Объктивная и субъективная оценка учащегося

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы – исследование взаимосвязи между представлением о себе учащегося и тем, как его оценивают и воспринимают другие члены группы, т.е. его социальный статус в школьном классе.
Гипотеза: представления о себе учащихся, Занимающих различный статус в школьном классе, будут отличаться.
Задачи: 1)анализ литературы;
2) подбор методов исследования;
3)проведение исследования;
4) анализ и интерпретация результатов.

Содержание

Введение. 3
Глава I. Теоретическая часть.
§1. Понятие группы и её основные характеристики. 5
§2. Межличностные отношения в группе. 7
§3. Представление о себе (Я – концепция). 10
§4. Влияние самоопределения на межличностные отношения. 15
Глава II. Практическая часть.
1. Организация и методы исследования. 20
§2. Анализ результатов и выводы. 21
Заключение. 25
Список литературы. 27
Приложение. 29

Работа содержит 1 файл

2 курс.doc

— 268.00 Кб (Скачать)


4

 

 

Содержание

Введение.                                                                                                        3

Глава I. Теоретическая часть.

§1. Понятие группы и её основные характеристики.                            5

§2. Межличностные отношения в группе.                                              7

§3. Представление о себе (Я – концепция).                                             10

§4. Влияние самоопределения на межличностные отношения.         15

Глава II. Практическая часть.

§1. Организация и методы исследования.                                              20

§2. Анализ результатов и выводы.                                                           21

Заключение.                                                                                                  25

Список литературы.                                                                                   27

Приложение.                                                                                                29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проходя ряд этапов в своем развитии, мы переходим из одной группы в другую. Так школьный класс является одной из важных групп, в которую мы вступаем. Важным 

является воздействие группы на личность школьника, которое во многом определяется отношениями, складывающимися у ученика с классом.

Старшекласснику важнее всего быть принятым сверстниками, чувствовать себя нужным группе, иметь в ней определенный престиж и авторитет. Низкий статус в коллективе,  как правило, коррелирует с высоким уровнем тревожности; юноши, непопулярные у сверстников, гораздо чаще, чем остальные, хотели бы изменить свою личность. Также низкий статус в группе сверстников является одной из причин, обусловливающих негативное формирование личности подростка, поэтому тема нашей работы актуальна.

Особое значение приобретает правильно сформированное представление о себе в подростковом и юношеском возрасте. Именно в этом возрасте степень созревания, соответствие физического развития человека стандартам, принятым в группе его ровесников и друзей, может стать определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе.

Цель нашей работы – исследование взаимосвязи между представлением о себе учащегося и тем, как его оценивают и воспринимают другие члены группы, т.е. его социальный статус в школьном классе.

Гипотеза: представления о себе учащихся, Занимающих различный статус в школьном классе, будут отличаться.

Задачи: 1)анализ литературы;

             2) подбор методов исследования;

             3)проведение исследования;

             4) анализ и интерпретация результатов.

Методы исследования: методика, диагностика межличностных отношений Тест Лири и социометрия.

Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической части, экспериментальной части, заключения и приложения.

Список литературы включает – наименований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретическая часть.

§ 1.Понятие группы и её основные характеристики.

Психология и поведение отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые объединения, называемые группами.

Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия «группа». С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются в виду условные группы: произвольные объединения (группировка) людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа. Такое понимание широко представлено прежде всего в статистике, где часто необходимо выделить группу людей, имеющих какой-то  определенный уровень образования, болевших сердечно-сосудистыми заболеваниями, нуждающихся в жилье и т. д. Иногда в таком понимании термин «группа» употребляется и в психологии, когда, например, в результате тестовых испытаний «конструируется» группа людей, давших показатели в каких-то одних пределах, другая группа – с другими показателями и т. п.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким –то  общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень  осознания могут быть весьма различными ). [ 1 ]

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков [24 ]. Группы могут различаться по размеру: от двух любовников, страстно сжимающих друг друга в объятиях, до миллионов мужчин и женщин, мобилизованных на войну. Возможны значительные различия по распределению участников. Они могут состоять в тесном и постоянном контакте, как это бывает в клинике; или могут быть рассеяны по всему  свету, как представители  министерства иностранных дел.  Группы различаются по составу: участники могут быть относительно однородны или разнородны. Кроме того, группы могут различаться по центральной задаче совместных действий и по способу, которым она решается. Сходство по возрасту, полу, этнической принадлежности или любой общий интерес участников составляют основу для объединения. Выполняя различные социальные функции, человек является  членом многочисленных социальных групп [23].

Немаловажным моментом является рассмотрение классификации групп. Прежде всего для психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредотачивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существует и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях – реальные лабораторные группы. В  отличие от них существуют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами и т. п. Большая группа включает от 100 и более человек. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив и т.д. Каждый человек принадлежит к тем или иным малым группам. В малую группу могут входить от 2-3 до 20-40 человек. [1]. Большие группы делятся на неорганизованные, стихийно возникшие  группы и на организованные , длительно существующие группы, - подобно классам, нациям. Точно так же малые группы могут быть подразделены  на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но ещё не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся. Эта классификация может быть представлена наглядно в следующей схеме [1].

                           Группы  

          Условные            Реальные

                      Лабораторные              Естественные 

                                           Большие                             Малые

                           Стихийные    Устойчивые       Становящиеся         Развитые

    

 

§ 2.Межличностные отношения в группе.

Люди, входящие в группу, не могут там находиться в одинаковых позициях по отношению друг к другу и к тому , чем занята группа. Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами имеет определенное положение в системе межличностных отношений.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, деятельности, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [24].

Межличностные отношения делятся на официальные и неофициальные, отношения руководства и подчинения (в частности , лидерства), деловые и личные , рациональные и эмоциональные.

Официальными называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов, твердо установленных норм.

Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по её поводу, а личные – как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы.

В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения – это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными эмоциями; они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации о человеке.

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое, усвоенное от общества. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения в самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Одни и те же члены группы в различных характерных для него системах отношений обычно занимают неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутригрупповых отношений используются понятия «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль».[14].

Позиция – это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. Она определяется связями данного человека с остальными членами группы. От позиции, занимаемой человеком в коллективе, зависит степень его потенциального влияния на поступки остальных членов группы.

Статус – это реальная социально-психологическая характеристика положения индивида в системе внутриколлективных отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений – это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень влияния на остальных членов коллектива. Действительный статус и его восприятие человеком могут совпадать или расходиться.

Роль- понятие, характеризующее положение индивида в коллективе. Роль определяется как нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека,  занимающего в группе определенную позицию. Роль может определяться официальной должностью, может избираться самим членом группы (например, роль лидера, шута). Войдя в определенную роль в данной группе, человек постепенно привыкает к ней, и сами члены группы начинают ожидать от него поведения, соответствующего заданной или избранной роли. Принятая на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутригрупповых отношений.

Управление группой, её самоуправление, воздействие на психологию и поведение отдельных членов коллектива может осуществляться через неофициальное лицо, пользующимся авторитетом среди членов данной группы, имеющий в ней высокий статус и именуемый лидером. Лидер в состоянии поднять, увлечь членов группы на любое дело. Лидер нужен в каждой группе. Его необходимость диктуется тем, что в каждой группе существуют и должны кем-то регулироваться две взаимнодополняющие системы отношений: деловые и личные. Выход человека в лидеры – результат взаимодействия между ним и группой. Если индивидуальные особенности этого человека, проявленные им в совместной деятельности и общении с остальными членами группы, соответствуют требованиям сложившейся ситуации, то в этой ситуации он становится лидером. При изменении групповой задачи и требований ситуации лидером может стать кто-то другой. В принципе для каждого человека в группе можно определить такие условия, при которых он станет лидером, и для этого вовсе не обязательно  обладать  какими-то специальными «лидерскими» чертами.

 

§ 3. Представление о себе (Я – концепция).

 

В литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единого определения современного и достаточно часто используемого понятия «Я - концепция».

К. Роджерс определяет Я – концепцию как организованный, согласованный гештальт, построенный из перцепций характеристик «Я» или «Меня» и перцепций отношений «Я» или «Меня» к другим людям и различным аспектам жизни, а также ценностей, связанных с этими перцепциями. Этот гештальт доступен сознанию, хотя не обязательно всегда осознан. Это текучий и изменчивый гештальт, он процессуален, но в каждый момент образует специфическую целостность [21].

Р. Бернс [2] определяет Я – концепцию как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженных с их самооценкой. Аналогичный подход к Я - концепции  , как совокупности установок на себя, встречается у И. Кона [9]. Причем Я – концепция определяется Р. Бернсом в качестве динамической системы представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. В сущности, Я – концепция определяет не только то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем [2],что соответствует определению Я – концепции Д. Майерсом [12] как совокупности ответов на вопрос «Кто я?».

Информация о работе Объктивная и субъективная оценка учащегося