Новые направления в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Клиент приходит на консультацию к психологу, подчас не подозревая, что сегодня в мире не существует единой науки - психологии и единой системы психологического знания, а есть различные направления с отличными стандартами и методами работы. Дело не в том хороши или плохи различные школы психологии, скорее, каждая школ позволяет добиться хороших результатов у тех клиентов, которые соответствуют ей по своей психологической организации, особенностям индивидуального развития, темпо-ритму своего сознания. Наверное, было бы идеальным, если бы каждый психолог интегрировал в себе знания всех школ и владел многими методами практической психологии, чтобы достичь успеха с каждым клиентом.

Содержание

Введение
Гуманистическая психология
Гештальтпсихология
Когнитивная психология
Трансперсональная психология
Экзистенциальная психология
Онтопсихология
Интегральная психология
Психодрама
Логотерапия
НЛП (нейро-лингвистическое программирование)
Коучинг
Эзотерический психосинтез
Энергетическая психология
Нанопсихология
Психология репродуктивной сферы
Перинатальная психология
Телесно-ориентированная психотерапия
Холодинамика
Психотерапия, ориентированная на решение
Сказкотерапия
Системно-векторная психология
Психология среды
СПА-психология

Работа содержит 1 файл

Чистовик.docx

— 72.20 Кб (Скачать)

  СКАЗКОТЕРАПИЯ.

  В 90-х года XX столетия психологи из Северной столицы России стали задуматься о том, как и в какую форму нужно упаковывать психологические знания, предъявляемые отечественному клиенту. Хлынувшие в нашу страну зарубежные терапии не давали полного удовлетворения питерским психологам. Татьяне Зинкевич-Евстигнеевой пришла идея – использовать в этих целях сказку.  
И такой ход был выбран не случайно, ведь метод сказкотерапии исторически наиболее древний формат передачи знаний о жизни. Вначале сказка была источником информации, она позволяла хранить историю народа в памяти людей, её передавали из уст в уста, от старшего поколения к младшему. Она была призвана вдохновлять, передавать знания, помогать усвоению правил и норм окружающего мира, служила способом общения, в конце концов. 
Немало людей причисляет метод сказкотерапии к несерьёзному, «детскому» методу. Изначально это мнение возникает благодаря термину «сказка», но вместе с тем, огромное количество разработок этого направления адресовано именно взрослым. Поэтому более близкое знакомство позволяет заблуждающимся изменить своё мнение.  
До 10-12 лет наиболее важная информация для развития и социализации ребёнка должна быть передана через яркие образы. Лучше всего эту роль выполняют сказочные и мифологические истории, благодаря которым формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций, некий образ Мира. Причём, если ребёнку просто читать истории, то этот образ окажется в пассивном состоянии, а обсуждение прочитанного заставит информацию использоваться активно. Такое сказочное восприятие Мира даёт ощущение гармонии и радости не только детям, но и взрослым.  
Исходя из выше сказанного, в качестве предмета метода сказкотерапии с подростками и взрослыми можно определить воспитание Внутреннего Ребёнка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.  
И направлена она на осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни, понимание причинно-следственных связей событий и поступков, которые совершаются человеком, на внутреннее ощущение своей силы и гармонии. 
Для подростков и взрослых эмоциональный аспект метода сказкотерапии открывает дверь к их личностному ресурсу, позволяет «вспомнить» сказочное мироощущение. Это помогает иначе взглянуть на собственные поступки, различные ситуации, переосмыслить свою жизнь. Но, как и любое психотерапевтическое направление, она не универсальна. 
Она помогает диагностировать, воздействовать и развивать, для чего использует несколько видов сказок в зависимости от ситуации. Они могут быть художественными, дидактическими, психокоррекционными, психотерапевтическими или медитативными. При этом каждому возрасту присуща своя собственная сказка: притча или легенда, басня или баллада, песня или миф.  
Но важно помнить, что в любом случае, использование сказки должно быть уместным. Психолог может использовать её в таких рабочих ситуациях, где он, на первый взгляд, бессилен. Погружая клиента в сказочную обстановку, специалист может увидеть потенциальные части личности, психотерапевтические сказки побуждают к размышлению. Часто это процесс длительный, впрочем, как и любая работа над собой.  
Метод сказкотерапии самый древний в человеческой цивилизации, насчитывающий не одно тысячелетие, но при этом и один из самых молодых методов в современной научной практике – ему пока нет и двадцати лет. И надо сказать, что процесс по её развитию и формированию идёт до сих пор.
 

  СИСТЕМНО-ВЕКТОРНАЯ  ПСИХОЛОГИЯ.

  Вся палитра переживаемых на протяжении нашей жизни чувств напрямую зависит  от того, насколько мы сумели развить  и воспитать в себе способность  их испытывать, научились ли мы адаптировать их под требования окружающего ландшафта, и оказались ли они приемлемы  в той социальной среде, к которой  нам бы хотелось себя относить.

  Чувство любви – это не одномерное явление, и оно не возникает само по себе, не развивается само по себе. Любовь – это верхний полюс эмоциональной амплитуды зрительного вектора, его максимальная точка; это чувство не первично, и для того, чтобы его испытать, нужно создать определенные обстоятельства в своей жизни, подготовить благодатную почву, способствующую проявлению и поддержанию в себе любовного чувства.

  На  обратном – нижнем – полюсе зрительной эмоциональной амплитуды находится  чувство страха, в той или иной степени переживаемое любым зрительным человеком. Страх – это архетипичное проявление: в первобытной стае своевременный испуг являлся гарантом выживания стаи, спасения от надвигающейся опасности.

  Сегодня любой ребенок рождается архетипичным носителем присущей ему видовой роли. До пубертата он должен научиться приспосабливать и адаптировать ее под изменившиеся за многие тысячи лет условия.  И зрительный ребенок – не исключение.

  Чем больше темперамент человека, тем  большее количество разнообразных  эмоций требуется для ощущения удовлетворенности, наполнения в зрительном векторе. 
     Именно зрительные дети любят запереться в темном сарае, чулане, забраться на старый чердак и рассказывать друг другу страшные истории про приведения, про вампиров, про кладбища и смерть. Так они создают атмосферу страха и одновременно в этой эмоциональной раскачке испытывают чувство радости. Это может остаться невинной детской игрой и со временем уйти навсегда; но впоследствии при недостаточном развитии чувственности в зрительном векторе может перерасти в  фиксации на страхе во взрослом возрасте.

  Страх за себя и свою жизнь, стремление выжить первично выражается в желании к демонстрации себя – в первобытные времена зрительная девочка украшала себя бусами, серьгами, цветами. Так она была заметна, всегда на виду, чтобы вовремя схватили и оттащили от опасности, не забыли, не растоптали. А в современной цивилизации зрительник, оставшийся в этом страхе, демонстрирует себя на подиуме или танцует в клубах; а в состоянии нереализации становится истерической личностью 

  ПСИХОЛОГИЯ  СРЕДЫ:

  Характерной особенностью развития научного знания на современном этапе является его  своеобразная гуманитарно-экологическая ориентация. Ее смысл заключается в том, что человек пытается предохранить себя от возвращающегося бумеранга антропогенной деструкции природы. Изменилась сама цель развития. Еще недавно казалось, что достаточно человека накормить и сделать богатым. Сейчас же выяснилось, что для того, чтобы жить долго и не болеть, этого мало. Нужна еще благоприятная для жизни среда.

  Влияние окружающей среды на различные структуры  человеческой психики - область исследования настолько широкая, что охватывает практически все направления  психологического знания.

  Психология  среды как самостоятельное научное  направление окончательно сформировалась в первой половине 70-х гг., а до этого она развивалась в рамках таких метанаук, как экология человека и социальная экология.

  Данный  подход стал одним из наиболее влиятельных в западной социологии.

  Дальнейшее  развитие психологической науки  определило новые подходы к изучению взаимодействия человека и среды. Требования, предъявляемые к новым направлениям, заключались в необходимости  решения следующих задач:

  • соблюдение преемственности и целостности с классическими парадигмами в изучении личности и, возможно, в их объединении;
  • четкое очерчивание круга проблем, вытекающих из смежных областей знания, которые могли бы обеспечить концептуальную базу для разработки так называемого "средового уровня " оценки личности;
  • создание адекватных принципов для развития способов оценки различных типов сред.

  В решении этих задач ударение было сделано на необходимости изучения различий в отношении физического  окружения и развитии такого измерительного оценочного аппарата, который связал бы воедино все проблемы, касающиеся физического окружения и личности.

  Необходимо  отметить, что, несмотря на существенные различия в подходах, все эти взгляды  на характер взаимоотношений между  человеком и окружением едины  в том, что признают важную роль физического  окружения в развитии чувства  места, в идентификации себя с  конкретным местом, независимо от функциональной предназначенности данного окружения. Безусловно, что значение места, его  символика тесно связаны с  демографическими, половыми, возрастными  и индивидуальными различиями. Изучение подобных различий - одна из задач средовой персонологии. 

  СПА-ПСИХОЛОГИЯ

  Базовый принцип - выявление в человеке его  сильных сторон, его достоинств, его позитивных качеств, а не мучительный  анализ прошлого.

  Спа-психология – необходимая составляющая жизни современного человека в мегаполисе. Это профилактика и «лечение» душевной смуты, последствий стрессов, заниженной самооценки.

  Опираясь  на современные научные исследования и учитывая сумасшедший ритм жизни, спа-психология предлагает новую систему достижения отличных жизненных результатов через удовольствие и расслабление.

  Методики SPA-психологии чудодейственны: расслабляясь, играя, развлекаясь, человек легко  и незаметно для себя решает основные жизненные задачи. 

 Список  используемых материалов.

  1. www.spa-psychology.ru
  2. goraton.ru
  3. www.yburlan.ru Автор: Светлана Андреева – психолог 
  4. psychology.net.ru
  5. www.malayev.com
  6. http://www.tomalogy.com/
  7. www.ontopsyholog.ru
  8. www.kluchnikov.ru
  9. www.ekaterinburg.samopoznanie.ru
  10. www.hr-portal.ru
  11. www.psycho.all.ru
  12. www.psyteh.ru
  13. www.enc-dic.com
  14. www.genon.ru
  15. slovari.yandex.ru
  16. www.i-u.ru
  17. www.psychology-online.net
  18. www.alleng.ru
  19. ru.wikipedia.org
  20. www.atpp.ru
  21. www.synergia.ru
  22. www.openreality.ru
  23. naturalworld.ru/
  24. www.koob.ru/may_rollo/ekzistencialnaya_psihologiya
  25. www.psibib.ru/spec/teokonc/ekzpsilich.php
  26. www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1253
  27. www.onto.ru/onto/onto
  28. hpsy.ru/public
  29. revolution.allbest.ru/psychology
  30. www.mirsnov.ru
  31. www.aleader.ru/what_onto
  32. http://i-psy.ru/
  33. http://magazine.mospsy.ru/nomer6/s6.shtml
  34. www.terton.ru/integral-psychology.html
  35. www.psylive.ru
  36. www.koob.ru/leitz/leits_psyhodrama
  37. www.psihodrama.ru/
  38. www.ref.by/refs/68/16268/1.html
  39. www.neuch.ru/referat/90806.html
  40. www.effecton.ru/404.html
  41. http://psygrad.ru/slovar/l/logoterapiya.html
  42. http://psylib.org.ua/books/franv01/index.htm
  43. www.openreality.ru/school/psychology/humanist/logotherapy/
  44. www.psychologos.ru/Логотерапия
  45. www.nlpcenter.ru/?sID=28
  46. http://nlp.perm.ru/aboutnlp.php
  47. http://codenlp.ru/?p=282
  48. http://coach.clan.su/publ/1-1-0-2
  49. www.yxp.ru/coach.htm
  50. www.energonics.ru/coaching/
  51. www.abcwoman.ru/psychology/Thought_Field_Therapy.html
  52. www.eniopsiholog.net/energeticheskaya-psihologiya.html
  53. http://club-angel.ru/news/ehnergeticheskaja_psikhologija/2009-11-28-23
  54. www.interface.ru
  55. www.psynavigator.ru
  56. http://aisty.narod.ru/DocReproductPsychology.html
  57. www.psymama.ru/
  58. www.twirpx.com
  59. www.rabop.ru/content/view/46/
  60. www.chelpsy.ru/articles
  61. http://www.telesnost.com.ua/
  62. www.holodynamics.ru/note_1.htm
  63. www.psychologos.ru/Холодинамика
  64. http://polbu.ru/wolf_holodynamics/
  65. newforlife.ru/holodynamika.php
  66. www.bestplastic.ru/beauty/spa.aspx?id=33008
  67. subscribe.ru/archive/job.education.selfeducation/201102/07125251.html
  68. http://subscribe.ru/group/sistemno-vektornaya-psihologiya-o-chem-molchit-bessoznatelnoe/237621/
  69. www.2mm.ru/vospitanie/687
  70. www.otkritie-center.ru/?id=75

Информация о работе Новые направления в психологии