Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:57, реферат
В целом музыкально-ритмические занятия дают положительные, радостные эмоции. Они раскрепощают ребенка и наделяют смыслом сам процесс его участия в игре, танце, вырабатывается дисциплинированность, преодолевается застенчивость, неуверенность в себе, развиваются творческие способности.
Введение……………………………………………………………….….1
Роль музыкального искусства в формировании личности ребенка…...2
Восприятие музыки при нарушениях слуха…………….………………3
Музыкально-ритмические занятия в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха.
Задачи и организация музыкально-ритмических занятий…………….5
Организация музыкально-ритмических занятий……………………….7
Функциональные обязанности учителя музыкально-ритмических занятий……………………………………………………………………10
Содержание музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для глухих детей....11
Содержание музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для слабослышащих и позднооглохших детей…………………………………………….…….16
Заключение………………………………………………..……………...18
ГОУ ВПО «Нижегородский государственный
педагогический
университет»
Психолого-педагогический
факультет
Кафедра
коррекционной педагогики
Реферат
на тему:
Музыкально-ритмические
занятия
доцент Медведева Е.Ю.
Нижний Новгород
2011
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Роль музыкального искусства в формировании личности ребенка…...2
Восприятие музыки при нарушениях слуха…………….………………3
Музыкально-ритмические занятия в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха.
Задачи и организация музыкально-ритмических занятий…………….5
Организация музыкально-ритмических занятий……………………….7
Функциональные
обязанности учителя
Содержание музыкально-
Содержание музыкально-
Заключение………………………………………………..
«Любая
форма общения с музыкой, любое
музыкальное занятие учит слышать музыку,
непрерывно совершенствуя умение вслушиваться
вдуматься в нее», - отмечал Д.Б. Кабалевский.
Музыкально-
ритмическая деятельность детей
– яркий, эмоциональный путь передачи
музыкально-эстетических переживаний.
Восприятие речи и музыки осуществляется
единой анализаторной системой, поэтому
недостатки речевой системы восприятия
можно компенсировать с помощью музыкального
восприятия. Именно музыка является организующим
и руководящим началом.
На музыкальных занятиях реализуются следующие задачи:
активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
увеличение объема памяти;
развитие
двигательного и
развитие соматопространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;
формирование двигательных навыков;
создание
доброжелательной, эмоционально-насыщенной
атмосферы совместного
побуждение
каждого ребенка принять
поддержка познавательного интереса и внимания;
активизация речи;
развитие общей моторики;
развитие певческих данных и дыхания, укрепление гортани;
развитие
чувства ритма, координационного тренинга.
В целом
музыкально-ритмические
Роль музыкального
искусства в формировании
личности ребенка.
Музыкальное искусство является незаменимым средством эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир человека.
На современном этапе в условиях интенсивного развития слухового восприятия детей с нарушениями слуха (с применением электроакустической аппаратуры) система образовательно-коррекционной работы с использованием музыки получила свое дальнейшее развитие. Музыку рекомендуют использовать в воспитании детей с нарушениями слуха начиная с младенческого возраста. В специальных дошкольных учреждениях предусмотрены музыкальные занятия. Музыка звучит во время досуга воспитанников, на праздниках, при проведении физкультурных занятий. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха (I и II видов) введена учебная дисциплина — музыкально-ритмические занятия. Музыка широко используется во внеурочной работе по эстетическому воспитанию учащихся.
Дети
с нарушениями слуха в условиях целенаправленной
образовательно-коррекционной работы
могут достигнуть такого же уровня развития,
что и нормально слышащий ребенок. В системе
обучения и воспитания детей с нарушениями
слуха необходимо использовать музыкальные
средства. При целенаправленном обучении
у детей с нарушениями слуха развивается
слуховое восприятие (с помощью электроакустической
аппаратуры) речи, неречевых звучаний,
элементов музыки. Расширение сенсорной
основы восприятия музыки благодаря развитию
слухового восприятия позволяет более
широко применять музыкальные средства
в обучении и воспитании детей с нарушениями
слуха.
Восприятие музыки при нарушениях слуха.
Глухие и слабослышащие дети могут воспринимать звучание музыкального инструмента, прикладывая руки к его поверхности или ощущая его колебания, находясь на небольшом расстоянии от звучащего инструмента и воспринимая ногами колебания пола и всем телом колебания воздуха, вызванные звучащим инструментом.
О восприятии музыки с помощью вибрационной чувствительности можно говорить в значительной мере условно. Л.И. Перес лени и Т. В. Розанова отмечают, что «гораздо более ограниченные возможности по сравнению с чувствительностью слуховой в отношении анализа и синтеза звуковых воздействий не позволяют воспринимать музыку в единстве всех ее выразительных и изобразительных средств...» («Психология глухих детей», 1971).
Возможности восприятия музыки на основе вибрационной чувствительности значительно ограничены. Дети отличают шумовую вибрацию (барабан) от музыкальной (рояль). С помощью вибрационной чувствительности глухие различают только резко противопоставленные звучания. Им доступно (без электроакустической аппаратуры) лишь аккордовое звучание в среднем и низком регистрах фортепиано. В этом диапазоне музыкальных звуков глухие дети способны научиться различать динамические оттенки. Они различают также темповые изменения — чередование аккордов быстрых и медленных. Важнейший выразительный элемент музыки — мелодию глухие дети на основе вибрационной чувствительности не воспринимают. Ограниченность восприятия музыки на основе вибрационных ощущений связана также с тем, что при выполнении движений под музыку (ходьба, бег, гимнастические и танцевальные движения) дети все время изменяют положение в пространстве, их ноги не находятся постоянно на полу, и вибрации воздействуют попеременно на разные участки тела.
Определенное
вспомогательное значение для развития
у глухих и слабослышащих детей
восприятия музыки имеет зрительный
анализатор. Прежде всего это связано
с восприятием характера
С помощью зрительного восприятия клавиатуры и пианиста глухие и слабослышащие уточняют свои слуховые и вибрационные ощущения от музыкального звучания, соотносят их с конкретными словесными определениями средств музыкальной выразительности
Сенсорная основа восприятия музыки детьми с нарушениями слуха включает широкое использование двигательного анализатора. Двигательное моделирование музыкальных структур является одним из основных приемов развития восприятия музыки у глухих и слабослышащих детей.
В процессе коррекционно-развивающего обучения широко используются музыкально-ритмические движения, игра на элементарных музыкальных инструментах.
Разработанная в нашей стране система интенсивного развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха базируется на следующих положениях.
Нарушенная слуховая функция, как любая функция, развивается при постоянном целенаправленном воздействии в определенных условиях.
Раннее выявление нарушений слуха (с первых месяцев жизни) и проведение коррекционной работы с детьми начиная с младенческого возраста, в условиях постоянного использования электроакустической аппаратуры, является важным условием успешности развития слухового восприятия, результативности коррекционно - развивающего обучения в целом.
Знание общих закономерностей развития глухого и слабослышащего ребенка, использование в процессе обучения пластичности нервной системы служит важной предпосылкой для развития нарушенной слуховой функции в условиях специального обучения.
У
большинства детей с
Развитие
речевого слуха воспитанников
Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно-корекционного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию. На занятиях глухие и слабослышащие школьник учатся воспринимать музыку (с помощью индивидуальны слуховых аппаратов), правильно, выразительно и ритмично исполнять под музыку танцы и гимнастические упражнения, декламировать или петь под музыкальное сопровождение песни, которые разучивают их слышащие сверстники, играют на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, знакомятся с классической и современной музыкой, композиторами, исполнителями, музыкальными театрами и концертными залами. Тем самым для учащихся расширяются границы познания прекрасного в жизни и искусстве, что важно для приобщения детей с нарушениями слуха к духовной культуре общества.
Эстетическое развитие глухих и слабослышащих детей — одна из главных задач музыкально-ритмических занятий. Ей подчинен отбор музыкального материала для слушания, танцевального и песенного репертуара, выбор гимнастических упражнений. Эта задача реализуется в методических приемах обучения, в организации занятий (оборудование кабинета, форма одежды учащихся, дидактические пособия, манера общения учителя с учениками и детей между собой).
Все виды деятельности, связанные с музыкой, формируют у детей чувство красоты. Например, при обучении музыкально-ритмическим движениям ученики не только упражняются в правильном и ритмичном их исполнении, но и стремятся к выразительной и эмоциональной передаче музыкального образа.
Эстетическое воспитание на музыкально-ритмических занятиях способствует нравственному развитию учащихся. Содержание обучения, методические приемы, используемые на занятиях, предполагают развитие добрых начал в ребенке. Использование преимущественно коллективных форм работы способствует совершенствованию умений учащихся общаться в группе сверстников, соотносить с ними свои интересы.