Нарушение познавательных процессов при нервных и психических заболеваниях

Автор: s*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Нарушения познавательных функций искажают целостную картину мира, делая неадекватным наше отношение к нему и деятельность, направленную на него. Поэтому целью этой курсовой работы является обзор форм и видов нарушений познавательных функций человека. Исходя из цели курсовой можно выделить следующие задачи: 1) дать общую классификацию и определение разных видов патологии познавательных функций; 2) рассмотреть проявления различных видов нарушений когнитивных функций при заболеваниях разного происхождения; 3) рассмотреть основные виды нарушения при шизофрении.

Работа содержит 1 файл

Познавательные процессы.docx

— 47.29 Кб (Скачать)

Введение.

     Человек – это целый ценный уникальный мир, в котором все структуры  и элементы взаимодействуют и  функционируют в единстве. Отличительной  особенностью человека является его  особое отражение окружающего мира – психическое, осмысленное отражение  окружающей действительности. С.Л.Рубинштейн сформулировал принцип, согласно которому основным способом существования психического является его существование в качестве процесса или деятельности. Ежедневно мы получаем знания - о вещах, о людях и их качествах, о самом себе и устройстве мира - которые являются результатом интеграции фактов, получаемых с помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности.

       Каждый из этих процессов имеет  собственные характеристики и  структуру и вносит свой особый  вклад в формирование внутренне  связанного, динамичного, но в  то же время целостного образа  мира. Протекая одновременно, психические  процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и незаметно для нас, что мы в каждый данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение отдельных свойств, а именно как целостную систему, как нечто развивающееся и имеющее не только настоящее, но также прошлое и будущее.

       Нарушения познавательных функций искажают целостную картину мира, делая неадекватным наше отношение к нему и деятельность, направленную на него. Поэтому целью этой курсовой работы является обзор форм и видов нарушений познавательных функций человека. Исходя из цели курсовой можно выделить следующие задачи: 1) дать общую классификацию и определение разных видов патологии познавательных функций; 2) рассмотреть проявления различных видов нарушений когнитивных функций при заболеваниях разного происхождения; 3) рассмотреть основные виды нарушения при шизофрении.  
Глава I. Значение когнитивных нарушений в диагностике неврологических и психических расстройств.

     Нарушение когнитивных функций является одним из наиболее встречаемых симптомов неврологических и психиатрических заболеваний. Поскольку когнитивные функции связаны с интегрированной деятельностью головного мозга в целом, когнитивная недостаточность закономерно развивается при самых разнообразных очаговых и диффузных поражениях головного мозга.

     Основная  задача экспериментально-психологического исследования в современной науке  может быть сформулирована как изучение закономерностей нарушения психических  процессов при том или ином поражении мозга (при том или  ином клиническом варианте болезни).

     В советской и российской психологической  школе работы по теме нарушения познавательных процессов связаны с именами  Л.С. Выготского, Б.Ф. Зейгарник, Г.В. Биренбаум, М.С. Лебединского и др. В современной  зарубежной экспермиентальной патопсихологии данное направление представлено в  первую очередь работами Chapman, Mattussek, Payne и др. В сосетской психологии сформировались две основные линии: концепция нарушения понятийного мышления при шизофрении Л.С. Выготвкого и концепция нарушения абстрактного уровня организации поведения Курта Гольдштейна.

     Считается, что нарушения познавательных процессов  в первую очередь обусловлены  изменением определенных физиологических  параметров, на которых они основываются. Это происходит по причине поражения  первично материального субстрата  неизвестным пока этиологическим фактором. Эта точка зрения основывается на разработках этого вопроса в  трудах советских психологов – Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др. [Шизофрения: клиника и патогенез /под ред. Снежневского]

     Под когнитивными функциями принято  понимать наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира. К когнитивным функциям относятся память, восприятие (гнозис), речь, праксис, мышление (интеллект) и внимание.

     Память  – это способность головного  мозга усваивать, сохранять и  воспроизводить необходимую для  текущей деятельности информацию.

     Речь  – это способность обмениваться информацией с помощью высказываний.

     Праксис – это способность приобретать, сохранять и использовать разнообразные  двигательные навыки.

     Под интеллектом понимают способность  сопоставлять информацию, находить общее  и различия, выносить суждения и  умозаключения. Интеллектуальные способности  обеспечиваются интегрированной деятельностью  головного мозга в целом. Соотношение интеллекта и мышления будет рассмотрено ниже.

     Гнозисом  называется функция восприятия информации, её обработки и синтеза элементарных сенсорных ощущений в целостные  образы. Внимание - отбор нужной информации, обеспечение избирательности различных программ своей деятельности, сохранение должного контроля над своим поведением; внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных психических и двигательных процессов; в отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет - оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них; внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой – психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность; внимание порождается деятельностью и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки, потребности, направленность личности.

     Для оценки когнитивных функций используются нейропсихологические методы исследования. Они представляют собой различные  тесты и пробы на запоминание  и воспроизведение слов и рисунков, узнавание образов, решение интеллектуальных задач, исследование движений и т. д. Полное нейропсихологическое исследование позволяет выявить клинические особенности когнитивных нарушений и поставить топический диагноз. [Захаров В.В. //Трудный пациент]

     Таким образом нарушение познавательных функций рассматривается как  нарушение указанных выше психических  процессов.

     Нарушения восприятия.

     Нарушение восприятия как перцептивной деятельности, характеризующейся обобщенностью и мотивированностью может проявляться в разных характеристиках деятельности — в нарушении обобщения, личностной обусловленности. Эти нарушения проявляются в затрудненности узнавания, в искажениях воспринимаемого материала, в обманах чувств, ложных узнаваниях, в перестройках мотивационной стороны перцептивной деятельности.

     Наблюдаются следующие нарушения восприятия:

    1. Агнозия - затрудненность узнавания предметов, звуков. Зрительные агнозии разделяются на: а) агнозии предметов, когда больные не узнают предметов и их изображений или "симультанная агнозия" Вольперта, когда больные узнают отдельные предметы, их изображения, но не узнают изображения ситуации; б) агнозии на цвета и шрифты; в) пространственные агнозии.
    2. Псевдоагнозии при деменции: на фоне органической деменции выступили расстройства зрительного гнозиса в виде нарушения восприятия формы. Подобный феномен можно трактовать как нарушение "оптического внимания"
    3. Нарушения мотивационного компонента восприятия

     Нарушения памяти.

     Проблема  расстройства памяти всегда стояла в  центре психиатрических и патопсихологических  исследований. Во- первых, потому что проблема памяти наиболее разработана в классической психологической литературе и, во-вторых, потому что мнестические нарушения являются часто встречающимся синдромом. При анализе амнестического синдрома следует учитывать, что так называемые "ядерные" симптомы, вызванные непосредственно болезненным состоянием мозга, сливаются со вторичными, наслаивающимися на них симптомами. Выделяют следующие нарушения памяти:

  1. Нарушение непосредственной памяти:
    • Корсаковский синдром - нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого. Этот вид нарушения памяти часто сочетается с конфабуляциями в отношении текущих событий и дезориентировкой в месте и времени. Два последних признака могли быть слабо выражены, но первый всегда чрезвычайно выражен и составляет основной радикал этого страдания (забывание текущих событий).
    • Прогрессирующая амнезия - нарушение памяти, распространяющееся не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологию событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве.
  1. Нарушение динамики мнестической деятельности – нарушение, при котором больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако, спустя короткое время, не могут этого сделать. Это нарушение проявляется в сочетании с прерывистостью всех психических процессов больных и по существу является не нарушением памяти в узком смысле слова, а индикатором неустойчивости умственной работоспособности больных в целом, ее истощаемости. (Ниже будет описана такая неустойчивость в проявлении такого нарушения мышления как непоследовательность суждений).
  1. Нарушение опосредованной памяти – нарушение, при котором фактор опосредования становится помехой для запоминания и припоминания.

     4) Нарушение мотивационного компонента  памяти. [Зейгарник Б.В. Патопсихология]

      В связи с нарушениями когнитивных  функций также рассматривают  следующие феномены:

      Персевера́цияустойчивое повторение какой-либо фразы, деятельности, эмоции, ощущения (в зависимости от этого выделяют персеверации мышления, моторные, эмоциональные, сенсорные персеверации). Например, упорное повторение какого-либо слова в устной или письменной речи.

     Парафазия - нарушение устной и письменной речи, проявляющееся в замене требуемых звуков (букв) речи или слов на другие, в неправильном употребление отдельных звуков (букв) или слов речи.

     Апраксия - нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих его элементарных движений. 

     Классификация когнитивных нарушений  по степени тяжести.

     Однако  когнитивные нарушения можно классифицировать и по тяжести нарушений. DSM IV (American Psychiatric Association 1994) описывает три основных типа когнитивных расстройств: делирий (делириум), деменция и расстройство памяти. Диагноз деменции правомерен при наличии нарушений памяти и других когнитивных расстройств (по крайней мере, одного из следующих: нарушения праксиса, гнозиса, речи или интеллекта), которые выражены настолько, что непосредственно влияют на повседневную жизнь. Критерии деменции по МКБ-10, включая дифференциально-диагностические классификации, определяются Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). К ним относятся:

• нарушения  памяти (неспособность запомнить  новый материал, в более тяжелых  случаях – затруднение воспроизвести  ранее усвоенную информацию);

• нарушение  других когнитивных функций (нарушение  способности к суждению, мышлению – планированию и организации  своих действий – и переработке  информации), их клинически значимое снижение по сравнению с исходным более  высоким уровнем;

• клиническая  значимость выявляемых нарушений;

• нарушение  когнитивных функций определяется на фоне сохранного сознания;

• эмоциональные  и мотивационные нарушения –  по меньшей мере один из следующих  признаков: эмоциональная лабильность, раздражительность, апатия, асоциальное  поведение;

• длительность симптомов не менее 6 мес.

     Деменция  наиболее часто отмечается в пожилом  возрасте, при этом самой распространённой причиной деменции является болезнь  Альцгеймера. [Захаров В.В. //Трудный пациент]

     Делирий - особый вид спутанности сознания, острого по началу и временного по характеру. Он характеризуется грубой дезориентацией, усиленной настороженностью, в частности повышенной готовностью  отвечать на внешние раздражения, нарушением ощущений, при котором возникают  иллюзии и яркие галлюцинации, а также повышенной психомоторной  активностью и симптоматикой  со стороны вегетативной нервной  системы. [Морис Виктор, Реймонд Д. Адаме (Maurice Victor, Raymond D. Adams)/ Электронный ресурс]

     Нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов  при психических заболеваниях. В соответствии со структурой рефлекторной дуги А.В. Снежневский различал симптомы, относящиеся к ее рецепторной части (сенсопатии), симптомы интрапсихические (патология эмоций, мышления, восприятия и др.) и симптомы эффекторных расстройств (расстройства побуждений, моторики, влечений, импульсивные явления и др.). [Шизофрения: клиника и патогенез Текст /под ред. Снежневского]

Информация о работе Нарушение познавательных процессов при нервных и психических заболеваниях