позитивных изменений в собственной семье, гуманизации внутрисемейных взаимодействий, нормализации уклада жизни, обогащения воспитательной деятельности, самовоспитания и самообразования и т.д.

      «Образ  семьи» – своеобразное семейное самосознание, важнейшей функцией которого является регуляция поведения семьи на основе согласования позиций отдельных ее членов (Т.М. Мишина).

      «Образ  семьи» – видовое понятие по отношению  к понятию «образ мира», поэтому  ему свойственны такие качества, как категориальность и прогностичность, что необходимо для формирования у ребенка идеальных представлений о семье и собственных ожиданий. Само понятие «образ семьи» описательное, в исследованиях отражают лишь его когнитивный аспект. Изучением «образа семьи» занимались следующие современные исследователи: О.Г. Кулиш, Е.Ю. Макарова, Н.А. Круглова, А.А. Нестерова, Н.В. Панкова, Л.Г. Попова, Е.В. Левицкая, О.Г. Хайбуллина, Т.И. Пухова, Ю.Б. Евдокимова, Н.И. Демидова, Т.В. Кузнецова, Е.Б. Маценова. Согласно результатам их исследований, значение «образа семьи» заключается в том, что в соответствии с образами родителей у ребенка складывается представление о себе, самооценка; через формирование «образа семьи» дошкольник усваивает жизненные ценности. Все это влияет на определенное отношение к людям, к окружающему миру в целом со стороны ребенка. «Образ семьи» влияет на построение определенных детско-родительских отношений и оказывает влияние на родительскую позицию и поведение в семье уже в будущем взрослого человека. Отсутствие содержательных связей в семье, замечаемое ребенком, ведет к снижению успеваемости в школе.

      Семья представляет собой многогранную систему, в которой существует взаимопроникновение  мира взрослых в мир детей, что  объективно может способствовать формированию у детей «образа семьи». В данном случае важным становится рассмотрение не просто актуального «образа семьи» у ребенка, но и актуального и ретроспективного «образов семьи» у родителей. При этом актуальный «образ семьи» – образ, сформированный и относящийся к настоящему промежутку времени. Ретроспективный «образ семьи» – образ, существовавший в прошлом, то есть образ памяти. Проблема неудовлетворенности детскими впечатлениями существовала всегда, поэтому нами был выделен для исследования не только актуальный, но и ретроспективный «образ семьи» у родителей. В нашем случае ретроспективный образ представлен в виде «образа прародительской семьи».

      Образы  не только отражают какой-то прошлый  опыт, но и сами формируют, строят будущее. А само возникновение и распад семьи зависят от мифологических установок членов семьи. Н. Пезешкиан, Э. Берн, Л. Зонди приводили аргументы в пользу существования неосознаваемой тенденции повторять модель отношений своих родителей в собственной семье. Таким образом, можно говорить о связи актуального «образа семьи» у ребенка, актуального и ретроспективного «образов семьи» у родителей.

      Влияние образов на поведение человека изучали  Дж. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам. Влияние  образа на практическую деятельность подчеркивал Б.Ф. Ломов. Известно, что  движение от опыта к образам и  от образов к поведению составляет двусторонний процесс перевода.

      Семейные  отношения необходимо рассматривать  через призму восприятия окружающего  мира членами семьи, так как их поведение, личностные характеристики определяются не столько реальными  условиями семейной жизни, сколько  восприятием и интерпретацией этих условий.

      Итак, актуальность темы исследования обусловлена,

      во-первых, необходимостью комплексного анализа «образа семьи», его видов и их взаимосвязи;

      во-вторых, необходимостью изучения вопроса о том, какие особенности «образа семьи» влияют на поведение человека в семье и каким образом это происходит.

    Цель исследования – изучить «образ семьи» у детей дошкольного возраста и их родителей.

      Объект исследования – нуклеарная семья с единственным ребенком дошкольного возраста.

      Предмет исследования – «образ семьи» у детей дошкольного возраста и их родителей.

      Гипотезы:

    1. Существуют взаимосвязи между актуальным «образом семьи» у ребенка-дошкольника и «образами семьи» (актуальным и ретроспективным) у родителей.
    2. «Образы семьи» у детей дошкольников и их родителей взаимосвязаны с особенностями взаимодействия членов семьи, в частности, с принятием и реализацией семейных ролей.

      Задачи  исследования:

  1. Определить и проанализировать основные теоретические подходы к изучению «образа семьи» и выявить его значение для развития личности;
  2. Выявить особенности «образа семьи» у детей дошкольного возраста;
  3. Выявить особенности актуального и ретроспективного «образов семьи» у родителей;
  4. Сравнить «образы семьи» у девочек и мальчиков, у матерей и отцов;
  5. Выявить возможные взаимосвязи между «образами семьи» у дошкольников и их родителей;
  6. Изучить возможные взаимосвязи «образа семьи» с особенностями взаимодействия членов семьи, принятия и реализации семейных ролей;
  7. Сформулировать рекомендации, направленные на преодоление негативных последствий неблагополучного «образа семьи».
 

      Методы исследования. Для реализации поставленных задач использовались методы теоретического анализа и методы сбора эмпирических данных; в качестве последних использовались следующие методики:

      для детей – проективный тест «Кинетический рисунок семьи», игра «Шесть кукол» (Т.И.Пухова), беседа, методика «Два домика», цветовой тест «Цветик-восьмицветик»;

    для взрослых – «Цветовой тест отношений», опросники «Шкала семейной адаптации и сплоченности» ( FACES – 3) и «Семейные роли».

    Для обработки полученных эмпирических данных применялись методы математической статистики, представленные в пакетах  SPSS и STADIA.

   Этапы проведения работы.

   1 этап (2003-2006) – изучалось состояние проблемы в психологической литературе, разрабатывались основные теоретические положения исследования, формулировались цель, задачи, гипотеза, осуществлялся подбор методик.

   2 этап (2003-май 2007) –  экспериментальная работа.

   3 этап (2007-2008) – анализ итогов экспериментальной работы, обработка, систематизация, оформление и внедрение результатов исследования.

   Научная новизна работы состоит в том, что

    • описаны возрастно-половые особенности «образа семьи», а также взаимосвязи между «образом семьи» и особенностями взаимодействия членов семьи, принятием и реализацией семейных ролей;
    • дан сравнительный анализ актуального «образа семьи» у детей дошкольного возраста и актуального и ретроспективного «образов семьи» их родителей;
    • установлена взаимосвязь родительских и детских образов.

    Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем проанализированы существующие в отечественной и зарубежной психологии концепции детско-родительских отношений, подходы к изучению «образа семьи»; раскрыто многостороннее социализирующее влияние семьи; предпринята попытка систематизировать имеющиеся теоретические и эмпирические исследования.

    Практическая  значимость работы состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы практическими психологами в процессе консультативной работы с семьями, при подготовке к проведению тренингов и семинаров, направленных на помощь в семейном воспитании детей дошкольного возраста и разрешение семейных конфликтов (детско-родительских и супружеских), а также на поиск эффективных стратегий поведения в семье. Полученные результаты могут представлять интерес для исследователей феномена родительства, супружеской совместимости и поиска потенциального брачного партнера. Материалы диссертации могут стать основой для проведения просветительской работы среди родителей по вопросам стратегий и тактик эффективного личностно-развивающего взаимодействия. Результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах по возрастной психологии, психологии семьи, дифференциальной и социальной психологии.

Информация о работе Образ семьи