Образ семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:59, автореферат

Описание работы

Проблема изучения «образа семьи» у детей дошкольного возраста и их родителей приобретает актуальность в силу следующих обстоятельств. Во-первых, в условиях усиления духовного кризиса, утраты нравственных ориентиров становится очевидной тенденция разрушения культурных традиций, переориентации ценностей с духовных на материальные, прагматические. По взглядам Е.Ю

Работа содержит 1 файл

итоговый автореферат.doc

— 776.50 Кб (Скачать)

   Методологическую  основу исследования составили положения о социокультурной детерминации личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев), концепция «образа мира» А.Н. Леонтьева, основные концепции семьи (Т.М. Андреева, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, В.Н. Дружинин).

    База  исследования: дошкольные образовательные учреждения № 39, 106, 115, 59 (село Черемухово), детский дом творчества «Синяя птица» города Кургана и дошкольные образовательные учреждения № 28, 32, 57, 24 города Санкт-Петербурга.

    Достоверность результатов проведенного исследования обеспечивается научной обоснованностью исходных позиций, комплексным использованием надежных и апробированных психодиагностических методик, адекватных предмету и задачам исследования, применением методов математической статистики и содержательным анализом выявленных фактов.

    Положения, выносимые на защиту:

    1. В семьях с несбалансированным типом семейной системы и наличием у супругов негативных описаний в «образе семьи» чаще имеет место неравномерное распределение семейных обязанностей супругов и неблагополучный «образ семьи» у ребенка-дошкольника.

    2. Формирование «образа семьи» у мальчиков и девочек дошкольного возраста имеет свои содержательные отличия.

  1. Расхождение материнских и отцовских «образов семьи» (и актуальных, и ретроспективных) взаимосвязано с восприятием, принятием и реализацией семейных ролей членами семьи.
  2. Построение супружеской парой семейных отношений, основанное на переносе типа семейной системы, характерного для их родительских семей, находит отражение в «образе семьи» у ребенка дошкольного возраста.
  3. Нарушение супружеских отношений и формирование у ребенка «образа семьи», в частности «образа отца» и восприятие семейной ситуации в целом, взаимосвязаны между собой.

    Апробация результатов исследования. Отдельные результаты и выводы исследования были отражены в докладах на научно-практических конференциях регионального и российского уровня. Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии развития и образования РГПУ им. А.И.Герцена. Результаты работы по исследованию «образа семьи» у детей дошкольного возраста и их родителей отражены в 8 публикациях.

   Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Список литературы включает 268 источников. В тексте диссертации имеется 31 таблица, 25 рисунков. Общий объем работы составляет 170 страниц.  
 
 
 
 

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.  
 
 

      Во  Введении обосновывается актуальность исследования «образа семьи», определяется объект, предмет, гипотезы, цели исследования и вытекающие из них задачи, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы. 

      Первая  глава «Теоретические основы исследования «образа семьи» у детей дошкольного возраста и их родителей» содержит обзор литературы, в которой предлагаются определения понятия «образ семьи», описываются особенности «образа семьи» у членов семьи в разные периоды их жизни и его роль в развитии личности.

    Можно выделить три основные теоретические  позиции, лежащих в основе определения  понятия «образ семьи»:

    1. определение данного понятия  исходя из объединения основных  характеристик понятий «семья»  и «образ»;

    2. «образ семьи» рассматривается  как компонент «образа мира»;

    3. «образ семьи» рассматривается  как синоним «семейных концепций», «родового бессознательного», «сценария», «образа Мы», семейного мифа.

    Первая  позиция: «образ семьи» – это субъективная картина семьи, включающая самого субъекта и других членов семьи, представление  о супружеском союзе и родственных  связях – отношениях между мужем  и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство.

    В рамках концепции «образа мира»  «образ семьи» определяется как субъективное эмоционально-когнитивное образование, система ожиданий относительно развития событий в семье, влияющих на поведение в данном социальном образовании.

    В психологии существуют понятия, имеющие  схожие признаки и функции с «образом семьи».

    Так, Л. Зонди говорит о «родовом бессознательном» как форме психической наследственности. Человек в своей жизни проявляет тенденцию реализовать притязания его предков-родителей, дедов, прадедов. Но это не означает, что судьба человека жестко запрограммирована и остается следовать одним инстинктивным побуждениям. Человек может преодолеть навязанные тенденции, опереться на собственные внутренние резервы и построить свою судьбу осознанно.

    Близкие идеи о роли «родительского программирования»  в судьбе человека развивает Э. Берн. Он использует понятие «сценарий». Сценарий – это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психический импульс толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.

    Н. Пезешкиан использует понятие «семейные концепции». От поколения к поколению передаются стратегии переработки конфликтов и формирование структуры мировоззрения и структуры отношения, которые переходят от родителей к детям. Концепции берут начало в критических переживаниях одного из членов семьи, в религиозных и философских идеях, укореняются, усваиваются детьми и снова передаются следующему поколению.

    Семейный  миф – это объединяющая всех членов семьи идея, образ, знание, история  или идеология. Миф определяет поведение  членов семьи, диктует нормы внешнего и внутреннего взаимодействия, в особенности при переживании семьей кризисных ситуаций, при изменении состава, границ и условий существования семьи. Семейный миф выявляется через паттерн функционирования. Такие ритуалы образуют совокупность, некоторую целостность, гештальт отношений, бессознательно структурированный и вовлекающий всех членов семьи.

    Эмпирические  данные исследования Андреевой А.А. показали, что основным условием существования  общего мифологического пространства является наличие совпадающих представлений о супружеских ролях и установках. Эти представления всегда реализованы, идеализированные предписания согласованы с собственным опытом супругов. Несовпадающие установки супружеской пары порождают проблемы межличностного общения супругов, провоцируют возникновение соответствующих механизмов поведения. При общей психологической близости пары расхождение в представлениях о сути, смысле семьи могут привести к ослаблению семейных связей. 

    Таким образом, в результате теоретического анализа нами принято определение «образа семьи» как видового компонента «образа мира»; в содержательном плане «образ семьи» представляет собой субъективную модель семьи как малой (первичной) группы, характеризующейся определенными связями, отношениями ее членов, проявляющимися в круговых паттернах взаимодействий, в распределении ролей и функций; в функциональном плане «образ семьи» выступает как система социальных установок.

    Когнитивная составляющая «образа семьи» отличается тем, что информация в ней находится на уровне убеждений. Прежде всего, это убеждения в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения, а также уверенность в приоритетности каких-либо объектов в некоторой иерархии.

    Эмоциональная составляющая реализуется в эмоциональной окраске и оценочном отношении наблюдаемого явления. Эмоциональный аспект, определяющий переживания и чувства человека, показывает значимость той или иной ценности, является своеобразным маркером определения приоритетов.

    Поведенческая составляющая может быть как рациональной, так и иррациональной; главное в ней – направленность: на реализацию ценностной ориентации, достижение значимой цели, на защиту той или иной субъективной ценности и т. д. 

    Выполненные в последние годы психолого-педагогические исследования (А.С. Красовский, Т.В. Кузнецова, Е.Б. Маценова, А.Ю. Тавит  и др.) убедительно показывают особую роль первых детских впечатлений в формировании установок на свою собственную семью. Обследованием были охвачены подростки, старшеклассники, студенты, выяснялись ориентации на выбор модели семейных отношений при планировании и создании своей семьи. Средние данные относительно значимости различных видов мотивации при выборе модели собственной семьи выявили, что преобладающей является воспринятая в детстве модель родительской семьи (до 50%). Далее идут произведения искусства (до 20%) и средства массовой информации (около 18%). Таким образом, одним из источников жизненных установок человека является представления о семье, которые складываются в детские годы.

    Необходимость столь раннего воспитания будущих супругов, будущих родителей доказана психологическими исследованиями, в которых уставлено, что социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается с постижения образа семьи (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Н.Н. Поддъяков).

    Значение  «образа семьи» заключается в  том, что в соответствии с образами родителей у ребенка складывается представление о себе, самооценка; в процессе формирования «образа  семьи» дошкольник усваивает жизненные ценности. Все это приводит к определенному отношению к людям, к окружающему миру в целом со стороны ребенка. «Образ семьи» влияет на построение определенных детско-родительских отношений и на родительскую позицию и поведение в семье уже в будущем взрослого человека. Если ребенок не видит связи между членами семьи, это сказывается на его развитии, в частности на снижении успеваемости. Расхождение между идеальным и реальными образами родителей, как компонентами «образа семьи», у воспитанника закрытого детского учреждения является фактором девиантного поведения ребенка.

    На  различных этапах развития человек  по-разному воспринимает свою семью, по-разному оценивает свои взаимоотношения  в ней. На ранних этапах детского развития образ формируется по механизмам синкретического мышления и восприятия, в дальнейшем обогащаясь механизмами анализа и синтеза. Выявлен психологический механизм неосознанной тенденции повторять модель отношений своих родителей в собственной семье. Обогащая наши представления о семье, мы увеличиваем количество сценариев и задаем творческий подход к решению вопроса о гармоничном взаимодействии.

    Анализ  исследований «образа семьи», начиная  дошкольным возрастом и заканчивая периодом взрослости, показал, что достаточно хорошо изучен подростковый период, особенно «образ родителей» у подростков.

    Во  второй главе «Обоснование методов исследования и описание выборки» рассматриваются методы исследования и дается характеристика выборки испытуемых.

    .

      В результате был исключен из инструментария тест «КРС» для взрослых, так как родители изображали схематичных человечков, или рисовали идеальную картину семьи, или отказывались изображать семью вообще. Взрослых  при рисовании интересует, как будет интерпретировать психолог полученные данные, поэтому они приукрашивают реальную ситуацию в семье при ее изображении на бумаге.

      В качестве  методов эмпирического  исследования были избраны следующие  методики:

      для детей – проективный тест «Кинетический рисунок семьи», игра «Шесть кукол» (Т.И.Пухова), беседа, методика «Два домика», цветовой тест «Цветик-восьмицветик»;

      для взрослых – «Цветовой тест отношений», опросники «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES – 3) и «Семейные роли».

      Для обработки полученных эмпирических данных применялись методы математической статистики, представленные в пакетах SPSS и STADIA..

    Актуальный  «образ семьи» у родителей изучался с помощью следующих методик: «Цветовой тест отношений», опросники  «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES – 3) и «Семейные роли». Ретроспективный «образ семьи» у родителей изучался теми же методиками, исключая опросник «Семейные роли». Методики для детей были направлены на изучение актуального «образа семьи».

    Исследование  «образа семьи»  включает в себя анализ следующих компонентов:

    1.представление  о семье и эмоциональное к ней отношение;

    2.распределение  ролей и функций как поведенческая  характеристика «образа семьи»;

    3. «образ родителей»;

    4. «образ ребенка»;

    5. «образ супруга (-и)»;

    6.представление  о себе как члене семьи и  эмоциональное отношение к себе.

Информация о работе Образ семьи