Научные подходы к изучению личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Идеал телесной и духовной красоты занимал умы многих педагогов уже с глубокой древности, с античных времен. Однако там гармоничное соединение физического и духовного в человеке полностью исключало труд. В средние века идеалом становиться духовный аспект. Идея гармонического развития человека вновь прозвучала и получила дальнейшее развитие в трудах педагогов-гуманистов эпохи Возрождения. Эта эпоха подарила миру много разносторонне образованных людей, развивших до высокого совершенства свои природные задатки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Понятие личности в психологии…………………………………………..5
1.1понятие личность………………………………………………….……5

1.2Общее представление о личности………………………………….….6

Структура личности…………………………………………………..……9
Научные подходы к изучению личности (основные теории личности: краткая характеристика)……………………………………….................14
3.1. Комплексный и системный подходы……………………………….14

3.2. Субъектный и деятельностный подходы……………………….…..16

3.3 Структурно-динамический подход…………………………………..18

Заключение…………………………………………………………………….…21

Список используемой литературы…………………………………………...…22

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 64.10 Кб (Скачать)

      Важнейшие компоненты структуры личности память, культура и деятельность.

      Память это система знаний, которые интегрировала личность в процессе жизненного пути. Содержание данного понятия представляет собой отражение действительности в виде, как определенной системы научного знания, так и обыденных знаний.

      Культура личности представляет собой совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в процессе практической деятельности.

 Деятельность есть реализация потребностей и интересов личности. В широком смысле деятельность это целенаправленное воздействие субъекта на объект. Вне отношений субъекта и объекта деятельность не существует. Она всегда связана с активностью субъекта.

     Субъектом деятельности во всех случаях является человек или персонифицируемая им социальная общность, а ее объектом могут быть и человек, и материальные либо духовные условия жизни. Личность может выступать как социально-историческая ценность, структурные элементы которой, находясь в постоянном взаимодействии и развитии, образуют систему. Результатом взаимодействия этих элементов являются убеждения.  

      ____________________________

                      4Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.

      Убеждения личности это тот стандарт, при помощи которого человек

проявляет свои социальные качества.

      Личность есть всегда общественно развитый человек. Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы, регулятивы) и ее психосоциального ядра “я”. Оно представляет собой как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, проявляющуюся в определенной направленности, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Человек как личность не есть некая законченная данность. "Он процесс, требующий неустанной душевной работы. Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня духовности. Одновременно с формированием мировоззрения складывается и характер личности психологический стержень человека, стабилизирующий его социальные формы активности. “Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность”.5 Если же характер человека теряет свою объективность, размельчаясь в случайных, мелких, пустых целях, то он переходит в упрямство, становится, деформировано субъективным. Упрямство это уже не характер, а пародия на него. Препятствуя общению человека с другими, оно обладает отталкивающей силой.  

     Особым компонентом личности является ее нравственность. Только высоконравственные и глубоко интеллектуальные личности испытывают острое чувство трагизма от сознания своей “не - личности”, то есть неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл “я”. 

______________________________

5Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — М.: Гардарика, 1998.

 Таким  образом, личность это мера  цельности человека, без внутренней  цельности нет личности. В личности  важно видеть не только единое  и общее, но и уникальное, своеобразное.

        В заключение стоит отметить, что ни отдельные черты личности, ни личность в целом не остаются неизменными в течение жизни человека. Но изменения личности могут быть связаны не только с ее развитием в результате взросления, но и с социальным распадом, со старческой деградацией и с патологическим развитием. Изменяться человек может как в лучшую, так и в худшую сторону. Кроме того, изменчивость черт личности зависит от компенсации одних, недостаточно развитых черт личности другими, и от изменения способов и степени этой компенсации. Например, дефект памяти у одного и того же человека в одном случае может компенсироваться вниманием, а в другом — сообразительностью. Таким образом, структура личности является динамической — изменяющейся, а не статической (неизменной). В трудах по психологии так и пишут: «динамическая структура личности». 

Структура личности по З. Фрейду

     Выделенные Фрейдом6 психические уровни собственно бессознательного и предсознательного объединяются автором в одну систему в тех случаях, когда анализируются взаимоотношения бессознательного и сознания в структуре психики человека. Причем, начиная с ранних своих работ, Фрейд подчеркивает, что бессознательное он считает центральным компонентом, составляющим суть психики человека, а сознательное лишь определенной надстройкой, базирующейся и произрастающей из сферы бессознательного.

     Структура личности в законченном виде представлена Фрейдом в работах "По ту сторону принципа удовольствия " (1920) ; "Массовая психология анализ человеческого "Я " (1921) ; "Я " и "Оно " (1923).

_____________________________

  6Зигмунд Фрейд (1856 — 1939) — австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа

 Предлагаемая  модель личности представляет  собой взаимодействия трех уровней,  находящихся между собой в  определенных соотношениях.

     Структура личности, по З. Фрейду, состоит из трех компонентов, или уровней:

  • "Оно", "Я", "Сверх-Я".

      "Оно" — бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений. "Оно" насыщено сексуальной энергией — либидо.Человек есть замкнутая энергетическая система, причем количество энергии у каждого человека — постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека (первый принцип поведения). Второй принцип поведения — гомеостаз — тенденция к сохранению внутреннего равновесия.

       "Я" представлено сознанием. Это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. "Я" ориентируется на реальность.

     "Сверх-Я" представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. "Сверх-Я" руководствуется идеальными представлениями —

принятыми в  обществе нормами морали и ценностями.

    Несознаваемые влечения, идущие от "Оно", чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в "Сверх-Я", т.е. с социальными и нравственными нормами поведения. Конфликт разрешается с помощью "Я", т.е. сознания, которое, действуя в соответствии с принципами реальности и рациональности, стремится разумно примирить обе стороны таким образом, чтобы влечения "Оно" были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали. 7 
 
 
 

_____________________________

7Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. Психология и педагогика. М. – Новосибирск, 1998.

3.Научные  подходы к изучению  личности (основные  теории личности: краткая характеристика)

3.1. Комплексный и  системный подходы

Комплексный подход к изучению личности

      Комплексный подход является одним из методологических оснований социальной психологии личности. Он сформулирован и реализован Б. Г. Ананьевым. Он выделил иерархически соподчиненные уровни организации  человека:

  • индивид,
  • личность,
  • индивидуальность.

     По его мнению, индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены индивидуальными природными свойствами. Личность является комплексной проблемой современной науки. В ее изучении как специальный выделяется социально-психологический аспект. По мнению Ананьева, в изучении человека как личности особо выделяется:

1)статус личности, т. е. ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.);

2)общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи;

3)мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих внутренний мир;

4)мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе);

 5)характер и склонности. Для психологического исследования личности центральным является понимание ее как субъекта труда, познания и общения. Основу динамической структуры личности составляет система социальных взаимозависимостей человека.  

Системный подход к социальной психологии личности

      Новые социально-психологические идеи о  личности представлены системным подходом, сформулированным и развитым Б.Ф. Ломовым. Согласно его концепции, основанием качеств человека является социальная система. В этой системе существуют все связи и отношения человека с другими людьми и их общностями, обеспечивающие необходимые условия  его существования и развития. В то же время сам человек является компонентом социальной системы. Личность как член общества включена (сознает  она это или нет) в систему  общественных отношений. Ее мотивы, стремления, установки, привычки зависят от того, каковы ее объективные отношения  к производству, обмену и потреблению, какими гражданскими правами она  обладает, как включена в политическую и идеологическую жизнь общества. В жизнедеятельности личности общественные отношения проявляются в многообразных  формах. Среди них следует выделить личные и межличностные отношения, взаимовлияния, профессиональную деятельность и общение. Направленность личности – это система основных ее потребностей и мотивов. Она определяется отношениями  данного индивида с другими людьми и их общностями. Эти отношения  отражаются как в потребностях личности, так и в способах их удовлетворения. В свою очередь, на базе потребностно-мотивационной сферы личности формируются ее ценностные ориентации, жизненные цели и новые отношения с окружающими людьми. С позиций системного подхода задача научного исследования заключается в раскрытии законов образовании целого, законов строения целого, законов развития целого, отношений системы с другими системами, взаимодействия системы с внешним миром.  
 
 
 
 

3.2. Субъектный и деятельностный подходы

     Субъектно-деятельностный подход к исследованию социальной психологииличности.

     Социально-психологические представления о личности с позиции субъектно-деятельностного подхода содержатся в трудах С. Л. Рубинштейна. Взаимоотношения человека с миром осуществляются в разных формах:

1) познавательной,

2)деятельностной,

3)отношенческой.

     Сложные системы связей и отношений человека к миру, другим людям, к себе выражаются в краткой и емкой форме: личность является субъектом жизни.

     Деятельностный подход к психологии личности .

        Разработан А. Н. Леонтьевым. Главный тезис: деятельность порождает все психические феномены, качества, особенности, процессы и состояния. В отличие от индивида личность «ни в каком смысле не является предшествующей к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (бытие определяет сознание). Иерархия уровней деятельности: 1) Особые виды деятельности (управляются мотивами);

2)Действия (управляются целями);

3)Операции (определяются условиями);

4)Психофизиологические  функции.

     Иерархические связи мотивов образуют ядро личности. Также мотивационной сферой определяется масштаб личности. Наиболее полная реализация деятельностного подхода в социальной психологии личности представлена в концепции деятельностного опосредования межличностных отношений, разработанной А. В. Петровским. Социально-психологический акцент этой концепции состоит в том, что основополагающими категориями в ней являются: личность, деятельность и коллектив. Анализ сложной диалектики личности и группы привел Петровского к важному для социальной психологии личности выводу «личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Выделение главного в личности дало Петровскому основание обозначить свою концепцию личности как концепцию личности в коллективе, в группе, в системе межличностных отношений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Научные подходы к изучению личности