Мышление и интеллект. Принципы и содержание семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:54, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – Рассмотреть интеллект, мышление человека;
рассмотреть понятие семейного воспитание, методы и формы семейного воспитания.
Объект исследования – мышление, интеллект, как психический процесс; принципы и содержание семейного воспитания.
Предмет исследования - виды и формы мышления; методы и средства семейного воспитания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Мышление.
Общее понятие о мышлении…………………………………………… 5
Виды мышления ……………………………………………………… 7
Мыслительные процессы. Формы мышления …………..……………. 10
Индивидуальные качества мышления……………………………….. 12
Глава 2. Интеллект.
2.1 Общие понятия о интеллекте………………………………………….. 14
2.2 Исследование индивидуальных различий интеллекта……………... 17
Глава 3. Принципы и содержание семейного воспитания.
3.1 Понятие семейного воспитания………………………………………… 18
3.2 Содержание, принципы воспитания. …………………………………. 20
3.3 Методы и формы семейного воспитания …………………………….. 22
4. Заключение………………………………………………………………….. 24
5. Литература………………………………

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ2.docx

— 50.94 Кб (Скачать)

     Интеллект рассматривается в психологии как: система психологических механизмов, которые обуславливают возможность  построения “внутри” индивида субъективной картины происходящего. Интеллект, как понятие очень обширно  и требует отдельного толкования с точки зрения интеллектуальной психологии.

     Процесс формирования умственных действий, по П.Я. Гальперину.

     1. Ознакомление с составом будущего  действия в практическом плане,  а также с требованиями, которым  оно должно соответствовать. Является  ориентировочной основой будущего  действия.

     2. Выполнение заданного действия  во внешней форме в практическом  плане с реальными предметами  или их заменителями. Освоение  этого внешнего действия идёт  по всем основным параметрам  с определённым типом ориентировки  в каждом.

     3. Выполнение действия без непосредственной  опоры на внешние предметы  или их заменители. Перенесение  действия из внешнего плана  в план громкой речи. Речь –  субъективное представление о  действии в виде речи. Является  как бы беспредметным выполнением  действия.

     4. Перенесение речевого действия  во внутренний план. Особенностью внутренней речи является ее краткость, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п.

     Язык  является средством абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова.

     5. Выполнение действия в плане  внутренней речи с соответствующими  его преобразованиями и сокращениями, с уходом действия, его процесса  и деталей выполнения из сферы  сознательного контроля и переходом  на уровень интеллектуальных  умений и навыков. 
 

     2.2. Исследование индивидуальных различий интеллекта 

     Исследование  индивидуальных различий интеллекта началось с 19 века, когда Ф.Гальтон заинтересовался  проблемой наследуемости гениальности. В 1911 г. появился первый тест для оценки умственного развития детей, созданный  французами Бине и Симоном. С тех  пор психологами разработано  немало тестов интеллекта.

     Появление тестов открыло заманчивую возможность  операционализации теоретического понятия интеллекта. Для эмпирической науки, какой является современная  психология, момент определения понятий  является принципиально важным.

     Появление тестов интеллекта позволило поставить  ряд исследовательских проблем. Означает ли высокий интеллект в  сфере математики, что человек  будет высокоинтеллектуальным в  области гуманитарных рассуждений, или эти способности независимы. Такого рода вопросы сводятся к более  общему – существует ли общий механизм выполнения любой интеллектуальной деятельности или различные ее виды выполняются отдельными локальными механизмами.

     Для ответа на этот вопрос развилось целое  направление исследований в сфере  интеллектуальных тестов. Особый интерес  представляет теория Д.Гилфорда, которая  получила название кубическая модель. Он считал, что возможности человека определяются тремя факторами –  операциями, содержанием и продуктами. Среди операций он различал познание. Память, дивергентное и конвергентное  мышление, среди содержаний – образное, символическое. Семантическое и  поведенческое, среди продуктов  – элементы. Классы, отношения, системы, преобразования, предвидения. 
 

Глава 3. Принципы и содержание семейного воспитания. 

    3.1 Понятие семейного воспитания

     Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для  оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжения рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого  ее члена.

     Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские  годы приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребёнок находится в  течение значительной части своей  жизни, и по длительности своего воздействия  на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В  ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в  школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с  тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько  вреда в воспитании детей, сколько  может сделать семья. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

     В связи с особой воспитательной ролью  семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать  положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи  на воспитание ребёнка. Для этого  необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

     Конфликтная ситуация между родителями – различные  подходы к воспитанию детей. Первая задача родителей – найти общее  решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно  удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает  решение, он обязательно должен помнить  о позиции второго. Вторая задача – сделать так, чтобы ребёнок  не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы  лучше без него. Воспитание ребёнка  состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни  в семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что  будет более полезным для ребёнка.

     Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека –  все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

     В педагогической деятельности абсолютной нормы не существует. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные  неудачи, поражения. Воспитание в семье  – это та же жизнь. Отношения с  ребёнком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны  и неповторимы. 

    3.2 Содержание, принципы воспитания

     Содержание  воспитания в семье обусловливается  генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать  физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей  трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные  направления — физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым  образованием подрастающих поколений. Физическое воспитание детей и молодежи выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается —  приоритет здоровья не может быть заменен никаким другим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание  организма и т. д.

     Интеллектуальное  воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности  их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в  центр родительской заботы.

     Нравственное  воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь  на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей  — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и  все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Совсем неважно при  этом, на какие основы моральных  ценностей опираются родители и  дети — христианскую мораль, общеэтические  учения или моральный кодекс строителя  коммунизма. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.

     Эстетическое  воспитание в семье призвано развить  таланты и дарования детей  или, как минимум, дать им представление  о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда  прежние эстетические ориентиры  подвергаются сомнению, появилось множество  ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих  их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

     Трудовое  воспитание детей закладывает основу их будущей праведной жизни. У  человека, не приученного трудиться, один путь — поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут  позволить себе роскошь устраниться  от трудового воспитания.

     Для родителей семейное воспитание —  процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать  в своем ребенке. Этим определяется сознательный характер семейного воспитания и требование разумного и взвешенного  подхода к решению воспитательных задач.

     Семейное  воспитание также имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:

     -    гуманность и милосердие к растущему человеку;

     -       вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

     -    открытость и доверительность отношений с детьми;

     -      оптимистичность взаимоотношений в семье;

        -  последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

       -    оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

       Кроме этих принципов, есть  ряд частных, но не менее  значимых для семейного воспитания  правил: запрещение физических наказаний,  запрещение читать чужие письма и дневники» не морализировать» не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др.

       Все принципы, однако, сводятся к  одной мысли: детям рады в  семье не потому, что дети хорошие,  с ними легко, а дети хорошие  и с ними легко оттого, что  им рады. 

    3.3 Методы и формы семейного воспитания

     Методы  воспитания детей в семье —  это пути (способы), с помощью которых  осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и  поведение детей. Они не отличаются от рассмотренных выше общих методов  воспитания, но имеют свою специфику:

 •   влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности,

 •   выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и.т. д. Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей — мягкое внушение, у других - угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод — поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание, и поэтому их методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и, естественно, находят для этого соответствующие методы.

     Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей  перспектива); наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов  создаются и используются воспитывающие  ситуации.

Информация о работе Мышление и интеллект. Принципы и содержание семейного воспитания