Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 11:40, контрольная работа
Клиент приходит на консультацию к психологу, подчас не подозревая, что сегодня в мире не существует единой науки - психологии и единой системы психологического знания, а есть различные направления с отличными стандартами и методами работы. Дело не в том хороши или плохи различные школы психологии, скорее, каждая школ позволяет добиться хороших результатов у тех клиентов, которые соответствуют ей по своей психологической организации, особенностям индивидуального развития, темпо-ритму своего сознания. Наверное, было бы идеальным, если бы каждый психолог интегрировал в себе знания всех школ и владел многими методами практической психологии, чтобы достичь успеха с каждым клиентом.
Введение
Гуманистическая психология
Гештальтпсихология
Когнитивная психология
Трансперсональная психология
Экзистенциальная психология
Онтопсихология
Интегральная психология
Психодрама
Логотерапия
НЛП (нейро-лингвистическое программирование)
Коучинг
Эзотерический психосинтез
Энергетическая психология
Нанопсихология
Психология репродуктивной сферы
Перинатальная психология
Телесно-ориентированная психотерапия
Холодинамика
Психотерапия, ориентированная на решение
Сказкотерапия
Системно-векторная психология
Психология среды
СПА-психология
Хуже всего обстоит дело с эмоциями. Современная психология, возраст которой исчисляется сотней с небольшим лет, не знает и не принимает в расчет существование инфраэмоций, названия которым есть только в восточной психологии: ананда, самадхи, нирвана, бодхи. Восточная психология, возраст которой составляет десятки тысячелетий, воспринимается научным миром как архаичная философия или религия, но не психология. Не стоит полагать, что подобные эмоции – удел только тех, кто занимается духовными практиками. Каждый ребенок переживает их в полной мере, их и только их. У ребенка отсутствуют эмоции, присущие взрослому человеку. Именно эти базовые повреждаются в детском возрасте в результате патологического импринтинга семьи и интервенции коллективного бессознательного. На место первичных базовых эмоций, приходят всем нам известные: страх, гнев, раздражение, злость, ревность, ненависть, зависть и пр. С этими эмоциями так безуспешно подчас работает современная психология, поскольку принимает их за истинные, в то время как они являются принципиально чужеродными для человека трансформами. С трансформами можно и нужно работать, но цель должна быть не гармонизация их, а возвращение к первичным базовым эмоциям. Такое понятие как Просветление в западной психологии не просматривается даже в зачаточном состоянии, а между тем просветление является полновесным, по сути единственным ноуменальным состоянием психики, в отличие от всех остальных феноменальных ролевых модальностей. Просветленное сознание – норма здорового, развитого человека. Все прочее представляет собой «болезнь» нового времени.
Интегральная
психология предлагает объемную многосекторную
и многоуровневую модель. Данная модель,
основана на результатах масштабных
исследований Западной и Восточной
психологии. Лидером Интегральной психологии
сегодня, бесспорно, является К. Уилбер.
Учение интегральной психологии построено
на ряде оригинальных постулатов.
ПСИХОДРАМА
Направление психологии
Психодраматическая сессия начинается с разогрева, - это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные темы. Затем происходит выбор протагониста, то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа. Выбор происходит так - ведущий и участники, желающие разобраться со своей темой, выдвигаются из общего круга вперед и рассказывают, с чем они хотел бы поработать, а люди, сидящие во внешнем круге, внимательно слушают. Когда темы понятны всем, представители внешнего круга делают свой выбор по критерию «какая тема для меня сейчас наиболее актуальна». Выбирается именно тема, а не человек, который ее представляет, поскольку только в этом случае выбранная для работы тема будет групповой.
После
того, как выбор сделан, начинается
этап действия. Сцену за сценой протагонист,
с помощью участников группы, драматически
проигрывает волнующую его
Психодрама сегодня
в оригинальном виде распространена мало,
однако, ее элементы широко используются
во всех направлениях психологии.
ЛОГОТЕРАПИЯ
— психотерапевтическая стратегия, разработанная В. Франклом в 40-х годах XXстолетия, основанная на убеждении, что развитие личности невозможно без поиска и реализации смысла жизни. Если у человека нет смысла жизни или он таков, что реально недостижим, то возникает экзистенциальная фрустрация, приводящая к неврозам и психическим заболеваниям. В процессе логотерапии ставится задача помощи клиенту в обретении смысла его жизни, который не может быть просто заимствован у других, каким бы привлекательным он не был. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося, прежде всего трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это: творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые нельзя повлиять. Одной из основных областей, в которой индивид может получить поддержку в поисках смысла, является религиозная вера. Логотерапия имеет собственные уникальные терапевтические методики, такие как метод парадоксальной интенции, дерефлексия и др.
Логотерапия
эффективна для психологической помощи в различных
ситуациях: неврозы, фобии, страхи, сложности
во взаимоотношениях, депрессии, проблемы
в области сексуальности, преодоление
психологических травм и насилия и др.
НЛП (Нейро-лингвистическое программирование)
–
направление психологии, оформившееся
в 70-х годах XX века в Соединенных Штатах
Америки. Основателями НЛП являются две
харизматические личности – лингвист
Д. Гриндер и психолог Р. Бэндлер. Школа НЛП
представляет собой скорее набор многочисленных
техник, чем концепцию о человеке и егопсихологической реальности.
Основой для разработки техники явилось
изучение ряда высокоуспешных исторических
личностей и выявление моделей их поведения
коммуникации с окружающими. На основе
этих моделей были разработаны техники,
позволяющие клиенту быстро и эффективно
изменить мысли, поведение и убеждения,
которые мешают развитию, достижению целей
и пониманию окружающего мира. Ряд техник
направлен на достижение нужного результата
при взаимодействии с другими людьми и
успешную коммуникацию. НЛП – исключительно
практическое направление, которое ставит
основным критерием результат. Техник
НЛП существует множество: шестишаговый
рефрейминг, генератор нового поведения,
модельный взмах, музей новых убеждений,
якорение ресурсных состояний и многие
другие, все они весьма эффективны в определенных
случаях и работают по принципу «Делаешь
так, получаешь результат». Слабостью
НЛП, по мнению многих специалистов, является
отсутствие осмысления «картины мира»
и построения адекватных моделей поведения,
способных эффективно работать в самом
широком диапазоне задач, в изменяющихся
условиях реальности.
КОУЧИНГ
сформировался в 90-е годы XX столетия. Изначально коучинг был ориентирован только на пространство бизнеса, однако сейчас с успехом применяется практически для всех социальных групп. Коучинг – причисляется к тренинговым направлениям, однако в действительности является неформальным обучением. Мероприятия проходят в формате собеседования и позиционируются, как по подразделениям бизнеса: менеджмент, маркетинг, финансы и других сфер, например, спорт, так и по личностным параметрам: лидерство, креативность, коммуникабельность и др. заканчивая категориями – life, то есть, здоровье, душевная гармония, искусство быть счастливым. Методология коучинга строится на разблокировке изначально существующего внутреннего потенциала человека в результате психологического взаимодействия коуча и клиента-игрока.
Коучинг – это высокоэффективный тренинг, в результате которого клиент приобретает способность к эффективному действию в меняющихся условиях. Однако следует учитывать, что разблокировка сознания клиента-игрока происходит в достаточно ограниченной зоне из всей сложной и многомерной структуры мышления и принятия решений.
Коучинг, обычно, проводится в формате сессий от получасовых до часовых, возможно по телефону, что может быть в ряде случаев очень удобным.
Говоря о современной психологии, многие исследователи отмечают, что в ней до сих пор слабо использован опыт религиозно-мистических учений и эзотерических доктрин. Конечно, существует немалое количество работ, посвященных проблемам религиозных переживаний и мистических состояний, однако в целом, сфере сакрального сегодняшняя наука о человеке не уделяет должного внимания. В тех случаях, когда психологи наших дней обращаются к этой таинственной области, они чаще всего подходят к ней как позитивисты, если и не скептики, то специалисты-теоретики, реально, на практике не испытавшие "вкуса" запредельной реальности психологии - эзотерический психосинтез.
С другой стороны, люди, глубоко продвинутые в постижении эзотерической премудрости недостаточно хорошо ориентируются в подходах, направлениях и методах обычной психологической науки и потому затрудняются объяснять способы решения разнообразных личностных проблем на понятном "посюстороннем" языке. В результате - два направления человеческой мысли, отражающие две стороны природы личности - профаническую, обыденную и сакральную, таинственную оказались разделёнными друг от друга почти непроходимой стеной.
Подобное
состояние вещей серьезно обедняет
всю область человекознания и никак
не помогает в решении многочисленных
психологических и духовных проблем, стоящих
как перед современным человеком, все
более становящимся невротической личностью.
встает серьезная задача сближения обеих
сторон и направлений науки о человеке,
чья внутренняя природа одновременно
двойственна и едина. Западная психологическая
наука до сих пор развивается под знаком
позитивизма и потому никак не может взять
барьер сакральной сферы.
Единственное исключение - трансперсональное
направление психологии, действительно
всерьез интересуется областью эзотеризма,
однако его адепты в основном не разделяют
позицию какого-либо учения и доктрины
и, как правило, могут быть отнесены к категории
вольных стрелков в науке, способных проникнуть
лишь в поверхностный слой знания. Подобное
положение вещей побуждают поставить
проблему поиска путей сближения обычного
и сакрального знания, интеграции психологии
и эзотерических наук. Попытка решения
этой задачи закономерным образом приводит
к разработке нового направления.
Как
и всякое новое направление "
1. психологические доктрины традиционных религий;
2. эзотерические учения Востока и Запада;
3. сакральная русская духовная традиция;
4. западная
В
своих теоретических
В определенном смысле человеческую жизнь, взятую в её внутреннем измерении, можно уподобить путешествию по этим слоям, имеющему либо восходящее, либо нисходящее направление. Человеческая личность представляет собой лишь часть в сравнении с этим огромным пространством всеобщего сознания. При всей своей зыбкой трудноуловимой природе, позволяющей буддизму считать индивидуальную душу иллюзорным потоком психических состояний, отдельная человеческая личность занимает в многослойном поле сознания вполне определенное место. Иначе говоря, каждое человеческое "я" живет во вполне конкретном слое. Каждая судьба есть колебания индивидуального сознания в волнах всеобщего сознания, причем по характеру этих колебаний можно вычертить индивидуальный профиль личности, обладающий той или иной формой, конфигурации.