Мышление и интеллект. Принципы и содержание семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:54, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – Рассмотреть интеллект, мышление человека;
рассмотреть понятие семейного воспитание, методы и формы семейного воспитания.
Объект исследования – мышление, интеллект, как психический процесс; принципы и содержание семейного воспитания.
Предмет исследования - виды и формы мышления; методы и средства семейного воспитания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Мышление.
Общее понятие о мышлении…………………………………………… 5
Виды мышления ……………………………………………………… 7
Мыслительные процессы. Формы мышления …………..……………. 10
Индивидуальные качества мышления……………………………….. 12
Глава 2. Интеллект.
2.1 Общие понятия о интеллекте………………………………………….. 14
2.2 Исследование индивидуальных различий интеллекта……………... 17
Глава 3. Принципы и содержание семейного воспитания.
3.1 Понятие семейного воспитания………………………………………… 18
3.2 Содержание, принципы воспитания. …………………………………. 20
3.3 Методы и формы семейного воспитания …………………………….. 22
4. Заключение………………………………………………………………….. 24
5. Литература………………………………

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ2.docx

— 50.94 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по

  дисциплине: «Психология  и педагогика» 

Вариант № «1» 
 
 

    Тема: 1. Мышление и интеллект.

                   2. Принципы и содержание семейного воспитания. 
 
 
 

Выполнила студентка 1-го курса

ЗФО специальности  080105

группы  10-ЗФиК

номер зачетной книжки 11

Папсулис  Алина Дмитриевна

Проверил  преподаватель:

к.п.н.,  доцент Казаков

Игорь Сергеевич  
 
 
 
 

Сочи  – 2011г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….  3

Глава 1. Мышление.

    1. Общее понятие о мышлении…………………………………………… 5
    2. Виды  мышления ………………………………………………………  7
    3. Мыслительные процессы. Формы мышления …………..……………. 10
    4. Индивидуальные качества мышления……………………………….. 12

Глава 2. Интеллект.

     2.1 Общие понятия о интеллекте…………………………………………..  14

    2.2 Исследование индивидуальных различий интеллекта……………... 17

Глава 3. Принципы и содержание семейного воспитания.

   3.1 Понятие семейного воспитания………………………………………… 18

    3.2 Содержание, принципы воспитания. ………………………………….   20

    3.3 Методы и формы семейного воспитания ……………………………..   22

4. Заключение………………………………………………………………….. 24

5. Литература………………………………………………………………….. 25

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 

       Мышление – психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира.

       Между мышлением и интеллектом  существует разница: мышление  появляется у человека сразу.  То, что человек не может познать  прямо, непосредственно, он познаёт  косвенно, опосредованно: одни свойства  через другие, неизвестное – через  известное. Отличие мышления от остальных психических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи.

     Интеллект - в переводе с латинского - разум. Не случайно по своему      
психологическому содержанию понятие «интеллект» относится к нечетко определяемым понятиям.

     Интеллект рассматривается как достигнутый  к определённому возрасту уровень  психического развития, который проявляется  в устойчивости познавательных функций, а так же в степени усвоения умений и знаний (по сл. Зинченко, Мещерякова). Интеллект как неотъемлемая часть  мышления, его составная часть  и в своём роде обобщающее понятие.

     «Дети – живые цветы земли» – так  поэтично выразил глубокую мысль  А.М. Горький, а выращивают эти цветы, прежде всего в семье: родители самой  природой предназначены и обществом  уполномочены быть первыми воспитателями  своих детей. Именно они вместе со школой помогают детям набраться  сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к самостоятельной  жизни и труду. В семье закладывается  фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина.

       Семья — наиболее распространенный  вид социальной группы, основная  ячейка общества, в которой рождается,  формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования.

     Актуальность  работы. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки.

     Цель  исследования – Рассмотреть интеллект, мышление человека;

рассмотреть понятие семейного воспитание, методы и формы семейного воспитания.

     Объект  исследования мышление, интеллект, как психический процесс; принципы и содержание семейного воспитания.

     Предмет исследования - виды и формы мышления;  методы и средства семейного воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 . Мышление.  

    1. Общее понятие о мышлении.

     Предметы  и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые  можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение  тел в видимом пространстве), и  такими свойствами и отношениями, которые  можно познать лишь опосредованно  и благодаря обобщению, т.е. посредством  мышления.

     Мышление  – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Первая особенность  мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать  прямо, непосредственно, он познаёт  косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через  известное. Мышление всегда опирается  на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее  приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

     Вторая  особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и  существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется  лишь в отдельном, в конкретном.

     Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится  не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных  объектов. Обобщённость также присуща  и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет  обобщать безгранично. Философские  понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом.

     Мышление - высшая ступень познания человеком  действительности. Чувственной основой  мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи  организма с окружающим миром - поступает  в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая  мыслительные задачи, которые перед  человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт  сущность вещей и явлений, открывает  законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

     Мышление  не только теснейшим образом связано  с ощущениями и восприятием,  оно  формируется на основе их. Переход  от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит прежде всего  в выделении и обособлении  предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

     Мышление  выступает главным образом как  решение задач, вопросов, проблем, которые  постоянно выдвигаются перед  людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые  знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения. Реальный процесс  мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

     Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и  для себя и для других только через  слово - устное и письменное. Благодаря  языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические  импульсы, жесты и пр. Современная  наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

     Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется  в процессе речи. Движение мысли, уточнение  её, связь мыслей друг с другом и  прочее происходят лишь посредством  речевой деятельности.

     Мышление  также неразрывно связано и с  практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек  решает какие-либо задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения  и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

     Мышление - функция мозга, результат его  аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих  сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении  мыслительных задач в коре мозга  происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании. 
 

    1. Виды  мышления
 

     В психологии принято различать виды мышления по содержанию: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное  мышление; по характеру задач: практическое и теоретическое мышление; по степени  новизны и оригинальности: репродуктивное и творческое (продуктивное) мышления.

     Наглядно-действенные  мышления заключается в том, что  решение задач осуществляется путем  реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют  способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать  ими.

     Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам. Значение этого  мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств. В простой форме Это мышление возникает в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами. Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, воспринять объектов, к схематичного и символического изображения объектов познания, учитель развивает образное мышление у учащихся.

     Особенностью  абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя  эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: "Я мыслю, значит, я существую". Этими словами  ученый подчеркивает ведущую роль в  психической деятельности мышления, и именно словесно-логического. Наглядно-действенные, наглядно-образное и словесно-логическое мышление рассматриваются как этапы  развития мышления в филогенезе и  онтогенезе.

     Теоретическое мышление состоит в познании законов, правил. Оно отражает существенное в явлениях, объектах, связям между  ними на уровне закономерностей и  тенденций. Продуктами теоретического мышления является, например, открытие Периодической системы Менделеева, математических (философских) законов. Б. М. Теплов писал о людях теоретического вида мышления, которое они осуществляют прекрасную "интеллектуальную экономию" путем "сводки фактов к законам, а  законов до теорий". Теоретическое  мышление иногда сравнивают с эмпирическим. Отличаются они характеру обобщений. Так, в теоретическом мышлении имеет  место обобщение абстрактных  понятий, а в эмпиричному - чувственно данных признаков, выделенных путем  сравнения. Основная задача практического  мышления является физическое преобразования действительности. Оно иногда может  быть сложным, чем теоретическое, ведь часто разворачивается при экстремальных  обстоятельствах и при отсутствии условий для проверки гипотезы.

Информация о работе Мышление и интеллект. Принципы и содержание семейного воспитания