Нарушение восприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:58, реферат

Описание работы

Восприятие есть субъективное психическое отражение предметов и явлений, оно складывается из ощущений, формирования образа, его дополнения воображением. Различают следующие группы патологических изменений восприятия: иллюзии, галлюцинации (истинные и псевдогаллюцинации), психосенсорные расстройства, агнозии. Феномены экстрасенсорной перцепции и психосенсорные расстройства представляют собой особые группы расстройств, включающие нарушения восприятия, воображения и сознания. Психосенсорные расстройства включают деперсонализацию и дереализацию. К патологии воображения относится патологическое фантазирование.

Работа содержит 1 файл

психа.docx

— 66.84 Кб (Скачать)

Определение:

Восприятие есть субъективное психическое отражение предметов и явлений, оно складывается из ощущений, формирования образа, его дополнения воображением. Различают следующие группы патологических изменений восприятия: иллюзии, галлюцинации (истинные и псевдогаллюцинации), психосенсорные расстройства, агнозии. Феномены экстрасенсорной перцепции и психосенсорные расстройства представляют собой особые группы расстройств, включающие нарушения восприятия, воображения и сознания. Психосенсорные расстройства включают деперсонализацию и дереализацию. К патологии воображения относится патологическое фантазирование.

История вопроса, норма и эволюция:

Процесс восприятия складывается из элементарных ощущений, которые  синтезируются в образ объекта  или явления, отличающийся предметностью, то есть конкретностью, целостностью, константностью и категориальностью, которая выражается в способности относить воспринимаемый объект к определенному классу предметов. Основные свойства восприятия наиболее полно описаны основоположником гештальт-психологии М. Wertheimer. Им же описаны значение соотношения восприятия фигуры и фона. Наибольший вклад в исследование восприятия внесла психофизика (законы Weber - Fechner - Stivens), которая изучила связь между порогом ощущения и силой стимула, а также процессы адаптации восприятия. Основоположником исследований физиологии восприятия считается Н. Helmholtz. Выделяется визуальное восприятие, мозговая рецепция которого ассоциирована с сетчаткой; аудиальное, связанное с кортиевым органом; ольфакторное - с ольфакторным эпителием; вкусовое - вкусовые клетки; тактильное - с кожными рецепторами; кинестетическое - с рецепторами мышц, сухожилий, суставных сумок; вестибулярное - с полукружными каналами; а также болевое, которое может быть связано с любыми рецепторами при сверхсильном воздействии на них.

На уровне формировании образа происходит перекодировка - перенос  знаков одной сенсорной системы  в другую. Эти переносы изучает  психология субъективной семантики, основоположником которой в нашей стране являлась Е.Ю. Артемьева. Переносы заметны по тому, что мы, например, можем ассоциировать  форму с цветом, запахом, тактильные ощущения - с вкусом или звуком и так далее, подобные переносы называются невербально-невербальными.

При ограничении сенсорных  стимулов - депривации - даже у психически здоровых лиц через 24 часа наблюдаются  следующие расстройства. Сначала  возникают страх, паника, снижение настроения; затем меняется восприятие пространства, которое кажется большим или  маленьким, нарушается двигательная координация  и меняется ощущение времени (дни  тянутся как годы), трансформируется ритм сна - бодрствования; далее обнаруживаются нарушения мышления и схемы тела, а затем - иллюзии и галлюцинации. При дальнейшей депривации возможны образование бреда и соматические нарушения. При искусственной сенсорной депривации, например в особых депривационных ваннах, возникают феномены восприятия, напоминающие парапсихологические. Например, человек может слышать, как в машине, расположенной на соседней улице, открывается дверь. В ходе эволюции человек утратил некоторые рецептивные системы, хотя и возможно, что в скрытом состоянии они функционируют на бессознательном уровне, к ним относится магниторецепция, которая особенно выражена у рыб и птиц. Благодаря магниторецепции происходит ориентация в магнитном поле Земли и возвращение домой после миграции.

Основными законами восприятия являются:

  • Закон подобия, благодаря которому похожие предметы распознаются среди других предметов.
  • Закон близости, по которому существует критическое расстояние между двумя предметами, которое позволяет рассматривать их как единый предмет.
  • Закон прегнантности (упорядоченности), благодаря которому мы устанавливает порядок в любом хаотическом поле предметов.
  • Закон закрытости и дополнительности, благодаря которому мы можем дополнять отсутствующие детали предмета, как бы «дорисовывая» целостный образ.
  • Закон симметрии и имитации, позволяющий выявлять стереотипные ритмы конструкций предметов.
  • Закон продолжения, благодаря которому мы можем проследить движение объекта в поле движений других объектов.

Одной из особенностей восприятия является выделение нами красивого  и привлекательного (аттрактивного) и некрасивого (аверсивного). В каждом из сенсорных процессов существуют такие аттрактивные и аверсивные стимулы, которые делятся на: общебиологические - например, всем вкус сладкого кажется приятным, а горького - неприятным; этногенетические - например, некоторые народы имеют этнические особенности восприятия ряда цветов и вкуса, в частности, пигмеи реагируют тошнотой на запах зубной пасты; и индивидуальные. Общебиологическая привлекательность - непривлекательность связана со значением ряда стимулов для выживания вида.

Искаженное восприятие мира (иллюзорное) также обусловлено биологическими законами, например, глядя на предмет, поставленный в воду, мы видим его  как будто надломленным на уровне поверхности воды, благодаря этому  при захватывании предмета из воды он фиксируется со смещением вперед, что важно для ловли рыбы (иллюзия  Поггендорфа). Объект, находящийся в углу, кажется большим, чем находящийся дальше от угла (иллюзия Данцио). Благодаря этой иллюзии «поведение прятанье в углу», возникающее при страхе, способствует отпугиванию хищника, так как визуальное восприятие увеличивает размер предмета. Когда мы видим движущиеся тучи и луну, нам кажется, что движется луна, а фон является устойчивым. Эта адаптация также эволюционно обусловлена, поскольку, будучи приматами, мы адаптированы к тому, что в природе чаще движется фигура на фоне, чем фон по отношению к фигуре. Иллюзии Мюллера - Люэра имеют прямое отношение к восприятию человека человеком: если у наблюдаемого человека руки подняты, он кажется выше, чем тот, у которого опущены плечи, хотя размеры туловища у них одинаковы.

В онтогенезе процессы восприятия носят интегрированный (синкретический) характер. В частности, ребенок легко  ассоциирует различные сенсорные  процессы и может легко транслировать зрительный образ в слуховой, кроме того, он способен с помощью воображения воссоздать образ даже тогда, когда он исчез из поля восприятия. Это явление, называемое эйдетизмом, сохраняется у художников, писателей и творческих личностей. В процессе эйдетического восприятия легко возникают семантические переносы, например, когда художник Айвазовский воспроизводил увиденный ранее шторм, то в момент его живописного воспроизведения испытывал тошноту. Эйдетизм может активизироваться при некоторых патологических состояниях, например, на первых стадиях развития делирия.

 

Симптомы  Расстройства восприятия:   

В психопатологии выявляются расстройства ощущений, к которым  относятся: гиперестезия, гипостезия, анестезия, парестезия и сенестопатия, а также фантом-симптом.

Гиперестезия - нарушение чувствительности, которое выражается в сверхсильном восприятии света, звука, запаха. Характерно для состояний после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговой травмы. Пациенты могут воспринимать шелест листьев под ветром подобным грохочущему железу, а естественный свет как очень яркий.

Гипостезия - снижение чувствительности к сенсорным стимулам. Окружающее воспринимается блеклым, тусклым, неразличимым. Это явление типично для депрессивных расстройств.

Анестезия - утрата чаще всего тактильной чувствительности, или функциональное выпадение способности к восприятию вкуса, запаха, отдельных предметов, типично для диссоциативных (истерических) расстройств.

Парестезии - ощущение покалывания, жжения, ползания мурашек. Обычно в зонах, соответствующих зонам Захарьина - Геда. Типично для соматоформных психических расстройств и соматических заболеваний. Парестезии обусловлены особенностями кровоснабжения и иннервации, чем отличаются от сенестопатий.

 Пример: Тяжесть под правым подреберьем мне давно знакома, и возникает после жирной пищи, но иногда она распространяется в давление над правой ключицей и в правый плечевой сустав.

Сенестопатии - комплексные необычные ощущения в теле с переживаниями перемещения, переливания, перетекания. Нередко вычурные и выраженные необычным метафорическим языком, например, пациенты говорят о перемещении щекотки внутри мозга, переливании жидкости от горла к половым органам, растяжении и сжатии пищевода.

Пример: Я ощущаю, говорит пациентка С., что ... будто вены и сосуды опустели, а по ним перекачивают воздух, который должен обязательно попасть в сердце и оно остановится. Что-то вроде распираний под кожей. А потом толчки пузырьков и закипание крови.

Фантом-синдром отмечается у лиц с утратой конечностей. Пациент вытесняет отсутствие конечности и как бы ощущает боли или движения в отсутствующей конечности. Часто такие переживания возникают после пробуждения и дополняются сновидениями, в которых пациент видит себя с отсутствующей конечностью.

Основными расстройствами восприятия являются иллюзии и галлюцинации. Об этих явлениях пациенты могут говорить неохотно или их скрывать.

Косвенными  признаками расстройств восприятия являются:

  • разговор человека с самим собой (в одиночестве или присутствии других),
  • необоснованное и внезапное изменение отношения к окружающим,
  • возникновение в речи новых слов (неологизмов),
  • мимические гримасы,- склонность к уединению, изменению настроения,
  • сокращение жевательных мышц и грудино-ключично сосцевидных мышц,
  • напряжение орбитальной области при полуоткрытом рте,
  • внезапный взгляд в сторону при беседе,
  • диссоциация мимики, позы и жеста,
  • нецеленаправленные неожиданные жесты при относительно неподвижной мимике.

Иллюзии - искаженное восприятие реально существующих объектов - в звуке падающей воды (реально существующий стимул) слышится голос (иллюзорный образ).

 Основными характеристиками иллюзий являются:

  • наличие объекта или явления, который подвергается искажению, например, визуального, аудиального или другого сенсорного образа,
  • сенсорный характер явления, то есть его связь с конкретной модальностью восприятия,- искаженная оценка объекта,
  • оценка искаженного ощущения как реального,
  • исчезновение иллюзии после оценки мышлением или включения другой модальности, например, при визуальной иллюзии попытка прикосновения к объекту позволяет исключить иллюзорное восприятие.

По сложности иллюзии  делятся на элементарные, простые, сложные, панорамические и парэйдолические, примером которых являются образы, которые мы может увидеть в череде облаков или рисунке ковра. По органам чувств они делятся на: тактильные, зрительные, визуальные, ольфакторные, слуховые, проприоцептивные и кинестетические. По причинам возникновения иллюзии делятся на: физические, обусловленные объективными свойствами среды, например, обусловленные особенностями преломления света или отражения звука; физиологические, связанные с периферическими анализаторами, например иллюзии светящегося галло - свечение вокруг фонарей у больных глаукомой; психические, в частности, связанные с ожиданием какого-либо человека, которого мы, ошибаясь, внезапно видим в толпе; эйдетические, связанные с воображением. Иллюзии характерны для невротических расстройств, а также для первых стадий развития расстройств сознания, например делирия. Некоторые иллюзии возникают у психически здоровых лиц в особых стрессорных условий среды. Например, при посадке на Луну космонавт Армстронг чувствовал слежку за собой, которая была связана с иллюзорным восприятием колебания антенны космического челнока.

Когда вечером возвращаешься  домой, на дорогу, вдоль которой растут тополя, падает свет от фонарей, тени ветвей колеблются, если есть ветер, и тогда  кажется, что дорога неровная и напоминает волны. Приходится замедлять шаг, чтобы  не споткнуться. Это ощущение исчезает, если смотреть не на дорогу, а в сторону  или прислушиваться к ночным звукам.

 

Галлюцинация - восприятие объекта или сенсорного образа, который возникает без наличия реального объекта, но сопровождается уверенностью в том, что этот объект существует. Термин «галлюцинация» введен впервые J.-E.D. Esquirol в 1838 году. По степени сложности они делятся на элементарные, наиболее типичные для эпилепсии. К ним относятся слышимые извне простые звуки гула, звона, гудка паровоза (акуфены), вспышки света или простые светящиеся фигуры, которые можно смоделировать при закрытых глазах надавливанием на глазные яблоки (фосфены), запахи тления или приятные запахи, обычно сопровождающиеся слюнотечением (паросмии).

Перед самым приступом  я иногда вижу, как поток света  распадается на маленькие светящиеся точки разного цвета, как на работах  импрессионистов или пуантилистов, они смешиваются и будто замещают реальность, потом некоторые маленькие  точки сливаются в пятна.

Простые галлюцинации типичны для органических поражений мозга. Например, при локальных поражениях затылочной области левого полушария пациент может наблюдать завершенный и предметный образ рыбы, человеческого лица или висящего топора, который наблюдается в конкретном месте пространства, например лежит на столе (галлюцинации Шарля Бонне). Пациент может ощущать перемещение насекомых под кожей в конкретной зоне тела, что характерно для органического поражения ножек мозга (педункулярный галлюциноз Лермитта).

У меня всегда один и тот  же образ, который возникает при  значительном утомлении и обычно вечером. В боковом поле зрения я  вижу быстро движущийся предмет, напоминающий заводную мышь. Он движется по прямой, но стоит перевести на него глаза - исчезает.

Сложные галлюцинаторные образы напоминают динамические явления. Например, слышимый голос может комментировать события окружающих, а видимый образ может передвигаться, улыбаться или плакать.

Пример: В голове творится что-то невообразимое. Мужчина говорит с женщиной о каких-то банальных событиях и очень тихо, но на этом фоне иногда отдают команды и уговаривают их не слушать. Некоторые из них я путаю со своими мыслями. Есть голоса, которые «показывают» картинки, например он говорит, и то, что говорит, показывает на подобии экрана компьютера.

По органам чувств галлюцинации делятся так же, как и иллюзии.

По условиям возникновения  выделяются галлюцинации, предшествующие засыпанию (гипнагогические), это обычно последовательные образы, напоминающие кадры фильма, и гипнопомпические галлюцинации, отмечаемые в момент пробуждения.

Пример: Как только закрываешь глаза, перед внутренним взором сначала возникают черно-белые кадры отдельных событий дня, они сменяются, но ими нельзя управлять. Потом некоторые из них превращаются в маленькие, иногда цветные фильмы и тогда в них присутствуют сюжеты, которые потом возникают во сне. Перед тем как открыть глаза, я будто досматриваю сон, но слышу то, что вокруг происходит, говорю, но не могу себя контролировать. Например, вижу, что еду в машине за рулем и не могу контролировать свои руки, которые на самом деле сжимают одеяло.

Галлюцинации также делятся  по пространству их возникновения на истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации. Истинные галлюцинации проецируются в естественном пространстве, например, голоса слышны на улице или в комнате, образ заметен непосредственно перед пациентом. По содержанию истинные слуховые галлюцинации могут быть комментирующими (голоса объясняют поведение пациента), императивными (голоса заставляют что-либо делать), диалоговыми (голоса разговаривают друг с другом). При истинных зрительных галлюцинациях предметность образов столь высока, что пациенты с ними общаются как с живыми людьми, кроме того, пациент убежден, что окружающие также видят эти образы. Истинные галлюцинации имеют тенденцию чаще возникать вечером, особенно это касается зрительных образов.

Информация о работе Нарушение восприятия