Объктивная и субъективная оценка учащегося

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы – исследование взаимосвязи между представлением о себе учащегося и тем, как его оценивают и воспринимают другие члены группы, т.е. его социальный статус в школьном классе.
Гипотеза: представления о себе учащихся, Занимающих различный статус в школьном классе, будут отличаться.
Задачи: 1)анализ литературы;
2) подбор методов исследования;
3)проведение исследования;
4) анализ и интерпретация результатов.

Содержание

Введение. 3
Глава I. Теоретическая часть.
§1. Понятие группы и её основные характеристики. 5
§2. Межличностные отношения в группе. 7
§3. Представление о себе (Я – концепция). 10
§4. Влияние самоопределения на межличностные отношения. 15
Глава II. Практическая часть.
1. Организация и методы исследования. 20
§2. Анализ результатов и выводы. 21
Заключение. 25
Список литературы. 27
Приложение. 29

Работа содержит 1 файл

2 курс.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

В отличие от ситуативных Я – образов (каким индивид видит, ощущает себя в каждый момент времени) Я – концепция создает у человека ощущение своей постоянной определенности, самотождественности [12]. При этом представления человека о самом себе кажутся ему убедительными независимо от того, основаны ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.

Говоря о представлениях человека о самом себе, следует подчеркнуть выделенные А. Бодалёвым критерии: наличие у человека определенной системы взглядов; развитость ставших для него типичными форм эмоционального реагирования на каждую из социальных ценностей; воспитанность и характерные способы трудиться и общаться.[21].

Р. Бернс выделяет следующие составляющие Я – концепции:

-         описательная составляющая – образ или картина Я;

-         составляющая, связанная с отношением к себе – самооценка или принятие себя.

Выделение этих составляющих позволяет рассматривать Я – концепцию как совокупность установок на себя, в которых можно вычленить, применительно к Я – концепции, три главных элемента, что соответствует представлениям И. Кона [9] относительно образа Я, основанным на теории диспозиционной регуляции поведения В. Ядова:

Образ Я или когнитивная составляющая (самопознание как часть самосознания у Л.Столяренко [20] описывается различными словами – наречиями, прилагательными, глаголами, а также атрибутивными, ролевыми, статусными, психологическими характеристиками индивида, описанием его имущества, жизненных целей и т.п.  Все эти описания – способ охарактеризовать себя. Как считает Р. Бернс, эти характеристики для человека имеют разный удельный вес по значимости, хотя сам этот факт не всегда осознается. Причем значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта или просто под влиянием момента. Такой род самоописания – способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания её отдельных черт.

Аффективная составляющая или самооценка (самоотношение как часть самосознания у Л. Столяренко [20] присутствует в силу того, что когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а побуждает оценки и эмоции. В попытке себя охарактеризовать обычно присутствует сильный личностный, оценочный момент.

Самооценка определяется Р. Бернсом [2] как личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду, М. Розенберг же определяет самооценку как позитивную или негативную установку, направленную на специфический объект, называемый Я [2].

Важно отметить, что самооценка не является постоянной, а изменяется в зависимости от обстоятельств и здесь присутствует сравнение образа Я- реального, Я – идеального и Я- зеркального.

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной [20]. При оптимальной, адекватной  самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди : товарищи по работе и близкие. То есть адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки «высокий уровень» и «выше среднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию).

Но самооценка может быть и неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной. На основе неадекватно завышенной самооценки  у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности. Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности.

Самооценка может быть и заниженной, то есть ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением  обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажает самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного обращения с субъектом, слишком резких и необоснованных высказываний в его адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявления высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает субъекту даже заметить как он оскорбляет других высокомерием и непререкаемостью суждений. При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к другим и ещё более требовательны к другим не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других.

В. Сатир [17] утверждает , что человек чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви, что при устройстве на работу производит благоприятное впечатление на работодателей. Такой человек чувствует  себя важным и нужным , он ощущает, что мир стал лучше от того, что он в нем существует. Он доверяет самому себе и в состоянии просить в трудную минуту помощи от других, однако он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки. Нужно иметь достаточно высокую самооценку , чтобы принять переживание неуспеха. Люди с высокой   самооценкой тоже могут чувствовать себя не на высоте. Однако из-за этого они не считают себя безнадежными и не делают вид, что ничего такого не чувствуют. Они также не перекладывают свои переживания на других.

Поведенческая составляющая (саморегуляция как часть самосознания у Л. Столяренко [20] предполагает внешнее поведение и действия, соответствующие Я – концепции.  И, наоборот, некие внешние условия, реальные события и обстоятельства могут повлиять на содержание Я – концепции.

Так как Я – концепция определяется как совокупность установок на себя, а всякая установка – эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом, то благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значения отношению к тебе другого человека достаточно просто за счет использования разнообразных психологических защит. Но в связи с отношением к себе простые вербальные манипуляции бессильны.

С понятием поведенческой составляющей неразрывно понятие функций Я – концепции. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов преодолевать многие трудности, осуществлять различные действия, мобилизуя и других людей [  ]. С другой стороны, возможно и саморазрушительное поведение, связанное с приписыванием неудачи влиянию внешних факторов. Боясь неудачи, люди могут сами строить себе препятствия, ведь когда Я – образ связан с выполнением чего- либо, приложить усилие и потерпеть неудачу может оказаться более разрушительным, чем иметь готовое оправдание. Если препятствие помешало нам, мы остаемся при своей              самооценке; если же нам сопутствовал успех, мы укрепим свой Я- образ. Препятствие защищают нашу самооценку и общественный имидж, позволяет приписывать неудачи чему-то временному или внешнему, а не недостатку таланта или способностей.      

 

§ 4. Влияние представление о себе на межличностные отношения.

Отношения, устанавливающиеся между людьми в процессе совместной практической и духовной деятельности, определяются как общественные отношения. А межличностные отношения – это взаимная готовность объектов к определенному типу взаимодействия. Готовность к взаимодействию сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, индифферентным, отрицательным. Готовность к взаимодействию может реализоваться в поведении объектов в условиях общения, совместной деятельности. Именно совместная деятельность, общение раскрывает характер межличностных отношений.

Главным регулятором устойчивости, глубины, интимности межличностных отношений является «привлекательность человека для человека». Восприятие и понимание людьми друг друга, взаимопонимание и поведение их могут иметь широкий диапазон вариаций, но состояние удовлетворенности – неудовлетворенности – основной критерий оценки межличностных отношений. Симпатии – антипатии, привлекательность- непривлекательность – понятия пересекаются, но не совпадающие полностью. Первое характеризует только эмоциональное отношение в системе «субъект – субъект», второе шире и включает момент притяжения. [15].

В работах Г. Бирна сделан важный шаг в понимании установок как факторов, определяющих межличностное притяжение. [15]. Он считает, что каждый человек не только оценивает свои качества и качества других как положительные  и отрицательные, но и как важные, значимые, и второстепенные. Сходство и различие «Я – концепции» имеет неодинаковое значение для межличностных притяжений, что зависит от контекста, в котором обнаруживается это подобие – контраст. Положительные и отрицательные эмоциональные отношения в группе влияют на симпатию по-разному, в зависимости от того, с кем приходится работать ( с подобным или контрастным по отношению к себе человеком ). Результаты исследования С. Тейлора и В. Меттела показали, что приятно ведущий себя в группе индивид, имеющий сходные «Я- концепции» с партнером по взаимодействию, нравится больше, чем приятный, но контрастный другой. Неприятный и подобный другой нравится в значительно меньшей степени, чем неприятный и контрастный (несхожий) другой. Эмоционально окрашенная ситуация взаимодействия разводит параметры подобия общего контраста и вскрывает сущность симпатий – антипатий к лицам, сходным или различным по их «Я – концепциям». Причем  ведущим является эмоциональный компонент взаимодействия, а не когнитивный , фиксирующий сходство двух лиц.

Немаловажным в межличностных отношениях является осознание своего физического облика. Та или иная оценка своей внешности влечет за собой определенное самочувствие и может определять характер взаимоотношений между людьми. Самооценка влияет на оценку других людей и на отношение к ним. Осознание особенностей своей внешности влияет на формирование многих важных качеств личности (например, таких, как уверенность в себе, жизнерадостность, замкнутость, индивидуализм.)

Дж. Б. Фурст замечает, что осознание небольшого физического недостатка может привести к чувству неполноценности и в дальнейшем развиться в невроз.  « Придавая преувеличенное значение своим дефектам и недостаткам, ребенок тем самым начинает неправильно понимать себя самого; у него начинают складываться ошибочные представления о своих способностях и об общей своей ценности как личности. Он также – что весьма вероятно- будет применять свои неправильные критерии личной ценности к другим людям, так что у него создастся общее искаженное суждение о людях».[11]

Также описаны случаи, когда степень физического созревания ребенка влияет на его положение в группе сверстников, на его поведение и самооценку. Мальчик, рост которого ниже,  чем у его сверстников, ежедневно сопоставляя свои размеры и размеры ровесников, формирует пониженную самооценку, которая может повлиять на его положение в школьном классе.

Некоторые исследователи указывают, что сильный мускулистый тип сложения имеет социальное преимущество среди юношей. Так, например, мальчики атлетического сложения нередко более общительны, господствуют в группах ровесников, деятельность их чаще носит творческий характер по сравнению с детьми, имеющими иное телосложение.

Кроме того, на данной ступени развития самосознания подросток не имеет ещё достаточного опыта сопоставления себя с другими людьми, и его стремление лучше знать себя не опираясь на достаточно полную и четкую картину своего «Я». Поэтому в образе своего физического «Я» более полно представлены те детали, которые являются результатом непосредственного самонаблюдения.

Сложившаяся самооценка, сформировавшийся самообраз начинают регулировать, определять процесс восприятия другого человека подростком, избирательно направлять его внимание на восприятие субъективно значимых для него черт.

Кроме всего этого следует отметить, что эффективность воздействия группы на личность школьника во многом определяется отношениями, складывающимися у ученика с классом. В подростковом возрасте повышается избирательность общения [5], что приводит к усилению структурной дифференциации детского коллектива, причем с годами школьников, чье положение в классе неблагополучно, становится все больше [8]. Негативные исследования низкого статуса в школьном классе широко известны: это снижение референтности класса, открывающее доступ асоциальным  влиянием, невротизация школьника, возникновения мнительности, тревожности, агрессивности и т. д. В связи с этим выявление причин обуславливающих статус подростка в классе, являющийся важной научно-практической задачей.

Одним из основных параметров, характеризующих положение в группе, является место, занимаемое личностью в структуре симпатий и антипатий, которое традиционно описывается социометрическим статусом популярности. [8].

Информация о работе Объктивная и субъективная оценка учащегося