Мышление и интеллект. Принципы и содержание семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:54, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – Рассмотреть интеллект, мышление человека;
рассмотреть понятие семейного воспитание, методы и формы семейного воспитания.
Объект исследования – мышление, интеллект, как психический процесс; принципы и содержание семейного воспитания.
Предмет исследования - виды и формы мышления; методы и средства семейного воспитания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Мышление.
Общее понятие о мышлении…………………………………………… 5
Виды мышления ……………………………………………………… 7
Мыслительные процессы. Формы мышления …………..……………. 10
Индивидуальные качества мышления……………………………….. 12
Глава 2. Интеллект.
2.1 Общие понятия о интеллекте………………………………………….. 14
2.2 Исследование индивидуальных различий интеллекта……………... 17
Глава 3. Принципы и содержание семейного воспитания.
3.1 Понятие семейного воспитания………………………………………… 18
3.2 Содержание, принципы воспитания. …………………………………. 20
3.3 Методы и формы семейного воспитания …………………………….. 22
4. Заключение………………………………………………………………….. 24
5. Литература………………………………

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ2.docx

— 50.94 Кб (Скачать)

     Некоторые ученые на основании трех признаков - времени протекания процесса, структурности (четкое деление на этапы) и уровня течения (осведомленности или неосведомленности) - выделяют интуитивное и аналитическое  мышление. Аналитическое мышление - это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом. Интуитивное, наоборот, - свернуто во времени, в нем отсутствует  разделение на этапы, оно было представлено в сознании.

     В психологии различают еще реалистичное мышление, направленное на внешний  мир и регулируемое логическими  законами, а также аутистичне мышление, связанное с реализацией собственных  желаний, намерений. Детям дошкольного  возраста свойственно эгоцентричным  мышления. Характерная его признак - неспособность поставить себя на позицию других.

3. И.  Калмыкова выделяет продуктивное (творческое) и репродуктивное мышления  по степени новизны продукта, который получает субъект познания. Исследовательница считает, что  мышление как процесс обобщенного  и опосредованного познания действительности  всегда продуктивное, т.е. направлено  на получение новых знаний. Однако  в нем в диалектический единства  переплетены продуктивные и репродуктивные  компоненты. Репродуктивное мышление - это вид мышления, который обеспечивает  решение задачи, опираясь на воспроизведение  уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с  уже известной схемой решения.  Несмотря на это репродуктивное  мышление всегда требует выявления  определенного уровня самостоятельности. 

     В продуктивном мышлении полно проявляются  интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал.

       Творческие возможности получают  выражение в быстром темпе  усвоения знаний, в широте их  перенос в новые условия, в  самостоятельном оперирования ими. 

       

    1. Мыслительные  процессы. Формы мышления
 

     Мыслительная  деятельность человека представляет собой  решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это  один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

     Мыслительные  операции разнообразны. Это - анализ и  синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация.

     Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение  из целого его сторон, действий, отношений.

     Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и  синтез сформировались в практической деятельности человека.

     Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение  основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или  несколько признаков их, по которым  будет произведено сравнение. Сравнение  может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным.

     Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного  с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает  его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них.

     Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию  и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение  мысли от общего и абстрактного к  конкретному с целью раскрытия  содержания.

     Мыслительная  деятельность всегда направлена на получение  какого-либо результата. Человек анализирует  предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы  выявить общее в них, чтобы  раскрыть закономерности, управляющие  их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение, таким образом, есть выделение в  предметах и явлениях общего, которое  выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

     Познание  реальности, и объективное её отражение, это сложный многоуровневый процесс, одной из структурных единиц которого является понятие.

     Понятие - есть отражение существенных признаков и свойств предметов и явлений. При этом – уникальные характеристики каждого явления собираются воедино, синтезируются. Чтобы этот процесс понять, отобразить, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Понятие – усвоенная конечная характеристика, даже абстрактная или обобщённая. При возникновении нового понятия происходит его усвоение. Усвоить понятие – это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

     Ещё формами мышления принято называть суждение и умозаключение.

     Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение  имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому  выводу, умозаключению. Умозаключение  и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

       Умозаключение - это вывод из  нескольких суждений, дающий нам  новое знание о предметах и  явлениях объективного мира. Умозаключения  бывают индуктивные, дедуктивные  и по аналогии. 

     Индуктивное умозаключение - это умозаключение  от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных  случаях или о группах их человек  делает общий вывод.

     Рассуждение, в котором мысль движется в  обратном направлении, называют дедукцией, а вывод - дедуктивным.

       Умозаключение по аналогии - это  умозаключение от частного к  частному. Сущность умозаключения  по аналогии состоит в том,  что на основании сходства  двух предметов в некоторых  отношениях делается вывод о  сходстве этих предметов и  в других отношениях. Умозаключение  по аналогии лежит в основе  создания многих гипотез, догадок. 

    1. Индивидуальные  качества мышления

     Приведём  пример нескольких индивидуальных качеств, присущих каждому человеку.

     Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить  новый вопрос или проблему, а затем  решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности. Этими качествами наделены люди творческих профессий. Отчётливо прослеживается при сугубо индивидуальных видах  деятельности.

     Гибкость  мышления - способность изменять аспекты  рассмотрения предметов, явлений, их свойств  и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет  изменившимся условиям. Это способность  понимать и осознавать, что любая задача имеет множество путей решения. Способность трансформировать исходные данные и использовать их относительность. С развитием интеллектуальной деятельности вариативность, пластичность поведения существенно увеличивается, приобретая как бы новое измерение. Существенно изменяется соотношение между последовательными – предыдущими и последующими – актами поведения и вместе с тем и соотношение акта поведения и ситуации, в которой он совершается.

     Инертность  мышления - качество мышления, проявляющееся  в склонности к шаблону, к привычным  ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

     Темп  развития мыслительных процессов - минимальное  число упражнений, необходимых для  обобщения принципа решения. Это  качество включает в себя понятие  быстроты мышления, т.е. скорость протекания мыслительных процессов. От этого качества прямо-пропорционально зависит время, затраченное на решение задачи и  эффективность самого процесса мышления. Присуще людям, имеющим динамичный образ жизни и род деятельности.

     Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается  новая закономерность. Это способность  отсечения лишних действий и мыслей, необходимых для решения задачи или принятия решения.

     Широта  ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знаниях  и практике. Данный критерий подразумевает  под собой понятие кругозора  человека, способность применять  знания из различных областей.

     Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени  существенности признаков, которые  человек может абстрагировать при  овладении новым материалом, и  в уровне их обобщенности.

     Последовательность  мышления - умение соблюдать строгий  логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

     Критичность мышления - качество мышления, позволяющее  осуществлять строгую оценку результатов  мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых  положений. Критичность - признак зрелого  ума. Некритический ум легко принимает  любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное.

     Устойчивость  мышления - качество мышления, проявляющееся  в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже  известные закономерности. Это является способностью сопоставить данную ситуацию с уже известными по теории или  практике.

     Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются  коррекции. Эти индивидуальные особенности  мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания. 

Глава 2. Интеллект.

     2.1. Общее понятие  о интеллекте 

     Совокупность  всех критериев оценки мыслительного  процесса порождает такое понятие  как интеллект. Рассмотрим некоторые определения интеллекта.

     1) Интеллектобщая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей.

     2) Интеллектдостигнутый к определённому возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умений и знаний.

     Исходя  из этих определений, сделаем вывод, что интеллект является понятием, обобщающим мышление и все познавательные процессы. Понятие является абстрактным и невозможно судить об интеллектуальных способностях человека по конкретной деятельности или ситуации. Необходимо взять во внимание определённый период жизнедеятельности человека, который включает в себя: ситуации, действия, сферы жизнедеятельности. Интеллект связан с понятием умственного развития.

     Под умственным развитием понимается совокупность как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. Наиболее общей характеристикой уровня умственного развития является подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально-психологического норматива (СПН). То есть уровень умственного развития должен отражать наиболее типичные, общие, характерные для данного социума особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий.

     При исследовании структур интеллекта во внимание принимают следующие основания:

  • опознание и понимание предъявленного материала по различным признакам;
  • конвергентная продуктивность – поиск решения в одном направлении с целью получения единственного правильного ответа;
  • дивергентная продуктивность – поиск решения в различных направлениях с целью получения нескольких в равной мере правильных ответов;
  • контроль и оценка – суждения о правильности, логичности заданной ситуации;
  • конкретные предметы или их изображения;
  • поведения, действия, поступки другого человека и свои собственные;
  • единицы объектов, на которые направлена интеллектуальная деятельность человека;
  • классы объектов на которые направлена интеллектуальная деятельность человека;
  • трансформация и преобразование заданного материала;
  • прогноз результата или импликация: что произойдёт, если…

Информация о работе Мышление и интеллект. Принципы и содержание семейного воспитания