Автор: s*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 09:13, курсовая работа
Нарушения познавательных функций искажают целостную картину мира, делая неадекватным наше отношение к нему и деятельность, направленную на него. Поэтому целью этой курсовой работы является обзор форм и видов нарушений познавательных функций человека. Исходя из цели курсовой можно выделить следующие задачи: 1) дать общую классификацию и определение разных видов патологии познавательных функций; 2) рассмотреть проявления различных видов нарушений когнитивных функций при заболеваниях разного происхождения; 3) рассмотреть основные виды нарушения при шизофрении.
Введение.
Человек – это целый ценный уникальный мир, в котором все структуры и элементы взаимодействуют и функционируют в единстве. Отличительной особенностью человека является его особое отражение окружающего мира – психическое, осмысленное отражение окружающей действительности. С.Л.Рубинштейн сформулировал принцип, согласно которому основным способом существования психического является его существование в качестве процесса или деятельности. Ежедневно мы получаем знания - о вещах, о людях и их качествах, о самом себе и устройстве мира - которые являются результатом интеграции фактов, получаемых с помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности.
Каждый из этих процессов
Нарушения познавательных функций искажают
целостную картину мира, делая неадекватным
наше отношение к нему и деятельность,
направленную на него. Поэтому целью этой
курсовой работы является обзор форм и
видов нарушений познавательных функций
человека. Исходя из цели курсовой можно
выделить следующие задачи: 1) дать общую
классификацию и определение разных видов
патологии познавательных функций; 2) рассмотреть
проявления различных видов нарушений
когнитивных функций при заболеваниях
разного происхождения; 3) рассмотреть
основные виды нарушения при шизофрении.
Глава I. Значение когнитивных
нарушений в диагностике
неврологических и психических
расстройств.
Нарушение когнитивных функций является одним из наиболее встречаемых симптомов неврологических и психиатрических заболеваний. Поскольку когнитивные функции связаны с интегрированной деятельностью головного мозга в целом, когнитивная недостаточность закономерно развивается при самых разнообразных очаговых и диффузных поражениях головного мозга.
Основная
задача экспериментально-
В
советской и российской психологической
школе работы по теме нарушения познавательных
процессов связаны с именами
Л.С. Выготского, Б.Ф. Зейгарник, Г.В. Биренбаум,
М.С. Лебединского и др. В современной
зарубежной экспермиентальной
Считается, что нарушения познавательных процессов в первую очередь обусловлены изменением определенных физиологических параметров, на которых они основываются. Это происходит по причине поражения первично материального субстрата неизвестным пока этиологическим фактором. Эта точка зрения основывается на разработках этого вопроса в трудах советских психологов – Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др. [Шизофрения: клиника и патогенез /под ред. Снежневского]
Под когнитивными функциями принято понимать наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира. К когнитивным функциям относятся память, восприятие (гнозис), речь, праксис, мышление (интеллект) и внимание.
Память – это способность головного мозга усваивать, сохранять и воспроизводить необходимую для текущей деятельности информацию.
Речь
– это способность обмениваться
информацией с помощью
Праксис – это способность приобретать, сохранять и использовать разнообразные двигательные навыки.
Под интеллектом понимают способность сопоставлять информацию, находить общее и различия, выносить суждения и умозаключения. Интеллектуальные способности обеспечиваются интегрированной деятельностью головного мозга в целом. Соотношение интеллекта и мышления будет рассмотрено ниже.
Гнозисом
называется функция восприятия информации,
её обработки и синтеза
Для
оценки когнитивных функций
Таким
образом нарушение
Нарушения восприятия.
Нарушение восприятия как перцептивной деятельности, характеризующейся обобщенностью и мотивированностью может проявляться в разных характеристиках деятельности — в нарушении обобщения, личностной обусловленности. Эти нарушения проявляются в затрудненности узнавания, в искажениях воспринимаемого материала, в обманах чувств, ложных узнаваниях, в перестройках мотивационной стороны перцептивной деятельности.
Наблюдаются
следующие нарушения
Нарушения памяти.
Проблема
расстройства памяти всегда стояла в
центре психиатрических и
4)
Нарушение мотивационного
В
связи с нарушениями
Персевера́ция — устойчивое повторение какой-либо фразы, деятельности, эмоции, ощущения (в зависимости от этого выделяют персеверации мышления, моторные, эмоциональные, сенсорные персеверации). Например, упорное повторение какого-либо слова в устной или письменной речи.
Парафазия - нарушение устной и письменной речи, проявляющееся в замене требуемых звуков (букв) речи или слов на другие, в неправильном употребление отдельных звуков (букв) или слов речи.
Апраксия
- нарушение целенаправленных движений
и действий при сохранности составляющих
его элементарных движений.
Классификация когнитивных нарушений по степени тяжести.
Однако
когнитивные нарушения можно классифицировать
и по тяжести нарушений. DSM IV (American Psychiatric Association
1994) описывает три основных типа когнитивных
расстройств: делирий (делириум), деменция
и расстройство памяти. Диагноз деменции
правомерен при наличии нарушений памяти
и других когнитивных расстройств (по
крайней мере, одного из следующих: нарушения
праксиса, гнозиса, речи или интеллекта),
которые выражены настолько, что непосредственно
влияют на повседневную жизнь. Критерии
деменции по МКБ-10, включая дифференциально-
• нарушения
памяти (неспособность запомнить
новый материал, в более тяжелых
случаях – затруднение
• нарушение других когнитивных функций (нарушение способности к суждению, мышлению – планированию и организации своих действий – и переработке информации), их клинически значимое снижение по сравнению с исходным более высоким уровнем;
• клиническая значимость выявляемых нарушений;
• нарушение
когнитивных функций
• эмоциональные и мотивационные нарушения – по меньшей мере один из следующих признаков: эмоциональная лабильность, раздражительность, апатия, асоциальное поведение;
• длительность симптомов не менее 6 мес.
Деменция наиболее часто отмечается в пожилом возрасте, при этом самой распространённой причиной деменции является болезнь Альцгеймера. [Захаров В.В. //Трудный пациент]
Делирий - особый вид спутанности сознания, острого по началу и временного по характеру. Он характеризуется грубой дезориентацией, усиленной настороженностью, в частности повышенной готовностью отвечать на внешние раздражения, нарушением ощущений, при котором возникают иллюзии и яркие галлюцинации, а также повышенной психомоторной активностью и симптоматикой со стороны вегетативной нервной системы. [Морис Виктор, Реймонд Д. Адаме (Maurice Victor, Raymond D. Adams)/ Электронный ресурс]
Нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях. В соответствии со структурой рефлекторной дуги А.В. Снежневский различал симптомы, относящиеся к ее рецепторной части (сенсопатии), симптомы интрапсихические (патология эмоций, мышления, восприятия и др.) и симптомы эффекторных расстройств (расстройства побуждений, моторики, влечений, импульсивные явления и др.). [Шизофрения: клиника и патогенез Текст /под ред. Снежневского]
Информация о работе Нарушение познавательных процессов при нервных и психических заболеваниях