Музыкально-ритмические занятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:57, реферат

Описание работы

В целом музыкально-ритмические занятия дают положительные, радостные эмоции. Они раскрепощают ребенка и наделяют смыслом сам процесс его участия в игре, танце, вырабатывается дисциплинированность, преодолевается застенчивость, неуверенность в себе, развиваются творческие способности.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….1
Роль музыкального искусства в формировании личности ребенка…...2
Восприятие музыки при нарушениях слуха…………….………………3
Музыкально-ритмические занятия в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха.
Задачи и организация музыкально-ритмических занятий…………….5
Организация музыкально-ритмических занятий……………………….7
Функциональные обязанности учителя музыкально-ритмических занятий……………………………………………………………………10
Содержание музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для глухих детей....11
Содержание музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для слабослышащих и позднооглохших детей…………………………………………….…….16
Заключение………………………………………………..……………...18

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

    При проведении занятий большое значение придается расширению кругозора  школьников. Они узнают о роли музыки в жизни человека, о ее связи  с другими видами искусства; о деятельности композиторов и исполнителей;

    о народном творчестве; знакомятся с  концертными залами и музыкальными театрами, фрагментами из произведений их репертуара. Это требует существенного  расширения слона рного запаса, пополнения его новой лексикой.

    В деятельности, связанной с музыкой, происходит эмоциональное развитие учащихся, чему способствует слушание музыкальных произведений разного характера. Дети видят исполнение учителя, слушают музыку и «входят» н ее эмоциональный мир. Огромное значение при этом имеют яркое, темпераментное слово учителя о музыке, его умение заинтересовать детей. Разнообразные эмоции вызывает и исполнение различных по настроению танцев, песен. Особенно ярко дети выражают свои эмоции при инсценировании музыкальных сказок. Проникновению учеников в эмоциональный мир героев помогают осознание литературного содержания сказки, многократное прослушивание музыки, развитие умений передавать образ в выразительных движениях, эмоциональной и внятной устной речи, использование декораций и костюмов.

    На  музыкально-ритмических занятиях большое  внимание уделяется развитию воображения и творчества детей. Этому способствуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение учеников к творчеству, импровизации, инициативе. Творческое начало у детей с нарушениями слуха может проявляться по-разному: в стремлении узнать что-то новое о музыке, в самостоятельном выборе танцевальных движений под музыку, составлении композиции из знакомых уже движений, импровизации ритмического аккомпанемента на элементарных музыкальных инструментах, определении выразительных средств для исполнения песни (например, один куплет тише, чем другой), в подборе иллюстраций к прослушанной музыке.

    В процессе занятий активизируются умственные способности глухих и слабослышащих учащихся. Восприятие музыки и участие в исполнительских формах деятельности требуют целенаправленного внимания, наблюдательности, сообразительности, развития памяти.

    Физическое  развитие глухих и слабослышащих  детей — одна из важных задач, решению которой способствуют музыкально-ритмические занятия. У учащихся формируется правильная осанка, совершенствуются движения, их координация.

    Двигательная  активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем, развивается сила мышц и подвижность суставов. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности. Поэтому обучение глухих и слабослышащих школьников гимнастическим и танцевальным упражнениям под музыку, несложным композициям, развитие двигательных способностей детей является одним из основных направлений работы на музыкально-ритмических занятиях.

    Развитие  слухового восприятия музыки и произносительной стороны речи происходит при одновременном выполнении соответствующих движений. Точность моделирования движениями элементов музыки и речи оказывает принципиальное влияние на успех в обучении. Поэтому развитие двигательных способностей учащихся рассматривается не только как важнейшая цель коррекционной работы, но и как средство, содействующее формированию слуховых и речедвигательных навыков.

    Развитие  слухового восприятия учащихся имеет  важное значение для полноценного развития ребенка, имеющего нарушения слуха. В процессе музыкально-ритмических занятий обогащаются представления детей о звучащем мире, развивается восприятие разнообразной акустической информации — речи, неречевых звучаний, музыки. На занятиях школьники воспринимают музыку и речь с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Они учатся вслушиваться в музыку и речь, анализировать и сопоставлять услышанное.

    Важнейшей задачей этих занятий является совершенствование произношения учащихся. У них закрепляются и совершенствуются навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, развивается речевое дыхание, а также нормальное звучание голоса с необходимыми высотными и динамическими модуляциями. Это способствует достижению более естественного звучания речи, приближению звучания речи детей с нарушениями слуха к речи слышащих. Только при комплексном учете задач, которые решаются на музыкально-ритмических занятиях, может быть достигнута полная реализация возможностей урока для наиболее полноценного развития глухих и слабослышащих детей, приобщения их к духовной культуре общества, социальной адаптации.

                 Организация музыкально-ритмических  занятий.

    В настоящее время в соответствии с учебным планом специальных школ для глухих детей музыкально-ритмические занятия проводятся в подготовительном, с первого по пятый класс: в подготовительном, первом—третьем классах — 3 ч в неделю; в четвертом и пятом — 2 ч в неделю.

    Музыкально-ритмические  занятия включены также в  учебный  план обучения умственно отсталых глухих учащихся и глухих детей с задержкой психического развития: но 3 ч в неделю с первого по четвертый класс.

    В специальных школах для слабослышащих  детей музыкально-ритмические занятия проводят по 2 ч в неделю: в I отделении школы для слабослышащих детей занятия ведут с первого по четвертый класс, во II отделении — в подготовительном классе и с первого по четвертый класс.

    Музыкально-ритмические  занятия включены также в учебный  план специальных вспомогательных  классов школ для слабослышащих  детей: по 2 ч в неделю с 1 по 4 класс.

    При организации музыкально-ритмических  занятий следует иметь в виду, что они должны быть внесены в общее школьное расписание. При этом надо учитывать нецелесообразность сдвоенных уроков, равномерность распределения занятий в течение учебной недели. Разрешается одновременно с музыкально-ритмическими занятиями проводить индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению, приглашая разных учеников по специально составленному расписанию.

    Музыкально-ритмические занятия проводят в кабинете. По одной из стен монтируются балетный станок и зеркало. В кабинете должны быть магнитофон или проигрыватель с набором необходимых пластинок, видеотека, дидактический материал (портреты композиторов, репродукции, наглядные пособия, музыкальные инструменты, мячи, ленты ; и др.), диапроектор, доска, наборное полотно для табличек, небольшие скамейки или стульчики для детей. Пианино помещают на такое место, чтобы учитель, играя, мог видеть всех детей.

    Учащиеся  занимаются в эстетичной, легкой и удобной для двигательных упражнений одежде.

    Школьники воспринимают музыку и речь с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. На занятиях слуховые аппараты детей работают в режиме, определенном для постоянного ношения.

    На  первых занятиях необходимо проверить, слышит ли ученик с аппаратом музыку, исполняемую негромко (меццо-форте) и тихо (пиано), не вызывает ли у него неприятные ощущения очень громкая музыка, а также выявить воспринимаемый диапазон звуков в разных регистрах фортепиано. Для этого детей учат выполнять несложные движения под музыкальное сопровождение, например хлопки. Ученики слушают музыку, исполняемую негромко, видят играющего на фортепиано учителя и выполняют задание: «Музыка — хлопай. Музыки нет — не хлопай. Опусти руки вниз». Продолжительность музыкального фрагмента и перерыв в звучании непостоянны, что побуждает детей вслушиваться, ждать начала и окончания музыка. После того как учитель убеждается, что школьники справляются с этим заданием, зрительное восприятие детьми клавиатуры И исполнителя исключается. Ученики выполняют то же задание индивидуально. Учитель проверяет слуховое восприятие музыки разной динамики звучания, в разных регистрах. При необходимости (например, неприятные ощущения мри слушании громкой музыки) режим работы аппарата следует уточнить совместно с учителем-дефектологом слухового кабинета и врачом сурдологом.

    К музыкально-ритмическому занятию предъявляются  требования, аналогичные требованиям  к любому фронтальному уроку в специальных школах для глухих и слабослышащих. Это относится к организации урока, к общему и речевому развитию детей. Особое значение придается реализации дифференцированного подхода к учащимся в зависимости от состояния их слуховой функции, возможностей восприятия на слух речи и основных музыкальных структур, состояния произношения, общего и речевого развития, а также двигательных способностей и других индивидуальных особенностей.

Основным  способом восприятия речевого материала  на музыкально-ритмических занятиях является слухо-зрительное. При этом, как и на других уроках и замятиях, большое внимание уделяется развитию речевого слуха, закреплению произносительных навыков в ходе всего занятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Функциональные  обязанности учителя  музыкально-ритмических  занятий.

    Музыкально-ритмические занятия ведет учитель, имеющий сурдопедагогическое образование, а также определенную музыкальную подготовку. Желательно, чтобы педагог умел играть на фортепиано, обязательно владел дирижерской техникой, имел определенную хореографическую подготовку.

    В содержание работы учителя музыкально-ритмических занятий входит не только их планирование и проведение, но и участие в подготовке школьных праздников, смотров художественной самодеятельности, концертов учащихся. Это не означает, что музыкально-ритмические занятия превращаются в уроки по разучиванию праздничных выступлений. Более того, при планировании не выделяется ни одного занятия на подготовку внеклассных мероприятий. В течение учебной четверти дети разучивают танцы, песни, инсценируют сказки, а затем часть выученного материала исполняют на праздниках.

    Учитель координирует работу по эстетическому  воспитанию средствами музыки во внеклассное время в различных кружках. Важно, чтобы во внеклассной работе были реализованы умения и навыки детей, сформированные на музыкально-ритмических занятиях. Кроме того, учитель музыкально-ритмических занятий консультирует педагогов по использованию музыкального материала на уроках чтения, развития речи, изобразительного искусства, на внеклассных занятиях, а также вовлекает родителей в работу с использованием музыкальных средств в школе и семье. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание  музыкально-ритмических  занятий в специальных (коррекционных) образовательных  учреждениях для  глухих детей.

 

    Программа музыкально-ритмических занятий  в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для глухих детей (I вид) включает следующие разделы:

    -обучение движениям под музыку;

    -обучение восприятию музыки;

    -декламация песен под музыку;

        -автоматизация произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики).

    На  музыкально-ритмических занятиях у  глухих школьников формируются знания, умения и навыки в различных видах деятельности, связанных с музыкой: восприятие музыки, музыкально-ритмические движения (танцевальные и гимнастические движения, несложные их композиции под музыку), декламация песен, инсценирование музыкальных сказок, игра на элементарных музыкальных инструментах .Коррекционная работа базируется на целенаправленном развитии у детей восприятия музыки. Обучение восприятию музыки направлено на развитие у них эмоциональной отзывчивости на музыку, формирование, по возможности, дифференцированного восприятия основных ее элементов. Школьники учатся выделять звучание музыки из комплекса других звуков окружающего мира, определять начало и окончание музыкального звучания, различать и узнавать музыкальные произведения (или фрагменты из них) по характеру и доступным им средствам музыкальной выразительности, определять настроение во впервые услышанной пьесе. У них развивается слуховое восприятие динамики звучания (громкая, тихая, негромкая музыка), темпа (быстрый, умеренный, медлительный), метрических отношений (двух-, трех-, четырехдольный метр), ритмического рисунка мелодий, характера звуковедения (плавная, отрывистая музыка), структуры музыкальной пьесы (двух-, трехчастная форма), звуковысотных отношений (регистры, элементы мелодического рисунка), тембровых отношений (различные певческие голоса, вокальная, вокально-инструментальная музыка, сольное и коллективное исполнения, некоторые музыкальные инструменты).

    Восприятие  музыки учениками осуществляется с  помощью индивидуальных слуховых аппаратов на полисенсорной основе. При этом проводятся специальные упражнения по развитию у детей слухового восприятия музыки.

    Обучение  восприятию музыки проходит в двух формах: как самостоятельной деятельности, так и составной чисти других видов деятельности — музыкально-ритмических движений, декламации песен под музыку, игры на элементарных музыкальных инструментах.

Информация о работе Музыкально-ритмические занятия