Автор: s*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 09:13, курсовая работа
Нарушения познавательных функций искажают целостную картину мира, делая неадекватным наше отношение к нему и деятельность, направленную на него. Поэтому целью этой курсовой работы является обзор форм и видов нарушений познавательных функций человека. Исходя из цели курсовой можно выделить следующие задачи: 1) дать общую классификацию и определение разных видов патологии познавательных функций; 2) рассмотреть проявления различных видов нарушений когнитивных функций при заболеваниях разного происхождения; 3) рассмотреть основные виды нарушения при шизофрении.
Клиническая оценка больных с откликаемостью мышления почти всегда дается в понятиях амнестического симптомокомплекса или амнестического слабоумия. Откликаемость сочетается с нарушением воспроизведения информации, тогда как усвоение и удержание информации остается сохранным. Все образы, представления и впечатления преподнесенного материала рано или поздно обнаруживают свое существование в мыслительном потоке больного. Эти нарушения обуславливаются наличием запредельного торможения. Это также подтверждается такими нарушениями речи как амнестические западения (и парафазии).
3) Нарушение целенаправленности мышления (личностного компонента):
Мышление является сложной саморегулирующей формой деятельности. Оно определяется целью, поставленной задачей. Существенным этапом мыслительной деятельности является сличение получаемых результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. Мысль, пробужденная потребностью, становится регулятором действия; для того чтобы мышление могло регулировать поведение, оно должно быть целенаправленным, критичным, личностно мотивированным. Утеря целенаправленности мышления приводит не только к поверхностности и незавершенности суждений, но и к тому, что мышление перестает быть регулятором действий человека.
Мыслительная деятельность, обеспечивающая регуляцию поведения человека – критичность мышления, целенаправленность, выступает на первый план при тяжелых формах душевных заболеваний, разрушающих личность. В наиболее тяжелых случаях происходит совместное нарушение целенаправленности и критичности.
Нарушение
регулирующей функции мышления может
происходить и в норме под
влиянием страстей или других переживаний.
Возникают аффективно обусловленные
ошибки мышления. В других случаях
мысли, оценочные суждения человека
остаются правильными, но перестают
регулировать поведение. Неадекватность
суждений в подобных случаях выступает
в отношении определенного
В
нарушениях критичности и
Нарушение | Характеристика | Заболевания |
Нарушения критичности мышления: | Критичность рассматривается
как умение обдуманно действовать,
проверять и справлять сои
действия в соответствии с объективными
условиями.
|
Прогрессивный паралич, болезнь Пика, ЧМТ с присутствием острых психотических симптомов |
«Разноплановость» |
|
Шизофрения, чаще параноидная |
«Разорванность» |
|
Шизофрения (разорванность мышления – основание для диагноза), некоторые тяжелые реактивные психозы (С.Я.Рубинштейн) |
При
данных нарушениях такие умственные
операции как сравнение, различение,
обобщение и отвлечение остаются
сохранными. Также отмечается относительная
сохранность грамматического
Когнитивные расстройства при шизофрении.
Со
времен первых клинических описаний
шизофрении ее связывали с нарушением
познавательной деятельности. Предположение
об интеллектуальном снижении при этом
заболевании отражалось в самом
термине "dementia praecox", который подразумевал
прогрессирующее когнитивное
По
данным психологических исследований,
когнитивные нарушения при
Изучение
когнитивных нарушений при
Выделяются следующие
характеристики проявления нарушений
мышления при шизофреническом слабоумии:
1) «неравномерность» нарушения
Когнитивные расстройства, в частности – восприятия и мышления, связанны с изменением актуализации (привлечения) прошлого опыта.
Процесс восприятия
изучался в отношении гештальт-
Нарушение константности восприятия величины, формы и расстояния (глубины) заключается в ослаблении, понижении способности к константному восприятии.
Изменение
процесса восприятия больных шизофрении
связано с нарушением избирательности
актуализируемых сведений. Из этого
можно полагать, что в связи
с этим происходит перестройка перцептивной
деятельности, проявляющаяся, в частности,
в расширении сенсорной информации,
извлекаемой из объекта. В тоже время
это означает снижение оптимальности
и экономичности в организации
прецептивной деятельности. Поскольку
особенности восприятия больных (как
слухового (речевого), так и зрительного)
не являются следствием изменения порогов
восприятия как физиологической
характеристики уровня чувствительности
или нарушения внимания, речь идет
о нарушении процессов
Мыслительные
процессы больных шизофренией также
зависят от привлечения прошлого
опыта. Те виды мыслительной деятельности,
в структуре которых
При
задачах сравнения и обобщения
больные используют нестандартные,
более редко встречающиеся
Отличие
шизофренического слабоумия от других
видов слабоумия проявляется
в относительной сохранности
приобретенных ранее сведений, знаний.
Даже больные со значительным дефектом
могут так или иначе
В
связи с этими феноменами ставится
вопрос о правомерности применения
определения слабоумие к
В современной практике уже термин шизофреническое слабоумие, потому как выявлена его несостоятельность, заменяется термином нейрокогнитивный дефицит, что обуславливается следующим:
В современной науке растет внимание к нейробиологическим основам шизофрении и когнитивному функционированию таких больных. Объединение когнитивной психологии и неврологии (с ее разрешающими возможностями методов визуализации мозга) в нейрокогнитивную науку, позволило сочетать результаты стандартизированных тестов с информацией о структурных отношениях, нейрональных "сетях" и метаболизме головного мозга. Наиболее общепринятой в настоящее время является предложенная пятифакторная модель изучения шизофрении. В этой модели наряду с позитивными, негативными, аффективными (тревога/депрессия) расстройствами, возбуждением/агрессией, отдельно выделяется дезорганизация мышления.
Как правило, оценивание когнитивных функций больного осуществляет нейропсихолог или психометрист. Анализ нарушений когнитивных функций показал, что у больных шизофренией результаты применения широкого диапазона нейрокогнитивных тестов значительно хуже, чем в контрольной группе здоровых. Помимо этого, важным для оценки нейрокогнитивной функции при шизофрении является не только резкое падение интеллекта, но и просто его снижение. Это предполагает, что интеллектуальное функционирование у таких пациентов остается достаточно сохранным в противоположность специфическим повреждениям, таким как память, внимание, исполнительные функции или проблемно-решающее поведение. Также на фоне общего ухудшения нейрокогнитивной функции при шизофрении у больных наблюдается определенный "дефицит" памяти, внимания, скорости обработки информации и исполнительных функций. Снижение скорости обработки информации обнаруживается у 94% больных шизофренией.
По результатам исследований когнитивных функций больных шизофренией был создан "когнитивный профиль" больных шизофренией, который включает: нормальный или близкий к норме результат теста на чтение; нижний предел нормы тестов, оценивающих простые сенсорные, речевые и моторные функции; снижение примерно на 10 баллов от нормы интеллектуального коэффициента по методике Векслера (IQ); снижение на 1,5–3 стандартных отклонения показателей тестов по оценке памяти и более сложных моторных, пространственных и лингвистических заданий; крайне низкие результаты тестов на внимание (особенно тестов, оценивающих устойчивость внимания) и тестов, проверяющих проблемно-решающее поведение.
Таким образом, применение
Информация о работе Нарушение познавательных процессов при нервных и психических заболеваниях