Новые направления в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Клиент приходит на консультацию к психологу, подчас не подозревая, что сегодня в мире не существует единой науки - психологии и единой системы психологического знания, а есть различные направления с отличными стандартами и методами работы. Дело не в том хороши или плохи различные школы психологии, скорее, каждая школ позволяет добиться хороших результатов у тех клиентов, которые соответствуют ей по своей психологической организации, особенностям индивидуального развития, темпо-ритму своего сознания. Наверное, было бы идеальным, если бы каждый психолог интегрировал в себе знания всех школ и владел многими методами практической психологии, чтобы достичь успеха с каждым клиентом.

Содержание

Введение
Гуманистическая психология
Гештальтпсихология
Когнитивная психология
Трансперсональная психология
Экзистенциальная психология
Онтопсихология
Интегральная психология
Психодрама
Логотерапия
НЛП (нейро-лингвистическое программирование)
Коучинг
Эзотерический психосинтез
Энергетическая психология
Нанопсихология
Психология репродуктивной сферы
Перинатальная психология
Телесно-ориентированная психотерапия
Холодинамика
Психотерапия, ориентированная на решение
Сказкотерапия
Системно-векторная психология
Психология среды
СПА-психология

Работа содержит 1 файл

Чистовик.docx

— 72.20 Кб (Скачать)

  Психологическая и психофизиологическая готовность женщины к реализации репродуктивной функцииоснована на онтогенезе ее репродуктивной сферы, семейных сценариях и личном жизненном опыте, в большой мере включающем особенности пре-, перинатального опыта и этапов онтогенеза материнства. 

  Репродуктивная функция мужчины биологически состоит в осуществлении полового поведения. Участие отца в беременности будущей матери и воспитании детей определяется социально-культурными нормами, установками и традициями, семейными моделями и личным жизненным опытом.

  Репродуктивная сфера человека состоит из двух частей: половой и родительской, обеспечивающей вынашивание, рождение и воспитание ребенка. Эти части являются взаимосвязанными физиологически, но в определенной мере самостоятельными психологически: в субъективном представлении людей, общественном сознании и культурных традициях.

  Психология репродуктивной сферы включает в себя: 

  • психологию и психофизиологию репродуктивной сферы человека; 

  • системный онтогенез репродуктивной сферы женщины и мужчины;

  • психологию и психофизиологию репродуктивного цикла; 

  • психосоматические особенности репродуктивной сферы;

  • нарушения репродуктивного здоровья женщины и мужчины; 

  • патогенез нарушений репродуктивной сферы; 

  • психологическую диагностику, коррекцию и терапию нарушений репродуктивной сферы женщины и мужчины;

  • психологическое сопровождение репродуктивного цикла в норме и при нарушениях;

  • психологическое сопровождение беременности, родов и родительства после бесплодия, невынашивания, репродуктивных потерь;

  • психологическую помощь и сопровождение при вспомогательных репродуктивных технологиях.

  Практическая работа с психологическими проблемами репродуктивного здоровья женщин и мужчин включает: психодиагностику, психотерапию и консультирование, которые используются и для решения широкого спектра проблем, связанных с поддержкой репродуктивного здоровья и коррекцией его нарушений. 

    Осуществляется диагностика готовности к зачатию, беременности и родам; актуальная диагностика, коррекция и терапия причин бесплодия и невынашивания в супружеских парах; диагностика, коррекция и терапия психологических и психосоматических нарушений течения беременности и родов, послеродовых расстройств.

  Разработаны диагностические методики, специализированные для выявления психологических, психосоматических и психотелесных проблем репродуктивного здоровья, а также практические приемы психологической работы с репродуктивными проблемами женщин и мужчин. 
Практическая консультативная, коррекционная и терапевтическая психологическая работа основана на современном интегративном подходе.
 

  ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 

  - самостоятельная область психологии, сложившаяся в последние три десятилетия ХХ века. 
История возникновения и развития перинатальной психологии и психотерапии в теоретическом плане связана с развитием психодинамического подхода и ряда его направлений и практических приложений: теории объектных отношений, теории привязанности, трансперсональной психологии и психосоматики, психологии раннего онтогенеза, психологии материнства.  
В практике психотерапии в середине и второй половине ХХ века появились и упрочились представления о влиянии родового процесса и внутриутробного опыта на формирование различных психических свойств человека и его взрослую жизнь. Появились определения «перинатальный опыт», «перинатальные проблемы», «перинатальные травмы».  
В последние годы ХХ века произошел поворот в сторону научного теоретического и методологического осмысления проблем пренатального и перинатального периода развития психики человека. В отечественной психологии и психотерапии предложены концепции психофизиологии материнской доминанты; психологии материнства и психологии репродуктивной сферы, перинатальной психотерапии, девиантного материнства, трансперсонального направления перинатальной психологии, теоретическое обоснование и практическое приложение перинатальной психологии к коррекции беременности и подготовки к родительству и другие.

  В перинатальной психологии изучается развитие психики на ранних этапах онтогенеза, структура, содержание и онтогенез репродуктивной сферы родителей – как условие развития ребенка, влияние раннего опыта на психику в постдиадический период развития личности.  
Перинатальная психология включает в себя:  
• раннее развитие ребенка (в рамках диадических отношений (включая период до рождения и процесс родов);  
• психологию материнства и отцовства (в аспекте условий, обеспечиваемых родителями для развития ребенка);  
• онтогенез родительской сферы (материнства и отцовства - в аспекте формирования готовности к родительству); 
• влияние пре-, перинатального и диадического опыта на психику взрослого человека, его личностные особенности, партнерские и детско-родительские отношения, психосоматические и психотелесные соотношения.

  Предметом перинатальной психологии является развитие психики ребенка от зачатия до окончания диадических отношений. 

  Объектом изучения и воздействия является диада. При работе с диадой учитывается, что условия развития ребенка создаются до его зачатии, что предполагает практическую работу с будущими родителями до наступления беременности. При изучении и практике работы с постдиадическими возрастами объектом являются диадические интроекты в психике человека.

  В теоретическом плане перинатальная психология и перинатальная психотерапия имеют собственную развитую теоретическую базу, включающую оригинальную теорию раннего развития личности, концепции психологии и психосоматики репродуктивной сферы и ее составляющих, представления о факторах, определяющих жизненные сценарии и другие разработки. 

  В практическом плане перинатальную психотерапию и психологическое консультирование в данной области отличает внимание к неосознаваемым ранним интроектам и неосознаваемым мотивационным конфликтам, определяющим жизненную позицию и психосоматические особенности клиента.

  Методы практической консультационной и терапевтической работы базируются на принципах интегративной психотерапии и консультирования. Перинатальную психотерапию и консультирование отличает особое внимание к существующему в психике клиента раннему опыту и его преобразованию последующим жизненным опытом, ориентация на диадические проблемы клиента.  

  ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ  ПСИХОТЕРАПИЯ.

  Походка, жесты, мимика, любимые позы, манера ходить – всё это язык нашего тела, который сведущему человеку может рассказать очень многое: о  проблемах в семье, о ярких  чертах характера, о комплексах и  страхах.

  С детства  учителя и родители твердят детям: «не сутулься», «сиди прямо», «не  шаркай ногами». Но мало кто задумывается, откуда берутся эти привычки и  остаются с некоторыми людьми на всю  жизнь. Точно так же никто не придаёт  значения тому, что происходит с  организмом, замечая лишь, что многие наши болезни, скорее всего, случаются  на нервной почве. Однако телесно-ориентированная психотерапия иначе смотрит на человеческое тело и всё, что с ним происходит.

  На протяжении всей жизни наши чувства, желания, запреты  «кодируются» нашим телом, создавая определённые блоки и броню. Тактильный контакт играет в нашей жизни  огромную роль уже с самого рождения, когда материнские прикосновения  помогают ребёнку открывать мир  ещё до того, как он начнёт себя осознавать.

  В процессе развития издержки воспитания, сложности  взросления, переживаемые стрессы приводят к подавлению чувств и ощущений тела, оскудению диапазона эмоций. Значимые переживания фиксируются в памяти тела, запечатлевая маски и роли, которые избираются в качестве защиты от переживаний. Таким образом, постепенно образуется, так называемый «мышечный  панцирь», узлы и зоны хронических  напряжений и зажимов, что снижает  подвижность и жизненные ресурсы  организма. Люди теряют способность  получать удовольствие от всего происходящего  в жизни, так как подобная броня  блокирует возможные негативные ощущения не только извне, но и внутри тела.

  В позе, осанке, мимике и жестах организм говорит  языком, который предвосхищает его  словесное выражение. Более того, имеется множество специальных  исследований, в которых показана связь между структурой тела и  эмоциональными установками. Тело может  быть столь же ценным объектом аналитической  техники, как сновидения, обмолвки и  свободные ассоциации.

  Все упражнения, которые приходится делать пациенту в процессе терапии, призваны заново пережить и высвободить то напряжение, которое вызвало образование мышечной брони.  
Интересно и то, что именно при работе с телом клиента становятся видны глубинные аспекты бессознательной стороны процесса клиент-психотерапевт, которые бывают незаметны при работе на вербальном уровне. Происходит это ещё и потому, что не последнюю роль в процессе телесно-ориентированной психотерапии, играет прикосновение, из-за чего уменьшается физическое расстояние между участниками процесса. Прикосновения помогают лучше ощутить своё тело, создав зону интенсивности, повышающей психическое внимание.
 

  ХОЛОДИНАМИКА

  Начало  нового года большинство из нас воспринимает как начало нового этапа в своей  жизни — когда хочется, чтобы  весь негатив остался в старом году. Но есть неприятные воспоминания, которые «кочуют» из года в год  и не дают нам покоя. Когда они  всплывают на поверхность из глубин памяти, накатывает мощная волна эмоций. Причем они такие сильные, будто  это событие произошло с вами только что. Такая реакция означает лишь одно: эмоция была пережита, а вот  ситуация не была переосмыслена, поэтому  воспоминание о ней до сих пор  мучает. В этом случае человек, мысленно возвращаясь в травмирующую ситуацию, испытывает стресс, а это прямая дорога к болезни. Дело в том, что  при стрессе в кровь выбрасывается  адреналин, который сужает сосуды. При  этом органы недополучают кровь, из-за чего в них могут возникнуть различные  нарушения. Поэтому очень важно  осознавать и трансформировать информацию, которая способствовала стрессу.

  Холодинамика означает «динамика целого». Под «целым» подразумевается гармоничная работа левого и правого полушарий головного мозга. Первое отвечает за наше умение обрабатывать информацию, логически думать, анализировать. А второе — за наше образное мышление, эмоции и переживания. Таким образом, в холодинамических процессах активно участвуют и правое, и левое полушария головного мозга. Тогда как, например, во время медитации, когда мы стараемся отключить «голову», активно трудится только правое.

  В холодинамике образы, мыслеформы получили название холодайны. Чтобы лучше понять, что это такое, вспомните вашего отца. Представьте его стоящим перед вами. Посмотрите, как он внешне выглядит, какое у него лицо, какие глаза. Если вы сконцентрируетесь на воспоминании о своем отце — сможете увидеть трехмерный мыслеобраз, голограмму. Такие мыслеобразы имеет все, что мы когда-либо видели. Так, без усилий вы можете в своем воображении нарисовать голограмму лимона, самолета — да чего угодно. При этом вы не напрягаетесь, выдумывая эти образы, а они сами всплывают в вашем воображении. Вот прямо сейчас, читая эти строки, вспомните о чем-то или о ком-то и вообразите его. Уверена, что вы тут же «увидите» некую голограмму.

  В холодинамике считается, что наши эмоции тоже могут иметь свои голограммы. Но так как эмоции нельзя потрогать, а их можно только ощутить в своем теле, то, для того, чтобы увидеть их образ, поначалу придется сконцентрироваться на телесном ощущении, которое вызывает та или иная эмоция. Чтобы лучше понять то, о чем я говорю, вспомните любое эмоционально окрашенное событие в вашей жизни. Например, когда вы чего-то боялись. Как правило, страх вызывает в теле холод, сильное сужение и спазмы. Он чаще всего лежит в основе болезней тела. Именно с такими чувствами-ощущениями работает холодинамика.

  ПСИХОТЕРАПИЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ  НА РЕШЕНИЕ

  Терапия, ориентированная на решение (SFT – Solution focused therapy) – одно из новых направлений психотерапии, так называемая «новая волна», которая в противовес классическим направлениям психотерапии, центрирует внимание психотерапевта и клиента на позитивных аспектах его жизни, его ресурсах для разрешения проблемы, а не на самой проблеме. В качестве основоположников этого направления можно назвать S.De.Shazer, I.kim Berg, J.Haley. В нашей стране более известны такие яркие представители этого направления как Б.Фурман и Т.Ахола. Основной целью терапии, ориентированной на решение, является изменение точки зрения человека на свою проблему за счет подключения позитивного мировоззрения и надежд и как следствие – новые возможности в поиске резервов для ее решения. 

Информация о работе Новые направления в психологии