Музыкально-ритмические занятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:57, реферат

Описание работы

В целом музыкально-ритмические занятия дают положительные, радостные эмоции. Они раскрепощают ребенка и наделяют смыслом сам процесс его участия в игре, танце, вырабатывается дисциплинированность, преодолевается застенчивость, неуверенность в себе, развиваются творческие способности.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….1
Роль музыкального искусства в формировании личности ребенка…...2
Восприятие музыки при нарушениях слуха…………….………………3
Музыкально-ритмические занятия в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха.
Задачи и организация музыкально-ритмических занятий…………….5
Организация музыкально-ритмических занятий……………………….7
Функциональные обязанности учителя музыкально-ритмических занятий……………………………………………………………………10
Содержание музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для глухих детей....11
Содержание музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для слабослышащих и позднооглохших детей…………………………………………….…….16
Заключение………………………………………………..……………...18

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

    Обучение  восприятию музыки как самостоятельному виду деятельности включает следующее:

    -формирование сенсорной основы восприятия музыки: обучение различению и узнаванию на слух основных свойств музыкальных звуков (высоты, силы, длительности, тембра) в различных их сочетаниях;

    -формирование слушательской деятельности: обучение внимательному слушанию музыкальных произведений (или фрагментов из них), проведение элементарного анализа (определение характера, доступных средств музыкальной выразительности), различение и узнавание на слух неоднократно прослушанных пьес или фрагментов из них.

    Обучение  восприятию музыки как составной  части других видов деятельности осуществляется в процессе выполнения музыкально-ритмических движений, декламации песен под музыку, игры на элементарных музыкальных инструментах. При этом всегда организуется предварительное прослушивание музыки, что способствует созданию определенного эмоционального настроя учащихся, а также осознанности согласования движений, речи, аккомпанемента на музыкальных инструментах с музыкой. Учитель обращает внимание детей прежде всего на характер музыки (веселый, грустный, спокойный, торжественный, бодрый). После этого они анализируют доступные им средства музыкальной выразительности. Например, при разучивании польки ученики сначала слушают музыку и определяют, что она веселая, легкая, быстрая и что надо считать на два. Затем учитель предлагает детям исполнить танцевальное движение под музыку весело, легко, быстро и ритмично.

    В процессе формирования исполнительских  навыков осуществляется постоянное вслушивание учеников в музыкальное сопровождение. Так, обучение школьников ритмичным движениям обязательно проводится под музыку. В процессе работы над песней учитель также постоянно обращается к восприятию детьми мелодии, уточнению ее характера, ритмического рисунка, динамических оттенков. «Послушай музыку и исполни» — это задание является ведущим при формировании у глухих детей всех видов деятельности, связанных с музыкой.

    Один  из основных видов деятельности на музыкально-ритмических занятиях — музыкально-ритмические движения. Дети учатся выразительно, правильно и ритмично выполнять под музыку основные движения, например ходьбу, бег, прыжки, танцевальные и гимнастические упражнения, исполнять несложные композиции народных и современных танцев. Они обучаются движениям, передающим повадки животных, характеры героев музыкальных сказок, а также музыкально-двигательным играм. В процессе работы важное значение придается развитию у школьников  импровизации движений под музыку.

    Декламация  песен под музыку — одно из важных направлений коррекционной работы на музыкально-ритмических занятиях. Дети обучаются эмоциональной, внятной и выразительной декламации под аккомпанемент учителя, точному в воспроизведению ритмического рисунка мелодии, ее темпа, : динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто). Необходимо уделять внимание работе над темповым, ритмическим ансамблем.

    Игра  на элементарных музыкальных инструментах  способствует развитию у глухих учащихся звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового слуха, восприятия характера музыки. Школьники учатся исполнять  в ансамбле ритмический аккомпанемент к музыкальной песне на элементарных музыкальных инструментах (например, на металлофоне, бубне, ксилофоне, барабане, румбах, маракасах, треугольниках). При этом учитель исполняет ведущую партию на фортепиано.

    Важным  разделом работы является инсценирование больших музыкальных сказок или наиболее ярких фрагментов из них. Работа над сказкой, как правило, охватывает все виды деятельности на занятии. Дети слушают музыкальные фрагменты из сказки, учатся различать и узнавать их, разучивают танцевальные движения, несложные песенки, учатся передавать характеры героев.

    Важный раздел обучения на музыкально-ритмических занятиях — совершенствование произносительной стороны устной речи учащихся. Учитель постоянно побуждает их к внятной выразительной речи, наиболее полной реализации своих произносительных возможностей. Кроме того, он осуществляет специальную работу над произношением при декламации песен, инсценировании музыкальных сказок, а также при проведении специальных упражнений, направленных на автоматизацию произносительных умений и навыков (с использованием фонетической ритмики).

    Работа  над произносительной стороной устной речи на музыкально-ритмических занятиях строится в соответствии с современной системой обучения произношению глухих школьников.

    На  музыкально-ритмических занятиях проводится целенаправленная работа по развитию у учеников речевого дыхания — длительного выдоха, умения правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно, на одном выдохе слова и короткие фразы, а также делить фразы на синтагмы. Дети учатся делать короткий вдох и длительный плавный выдох. Важно приучить школьников начинать говорить сразу после вдоха, чтобы избежать «утечки воздуха». В большинстве случаев правильное положение тела и мягкая голосовая атака обеспечивают хорошее управление дыханием.

    Упражнения  по развитию речевого дыхания проводятся на материале слов и фраз, а также гласных звуков, сонорных и фрикативных согласных, слогов, слогосочетаний. Для развития длительного, экономного выдоха полезны упражнения, включающие постепенное наращивание слогов, слов в предложении, прямой и обратный счет.

    При широком использовании музыки и  движений ведется работа по развитию у учеников голоса нормальной высоты, силы и тембра, его модуляций по силе и высоте. Развитию более естественного звучания голоса содействует специальная работа над хорошей осанкой, нормализацией мышечного тонуса детей.

    На  занятиях закрепляются умения учеников правильно воспроизводить звуковую структуру речи при реализации концентрического метода обучения с применением сокращенной системы фонем.

    Большое внимание уделяется работе над словом и фразой. У детей закрепляются умения произносить слова слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав (точно или приближенно, с использованием регламентированных замен), соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения.

    Важное  значение придается развитию у учащихся ритмикоинтонационной структуры речи (слухового и слухо- зрительного восприятия и воспроизведения основных интонационных структур): слитность и паузы, краткое и долгое произнесение гласного; модуляции голоса по силе (нормальный, более громкий, более тихий) и высоте (нормальный, более высокий и более низкий, базовые мелодические модуляции голоса — ровная интонация, повышение и понижение в пределах естественного голосового диапазона); словесное ударение; логическое и синтагматическое ударения во фразе, мелодическая структура фраз; темп речи (нормальный, быстрый, медленный).

            Ведется целенаправленная работа  по развитию у детей умений  передавать повествовательную, побудительную, вопросительную интонацию, придавать речи определенную эмоциональную окраску, выражая чувства радости, испуга, боли, гнева и др. Отработка элементов интонации проводится на речевом материале (слова, словосочетания, фразы, небольшие тексты диалогического характера, стихотворные чистоговорки, а также слоги, слогосочетания), звуковой состав которого дети воспроизводят правильно или с заменами, соответствующими концентрическому методу. Важное значение придается использованию материала, включающего звуки, которые необходимо автоматизировать в речи учеников.

    Совмещение  работы по автоматизации звуков и  их сочетаний в словах и фразах с одновременным усвоением речевых интонационных структур позволяет добиться более естественного звучания речи глухих. При отборе фраз учитывается необходимость использования разных интонационных конструкций. Применение диалогов содействует более осознанному восприятию и воспроизведению глухими детьми речевой интонации. Широко используют стихи, скороговорки и др.

    Ученики постоянно побуждаются к эмоционально окрашенной речи, упражняются в произношении одного и того же речевого материала .

    В процессе работы над ритмико-интонационной структурой речи детей применяют целенаправленное их вслушивание в речевую интонацию, обучение различению и опознаванию на слух ритмико-мелодических элементов речи, моделирование движениями отдельных элементов интонации и интонационной структуры фраз.

Широко  используются речевые упражнения под  музыку. Близость сенсорной основы музыкальной и речевой интонаций позволяет предположить, что развивающиеся у учеников возможности восприятия элементарных музыкальных структур содействуют повышению слухового внимания к речевой интонации, более осознанному вслушиванию в ее структуры.

    Музыкально-ритмические занятия предусматривают разнообразную деятельность учащихся. Успех обучения во многом определяется правильной организацией работы.

    На  музыкально-ритмических занятиях необходимо использовать все виды деятельности, связанные с музыкой, а также осуществлять специальную работу над произношением.

    При планировании и проведении музыкально-ритмических занятий важно учесть, что каждое занятие должно быть интересным для учеников, насыщенным положительными эмоциями. Только при этом условии овладение навыками, знаниями и умениями, базирующимися на развитии нарушенной слуховой функции, станет для глухих учащихся увлекательным и эффективным.

    Календарное планирование (на четверть) осуществляется по всем разделам обучения. В плане отмечаются требования программы, содержание работы, музыкальный и дидактический материалы, сроки обучения, речевой материал.

    Содержание  музыкально-ритмических  занятий в специальных (коррекционных) образовательных  учреждениях для  слабослышащих и  позднооглохших детей. 

    Программа музыкально-ритмических занятий в специальных школах для слабослышащих и позднооглохших детей включает следующие разделы:

    музыкально-ритмические  движения; восприятие и воспроизведение песен и несложных музыкальных пьес; восприятие на слух и воспроизведение устной речи (на первом и втором годах обучения);

    музыкально-ритмические  движения; восприятие и исполнение песен; игра на инструментах; слушание музыки; восприятие на слух и воспроизведение устной речи (на третьем и четвертом годах обучения).

    Музыка (восприятие и исполнение), устная речь (восприятие и воспроизведение) и движения объединяют различные виды деятельности на музыкально-ритмическом занятии в единое целое.

    На  занятиях используются четыре вида деятельности, связанные с музыкой: музыкально-ритмические движения; слушание музыки; исполнение песен (мелодекламация или пение в зависимости от состояния слуха учащихся и продолжительности обучения); игра на элементарных музыкальных инструментах Обучение музыкально-ритмическим движениям направлено на формирование способности учащихся воспринимать музыку — ее характер, основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику звучания, метроритм, тембр, звуковысотные отношения) и выражать эмоциональное содержание музыки в движениях.

    Упражнения  носят общеразвивающий характер, направлены на укрепление, развитие и коррекцию движений учащихся. В занятия включены танцевальные движения, танцы, упражнения по ритмической гимнастике.

    В процессе обучения музыкально-ритмическим  движениям решаются задачи овладения учениками различными движениями, управлением мышечным тонусом, развития координации, ритмичности, выразительности и красоты движений, соотнесения их с музыкой и речью.

    В качестве музыкального сопровождения  используется классическая и современная  музыка.

    Чувство ритма развивается у слабослышащих  детей путем систематического восприятия музыки и передачи ее ритма в выразительных, ритмичных движениях. Важным является развитие у учащихся умений выполнять двигательные упражнения по словесной инструкции, без наглядного показа, что способствует развитию словесно-логического мышления. Для совершенствования характера движений и повышения интереса учащихся к занятию вводят упражнения с различными предметами (например, с флажками, мячами, обручами). На занятиях широко используются музыкальные игры, оказывающие влияние на формирование у детей умений коллективного поведения, положительных черт характера, воспитывающих ловкость, остроту реакции на музыкальный сигнал или словесную инструкцию, развивающих внимание и память. Значительное место отведено разучиванию танцев.

Информация о работе Музыкально-ритмические занятия