Наблюдение в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:41, реферат

Описание работы

Наблюдение является едва ли не единственным методом изучения психики детей в младенческом и раннем преддошкольном детстве. Именно результаты наблюдения позволили дать некоторые нормативные характеристики психического развития в этот период: движений и действий, моторной речи, средств общения и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Предмет наблюдения ……………………………………………………….……4
Формы и методы наблюдения ...……………………..…………………………..7
Неформализованное наблюдение………………...………………….…………..8
Формализованное наблюдение………………….………………….……………9
Соучаствующее (включённое) и простое наблюдения……….………….……10
Неосознанное внешнее наблюдение……………………...…………………….13
Самонаблюдение (интроспекция)………………………………………………13
Программа наблюдения…………………………………………………………15
Достоинства и недостатки метода……………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

Наблюдение в психологии.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

К формализованной  методике наблюдения  (Стандартизированному наблюдению) может быть отнесена та, которая в какой-либо из своих частей имеет заданное извне (исследователем или составителем методики) ограничение. Это ограничение может касаться оценки степени выраженности наблюдаемых фактов (указаны баллы или мера выраженности в других формах).

Может быть ограничен  набор наблюдаемых признаков. В  этом случае в протоколе или бланке регистрации задаются объекты наблюдения, которые нужно увидеть и зафиксировать  их наличие или отсутствие.

-9- 

Термин «формализованный» может быть отнесен и к ситуациям, в которых ведется наблюдение. Здесь ограничения вводятся в отношении времени, пространства, вида деятельности, круга общения и т. д. Наконец, могут быть формализованы результаты наблюдения, если они получены на репрезентативной выборке и проведено их шкалирование (уровневое, нормативное и др.). При этом появляется возможность соотносить с имеющимися шкалами результаты вновь проводимых наблюдений.

Второе условие  отнесения методики к формализованной  состоит в том, что введенное в наблюдение ограничение должно быть постоянным на протяжении всего исследования. Это условие может относиться к выборке, к объектам наблюдения, к ситуациям. Например, все испытуемые наблюдаются по заранее определенному набору признаков (объектов наблюдения).

Называя методику формализованной, хотят подчеркнуть, что есть виды наблюдения, где исследователь полностью зависит от жизненных реалий, ничего в них не ограничивая, а, только фиксируя изменения, которые он наблюдает. 

Соучаствующее (включённое) и простое наблюдения 

     В зависимости от положения наблюдателя  различают соучаствующее (или включённое) и простое наблюдения. В первом исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы «изнутри». Соучаствующее наблюдение, в свою очередь, может быть открытым и закрытым. Открытому варианту свойственно то, что наблюдаемые знают о факте нахождения среди них исследователя и имеют представление о целях его деятельности.  

     -10- 

     Такому  наблюдателю потребуется умение быстро и эффективно налаживать контакты с незнакомыми людьми, общительность, доброжелательность, тактичность, сдержанность и толерантность (терпимость к другим людям).

     Включенное  наблюдение, проводящееся инкогнито (скрыто), подразумевает, что наблюдаемые  не знают о наблюдателе и думают, что он– один из них.

       Здесь наблюдателю понадобятся  не только вышеназванные качества, но и артистизм, умение реагировать  одновременно на многие сигналы, быстро систематизировать и надолго (точнее до момента заполнения соответствующей методической документации) запомнить их, способность не сбиться с исследовательской позиции под воздействием разнообразных обстоятельств, сохранять нейтралитет при конфликтах между наблюдаемыми и многие другие качества, близкие к качествам разведчика.

     Обратимся к одному из классических примеров использования включённого наблюдения для сбора основной информации: работе Уильяма Уайта (1936 – 1939гг.), который  и ввёл этот метод наблюдения в научную практику.

     Будучи  сотрудником Гарвардского университета, Уайт поселился в трущобах одного из американских городов, чтобы изучить  образ жизни итальянских эмигрантов, населяющих этот район (он дал ему  название Корневиль). Уайта интересовали обычаи эмигрантов, оказывающихся в условиях чужой культуры, их ориентации, взаимоотношения. Район Клорневиля был известен как опасное для чужака итальянское гетто, полное подозрительных банд. Уайт вошёл в местную общину, сказавшись студентом-историком, который намерен описать возникновение Корневиля. Исследователь изучил этот особый жаргон итальянского языка, которым пользовались в общине.

     -11-

     Три года он провёл бок о бок с этими  людьми, подружился с руководителями двух соперничавших групп рэкетиров, научился местным обычаям, играм в карты и катанию шаров. 18 месяцев он прожил в одной эмигрантской семье, так что был окончательно принят как свой человек. Вначале он вёл регистрацию впечатлений тайком, но по мере завоевания доверия не стеснялся делать записи в самой, казалось бы, не подходящей для этого обстановке; все привыкли видеть его с блокнотом в руках.

Другим примером является опыт корреспондентки газеты «Комсомольская Правда» Евгении Супрычевой  в серии публикаций  «Как я бомжевала на площади трех вокзалов». Корреспондент под видом украинской эмигрантки более недели жила на площади трех вокалов, изучая обычаи и быт бездомных.

«Жить негде, в кармане всего сотня. Это часть моей легенды. А в целом она проста и понятна: работала на стройке. Хозяин кинул - ушла, жить негде, хочу домой. Такой историей может похвастаться каждый второй гастарбайтер в Москве»

     В простом наблюдении наблюдатель регистрирует события «со стороны». Идеальный наблюдатель невключенного наблюдения старается быть невидимкой. Поскольку этот идеал недостижим, наблюдателю надлежит вести себя так, чтобы на него обращали как можно меньше внимания, дабы уменьшить помехи, вносимые им в наблюдаемое явление. Ему противопоказана яркая (броская) одежда, экстравагантность манер поведения, излишняя демонстрация своей заинтересованности изучаемыми событиями. Он должен иметь устойчивую психику, флегматичный темперамент, способность сохранять самообладание при резких изменениях ситуации, терпение и устойчивость в сохранении своей позиции стороннего наблюдателя. 
 

     -12-

     Неосознанное  внешнее наблюдение 

     При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно, что за ними наблюдают, а исследователь ведет свое наблюдение, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения.

     Данная  форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует их на определенное поведение. Тем самым такая форма наблюдения позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.

     При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым влияние наблюдателя практически отсутствует. Возможно использование дополнительных технических средств наблюдения. Вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения.  

Самонаблюдение (интроспекция) 

          Отдельно стоит такая разновидность наблюдения как интроспекция самонаблюдение). Интроспекция на заре формирования психологии как науки, являлась основным методом изучения психики. С появлением в начале XX в. объективного наблюдения самонаблюдение ушло из психологии как метод исследования, а наблюдение, направленное на познание психики через ее объективные проявления, начало развиваться.

Но самонаблюдение не исчезло из жизни наблюдательных людей и существует как способ самопознания, самоанализа. Свидетельством тому служат примеры из художественной литературы, где раскрытие внутреннего мира человека чаще всего основывается на самонаблюдении.

К настоящему времени  произошло возрождение метода самонаблюдения, но, правда, уже в совершенно ином по равнению с прошлым веком виде.

-13-

Во-первых, самонаблюдение используется в тех случаях, когда  исследователь ставит задачу узнать что-то о человеке, его психике  от него самого. Наблюдателем является не психолог, а носитель этих психических свойств. Часто такого рода исследования проводятся в психологии труда при самонаблюдении процесса творчества, при анализе профессиональных ошибок и удач; используется самонаблюдение и в психопатологии. Ярчайшие примеры таких самонаблюдений дают исследования А. Р. Лурия. Книга «Потерянный и возвращенный мир» представляет собой дневник самонаблюдений больного, имевшего ранение черепа левой теменно-затылочной области.

Процесс восстановления его психических функций отражают дневниковые записи:

Я помнил только, что  «муха» маленькая, а  «слон» большой, но разобраться  в этих словах и  ответить на вопрос, муха меньше слона  или больше, я почему-то не мог. Главная же беда была в том, что  я не мог понять, к чему относятся  слова «меньше» (или «больше») — к мухе или к слону...

...Я,  конечно, по-прежнему  знаю, что такое  слон и что такое  муха, знаю, кто из  них большой, кто  из них маленький,  но вот связать  в словах и понять, к кому же принадлежат  слова «меньше»  или «больше» то  ли к слону,  то ли к мухе? А тут еще колебания и в разбитом мозгу, и в поле зрения. И мне приходится подолгу думать и гадать, как же мне правильно сказать об этих словах: «Слон меньше мухи или больше?» (Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир. — М.: Изд-во МГУ, 1971. — С. 102). 
 
 
 

-14-

Во-вторых, самонаблюдение является механизмом, на котором

строится заполнение психологических анкет. Анкета —  письменный самоотчет и заполняется  на основе тех данных о себе, которые  человек получает через самонаблюдение. В этом легко убедиться, заполняя любую из психологических анкет. 

Программа наблюдения 

Вся изложенная выше информация о наблюдении оказывается  необходимой при разработке программы  наблюдения, в соответствии с которой  осуществляется конкретная процедура  наблюдения.

Программа наблюдения составляется с учетом требований, которые необходимо выполнить для проведения наблюдения и при обработке его результатов, а именно:

а) сформулировать и записать цель наблюдения и предмет  наблюдения (исследования);

б) определить объекты, которые будут фиксироваться при наблюдении, и все их выписать, убедившись, что есть возможность через них познать наблюдаемый психологический феномен;

в) определить и  описать ситуации, в которых будет  проводиться наблюдение;

г) установить временные  рамки наблюдения и составить его график;

д) определить форму  регистрации наблюдаемых объектов (или вид записи) и оценить возможность  сопоставления наблюдаемых фактов, полученных в разное время или  в разных ситуациях, возможно, разными  наблюдателями;

е) разработать  или заготовить (если уже есть готовые формы)

бланки регистрации  наблюдаемого явления, если имеется  такая необходимость. 

-15- 

Составленная  в соответствии с этими требованиями программа важна, прежде всего, самому наблюдателю, поскольку в ней  в письменном виде регистрируется все то, что составляет основу конкретной методики наблюдения.

В истории метода наблюдения уже сложились некоторые  представления об условиях объективности  полученных данных, одно из них —  проведение многократных длительных наблюдений. Для выполнения этого требования наличие программы оказывается

просто необходимым, так как программа организует наблюдение иногда на протяжении длительного  периода, обеспечивая сохранение единообразия процедуры.

Другой способ повышения достоверности данных, получаемых в наблюдении, — проведение независимого наблюдения несколькими наблюдателями. В этом случае также необходима программа как руководство к наблюдению для разных людей. Во второй главе вы найдете программы наблюдения различных психических явлений, которые составили основу конкретных методик наблюдения. 

     Достоинства и недостатки метода 

     Метод наблюдения, как и иные методы, имеет  ряд достоинств в недостатков. Главным  преимуществом метода можно назвать  непосредственную связь исследователя  с объектом. Очень важна оперативность получения информации. Метод наблюдения обладает большой гибкостью, относительной дешевизной и простотой организации исследования.

     К недостаткам метода следует отнести, прежде всего, влияние наблюдателя  на изучаемый процесс, вольное или невольное.  

Информация о работе Наблюдение в психологии