Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:41, реферат
Наблюдение является едва ли не единственным методом изучения психики детей в младенческом и раннем преддошкольном детстве. Именно результаты наблюдения позволили дать некоторые нормативные характеристики психического развития в этот период: движений и действий, моторной речи, средств общения и др.
Введение…………………………………………………………………………...3
Предмет наблюдения ……………………………………………………….……4
Формы и методы наблюдения ...……………………..…………………………..7
Неформализованное наблюдение………………...………………….…………..8
Формализованное наблюдение………………….………………….……………9
Соучаствующее (включённое) и простое наблюдения……….………….……10
Неосознанное внешнее наблюдение……………………...…………………….13
Самонаблюдение (интроспекция)………………………………………………13
Программа наблюдения…………………………………………………………15
Достоинства и недостатки метода……………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...19
Содержание
Введение…………………………………………………………
Предмет наблюдения ……………………………………………………….……4
Формы и методы наблюдения ...……………………..…………………………..7
Неформализованное
наблюдение………………...………………….………
Формализованное
наблюдение………………….………………….…………
Соучаствующее (включённое) и простое наблюдения……….………….……10
Неосознанное
внешнее наблюдение……………………...…
Самонаблюдение
(интроспекция)…………………………………………
Программа наблюдения……………………………………………………
Достоинства и недостатки метода……………………………………………...16
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
-2-
Введение
Психология, как известно, приобрела
статус науки в XIX в. с развитием
в ней эксперимента, обеспечивающего
объективность, воспроизводимость фактов
и дающего возможность устанавливать
закономерности. Позже появились тесты,
анкеты и другие методы.
Несмотря на развитие различных методов психологии, наблюдение не потеряло своего значения, поскольку в психологии есть задачи, которые лучше всего решаются с помощью наблюдения, а некоторые — только благодаря наблюдению. В частности, в феноменологических исследованиях, где стоит цель выявить все многообразие признаков, присущих изучаемому феномену, очень часто единственным может стать метод наблюдения. Так были изучены застенчивость, честность, тревожность, саморегуляция и другие психические явления. Возникновению таких понятий, как «авторитарная личность», «успешный лидер», «стиль общения» и других, как правило, предшествовали многочисленные наблюдения за поведением людей.
Наблюдение является
едва ли не единственным методом изучения
психики детей в младенческом
и раннем преддошкольном детстве. Именно
результаты наблюдения позволили дать
некоторые нормативные
Наблюдение существенно
дополняет информацию, получаемую с
помощью других методов. Эти дополнения
могут иметь характер уточнения,
объяснения, новизны фактов и т. п.
Так, при изучении патологии развития
важным является не только результат эксперимента
или теста, но и поведение больного в процессе
этих обследований.
-3-
Предмет
наблюдения
Наблюдение определяется как целенаправленное восприятие психической жизни человека. Известно, что содержание психической жизни составляют познавательные процессы, эмоции, воля, система отношений, что каждая из этих сторон психики обусловлена присущими человеку индивидуальными особенностями его способностей, характера, темперамента и др. Вопрос состоит в том, зачем надо наблюдать, чтобы увидеть (услышать) ту или иную сторону психики человека. Ответ на него оказался довольно сложным и имеет свою историю.
Был период, когда
люди отождествляли внешние
а) отождествление
строения различных частей тела и
психических особенностей человека:
узкий лоб — недостаток ума, пухлые
губы — эротическая
б) отождествление строения тела (антропометрических показателей) и особенностей темперамента и характера;
в) приписывание и закрепление за определенными движениями совершенно определенных устойчивых психических характеристик.
Безусловно, к
этим сведениям нужно относиться
как к очень ценному и
-4-
Статистическая
связь между перечисленными выше
параметрами человека и его психикой,
как правило, не является достоверной.
Основные особенности поведения:
• направленность на цель, которая связывается с каким-либо объектом или ситуацией;
• используемые средства для достижения цели;
• избирательность средств, обусловленная ситуацией или индивидуальными особенностями.
Данная общая
характеристика поведения как бы
создает контекст наблюдения за теми
признаками поведения, которые являются
выразителями психической жизни. К
ним относятся, прежде всего, тело и
его движения:
• движения туловища: поза, осанка, походка;
• движения руки: движение, жест, действие;
• выразительные движения лица: мимика, физиогномическая
маска;
• автоконтакты различных частей тела (рук, рук и головы, рук и предметов, рук и ног, рук и туловища и т. д.);
• положение тела по отношению к собственной оси и по отношению к различным объектам (повороты, наклоны, изгибы и т. п.).
Многие из перечисленных
выше признаков описаны как
-5-
Другим внешним проявлением психической жизни человека являются речь и голос. Объектом наблюдения при этом могут быть следующие особенности речи:
У человека, включенного в деятельность, объектом наблюдения может стать система движений и действий с присущими им характеристиками: скорость, темп, координация, последовательность, точность, правильность, автоматизм, уверенность и др. В зависимости от видов деятельности могут быть выделены специфические для того или иного вида деятельности качества движений и действий.
Внешним выразителем психической жизни человека является его внешность (внешний облик).
Через одежду, обувь, косметику, украшения, состояние кожи, волос, прическу можно многое узнать о человеке, его позиции, ценностях, ожиданиях, самооценке, отношении к себе и т. п.
Все рассмотренные внешние проявления психической жизни обычно составляют содержание той или иной деятельности человека: игровой, учебной, профессиональной. Эти общие виды деятельности распадаются на свои структурные элементы, например на процесс решения учебных или профессиональных задач, на различные виды игр. Поэтому наблюдение, как правило, осуществляется за человеком, включенным в реальную жизнедеятельность.
-6-
Наблюдатель только выделяет те или иные ее виды и определяет,
через какие признаки можно судить о психических особенностях
человека.
Формы
и методы наблюдения
Наблюдение применяется
в случаях, когда вмешательство
в естественный ход процесса непозволителен
или невозможен. Оно может быть:
Обоснования классификации | Виды наблюдения |
Направленность | Самонаблюдение
Объективное наблюдение |
Полнота | Сплошное
Выборочное |
Позиция наблюдателя | Включенное
Не включенное |
Форма записи | Фотографическое Обобщенное Интерпретационное |
Ограничения, введенные наблюдателем | Формализованное Неформализованное |
По системности различают неформализованное и формализованное наблюдение. Отличительной особенностью этого вида наблюдения является то, что, имея цель, наблюдатель фиксирует в соответствии с ней все,
что видит в
наблюдаемой ситуации. Никаких ограничений
относительно объекта в ситуации
не вводится. В неформализованном
наблюдении основная форма записи —
фотографическая, сплошная.
-7-
Неформализованное
наблюдение
Неформализованное наблюдение (нестандартизированное наблюдение), как правило, используется в исследованиях, цель которых — изучение генезиса психических явлений или их феноменологии. Так, в психологии был изучен генезис воспоминаний ребенка, генезис общения, генезис детской лжи, лени и др.
Приведем пример из дневника наблюдений К. и В. Штерн, посвященного изучению процесса воспоминаний в первый год жизни ребенка:
Когда ребенку было около 1,5 лет, мы отметили по возвращении из шестинедельного летнего путешествия следующее: очутившись на руках у отца в спальне, Гильда долго, безмолвно и пристально оглядывалась вокруг себя. Мы не могли отрешиться от впечатления, что в душе ребенка что-то понемногу прояснялось, рассветало.
Уложенная в свою кроватку, которой она была лишена в течение шестинедельного отсутствия из дому, Гильда начала неистово кувыркаться и визжать. Ясно, что кроватка оказалась для ребенка чем-то родным, знакомым и отсюда ее радостное возбуждение.
Вскоре после этого мать уложила ребенка на пеленальный столик, и Гильда тотчас же стала проделывать то, что проделывала до путешествия: схватила со стены висевшую там детскую картинку и стала играть ею. Очевидно, впечатление это не было для нее чем-то новым: в общей ситуации имелись «элементы знакомого», наподобие рефлекса вызвавшие обычное движение, к которому ребенок
не
прибегал в течение
шести недель. Увидав
в другой комнате,
впервые после
возвращения, рояль,
Гильда внезапно остановилась,
запела и ударила
по закрытой крышке
рояля.
-8-
С няней Гильда рассталась за 14 дней до возвращения домой. При встрече ребенок сначала отнесся к ней с некоторым страхом, молча, сторонился ее и
упорно
стремился с рук
няни к матери. Однако
оцепенение Гильды вскоре
разрешилось, и спустя
какой-нибудь час
она уже, как в прежнее
время, шалила с няней
и даже охотно отправилась
с ней одна на прогулку.
(Штерн К., Штерн В. Монографии о душевном развитии ребенка: Воспоминание, показание и ложь в раннем детстве. — СПб., 1911. — С. 11).
При
нестандартизированном
Формализованное
наблюдение