Нарушение познавательных процессов при нервных и психических заболеваниях

Автор: s*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Нарушения познавательных функций искажают целостную картину мира, делая неадекватным наше отношение к нему и деятельность, направленную на него. Поэтому целью этой курсовой работы является обзор форм и видов нарушений познавательных функций человека. Исходя из цели курсовой можно выделить следующие задачи: 1) дать общую классификацию и определение разных видов патологии познавательных функций; 2) рассмотреть проявления различных видов нарушений когнитивных функций при заболеваниях разного происхождения; 3) рассмотреть основные виды нарушения при шизофрении.

Работа содержит 1 файл

Познавательные процессы.docx

— 47.29 Кб (Скачать)

     Клиническая оценка больных с откликаемостью мышления почти всегда дается в понятиях амнестического симптомокомплекса  или амнестического слабоумия. Откликаемость  сочетается с нарушением воспроизведения  информации, тогда как усвоение и  удержание информации остается сохранным. Все образы, представления и впечатления преподнесенного материала рано или поздно обнаруживают свое существование в мыслительном потоке больного. Эти нарушения обуславливаются наличием запредельного торможения. Это также подтверждается такими нарушениями речи как амнестические западения (и парафазии).

     3) Нарушение целенаправленности  мышления (личностного  компонента):

     Мышление  является сложной саморегулирующей формой деятельности. Оно определяется целью, поставленной задачей. Существенным этапом мыслительной деятельности является сличение получаемых результатов с  условиями задачи и предполагаемыми  итогами. Мысль, пробужденная потребностью, становится регулятором действия; для  того чтобы мышление могло регулировать поведение, оно должно быть целенаправленным, критичным, личностно мотивированным. Утеря целенаправленности мышления приводит не только к поверхностности  и незавершенности суждений, но и  к тому, что мышление перестает  быть регулятором действий человека.

     Мыслительная  деятельность, обеспечивающая регуляцию  поведения человека – критичность  мышления, целенаправленность, выступает  на первый план при тяжелых формах душевных заболеваний, разрушающих  личность. В наиболее тяжелых случаях  происходит совместное нарушение целенаправленности и критичности.

     Нарушение регулирующей функции мышления может  происходить и в норме под  влиянием страстей или других переживаний. Возникают аффективно обусловленные  ошибки мышления. В других случаях  мысли, оценочные суждения человека остаются правильными, но перестают  регулировать поведение. Неадекватность суждений в подобных случаях выступает  в отношении определенного объекта  и не становится свойством всего  мышления.

     В нарушениях критичности и целенаправленности мышления у душевно больных мы видим другую картину: 

Нарушение Характеристика Заболевания
Нарушения критичности мышления: Критичность рассматривается  как умение обдуманно действовать, проверять и справлять сои  действия в соответствии с объективными условиями.
  • Безразличное отношение к своим ошибкам
  • Легко соглашаются  с любыми, даже абсурдными, суждениями
  • Отсутствие самоконтроля и безразличное отношение к своим действиям
  • Незаинтересованность в результатах работы, качестве ее выполнения
  • Отсутствие отношения к работе, своим возможностям
  • «Автогнозии» - нарушения восприятия себя как личности
Прогрессивный паралич, болезнь Пика, ЧМТ с присутствием острых психотических симптомов
«Разноплановость»
  • Суждения в разных плоскостях
  • Лишение направленности суждения
  • Рассмотрение самых простых вещей в совершенно неадекватных ситуации аспектах
  • «Минование сущности» - уход по пути звуковых ассоциаций, синкретического впечатления или субъективного отношения (Г.В.Биренбаум)
  • Аффективная насыщенность содержанием
Шизофрения, чаще параноидная
«Разорванность»
  • Шизофазии (нарушения речи при шизофрении)
  • Симптом монолога
  • Отсутствие содержания во фразах, утеря функции общения в речи
  • Отсутствие определенного объекта мысли
  • Ослабление привычных ассоциаций
  • Относительная сохранность грамматической формы речи
Шизофрения (разорванность  мышления – основание для диагноза), некоторые тяжелые реактивные психозы (С.Я.Рубинштейн)

     При данных нарушениях такие умственные операции как сравнение, различение, обобщение и отвлечение остаются сохранными. Также отмечается относительная  сохранность грамматического строя  речи, тогда как содержательность и смысловая нагрузка речи нарушается. [Зейгарник Б.В. Патология мышления]  

Когнитивные расстройства при  шизофрении.

     Со  времен первых клинических описаний шизофрении ее связывали с нарушением познавательной деятельности. Предположение  об интеллектуальном снижении при этом заболевании отражалось в самом  термине "dementia praecox", который подразумевал прогрессирующее когнитивное снижение. Значение исследования нарушения познавательных функций определяется не просто тем, что при шизофрении заметно нарушается познавательная деятельность, а тем, что нарушение тесно связано с существенными патогенетическими механизмами данной болезни, отражая своеобразие поражения мозга при ней. Нарушение мышления сопровождает болезнь на всем ее протяжении, а проявления данного нарушения значительно отличаются от таковых при других психических заболеваниях. [Руководство по психиатрии: в 2-х томах./ под ред. Тиганова]

     По  данным психологических исследований, когнитивные нарушения при шизофрении происходят на всех уровнях познавательной деятельности, начиная с непосредственного  чувственного отражения. «Разные свойства окружающего мира выделяются больными несколько иначе, чем здоровыми: они по-разному «акцентируются», что приводит к снижению эффективности  и «экономичности» процесса восприятия. Однако при этом отмечается повышение  «перцептивной точности» восприятия образа». [Общая психиатрия/ под ред. Тиганова А.С]

     Изучение  когнитивных нарушений при шизофрении (в первую очередь мыслительных) выделяет такие характеристики мышления как «разорванность мышления», «соскальзывание», «расщепление», но эти понятия характеризуют  лишь то, как мы воспринимаем проявления нарушений (в виде высказываний и  поступков больных), вовсе не означая, что именно таким образом нарушены сами мыслительные процессы.

Выделяются следующие  характеристики проявления нарушений  мышления при шизофреническом слабоумии: 1) «неравномерность» нарушения мыслительных процессов, 2) относительная сохранность  суммы приобретенных знаний, способность  к простой его репродукции, 3) формально-логическая, операционная сохранность мыслительных процессов, 4) указания на ослабление влияния  прошлого опята на актуальную деятельность.

     Когнитивные расстройства, в частности – восприятия и мышления, связанны с изменением актуализации (привлечения) прошлого опыта.

Процесс восприятия изучался в отношении гештальт-психологии – исследуются такие характеристики, как выделение фигуры из фона, соотнесение части и целого, «завершение» неполных образов, помимо этого изучается «реальность»  и субъективные факторы при формировании образов у больных шизофренией. Рассматривалось также изменение функциональных характеристик анализаторов – величина порогов, скорость восприятия, генерализация, дифференцировка. В ходе исследований были выведены некоторые закономерности:

     Нарушение константности восприятия величины, формы и расстояния (глубины) заключается  в ослаблении, понижении способности  к константному восприятии.

     Изменение процесса восприятия больных шизофрении связано с нарушением избирательности  актуализируемых сведений. Из этого  можно полагать, что в связи  с этим происходит перестройка перцептивной деятельности, проявляющаяся, в частности, в расширении сенсорной информации, извлекаемой из объекта. В тоже время  это означает снижение оптимальности  и экономичности в организации  прецептивной деятельности. Поскольку  особенности восприятия больных (как  слухового (речевого), так и зрительного) не являются следствием изменения порогов  восприятия как физиологической  характеристики уровня чувствительности или нарушения внимания, речь идет о нарушении процессов восприятия, связанном с изменением особого  звена в структуре познавательной деятельности – избирательного привлечения (актуализации) сведений из памяти на основе прошлого опыта, что и отличает этот тип нарушения восприятия от других известных видов его патологии.

      Мыслительные  процессы больных шизофренией также  зависят от привлечения прошлого опыта. Те виды мыслительной деятельности, в структуре которых существенную роль играет актуализация знаний на основе прошлого опята, у больных шизофренией  оказываются нарушенными. В то же время выполнение мыслительных задач, мало зависящих от актуализации знаний на основе прошлого опыта, осуществляется больными без каких-либо заметных нарушений. Связь между нарушением мышления и особенностями актуализации знаний проявляется независимо от уровня сложности  и других характеристик выполняемой  деятельности. Она выражена и при  исследовании выполнения больными более простых задач на сравнение, классификацию предметов и явлений, так же как и более сложных, так называемых проблемных задач.

     При задачах сравнения и обобщения  больные используют нестандартные, более редко встречающиеся признаки предметов, малозначимые, отличающиеся от «стандартных» свойств (родовые  и видовые признаки, основная функция, внешние различительные признаки), нежели здоровые. Причем выполнение классификации  в целом для больных производилось  на основе обобщения предметов на основе нахождения у них общего свойства, число конкретно-ситуационных объединений  предметов было незначительно, что  говорит о зрелости и сформированности мышления больных шизофренией. У  больных происходит значительное расширение круга используемых свойств предметов  за счет актуализации малозначимых, латентных свойств, частота актуализации которых у больных возрастает одновременно с уменьшением вероятности привлечения «стандартных» свойств. При этом происходит не «выпадение» или «уменьшение» функции мышления, а своеобразное изменение в структуре мыслительной деятельности и связанное с этим закономерное изменение протекания определенного круга мыслительных процессов.

     Отличие шизофренического слабоумия от других видов слабоумия проявляется  в относительной сохранности  приобретенных ранее сведений, знаний. Даже больные со значительным дефектом могут так или иначе демонстрировать  большой круг прежде усвоенных знаний наряду с выраженной неполноценностью их мыслительной деятельности. Разные авторы определяли эту особенность  как «разобщение» опыта прошлого с настоящим, разобщение разных слоев, уровней личности, «разрыхление», «расщепление»  цепи прежних ассоциаций при сохранности  их элементов, нарушение «апперцепции». Так же особенностью шизофренического слабоумия является сохранность  видов умственной деятельности, которые  имеют четкую, однозначно детерминированную  схему операций, жесткую, полностью «формализуемую» программу реализации, при нарушении самого процесса мышления (факт высокой сохранности грамматического строя речи даже при выраженной смысловой бессвязности высказываний).

     В связи с этими феноменами ставится вопрос о правомерности применения определения слабоумие к особенностям мышления при шизофрении, так как  нарушение познавательной деятельности в данном случае связано не с «выпадением», ущербом какой-либо функции, а с  закономерной перестройкой протекания познавательных процессов. [Поляков Ю.Ф. // Невропатология и психиатрия]

     В современной практике уже термин шизофреническое слабоумие, потому как выявлена его несостоятельность, заменяется термином нейрокогнитивный дефицит, что обуславливается следующим:

     В современной науке растет внимание к нейробиологическим основам шизофрении и когнитивному функционированию таких больных. Объединение когнитивной психологии и неврологии (с ее разрешающими возможностями методов визуализации мозга) в нейрокогнитивную науку, позволило сочетать результаты стандартизированных тестов с информацией о структурных отношениях, нейрональных "сетях" и метаболизме головного мозга. Наиболее общепринятой в настоящее время является предложенная пятифакторная модель изучения шизофрении. В этой модели наряду с позитивными, негативными, аффективными (тревога/депрессия) расстройствами, возбуждением/агрессией, отдельно выделяется дезорганизация мышления.

     Как правило, оценивание когнитивных функций  больного осуществляет нейропсихолог  или психометрист. Анализ нарушений когнитивных функций показал, что у больных шизофренией результаты применения широкого диапазона нейрокогнитивных тестов значительно хуже, чем в контрольной группе здоровых. Помимо этого, важным для оценки нейрокогнитивной функции при шизофрении является не только резкое падение интеллекта, но и просто его снижение. Это предполагает, что интеллектуальное функционирование у таких пациентов остается достаточно сохранным в противоположность специфическим повреждениям, таким как память, внимание, исполнительные функции или проблемно-решающее поведение. Также на фоне общего ухудшения нейрокогнитивной функции при шизофрении у больных наблюдается определенный "дефицит" памяти, внимания, скорости обработки информации и исполнительных функций. Снижение скорости обработки информации обнаруживается у 94% больных шизофренией.

     По  результатам исследований когнитивных  функций больных шизофренией  был создан "когнитивный профиль" больных шизофренией, который включает: нормальный или близкий к норме результат теста на чтение; нижний предел нормы тестов, оценивающих простые сенсорные, речевые и моторные функции; снижение примерно на 10 баллов от нормы интеллектуального коэффициента по методике Векслера (IQ); снижение на 1,5–3 стандартных отклонения показателей тестов по оценке памяти и более сложных моторных, пространственных и лингвистических заданий; крайне низкие результаты тестов на внимание (особенно тестов, оценивающих устойчивость внимания) и тестов, проверяющих проблемно-решающее поведение.

         Таким образом, применение нейропсихологических  тестов у больных шизофренией  выявило у них нейрокогнитивный  дефицит, обусловленный вовлечением  большого числа мозговых структур, как корковых, так и подкорковых,  и носящий генерализованный характер. Это позволило предположить, что  пациенты, страдающие шизофренией,  остаются "без фундамента" когнитивных  функций.

Информация о работе Нарушение познавательных процессов при нервных и психических заболеваниях