Новые направления в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Клиент приходит на консультацию к психологу, подчас не подозревая, что сегодня в мире не существует единой науки - психологии и единой системы психологического знания, а есть различные направления с отличными стандартами и методами работы. Дело не в том хороши или плохи различные школы психологии, скорее, каждая школ позволяет добиться хороших результатов у тех клиентов, которые соответствуют ей по своей психологической организации, особенностям индивидуального развития, темпо-ритму своего сознания. Наверное, было бы идеальным, если бы каждый психолог интегрировал в себе знания всех школ и владел многими методами практической психологии, чтобы достичь успеха с каждым клиентом.

Содержание

Введение
Гуманистическая психология
Гештальтпсихология
Когнитивная психология
Трансперсональная психология
Экзистенциальная психология
Онтопсихология
Интегральная психология
Психодрама
Логотерапия
НЛП (нейро-лингвистическое программирование)
Коучинг
Эзотерический психосинтез
Энергетическая психология
Нанопсихология
Психология репродуктивной сферы
Перинатальная психология
Телесно-ориентированная психотерапия
Холодинамика
Психотерапия, ориентированная на решение
Сказкотерапия
Системно-векторная психология
Психология среды
СПА-психология

Работа содержит 1 файл

Чистовик.docx

— 72.20 Кб (Скачать)

  Хуже  всего обстоит дело с эмоциями. Современная психология, возраст  которой исчисляется сотней с  небольшим лет, не знает и не принимает  в расчет существование инфраэмоций, названия которым есть только в восточной психологии: ананда, самадхи, нирвана, бодхи. Восточная психология, возраст которой составляет десятки тысячелетий, воспринимается научным миром как архаичная философия или религия, но не психология. Не стоит полагать, что подобные эмоции – удел только тех, кто занимается духовными практиками. Каждый ребенок переживает их в полной мере, их и только их. У ребенка отсутствуют эмоции, присущие взрослому человеку. Именно эти базовые повреждаются в детском возрасте в результате патологического импринтинга семьи и интервенции коллективного бессознательного. На место первичных базовых эмоций, приходят всем нам известные: страх, гнев, раздражение, злость, ревность, ненависть, зависть и пр. С этими эмоциями так безуспешно подчас работает современная психология, поскольку принимает их за истинные, в то время как они являются принципиально чужеродными для человека трансформами. С трансформами можно и нужно работать, но цель должна быть не гармонизация их, а возвращение к первичным базовым эмоциям. Такое понятие как Просветление в западной психологии не просматривается даже в зачаточном состоянии, а между тем просветление является полновесным, по сути единственным ноуменальным состоянием психики, в отличие от всех остальных феноменальных ролевых модальностей. Просветленное сознание – норма здорового, развитого человека. Все прочее представляет собой «болезнь» нового времени. 

  Интегральная  психология предлагает объемную многосекторную и многоуровневую модель. Данная модель, основана на результатах масштабных исследований Западной и Восточной  психологии. Лидером Интегральной психологии сегодня, бесспорно, является К. Уилбер. 
Учение интегральной психологии построено на ряде оригинальных постулатов.
 

  ПСИХОДРАМА

  Направление психологии начало свою историю в 20-х XX столетия благодаря таланту выдающегося врача, психолога и философа Я. Л. Морено. Впервые психотерапевтические сеансы из индивидуальных трансформировались в групповые, переносясь из замкнутого психоаналитического кабинета в реальную людскую среду. Таким образом, Я. Морено решил задачу проявления внутренней реальности человека непосредственно в ситуации социального окружения, собственно того окружения,  в столкновении с которым и продуцируется психологический конфликт.

  Психодраматическая сессия начинается с разогрева, - это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные темы. Затем происходит выбор протагониста, то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа. Выбор происходит так - ведущий и участники, желающие разобраться со своей темой, выдвигаются из общего круга вперед и рассказывают, с чем они хотел бы поработать, а люди, сидящие во внешнем круге, внимательно слушают. Когда темы понятны всем, представители внешнего круга делают свой выбор по критерию «какая тема для меня сейчас наиболее актуальна». Выбирается именно тема, а не человек, который ее представляет, поскольку только в этом случае выбранная для работы тема будет групповой.

  После того, как выбор сделан, начинается этап действия. Сцену за сценой протагонист, с помощью участников группы, драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Сначала протагонист выбирает из участников группы того, кто будет  играть его самого в тех случаях, когда он сам будет в другой роли. Затем выбираются участники  на роли важных для его жизненной  ситуации персонажей. Формы разыгрывания варьируются от буквального воспроизведения  реальных событий до постановки символических  сцен, никогда не имевших места  в реальности. Психодраматическая сцена заканчивается, когда протогонист находит решение проблемной ситуации или почувствует, что получил достаточно информации о ситуации. После этапа действия проходит шеринг – обмен впечатлениями между «участниками действия» и «зрителями». Сначала участники, игравшие роли, делятся своими переживаниями «из роли», то есть рассказывают о том, какого им было быть, например, мамой протагониста. Затем уже вся группа делится чувствами «из жизни», то есть участники рассказывают о похожих ситуациях, происходивших в их жизни, о чувствах, которые у них были во время действия или наблюдения за ним. На шеринге категорически запрещено все, что может ранить протагониста или участников группы – мысли, оценки, советы по поводу ситуаций. Говорить можно только о своих чувствах и о событиях своей жизни.

  Психодрама сегодня в оригинальном виде распространена мало, однако, ее элементы широко используются во всех направлениях психологии. 

  ЛОГОТЕРАПИЯ

  — психотерапевтическая стратегия, разработанная  В. Франклом в 40-х годах XXстолетия, основанная на убеждении, что развитие личности невозможно без поиска и реализации смысла жизни. Если у человека нет смысла жизни или он таков, что реально недостижим, то возникает экзистенциальная фрустрация, приводящая к неврозам и психическим заболеваниям. В процессе логотерапии ставится задача помощи клиенту в обретении смысла его жизни, который не может быть просто заимствован у других, каким бы привлекательным он не был. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося, прежде всего трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это: творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые нельзя повлиять. Одной из основных областей, в которой индивид может получить поддержку в поисках смысла, является религиозная вера. Логотерапия имеет собственные уникальные терапевтические методики, такие как метод парадоксальной интенции, дерефлексия и др.

  Логотерапия эффективна для психологической помощи в различных ситуациях: неврозы, фобии, страхи, сложности во взаимоотношениях, депрессии, проблемы в области сексуальности, преодоление психологических травм и насилия и др. 

  НЛП (Нейро-лингвистическое программирование) 

  – направление психологии,  оформившееся в 70-х годах XX века в Соединенных Штатах Америки. Основателями НЛП являются две харизматические личности – лингвист Д. Гриндер и психолог Р. Бэндлер. Школа НЛП представляет собой скорее набор многочисленных техник, чем концепцию о человеке и егопсихологической реальности. Основой для разработки техники явилось изучение ряда высокоуспешных исторических личностей и выявление моделей их поведения коммуникации с окружающими. На основе этих моделей были разработаны техники, позволяющие клиенту быстро и эффективно изменить мысли, поведение и убеждения, которые мешают развитию, достижению целей и пониманию окружающего мира. Ряд техник направлен на достижение нужного результата при взаимодействии с другими людьми и успешную коммуникацию. НЛП – исключительно практическое направление, которое ставит основным критерием результат. Техник НЛП существует множество: шестишаговый рефрейминг, генератор нового поведения, модельный взмах, музей новых убеждений, якорение ресурсных состояний и многие другие, все они весьма эффективны в определенных случаях и работают по принципу «Делаешь так, получаешь результат». Слабостью НЛП, по мнению многих специалистов, является отсутствие осмысления «картины мира» и построения адекватных моделей поведения, способных эффективно работать в самом широком диапазоне задач, в изменяющихся условиях реальности. 

  КОУЧИНГ  

  сформировался в 90-е годы XX столетия. Изначально коучинг был ориентирован только на пространство бизнеса, однако сейчас с успехом применяется практически для всех социальных групп. Коучинг – причисляется к тренинговым направлениям, однако в действительности является неформальным обучением. Мероприятия проходят в формате собеседования и позиционируются, как по подразделениям бизнеса: менеджмент, маркетинг, финансы и других сфер, например, спорт, так и по личностным параметрам: лидерство, креативность, коммуникабельность и др. заканчивая категориями – life, то есть, здоровье, душевная гармония, искусство быть счастливым. Методология коучинга строится на разблокировке изначально существующего внутреннего потенциала человека в результате психологического  взаимодействия коуча и клиента-игрока.

  Коучинг – это высокоэффективный тренинг, в результате которого клиент приобретает способность к эффективному действию в меняющихся условиях. Однако следует учитывать, что разблокировка сознания клиента-игрока происходит в достаточно ограниченной зоне из всей сложной и многомерной структуры мышления и принятия решений.

  Коучинг, обычно, проводится в формате сессий от получасовых до часовых, возможно по телефону, что может быть в ряде случаев очень удобным.

  ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ  ПСИХОСИНТЕЗ 

  Говоря  о современной психологии, многие исследователи отмечают, что в ней до сих пор слабо использован опыт религиозно-мистических учений и эзотерических доктрин. Конечно, существует немалое количество работ, посвященных проблемам религиозных переживаний и мистических состояний, однако в целом, сфере сакрального сегодняшняя наука о человеке не уделяет должного внимания. В тех случаях, когда психологи наших дней обращаются к этой таинственной области, они чаще всего подходят к ней как позитивисты, если и не скептики, то специалисты-теоретики, реально, на практике не испытавшие "вкуса" запредельной реальности психологии - эзотерический психосинтез.

  С другой стороны, люди, глубоко продвинутые в постижении эзотерической премудрости недостаточно хорошо ориентируются в подходах, направлениях и методах обычной психологической науки и потому затрудняются объяснять способы решения разнообразных личностных проблем на понятном "посюстороннем" языке. В результате - два направления человеческой мысли, отражающие две стороны природы личности - профаническую, обыденную и сакральную, таинственную оказались разделёнными друг от друга почти непроходимой стеной.

  Подобное  состояние вещей серьезно обедняет всю область человекознания и никак не помогает в решении многочисленных психологических и духовных проблем, стоящих как перед современным человеком, все более становящимся невротической личностью. встает серьезная задача сближения обеих сторон и направлений науки о человеке, чья внутренняя природа одновременно двойственна и едина. Западная психологическая наука до сих пор развивается под знаком позитивизма и потому никак не может взять барьер сакральной сферы. 
Единственное исключение - трансперсональное направление психологии, действительно всерьез интересуется областью эзотеризма, однако его адепты в основном не разделяют позицию какого-либо учения и доктрины и, как правило, могут быть отнесены к категории вольных стрелков в науке, способных проникнуть лишь в поверхностный слой знания. Подобное положение вещей побуждают поставить проблему поиска путей сближения обычного и сакрального знания, интеграции психологии и эзотерических наук. Попытка решения этой задачи закономерным образом приводит к разработке нового направления.

  Истоки  направления "эзотерический психосинтез"

  Как и всякое новое направление "эзотерический психосинтез" родилось из переосмысления прежних методов и подходов и потому опирается на несколько традиций познания человеческой природы. К ним прежде всего относятся такие направления как

  1. психологические доктрины традиционных религий;

  2. эзотерические учения Востока и Запада;

  3. сакральная русская духовная традиция;

  4. западная трансперсональная психология.

  Многослойная  природа сознания

  В своих теоретических представлениях эзотерический психосинтез исходит из распространенного во многих религиях и учениях деления человеческой природы на тело, душу и дух, однако переосмысливает его особым образом. Все элементы данной триады пронизаны единой основой - сознанием, которое в каждом из этих элементов проявляется различными свойствами и таким образом рождает слои с разной степенью разумности. Первый слой, который можно назвать профаническим сознанием, отвечает за телесные потребности, чьим основным принципом является принцип удовольствия. Второй слой сознания, отражающий душевное начало в человеке, может быть назван беспокойно-деятельным сознанием, призванным удовлетворить потребности личностного самоутверждения и отвечающий принципу реальности. И наконец, третий слой сознания или уровень сознания, заслуживающий названия сакрально-духовного сознания, выражает дремлющую в каждой душе потребность слияния с Богом, с Целым, с Универсумом и потому отвечает принципу Высшей Жертвы, Богопознания и Богореализации.

  В определенном смысле человеческую жизнь, взятую в её внутреннем измерении, можно  уподобить путешествию по этим слоям, имеющему либо восходящее, либо нисходящее направление. Человеческая личность представляет собой лишь часть в сравнении  с этим огромным пространством всеобщего  сознания. При всей своей зыбкой трудноуловимой природе, позволяющей  буддизму считать индивидуальную душу иллюзорным потоком психических  состояний, отдельная человеческая личность занимает в многослойном поле сознания вполне определенное место. Иначе  говоря, каждое человеческое "я" живет  во вполне конкретном слое. Каждая судьба есть колебания индивидуального  сознания в волнах всеобщего сознания, причем по характеру этих колебаний  можно вычертить индивидуальный профиль личности, обладающий той  или иной формой, конфигурации.

Информация о работе Новые направления в психологии