Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 11:40, контрольная работа
Клиент приходит на консультацию к психологу, подчас не подозревая, что сегодня в мире не существует единой науки - психологии и единой системы психологического знания, а есть различные направления с отличными стандартами и методами работы. Дело не в том хороши или плохи различные школы психологии, скорее, каждая школ позволяет добиться хороших результатов у тех клиентов, которые соответствуют ей по своей психологической организации, особенностям индивидуального развития, темпо-ритму своего сознания. Наверное, было бы идеальным, если бы каждый психолог интегрировал в себе знания всех школ и владел многими методами практической психологии, чтобы достичь успеха с каждым клиентом.
Введение
Гуманистическая психология
Гештальтпсихология
Когнитивная психология
Трансперсональная психология
Экзистенциальная психология
Онтопсихология
Интегральная психология
Психодрама
Логотерапия
НЛП (нейро-лингвистическое программирование)
Коучинг
Эзотерический психосинтез
Энергетическая психология
Нанопсихология
Психология репродуктивной сферы
Перинатальная психология
Телесно-ориентированная психотерапия
Холодинамика
Психотерапия, ориентированная на решение
Сказкотерапия
Системно-векторная психология
Психология среды
СПА-психология
по
психологии учебной
и познавательной деятельности
Тема:
Новые направления в психологии.
Содержание.
Введение
Гуманистическая психология
Гештальтпсихология
Когнитивная психология
Трансперсональная психология
Экзистенциальная психология
Онтопсихология
Интегральная психология
Психодрама
Логотерапия
НЛП (нейро-лингвистическое программирование)
Коучинг
Эзотерический психосинтез
Энергетическая психология
Нанопсихология
Психология репродуктивной сферы
Перинатальная психология
Телесно-ориентированная психотерапия
Холодинамика
Психотерапия, ориентированная на решение
Сказкотерапия
Системно-векторная психология
Психология среды
СПА-психология
ВВЕДЕНИЕ.
Клиент
приходит на консультацию к психологу,
подчас не подозревая, что сегодня в мире
не существует единой науки - психологии
и единой системы психологического знания,
а есть различные направления с отличными
стандартами и методами работы. Дело не
в том хороши или плохи различные школы
психологии, скорее, каждая школ позволяет
добиться хороших результатов у тех клиентов,
которые соответствуют ей по своей психологической
организации, особенностям индивидуального
развития, темпо-ритму своего сознания.
Наверное, было бы идеальным, если бы каждый
психолог интегрировал в себе знания всех
школ и владел многими методами практической психологии,
чтобы достичь успеха с каждым клиентом.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Оформилась,
как самостоятельное течение в 50-60-х годах
и представляет собой скорее совокупность
сходных философских воззрений на человека,
что дает практическим психологам возмож
Одно
из базовых убеждений
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
(нем. gestalt — целостная форма или структура) начала развиваться в Германии в начале XX столетия. Данное направление основывается на том постулате, что первичными данными психологии являются целостные структуры, в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Однако, имея ряд потребностей, причем конкурирующих потребностей, человек склонен к «упрощению» картины окружающего мира, выделяя лишь отдельные доминирующие потребности для их реализации. В таком случае человек видит только то, что хочет видеть и не замечает окружающего. Потребность становиться фиксированной, навязчивой и поэтому принципиально неразрешимой. Неудовлетворение потребностей приводит к дефицитарному образу жизни. Задача гештальт-терапевта добиться того, чтобы клиент опознал свою потребность и научился с ней взаимодействовать. Невозможность почувствовать потребность делает поведение человека дезорганизованным и неэффективным, сопровождается тревогой или депрессией и выражается противоречием между осознаваемыми аспектами и неосознаваемыми феноменами поведения. В этом случае задача терапевта – помочь клиенту с прояснением его потребности, исследуя феноменологию и показывая клиенту, как она в нем проявляется, чем замещается потребность и где прерывается. Гештальт-терапия, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз, основывается на способности психики к саморегуляции, на творческом приспособлении организма к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания. Основная роль терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», ограничении попыток интерпретировать события, внимании к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента, как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей. Многие гештальт - психологи считают, что при правильной постановке гештальт-терапия в отличие от психоанализа не вызывает сопротивления клиента.
Основные
приемы работы и техники гештальт-терапии —
осознавание, фокусировка внимания, принятие
ответственности, работа с полярностями,
монодрама.
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- направление в психологии,
изучающее процессы познания (лат. cognitio
– познание), работу памяти и роль познания
в мотивации и поведении. В своей практической
части, построена на принципах терапии
разработанной А. Беком. В качестве основы
данного метода принят факт, что познание
является главной детерминантой возникновения
тех или иных эмоций, которые в свою очередь
определяют смысл целостного поведения.
При этом возникновение психических нарушений
объясняется, прежде всего, за счет неправильно
построенного описания своей личности.
Неадекватные ответы приводят человека
к ошибочным действиям и соответственно
к «катастрофе». В соответствии с этим
в рамках когнитивной психотерапии перед
клиентом ставится цель понять, что именно
используемые им обычно суждения определяют
его болезненное состояние, и научиться
правильным способам познания, отработав
их на практике. Процедура данного метода
включает в себя три этапа. На этапе логического
анализа пациент вырабатывает критерии
обнаружения ошибок собственных суждений,
возникающих в критических ситуациях;
на этапе эмпирического анализа отрабатывает
приемы соотнесения суждений объективной
ситуации; на этапе прагматического анализа
строит оптимальное осознание себя самого
и своих действий.
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
сформировалась
в 60-е годы XX столетия на основе исследований
многих известных психологов и психиатров,
но несомненным лидером данного направления
является С. Грофф. Трансперсональная психология,
впервые, открыто проводит масштабные
исследования психологии
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
– (лат. existentia – существование) сформировалось на основе трудов таких исследователей, как Л.Бинсвангер, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мэй и др. Психологическое направление, изучает:
1).
Проблемы времени, бытия и
2) Высшие ценности. Проблемы свободы, ответственности и выбора;
3) Личная миссия. Проблемы общения, любви и одиночества;
4) Сущность Бога.
Экзистенциальная психология исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны его базовые жизненные потребности забвение которых приводит к состоянию стресса, тревоги или депрессии.
Целью экзистенциальной
психологии является решение задачи восстановления
аутентичности конкретной личности —
соответствия ее бытия в мире ее внутренней
природе.
ОНТОПСИХОЛОГИЯ
Онтопсихология - это современное научное направление в психологии. Предметом онтопсихологии является психическая деятельность в ее первичной причинности, включая понимание бытия.
Онтопсихология - от греч. οντος родительный падеж причастия настоящего времени глагола ειμι (быть), λνγνς (изучение), ψυχος (душа).
Онтопсихология позволяет каждому субъекту целостно понять структуру собственного бессознательного и те динамики, которые он вызывает в окружающих людях. Основы онтопсихологического анализа на данный момент с успехом применяются в области экономики, медицины, искусства, науки и педагогики с целью оказания реальной помощи лидеру, как провиденциальному моменту проявления духа в мире и "руке помощи" для многих. Сегодня онтопсихологическая наука представляет собой абсолютную новизну. Ее практическая деятельность направлена на полное восстановление субъектом своего сознания, энергетического кванта ума, которым он является.
В
действительности, человек, подобно
клетке, наделен способностью и знанием,
как поддерживать и развивать
собственную идентичность. Ему от
природы дан беспроигрышный ум для
установления выгодных взаимодействий
в среде. Однако по причине различных
социальных и исторических факторов
человек потерял большую часть
своей интуиции и своего врожденного
ума. Если же он восстановит свою целостность,
то ему станет доступным знание всего
того, что касается его интересов
и ведет к успеху.
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Интегральная
психология ни в коей мере не является
простой суммой достижений ведущих
психологических школ. Так же не
ставится задача формирования универсального
психологического знания, созданного
по принципу квинтэссенции существующих
теорий. Интегральная психология ставит
две основных цели. Первая – создание
всеобъемлющей топографии психологического
в человеке - концептуальной схемы,
разработанной настолько
Своеобразная топография психологического в человеке существует и в западной науке, однако все имеющиеся модели представляют собой хотя и сложно-разветвленные, но плоскостные структуры. Минусы плоскостных моделей развития сознания, присущие: психоанализу, когнитивной психологии, гуманистической психологии, бихевиаризму и другим школам происходят из-за неполного и ошибочного видения всей широты психологического пространства человека. Западная модель распознает во вселенной единственный разумный субъект – человек. Восточная психология рассматривает все сущее, как наделенное психическим полем, соответственно и разумом.
В западной модели отсутствуют доперсональный и надперсональный психологические уровни. Процесс познания представляется как линейное восхождение к неким когнитивным формациям между временем рождения и смерти. Пространство когнитивного представляется количественным, а не качественным, причем замкнутым само на себя. Качество представляется в конечном счете функцией от количественных факторов жизни. Восточная психология рассматривает психическую деятельность человека непрерывной, понимая временной период между рождением и смертью, как частный случай – квантовый скачек сознания в мир материи. Ошибочно полагать, что доперсональная психология являет собой «мертвую букву» истории. Доперсональная психология является полноценным механизмом каждого человека. Точно так же и надперсональная психология представляет собой живую динамику эволюционирующего сознания и в сумме всего того, что было прожито, познано, прочувствовано и осмыслено в персональный психологический период.