Наблюдение в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:41, реферат

Описание работы

Наблюдение является едва ли не единственным методом изучения психики детей в младенческом и раннем преддошкольном детстве. Именно результаты наблюдения позволили дать некоторые нормативные характеристики психического развития в этот период: движений и действий, моторной речи, средств общения и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Предмет наблюдения ……………………………………………………….……4
Формы и методы наблюдения ...……………………..…………………………..7
Неформализованное наблюдение………………...………………….…………..8
Формализованное наблюдение………………….………………….……………9
Соучаствующее (включённое) и простое наблюдения……….………….……10
Неосознанное внешнее наблюдение……………………...…………………….13
Самонаблюдение (интроспекция)………………………………………………13
Программа наблюдения…………………………………………………………15
Достоинства и недостатки метода……………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

Наблюдение в психологии.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

     -16-

     Оперативность может привести к ограничению  изучаемой ситуации, неспособностью охватить все признаки и особенности  изучаемого явления.

В первую очередь  все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п. А.А.Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения.

Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

Эффект  снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

Ошибка  центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению.

Ошибка  корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

Ошибка  контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

Ошибка  первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.  
 

-17-

     Заключение 

     Люди  обращались к наблюдению как одному из важнейших источников социальной информации, непосредственно воспринимающей и прямо регистрирующей все факты об объекте и значимости, с точки зрения целей.

     Наблюдение  представляет собой общенаучный  метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в социологии имеет  ограничения, т.к. далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда социолог имеет дело с объектами, которые можно наблюдать, т.е. воспринимать с помощью зрения и слуха, он обязан делать это. Однако не следует забывать, что наблюдение должно применяться в комплексе с другими методами сбора информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     -18- 

Список  использованной литературы: 

  1. Андреева,  Галина Михайловна. Социальная психология: Учебник для высш.шк.-М.:Аспект-Пресс,2000.
  2. Гречихин В.Г. Лекции по методике технике социологических исследований: Учебное пособие. М.: МГУ, 1998.
  3. Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии: Учеб. пособие/В.В.Никандров; Ин - т биологии и психологии человека. СПб. : Речь, 2002
  4. Регуш А.Л  Практикум по наблюдению и наблюдательности_Регуш А.Л_2008
  5. Штерн К., Штерн В. Монографии о душевном развитии ребенка: Воспоминание, показание и ложь в раннем детстве. — СПб., 1911.
  6. Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир. — М.: Изд-во МГУ, 1971.
  7. Зароченцев К.Д. Худяков А.И. Экспериментальная психология: учеб. – М Изд-во Проспект, 2005.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

-19-

Информация о работе Наблюдение в психологии