Нарушение познавательных процессов при нервных и психических заболеваниях

Автор: s*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Нарушения познавательных функций искажают целостную картину мира, делая неадекватным наше отношение к нему и деятельность, направленную на него. Поэтому целью этой курсовой работы является обзор форм и видов нарушений познавательных функций человека. Исходя из цели курсовой можно выделить следующие задачи: 1) дать общую классификацию и определение разных видов патологии познавательных функций; 2) рассмотреть проявления различных видов нарушений когнитивных функций при заболеваниях разного происхождения; 3) рассмотреть основные виды нарушения при шизофрении.

Работа содержит 1 файл

Познавательные процессы.docx

— 47.29 Кб (Скачать)

     Клинические варианты расстройств мышления чрезвычайно  многообразны. Некоторые из них считаются  типичными для той или другой формы болезни. При установлении диагноза заболевания психиатр часто  руководствуется наличием того или  другого вида нарушений мышления. Ниже рассмотрены взгляды авторов, на основе которых проводились исследования нарушения мышления.  

 

Глава II. Проблема изучения мышления, как основы познавательной функции.

     Любая форма познания в своем развитии и формировании представляет собой  единый процесс.

     Мышление  является высшим познавательным процессом, поскольку оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т.е. ситуация, для которой нет готовых средств решения. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять.

     Мышление - это познавательный психический  процесс, представляющий собой опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся  в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений  между ними.

     Психология  мышления — одна из самых разработанных  областей психологической науки, она  являлась всегда центральной проблемой  и именно в этой области психологии яснее всего обнаруживаются различия исходных теоретических позиций  исследователей.

     Анализируя  точки зрения тех или иных авторов на данную проблему, мы можем выделить следующие направления теоретического и практического изучения мышления. Г. Эббингауз, Г. Мюллер, Т. Ципен считали, что универсальным законом являются законы ассоциации. Так, понятия суждения, умозаключения характеризуются как ассоциации представлений. Поэтому нарушения мышления рассматривались как нарушения ассоциаций.

     На  концепции мышления как производной функции от памяти и внимания основывались работы психологической лаборатории психиатрической клиники крупнейшего немецкого психиатра Э. Крепелина. Нарушения мышления выводились из нарушений других функций. Ученые пытались показать, что в основе нарушения мышления лежало нарушение так называемых предпосылок интеллекта: памяти, внимания. Так, например, нарушение мыслительной деятельности больных эпилепсией объяснялось нарушением комбинаторных способностей (Э. Крепелин, К. Гельброннер, М. Я. Серейский), неустойчивостью внимания (В. П. Осипов).

     Представители вюрцбургской школы (О. Кюльпе, Н. Ах, О. Зельц и др.) выдвинули положение, что мышление несводимо к процессу ассоциаций, что оно имеет свою специфику, не сводимую к наглядно-образному содержанию ощущений и восприятия. Механизмом мышления является, по их мнению, детерминирующая тенденция, идущая от представления цели, не осознаваемая самим человеком.

     Некоторые авторы определяют нарушение мышления при шизофрении как нарушение "напряженности", в основе которой лежит нарушение  активности личности, например Е.Штранский, говорит об "интрапсихической атаксии" больных.

     Нарушения мышления трактуются как вторичные, как проявление нарушений особой "активности", "интенции" психики. Мыслительные операции, направленные на практические действия, у больного шизофренией сохранены, память и  внимание его не нарушены, однако он не в состоянии синтезировать  отдельные, сами по себе правильные умозаключения.

     К. Ясперс противопоставил интеллект  мышлению. В то время как мышление определялось им как проявление интрапсихической активности, интеллект рассматривался как совокупность способностей; память, внимание и речь выступали в качестве "предпосылок интеллекта". Такое  противопоставление интеллекта мышлению привело к тому, что исследователи  пытались найти различный генез  мыслительных нарушений при грубых органических заболеваниях и при  шизофрении. Нарушения познавательных процессов, выступающие при грубых органических заболеваниях, например при травмах, определялись как нарушения "интеллекта" или "предпосылок  интеллекта", нарушения высших познавательных процессов при шизофрении трактовались как нарушения собственно мышления.

     Е.Блейлер подчеркивал аффективную обусловленность мыслительного процесса, точнее, зависимость направленности мышления от потребностей человека. Однако он расчленяет так называемое реальное и аффективно обусловленное мышление. И хотя он указывает на то, что логическое реальное мышление отражает действительность, по существу он изолирует этот основной вид мышления от эмоций, стремлений и потребностей.

     Большое влияние на исследования мышления оказали  работы школы гештальтпсихологии (В. Кёлера, М. Вертхаймер, К. Дункер). Деятельность мышления заключается, по их мнению, в том, что отдельные части ("конфигурация") проблемной ситуации переструктурируются; образуется новое "целое", новый "гештальт".

     Одно  из основных положений советских  психологов о мышлении (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) состоит в том, что мышление является процессом овладения системой общественно-исторически  выработанных операций и знаний. Мышление определяется в советской психологии как обобщенное и опосредованное отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира и практической деятельности людей. [Зейгарник Б.В. Патопсихология]

     Выделение наиболее часто встречающихся вариантов  нарушения мышления возможно исходя из экспериментальной клинической  практики на больных с разными  нервно-психическими заболеваниями, при  которых присутствуют нарушения  мышления – это шизофрения, эпилепсия, сосудистые заболевания мозга (внутричерепная гипертензия, атеросклероз головного  мозга, гипотония и др.), травмы головного  мозга и отсроченные посттравматические состояния, олигофрения, маниакально-депрессивный психоз, прогрессивный паралич, энцефалиты, психопатии. Ниже приведена классификация  нарушений мышления, основанная на экспериментальном изучении мышления больных. 

Виды  нарушения мышления.

     Нарушения мышления, встречающиеся в психиатрической  практике, носят разнообразный характер. Их трудно уложить в какую-нибудь жесткую схему, классификацию. Речь может идти о параметрах, вокруг которых группируются различные  варианты изменений мышления, встречающиеся  у психически больных.

     Выделяют следующие три вида патологии мышления: 1) нарушение операционной стороны мышления, 2) нарушение динамики мышления, 3) нарушение личностного компонента мышления.

     Особенности мышления каждого отдельного больного далеко не всегда могут быть квалифицированы  в пределах одного вида нарушений  мышления. Нередко в структуре  патологически измененного мышления больных наблюдаются более или  менее сложные сочетания разных видов нарушений. Так, например, нарушение  процесса обобщения в одних случаях  сочетается с нарушением целенаправленности мышления, в других — с различными подвидами нарушений его динамики.

     1) Нарушения операционной  стороны мышления (процессы  отвлечения и обобщения):

Снижение  уровня обобщения Искажение процесса обобщения
Доминирование в суждениях больных непосредственных представлений о предметах и  явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. При выполнении экспериментального задания подобные больные не в состоянии из всевозможных признаков отобрать те, которые наиболее полно раскрывают понятие. При ярко выраженном снижении уровня обобщения  больным вообще недоступна задача на классификацию. Отражение в  своих суждениях лишь случайной  стороны явлений, существенные же отношения  между предметами мало принимаются  во внимание, предметное содержание вещей  и явлений часто не учитывается. Так, выполняя задание на классификацию  предметов, они руководствуются  чрезмерно общими признаками, неадекватными  реальным отношениям между предметами. Преобладание формальных, случайных  ассоциаций, уход от содержательной стороны  задания создают основу для того бесплодного мудрствования, которое  характеризует подобных больных  и которое носит в клинике  название "резонерство". Так, например, говоря о шкафе, один такой больной  называет его "ограниченной частью пространства" и т.д.
содержание  ассоциаций не выходит за пределы  частных, единичных связей, полученные ими непосредственные впечатления  не синтезируются и связи словесно–  логические не имеют доминирующего  значения связи словесно-логические мало опираются на конкретные свойства и признаки предметов и явлений
характерным является узкий круг связей, бедность ассоциаций характерно  возникновение очень большого числа ассоциаций, но ассоциаций: ненаправленных, случайных, а главное, отражающих лишь чрезвычайно общие связи
Примеры: один из подобных больных отказывается объединить в одну группу кошку с  собакой, "потому что они враждуют"; другой больной не объединяет лису и жука, потому что "лиса живет  в лесу, а жук летает". Частные  признаки "живет в лесу", "летает" больше определяют суждения больного, чем общий признак "животные". Например, больной  М. объединяет вилку, стол и лопату по принципу "твердости"; гриб, лошадь и карандаш он относит в одну группу по "принципу связи органического  с неорганическим".
В основном при олигофрнии, эпилепсии, перенесении  энцефалита В основном при  шизофрении, психопатии
 

     2) Нарушения логического хода мышления (динамики мыслительной деятельности):

     Физиологическая основа – доминирование связей второй сигнальной системы.

Вариант нарушения Характеристика Заболевания
«Скачка идей»
  • Мысли, представления больного очень быстро сменяют друг друга, ассоциации носят хаотичный, случайный характер.
  • Невозможность регистрации мыслей в своей речи.
  • Чрезвычайная отвлекаемость и разбросанность внимания в сочетании с высокой наблюдательностью.
  • Поверхностность суждений
Маниакально-депрессивный психоз в маниакальной фазе болезни
«Вязкость»
  • Плохая переключаемость
  • Инертность связей прежнего опыта, инертность ассоциаций.
  • Эпилептическое резонерство –  обстоятельность, излишняя детализация, стремление к уточнению, желание исчерпать при решении все многообразие фактических отношений.
Эпилепсия, отдаленные последствия тяжелых ЧМТ
Непоследователь- ность суждений
  • Неустойчивость способа выполнения задания
  • Чередование обобщенных и конкретно-ситуационных сочетаний
  • Подмена логических связей случайными сочетаниями
  • Образование одноименных групп при классификации
  • Колебания в уровне достижений при выполнении заданий, требующих длительного удержания направленности мысли
Сосудистые  заболевания, ЧМТ, маниакально-депрессивный психоз. Высокая астенизация.
«Откликаемость»
  • Сочетается с нарушениями речи – амнестической афазией,  персеверациями, нарушением воспроизведения фактов своего настоящего и прошлого, некритичностью к своему состоянию.
  • Динамичность нарушений – резкое колебание характера суждений и действий на протяжении короткого отрезка времени
  • Быстрая «откликаемость» на случайные раздражители в сочетании с плохой переключаемостью
Тяжелая форма  сосудистых заболеваний головного  мозга (чаще – гипертоническая болезнь), тяжелые ЧМТ, осложненные абсцессами и менингоэнцефалитами. Наличие  временной дезориентировки в  месте и времени
«Соскальзывания»
  • Неожиданное, внезапное, эпизодичное нарушение последовательности суждений, сбивчивость с правильного хода мыслей на ложные, неадекватные ассоциации с последующим продолжение логичного рассуждения
  • Процесс обобщения и отвлечения не нарушен
Шизофрения  при условии относительной сохранности  больных

Информация о работе Нарушение познавательных процессов при нервных и психических заболеваниях