Научные подходы к изучению личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Идеал телесной и духовной красоты занимал умы многих педагогов уже с глубокой древности, с античных времен. Однако там гармоничное соединение физического и духовного в человеке полностью исключало труд. В средние века идеалом становиться духовный аспект. Идея гармонического развития человека вновь прозвучала и получила дальнейшее развитие в трудах педагогов-гуманистов эпохи Возрождения. Эта эпоха подарила миру много разносторонне образованных людей, развивших до высокого совершенства свои природные задатки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Понятие личности в психологии…………………………………………..5
1.1понятие личность………………………………………………….……5

1.2Общее представление о личности………………………………….….6

Структура личности…………………………………………………..……9
Научные подходы к изучению личности (основные теории личности: краткая характеристика)……………………………………….................14
3.1. Комплексный и системный подходы……………………………….14

3.2. Субъектный и деятельностный подходы……………………….…..16

3.3 Структурно-динамический подход…………………………………..18

Заключение…………………………………………………………………….…21

Список используемой литературы…………………………………………...…22

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 64.10 Кб (Скачать)

      3.3 Структурно-динамический подход

     Для социальной психологии большое значение имеют взгляды социальных психологов — А. Г. Ковалева, К. К. Платонова, Б. Д. Парыгина — на структуру личности. В этих концепциях заложены основания для целостного понимания личности в ее специфическом качестве как предмета социальной психологии, определяются социально-психологические качества личности. А. Г. Ковалев предложил различать в личности три взаимосвязанных образования: психические процессы (очень динамичны); психические состояния (менее динамичны); психические свойства (устойчивы). В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями к деятельности. Образуются их сложные структуры, к которым относятся: темперамент (структура природных свойств); направленность (система потребностей, интересов, идеалов); способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). Синтез структур образует своеобразный облик или характер. Образование структур, а особенно их системы, обеспечивает относительную независимость поведения от случайных воздействий, ситуаций. В них выражается степень зрелости и определенности личности, умственной и практической ее самостоятельности. Более детальная и развернутая характеристика структуры личности содержится в трудах К. К. Платонова.8 Свою концепцию он называет психологической концепцией динамической функциональной структуры личности.

      Платонов  дает целостную картину личности. Она складывается из описания ее подструктур, структурирования самих подструктур, соотношения биологического и социального, связей подструктуры с отражением, сознанием, потребностями, активностью.  

      ___________________________

                       8Платонов Константин Константинович (1906-1984). Доктор медицинских и психологических наук, заслуженный деятель науки РСФСР.

Обозначаются  виды формирования каждой из этих подструктур:  

  • Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).
  • Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек). В ней значительного больше социального, чем биологического. Формируется в процессе обучения. Формируется эта подструктура в процессе воспитания.
  • Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память). В ней чаще больше социального. Формируется эта подструктура тренировками.
  • Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.). В этой подструктуре социального почти нет. Формируется она путем тренировки.

1 и 2 - социально  обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.

     Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

        Существенное продвижение структурно-динамического подхода к изучению личности содержится в концепции Б. Д. Парыгина. Он поставил своей задачей проанализировать социально-психологическую структуру личности. Новым в его представлениях является выделение двух качественно различных моделей структуры личности: статической и динамической. Особую роль в структуре личности он отводит эмоциональному фактору. Вводится новое понятие — психический настрой. Под статической структурой Парыгин понимает предельно отвлеченную от реально функционирующей личности абстрактную модель, характеризующую основные компоненты психики индивида. В статической структуре по параметру различия всех компонентов психики человека, по степени их распространенности в структуре личности выделяются: свойства всеобщие, т. е. единые для всех людей; социально-специфические, т. е. присущие тем или иным группам людей или общностям; индивидуально-неповторимые, т. е. характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные той или иной личности. Центральным в характеристике социальной психологии личности выступает социально-специфический опыт. Осуществление этого опыта зависит от проявления специальных социально-психологических феноменов: социальных ролей, социальных норм, ценностных ориентации, символов, социальных значений, степени интернализации этого опыта, позиции личности, ее самосознания. Все эти категории - категории социально-психологические. Через раскрытие их содержания познается социально-психологическая сущность личности. 2) В динамической структуре личности фиксируются основные компоненты в психике индивида в непосредственном контексте человеческой деятельности.

      В динамической структуре личности Парыгин9 выделяет два основных аспекта: внутренний, интроспективный, и внешний, поведенческий. Модификациями динамической структуры выступают: структура вербального поведения; структура невербального поведения; структура внутреннего состояния; структура невербального психического состояния.

      Динамическая  и статическая структуры личности могут находиться в противоречии, противоречивыми могут оказаться  разные составляющие (элементы) этих структур. Характеристики слаженности структур личности, противоречивость их в разных жизненных обстоятельствах привели  Парыгина к необходимости специально исследовать два интегрирующих социально-психологических феномена - духовный потенциал личности и социально-психологические ее барьеры. 
 
 

      __________________________________

      9Парыгин Борис Дмитриевич (19.06.1930) — специалист в области социальной психологии.; доктор  философских наук.

Заключение.

    Лишь охарактеризовав основные силы, воздействующие на формирование личности, включая социальное направление образования и общественного воспитания, то есть, определив человека как объект общественного развития, мы можем понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития. В этом смысле личность всегда конкретно-исторична, она продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и ее собственного жизненного пути.

       В заключении я хотела бы подвести итог своей работы, сделать некий общий вывод. Итак, формирование личности – это очень сложный процесс, длящийся всю нашу жизнь. Некоторые особенности личности в нас уже заложены при рождении, я говорю о биологическом факторе развития личности, другие мы вырабатываем в процессе нашей жизни. И в этом нам помогает окружающая среда. Ведь среда играет очень важную роль в формировании личности. В конце своей работы я попытаюсь ответить на вопрос: “Что такое стать личностью?”

       Я думаю, что стать личностью –  это значит, во-первых, занять определенную жизненную, нравственную позицию; во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность; в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами, всей своей жизнью. Ведь истоки личности, ее ценность, наконец, добрая или дурная о ней слава в  конечном итоге определяются тем  общественным, нравственным значением, которое она действительно являет своей жизнью.  
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000, с 115.

2. Немов Р.С. Психология. В 3 т. , т 1., М., 1995,с337

3 .Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000,с 38

  4. Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.

5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — М.: Гардарика, 1998

6. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. Психология и педагогика. М. – Новосибирск, 1998.

Информация о работе Научные подходы к изучению личности