Музыкально-ритмические занятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:57, реферат

Описание работы

В целом музыкально-ритмические занятия дают положительные, радостные эмоции. Они раскрепощают ребенка и наделяют смыслом сам процесс его участия в игре, танце, вырабатывается дисциплинированность, преодолевается застенчивость, неуверенность в себе, развиваются творческие способности.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….1
Роль музыкального искусства в формировании личности ребенка…...2
Восприятие музыки при нарушениях слуха…………….………………3
Музыкально-ритмические занятия в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха.
Задачи и организация музыкально-ритмических занятий…………….5
Организация музыкально-ритмических занятий……………………….7
Функциональные обязанности учителя музыкально-ритмических занятий……………………………………………………………………10
Содержание музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для глухих детей....11
Содержание музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для слабослышащих и позднооглохших детей…………………………………………….…….16
Заключение………………………………………………..……………...18

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

    ГОУ ВПО «Нижегородский государственный

педагогический  университет» 

Психолого-педагогический факультет 

    Кафедра коррекционной  педагогики 
 
 
 
 

    Реферат на тему: 

    Музыкально-ритмические  занятия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Проверила: кандидат психологических наук  

                             доцент Медведева Е.Ю.

        

                                                        Выполнили: студентки 532 

                                                        группы  Фёдорова К., Дьячкова Е. 
 

    Нижний  Новгород

    2011 
 
 

                                            Содержание.

Введение……………………………………………………………….….1

Роль музыкального искусства в формировании личности ребенка…...2

Восприятие музыки при нарушениях слуха…………….………………3

Музыкально-ритмические занятия в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха.

 Задачи и организация музыкально-ритмических занятий…………….5

Организация музыкально-ритмических  занятий……………………….7

Функциональные  обязанности учителя музыкально-ритмических  занятий……………………………………………………………………10

Содержание музыкально-ритмических  занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для  глухих детей....11

Содержание музыкально-ритмических  занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для слабослышащих и позднооглохших детей…………………………………………….…….16

Заключение………………………………………………..……………...18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Введение. 

«Любая  форма общения с музыкой, любое  музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться вдуматься в нее», - отмечал Д.Б. Кабалевский. 

Музыкально- ритмическая деятельность детей  – яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия. Именно музыка является организующим и руководящим началом. 

На музыкальных  занятиях реализуются следующие задачи:

активизация высшей психической деятельности через  развитие слухового и зрительного  внимания;

увеличение  объема памяти;

развитие  двигательного и артикуляционного аппарата;

развитие  соматопространственной ориентации и  зрительно-моторных координаций;

формирование  двигательных навыков;

создание  доброжелательной, эмоционально-насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых;

побуждение  каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе;

поддержка познавательного интереса и внимания;

активизация речи;

развитие  общей моторики;

развитие  певческих данных и дыхания, укрепление гортани;

развитие  чувства ритма, координационного тренинга. 

В целом  музыкально-ритмические занятия  дают положительные, радостные эмоции. Они раскрепощают ребенка и наделяют смыслом сам процесс его участия в игре, танце, вырабатывается дисциплинированность, преодолевается застенчивость, неуверенность в себе, развиваются творческие способности. 
 
 
 

   Роль музыкального  искусства в формировании  личности ребенка. 

    Музыкальное искусство является незаменимым средством эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир человека.

    На  современном этапе в условиях интенсивного развития слухового восприятия детей с нарушениями слуха (с применением электроакустической аппаратуры) система образовательно-коррекционной работы с использованием музыки получила свое дальнейшее развитие. Музыку рекомендуют использовать в воспитании детей с нарушениями слуха начиная с младенческого возраста. В специальных дошкольных учреждениях предусмотрены музыкальные занятия. Музыка звучит во время досуга воспитанников, на праздниках, при проведении физкультурных занятий. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха (I и II видов) введена учебная дисциплина — музыкально-ритмические занятия. Музыка широко используется во внеурочной работе по эстетическому воспитанию учащихся.

    Дети с нарушениями слуха в условиях целенаправленной образовательно-коррекционной работы могут достигнуть такого же уровня развития, что и нормально слышащий ребенок. В системе обучения и воспитания детей с нарушениями слуха необходимо использовать музыкальные средства. При целенаправленном обучении у детей с нарушениями слуха развивается слуховое восприятие (с помощью электроакустической аппаратуры) речи, неречевых звучаний, элементов музыки. Расширение сенсорной основы восприятия музыки благодаря развитию слухового восприятия позволяет более широко применять музыкальные средства в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Восприятие музыки при нарушениях слуха.

    Глухие  и слабослышащие дети могут воспринимать звучание музыкального инструмента, прикладывая руки к его поверхности или ощущая его колебания, находясь на небольшом расстоянии от звучащего инструмента и воспринимая ногами колебания пола и всем телом колебания воздуха, вызванные звучащим инструментом.

    О восприятии музыки с помощью вибрационной чувствительности можно говорить в значительной мере условно. Л.И. Перес лени и Т. В. Розанова отмечают, что «гораздо более ограниченные возможности по сравнению с чувствительностью слуховой в отношении анализа и синтеза звуковых воздействий не позволяют воспринимать музыку в единстве всех ее выразительных и изобразительных средств...» («Психология глухих детей», 1971).

    Возможности восприятия музыки на основе вибрационной чувствительности значительно ограничены. Дети отличают шумовую вибрацию (барабан) от музыкальной (рояль). С помощью вибрационной чувствительности глухие различают только резко противопоставленные звучания. Им доступно (без электроакустической аппаратуры) лишь аккордовое звучание в среднем и низком регистрах фортепиано. В этом диапазоне музыкальных звуков глухие дети способны научиться различать динамические оттенки. Они различают также темповые изменения — чередование аккордов быстрых и медленных. Важнейший выразительный элемент музыки — мелодию глухие дети на основе вибрационной чувствительности не воспринимают. Ограниченность восприятия музыки на основе вибрационных ощущений связана также с тем, что при выполнении движений под музыку (ходьба, бег, гимнастические и танцевальные движения) дети все время изменяют положение в пространстве, их ноги не находятся постоянно на полу, и вибрации воздействуют попеременно на разные участки тела.

    Определенное  вспомогательное значение для развития у глухих и слабослышащих детей  восприятия музыки имеет зрительный анализатор. Прежде всего это связано  с восприятием характера музыки. В первоначальный период знакомства с музыкой дети с тяжелыми нарушениями слуха не умеют даже вычленять музыкальное звучание как особый акустический сигнал. Однако, наблюдая за эмоциональным и выразительным исполнением педагога, они понимают, что данное звучание эмоционально окрашено, «заряжаются» соответствующим настроением: весело приплясывают, медленно, «задумчиво» кружатся и др. В дальнейшем эмоциональный отклик педагога на музыку также помогает детям глубже прочувствовать ее характер.

    С помощью зрительного восприятия клавиатуры и пианиста глухие и слабослышащие уточняют свои слуховые и вибрационные ощущения от музыкального звучания, соотносят их с конкретными словесными определениями средств музыкальной выразительности

    Сенсорная основа восприятия музыки детьми с нарушениями слуха включает широкое использование двигательного анализатора. Двигательное моделирование музыкальных структур является одним из основных приемов развития восприятия музыки у глухих и слабослышащих детей.

    В процессе коррекционно-развивающего обучения широко используются музыкально-ритмические движения, игра на элементарных музыкальных инструментах.

    Разработанная в нашей стране система интенсивного развития слухового восприятия у  детей с нарушениями слуха  базируется на следующих положениях.

    Нарушенная  слуховая функция, как любая функция, развивается при постоянном целенаправленном воздействии в определенных условиях.

    Раннее  выявление нарушений слуха (с  первых месяцев жизни) и проведение коррекционной работы с детьми начиная  с младенческого возраста, в условиях постоянного использования электроакустической аппаратуры, является важным условием успешности развития слухового восприятия, результативности коррекционно - развивающего обучения в целом.

    Знание  общих закономерностей развития глухого и слабослышащего ребенка, использование в процессе обучения пластичности нервной системы служит важной предпосылкой для развития нарушенной слуховой функции в условиях специального обучения.

    У большинства детей с нарушениями  слуха имеется определенный слуховой резерв, который реализуется в условиях систематической слуховой тренировки (с использованием электроакустической аппаратуры) и является основой для развития речевого слуха.

    Развитие  речевого слуха воспитанников осуществляется в ходе всей образовательно-коррекционной работы в условиях специально созданной слухоречевой среды (при постоянном использовании различных типов электроакустической аппаратуры), предусматривающей активное речевое поведение детей с нарушениями слуха.

Музыкально-ритмические занятия в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха.

 

    Задачи  и организация  музыкально-ритмических  занятий.

 

    Музыкально-ритмические  занятия являются частью образовательно-корекционного  процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию. На занятиях глухие и слабослышащие школьник учатся воспринимать музыку (с помощью индивидуальны слуховых аппаратов), правильно, выразительно и ритмично исполнять под музыку танцы и гимнастические упражнения, декламировать или петь под музыкальное сопровождение песни, которые разучивают их слышащие сверстники, играют на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, знакомятся с классической и современной музыкой, композиторами, исполнителями, музыкальными театрами и концертными залами. Тем самым для учащихся расширяются границы познания прекрасного в жизни и искусстве, что важно для приобщения детей с нарушениями слуха к духовной культуре общества.

    Эстетическое  развитие глухих и слабослышащих  детей — одна из главных задач музыкально-ритмических занятий. Ей подчинен отбор музыкального материала для слушания, танцевального и песенного репертуара, выбор гимнастических упражнений. Эта задача реализуется в методических приемах обучения, в организации занятий (оборудование кабинета, форма одежды учащихся, дидактические пособия, манера общения учителя с учениками и детей между собой).

    Все виды деятельности, связанные с музыкой, формируют у детей чувство красоты. Например, при обучении музыкально-ритмическим движениям ученики не только упражняются в правильном и ритмичном их исполнении, но и стремятся к выразительной и эмоциональной передаче музыкального образа.

    Эстетическое  воспитание на музыкально-ритмических занятиях способствует нравственному развитию учащихся. Содержание обучения, методические приемы, используемые на занятиях, предполагают развитие добрых начал в ребенке. Использование преимущественно коллективных форм работы способствует совершенствованию умений учащихся общаться в группе сверстников, соотносить с ними свои интересы.

Информация о работе Музыкально-ритмические занятия