Мышление в структуре психики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Переход с одного объекта на другой объект,называется переключением внимания ,а если быть точнее - перестройка.

Условием качественного обновления общества,является умножение его интеллектуального потенциала,решение такой задачи больше всего зависит от построения образовательного процесса большинство образовательны программ,ориентируется на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний на их количественный прирост.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3

1.О мышлении............................................................................................................5

1.1.Мышление............................................................................................................5

1.2.Особенности развития мышления в раннем возрасте......................................7

2.Функции мышлени,ощущение,восприятие,мышление.......................................12

2.1.Ощущение,восприятие,мышление.....................................................................12

2.2.Функции мышления.............................................................................................14

3.Творческое мышление,тест....................................................................................16

3.1.Творческое мышление.…....................................................................................16

3.2..Полушарные особенности мышления...............................................................18

Заключение..................................................................................................................19

Глоссарий.....................................................................................................................21

Список использованных источников........................................................................23

Работа содержит 1 файл

курсовичек законченный пролоит.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

       Программа реабилитации направлена на:

  1. создание благоприятной атмосферы в группе;
  2. раскрытие внутреннего потенциала ребенка;
  3. научение правилам поведения в обществе, взаимодействия с окружающими;
  4. развитие воображения, логического мышления, речи;
  5. расширение объема памяти;
  6. воспитание эмоциональной сферы;
  7. развитие и закрепление уверенного поведения.

       Количество детей в групповых занятиях 6-8 человек в возрасте 7-10 лет. Игровая программа рассчитана на 9 занятий по 60 мин. каждое. Включает в себя игровой разогрев, игровую терапию, игровую релаксацию. Основными принципами построения игровой программы являются доступность и постепенность усложнения игрового задания, наглядность и выразительность игрового материала, учет индивидуальных медико-психологических показаний, возможностей и интересов детей конкретного возраста с тенденцией к некоторому опережению, т.е. с перспективой зоны их развития .

       5Положительный эффект игротерапевтического воздействия игровой программы обеспечивается тем, что вся работа идет на положительном эмоциональном настрое с максимальной психологической поддержкой со стороны взрослых и сверстников.

       Результаты исследования детей в эксперименте показали ряд особенностей детей с ДЦП.

       Так, в методике "Изучение коммуникативных умений" у детей выявилось неумение договариваться и оказывать взаимопомощь (36%). Дети не умеют согласовывать совместные действия, приходить к общему решению. Средства деятельности используют нерационально. Только 20% детей внимательны к партнеру, стараются помочь, не отвлекают сверстника во время выполнения деятельности, не мешают, считаются с его мнением. Дети умеют договариваться, находить решение сообща. Для 44% детей необходимо вмешательство взрослого в их деятельность, помощь в согласовании совместных действий.

       Методика "Придумай рассказ" показала, что большая часть детей (48%) нуждается в постоянном стимулировании их повествования экспериментатором; дети затрудняются в логическом продолжении сюжета, схематично описывают главных героев и их действия, часто используют без изменения готовые сюжеты известных сказок. Однако, 16% детей способны к самостоятельному развертыванию сюжета, в котором персонажи вступают в эмоционально окрашенные ситуации и проявляют оригинальность в их решении.

       Лишь незначительный процент детей в исследуемой группе свободно владеет речью, практически не затрудняется в создании повествований и их смысловой, эмоциональной наполненности и логичности.

       Результаты исследования свидетельствуют об умении использовать в общении определенные нормы поведения. Физический дефект оказывает негативное воздействие на формирование коммуникативной деятельности, но, как показали наблюдения, общение детей проходит в атмосфере доброжелательности и сотрудничества. Это помогает преодолеть недостаток социального опыта и взаимодействия с окружающим миром и более терпимо относиться к проявлениям недопонимания или эмоциональной нестабильности партнера.

       Повторное обследование по методикам "Придумай рассказ" и "Изучение коммуникативных умений" после проведения серии игровых занятий выявило значительные улучшения развития у детей с ДЦП коммуникативных качеств. Повышается уровень владения детьми фантазией и средствами образной выразительности. Игровые занятия позволили детям приобрести опыт эмпатичных коммуникативных взаимодействий, что обеспечило формирование направленности на общение с взрослыми и сверстниками на более высоком уровне и вне игровых ситуаций. Расширился диапазон представлений о способах общения с людьми и возможностях разрешения конфликтных ситуаций; дети приобрели опыт положительного эмоционального, личностного взаимодействия.

       Таким образом, сопоставление результатов проведения контрольных срезов после формирующего эксперимента с материалами констатирующего этапа исследования подтвердило эффективность разработанных игровых занятий. Они позволили восполнить, обогатить представления детей о социальных взаимосвязях окружающего мира, о возможных и наиболее правильных путях преодоления барьеров коммуникативной деятельности. Коррекционный этап исследования показал, что большая часть детей получила благоприятные условия для развития общения и совершенствования взаимоотношений с окружающими людьми.

       Таким образом, проведенный объем работ позволил выделить следующие направления моделирования игровой деятельности детей с ДЦП:

  1. поэтапное обучение специфическим игровым действиям и отношениям при использовании специальных игровых упражнений и заданий;
  2. компенсация недостаточного коммуникативного опыта в процессе игры;
  3. компенсация и обогащение эмоционального и социального опыта общения детей методом целенаправленной организации и моделирования игровых ситуаций.
 
 

            2.Функции мышлени,ощущение,восприятие,мышление.

       2.1.Ощущение ,восприятие ,мышление.

       6Ощущение, восприятие, мышление — это неразрывные части единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Однако, ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен анализировать, обобщать, конкретизировать — иными словами, мыслить о том, что отражается в ощущении и восприятии. Ощущение, восприятие, представление, мышление, память — это и есть познавательные процессы.

       Выделяют такие виды ощущений:

♦зрительные;

♦слуховые;

♦кожные;

♦обонятельные;

♦осязательные;

♦вкусовые;

♦температурные;

♦болевые;

♦кинестезические (ощущения движения тела);

♦интероцептивные (ощущения, связанные с внутренним состоянием организма). Говоря о кожных ощущениях, следует помнить, что в кожных покровах есть

несколько анализаторных систем:

♦тактильная (ощущения прикосновения);

♦температурная (ощущения холода и тепла);

♦болевая. 

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            72.2.Функции мышления.

       Функции мышления достаточно разнообразны, но остановимся только на тех, которые реализуются в учебном процессе. Это — понимание, решение проблем и задач, целеобразование, рефлексия.

1. Понимание,  как функция мышления, есть раскрытие существенного, в предметах и явлениях действительности за счет связывания понимаемого, с имеющимся у человека опытом.

2. Решение  проблем и задач. Мышление возникает  тогда, когда средства и способы  деятельности, которыми располагает  человек, оказываются недостаточными для достижения цели, так возникает проблема. Если при предварительном анализе из проблемы удалось выделить известное и неизвестное, то возникает задача. 

3. Целеобразование  - это формирование образа будущего  результата действий и принятие  его в качестве основы для достижения через практическую или умственную деятельность.

4. Рефлексия  - это деятельность человеческого  мышления, направленная на осмысление  знания, анализ его содержания  и методов познания своих действий.

       8Мышление в любой его функции представляет собой изменение содержания с помощью различных приемов и операций, функционирование  которых определяется целями и мотивами мышления. Поэтому, в психологическом анализе мышления необходимо выделить три стороны мыслительной деятельности: содержательная, функционально-операционная, целемотивационная.

         Виды мышления:

       9В психологии принято несколько классификаций видов мышления. Остановимся на классификациях А.В. Петровского и Р.С. Немова.

        А.В. Петровский подразделяет мышление на виды по трем признакам: по содержанию, по характеру решаемых задач, по степени новизны и оригинальности. По содержанию он выделяет наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое или отвлеченное. Наглядно-действенное мышление свойственно детям до трех лет включительно. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты тогда, когда он руками разъединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые именно в данный момент.

       Наглядно-образное в простейшей форме возникает у дошкольников. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной и непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.

Мышление  с опорой на отвлеченные понятия  и рассуждения, называют словесно-логическим или отвлеченным. Оно развивается  постепенно на основе наглядно-чувственного опыта у детей младшего школьного  возраста. Это мышление в форме абстрактных понятий, однако, как бы далеко оно не выходило за пределы чувственного познания, отвлеченное мышление неразрывно связано с наглядно-чувственным опытом, что имеет большое значение в ходе формирования понятий у школьников. 

       Овладение понятиями при усвоении детьми основ различных наук, является предметом многочисленных исследований психологов. В настоящее время считается доказанным, что словесно-логическое мышление является наиболее поздним продуктом исторического развития мышления и что переход от наглядного к абстрактному мышлению, составляет одну из линий этого развития.  
 

            3.Творческое мышление,тест.

       3.1.Творческое  мышление.

       10Как  расшифровываю понятие творчество ,думаю что творческое мышление развивается в творчестве,а в каком именно это для всех по разному,однн человек проявил себя в художниках,другой в матиматике и этим он творчески развивает свое мысление,фантазией.Также считаю,что в повседневной жизни у нас задейственнено творческое мышление.

       Творчество может быть самым различным,новсегда открывается что то новое.Вопределенные годы человека обнаруживаются предпосылки творчества.Подготовку детей к творчеству с простейшего,с того что бы приучать их видеть полнее придметы и явления,вглядываться в них.

       Правильное организованное творческое развитие выявляет выявляет и укрепляет творческое начало в детишках.

       Проведем тест на сложение и переключение.

Напишем число одно под другим,сумму этих чисел напишем рядом сверху,а  верхнее число ,т.е сумму,напишем  ниже,теперь напишем еще пару чисел и так же их сумму напишем ниже,продолжаем.

       Это первый способ задания ,теперь мы будем дейсвовать в другом направлении,сумму единиц пишем внизу,а нижнее число переносим вверх,если что ,все время будут получаться потрясающиеся числа,то просто прибавьте единицу.

       Потом попросите кого нибудь,что бы он вам давал команду «первый» «второй»по этой команде вы переключайтесь с одного варианта на другой ,сначало вы будете сбиваться а потом потренировавшись нет.Попробывав сделав это с разными людьми,у всех результаты будут разными,это зависит от подвижности нервных процессов,быстро утомляемый или уставший челове это задание сделает хуже.

       Переход с одного объекта на другой объект,называется переключением внимания ,а тоесть перестройка.

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             3.2 Полушарные особенности мышления11

         Правое и левое полушарие головного мозга различаются сильно по своим задачам  и имеют особенности взаимодействия.Главное отличие левого полушария заключается в том что, только в нем расположены речевые центры. Левое , как бы дробит картину мира,а правое схватывает картину мира, синтезируя единый образ во всей совокупности проявлений.

Информация о работе Мышление в структуре психики