Навыки невербального общения и их использование при трудоустройстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:34, реферат

Описание работы

Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют. Аллан Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств - 38%, мимики, жестов, позы - 55%. Т.е. не столь значимо, что говорится, а как это делается. И хотя специалисты приводят разные цифры, можно с уверенностью сказать: более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Поэтому слушать собеседника означает также понимать язык жестов.
Невербальное общение – общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно мож

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Составляющие невербальной коммуникации………………………………………..3
Язык тела……………………………………………………………………….4
Жесты …………………………………………………………………..4
Походка ………………………………………………………………...5
Поза …………………………………………………………………….5
Взгляд…………………………………………………………………..6
Расстояние……………………………………………………………...7
Такесика ………………………………………………………………..8
б) Мимика…………………………………………………………………………..9
в) Голос……………………………………………………………………………..9
Заключение…………………………………

Работа содержит 1 файл

Навыки невербального общения и их использование при трудоустройстве.docx

— 84.70 Кб (Скачать)

     Следует всегда принимать во внимание этот важный факт. Когда человек только формирует мысль, он чаще смотрит  в сторону, «в пространство», когда  мысль полностью готова – на собеседника. Тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера – только чтобы проверить его реакцию  и заинтересованность. Слушающий, в  свою очередь, больше смотрит в сторону  говорящего.

     По  своей специфике взгляд может  быть: 

  • Деловой
  • Когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства.
  • Социальный
  • Взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.
  • Интимный
  • Взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.
  • Взгляд искоса
  • Используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.
 

            С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, потому что они занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо - расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю.

     При дневном свете зрачки могут сужаться и расширяться в зависимости  от того, как меняется отношение  и настроение человека. Если человек  возбужден или заинтересован  чем-то, или находится в приподнятом  настроении, его зрачки расширяются  в 4 раза по сравнению с нормальным состоянием. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться. Эксперименты, проведенные с опытными карточными игроками показали, что мало кто  из игроков выигрывал, если их соперники носили темные очки. Китайские торговцы жемчугом в древности тоже следили за расширением зрачков своих покупателей при обсуждении цены. Было замечено, что Аристотель Онассис надевал темные очки при переговорах о деловых сделках для того, чтобы его глаза не выдавали его мыслей. Чтобы научиться «технологии взгляда» и эффективно применять ее для улучшения характера общения с другими людьми, требуется около 30 дней постоянной усиленной практики.

     Лицо  является главным источником информации о психологическом состоянии  человека. Однако при определенных обстоятельствах, когда человек  хочет скрыть свои чувства или  передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным, а  тело – главным источником информации для партнера. Поэтому в общении  важно знать, какую информацию можно  получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и  его движения. 

    1. Расстояние  между собеседниками

     Для того,чтобы понять важность этого  критерия, достаточно лишь сказать, что  ребенок до трех лет близко подходит только к тем людям,которые ему  нравятся. Взрослые люди также подсознательно стараются не приближаться близко к тем, кто вызывает у них отрицательные эмоции.

     Расстояние  может показать стороннему наблюдателю, который хотя бы немного знает  о невербальном общении, очень многое. Во-первых, чем ближе и интимнее отношения между людьми, тем расстояние между ними меньше. Во-вторых, расстояние между собеседниками отражает их социальный статус: начальник подсознательно не подходит слишком близко к своему подчиненному.

     Всего выделяют четыре типа дистанции:

    • Интимное расстояние – от 0 до 45 см – на таком расстоянии общаются самые близкие люди; в этой зоне имеется еще одна подзона радиусом 15см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта, это сверхинтимная зона.
    • Персональное – от 45 до 120 см – общение со знакомыми людьми.
    • Социальное – от 120 до 400 см – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении.
    • Публичное – от 400 до 750 см – на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения, на таком расстоянии происходят выступления перед аудиторией.

     Обычно  люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда  находятся на расстоянии, соответствующем  указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое и чрезмерно  удаленное положение отрицательно сказываются на общении. Чем ближе  находятся люди друг к другу, тем  меньше они смотрят друг на друга. И напротив, находясь на удалении, они  больше смотрят друг на друга и  используют жесты для сохранения внимания в разговоре. Кроме того, эти правила варьируются в зависимости от возраста, пола, личностных свойств и общественного статуса человека, а также от национальности и плотности населения в районе, где живет человек. Например, дети и старики держатся к собеседнику ближе, чем подростки, молодые люди и люди средних лет. Мужчины предпочитают более отдаленное положение, чем женщины. Уравновешенный человек подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди держаться дальше. Люди общаются на большом расстоянии с собеседниками, обладающими более высоким статусом. Что касается наций, то можно сказать, что азиаты взаимодействуют на более близком расстоянии, чем европейцы, а горожане – ближе, чем жители малонаселенных районов.  
 

    1. Такесика

     Такесика  изучает прикосновения в ситуации общения. К такесическим средствам  общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что  динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции.

     Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства. Неадекватное использование  личностью такесических средств  может привести к конфликтам в  общении. Например, похлопывание по плечу  возможно только при условии близких  отношений, равенства социального  положения в обществе. Самое распространенное такесическое средство – непременный  атрибут любой встречи и прощании – рукопожатие. Ещё первобытные  люди при встрече протягивали  друг другу, руки раскрытыми ладонями вперед – показать, что в них нет оружия. Со временем появились варианты – такие, как помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие, в том числе и рукопожатие. Часто оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность. Рукопожатия делятся на 3 вида:

    • доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз)
    • покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх)
    • равноправное

     Доминирующее  рукопожатие является наиболее агрессивной формой. Им человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в процессе общения. Покорное рукопожатие бывает необходимо в ситуациях, когда человек хочет отдать инициативу другому, позволить ему чувствовать себя хозяином положения. Часто политическими деятелями используется жест, называемый «перчаткой»: человек двумя руками обхватывает руку другого. Инициатор этого жеста подчеркивает, что он честен, и ему можно доверять. Однако, жест «перчатка» следует применять только к хорошо знакомым людям. Крепкое рукопожатие вплоть до хруста пальцев является отличительной чертой агрессивного, жесткого человека. Таким признаком является также пожатие несогнутой, прямой рукой. Его главное назначение – сохранить дистанцию и не допустить человека в свою интимную зону. Эту же цель преследует и пожатие кончиков пальцев, но такое рукопожатие свидетельствует о том, что человек не уверен в себе. 4. Проксемика К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. 
 
 
 
 

     Мимика 

     Мимика  – движения мышц лица, и это главный  показатель чувств.

     Считается, что при неподвижном или невидимом  лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной  характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это  означает, что в мимическом выражении  лица шести основных эмоциональных  состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы.

     И хотя каждая мина является конфигурацией  всего лица, основную информативную  нагрузку несут брови и губы. 

     Голос 

     Голос содержит в себе очень много информации о хозяине. Опытный специалист по голосу сможет определить возраст, местность  проживания, состояние здоровья, характер и темперамент его обладателя. Хотя природа и наградила людей  уникальным голосом, окраску ему  они придают сами. Те, кому свойственно  резко менять высоту голоса, как  правило, бодрее, общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

     Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем они  находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко  распознаются гнев и печаль. Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например, энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом, гнев и страх – тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы. Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

     Допуская  в речи незначительные ошибки, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно  их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства  и раскрывают намерения. Неуверенность  в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается нас удивить. Обычно речевые недостатки более выражены при волнении или когда человек  пытается обмануть своего собеседника. Поскольку характеристика голоса зависит  от работы различных органов тела, то в нем отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос «садится». При хорошем расположении духа голос становится глубже и богаче оттенками. Он действует на других успокаивающе и внушает больше доверия. Существует и обратная связь: с помощью дыхания можно воздействовать на эмоции.

     Для этого рекомендуется шумно вздохнуть, широко открыв рот. Если дышать полной грудью и вдыхать большое количество воздуха, настроение улучшается, а голос  непроизвольно снижается. 
 
 
 
 
 

     Заключение  

     Невербальное  общение выступает одним из средств  репрезентации личностью своего "Я", межличностного воздействия  и регуляции отношений, создает  образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Поэтому при прохождении собеседования, стоит сразу обратить внимание на то, как работодатель невольно реагирует на виши слова, жесты, на его позу, манеру разговора, походку. Это поможет сразу найти нужный подход, и выбрать правильную тактику для наиболее быстрого устанвления контакта. Адекватное восприятие партнера позволяет более гибко реагировать на изменения ситуации общения, понять его истинные цели и намерения, предсказать возможные последствия передаваемой информации. Эти качества становятся незаменимыми для тех, кто работает с людьми. Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни. Как уже упоминалось выше, в межличностной коммуникации 60-70% эмоционального значения передается невербальными средствами и лишь остальное - за счет осмысленной речи.

     Поэтому, внимательно ознакомившись с  данной работой, можно не только определить для себя, как будет правильнее себя вести при устройстве на работу, но и научиться более ясно расшифровывать сигналы, посылаемые окружающими, ведь невербальные реакции менее контролируемы и выдают действительные помыслы говорящего более откровенно, чем произносимые слова. Наш бессловесный язык является результатом отчасти инстинктов, отчасти обучения, отчасти подражания. И меняется в зависимости от культурного пространства, в котором вырос человек. Ведь в каждом обществе приняты свои нормы поведения, отличающиеся от норм поведения в другом. Большая часть унаследованных невербальных сигналов - это средства выражения наших эмоций, в основном мимика. Все же остальные жесты восприняты нами от других людей, и, следовательно, меняются от культуры к культуре, и даже от местности к местности. Поэтому так важно в общении с человеком, не только говорить с ним на одном вербальном, например, русском, языке, но и знать своеобразный «невербальный сленг», который, без сомнения, поможет взаимопониманию собеседников. Так что невербалистика - это наука о повседневной жизни. Наука, которая нужна всегда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Навыки невербального общения и их использование при трудоустройстве