Мотивы обучения студентов в ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать и выявить мотивы обучения студентов в вузе;
Задачи:
1) Раскрыть понятие мотива и мотивации и сравнить различные точки зрения на проблему мотивов;
2) Выявить среди студентов мотивы обучения в вузе;
3) Проанализировать мотивы студентов и дать соответствующие рекомендации;

Содержание

Введение
Глава 1. Вопросы мотивации в психологическом исследовании
1.1 Мотивы и мотивация
1.2 Психологические особенности студентов
Глава 2. Исследование мотивации
2.1 Диагностика мотивации студентов в вузе
2.2 Анализ полученных результатов и рекомендации
Выводы

Работа содержит 1 файл

мотивы.docx

— 53.29 Кб (Скачать)

• Шкала 6: 3;

• Шкала 7: 2,4.

Тестируемый№9:

• Шкала 1: 3,5;

• Шкала 2: 3;

• Шкала 3: 3;

• Шкала 4: 3;

• Шкала 5: 3;

• Шкала 6: 2,86;

• Шкала 7: 3.

Течтируемый№10:

• Шкала 1: 4,25;

• Шкала 2: 2,6;

• Шкала 3: 4;

• Шкала 4: 4,5;

• Шкала 5: 4;

• Шкала 6: 4,14;

• Шкала 7: 4.

Тестируемый№11:

• Шкала 1: 4,5;

• Шкала 2: 3,4;

• Шкала 3: 2,8;

• Шкала 4: 4,5;

• Шкала 5: 4;

• Шкала 6: 4,43;

• Шкала 7: 4,4;

Тестируемый№12:

• Шкала 1: 4,5;

• Шкала 2: 2,6;

• Шкала 3: 3,2;

• Шкала 4: 3,3;

• Шкала 5: 4;

• Шкала 6: 4;

• Шкала 7: 2,6;

 

2.2 Анализ полученных результатов и рекомендации

мотив студент обучение университет

Судя  по результатам опроса, у всех студентов  преобладают коммуникативные мотивы, следовательно, большинство студентов  поступают и обучаются в вузах  для того, чтобы заводить новые  знакомства, общаться с интересными  людьми и просто расширять свой круг друзей. К сожалению, главная цель обучения в вузе должна состоять не в этом. На втором месте у большинства  студентов профессиональные мотивы, и это значит, что все же, несмотря на большое количество ошибок студентов  в выборе факультета, все же немалое  число людей продолжает придерживаться своей цели и выбирает специальность, прогнозируя свой жизненный путь. Однако же учебно-познавательные мотивы занимают лишь третью позицию в ответах студентов.

Учеба все  же не является для них главным  фактором для поступления и не захватывает их в течение всего  учебного процесса, многие подчеркивают, что не готовятся к каждому  занятию, а значит, институт является для них лишь проходным звеном для вступления во взрослую жизнь, а  сам по себе он интересен не для  всех студентов. Дальше приблизительно равномерно идут мотивы творческой самореализации и социальные, а значит, многие молодые  люди принимают непосредственное участие  в жизни вуза, его мероприятиях, объединениях, собраниях и праздниках, ведь вуз – это не только учебный  процесс, у него есть и другая, не менее интересная сторона. На предпоследнем  месте находятся мотивы престижа, и это свидетельствует о том, что далеко не все студенты заинтересованы в результатах своей учебной  и социальной деятельности в вузе. И этот факт подчеркивает невысокую  в этом отношении мотивацию студентов  к учебе. На последнем же месте  находятся мотивы избегания, мотивы говорящие о том, что студент  не имеет целостного представления  о специальности, на которой учится, и заинтересован не в ней, а в получении диплома. Отрицательным фактором здесь является то, что такие люди имеются, а значит, мотивацию студентов нужно повышать, чтобы добиться наибольшего количества учащихся, их наилучших результатов и активного участия в общественной жизни института, а как следствие – высококвалифицированных специалистов, заинтересованных в своей работе, и уверенных в себе, успешных людей. В системе «обучающий - обучаемый» студент является не только объектом управления этой системы, но и субъектом деятельности. Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность.

В личности человека они взаимодействуют и  получили название мотивационная сфера. В литературе этот термин включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета.

Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичность. Соответственно, при анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К.Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес. Характеризуя интерес (в общепсихологическом определении - это эмоциональное переживание познавательной потребности) как один из компонентов учебной мотивации, необходимо обратить внимание на то, что в повседневном бытовом, да и в профессиональном педагогическом общении термин «интерес» часто используется как синоним учебной мотивации. Об этом могут свидетельствовать такие высказывания, как «у него нет интереса к учебе», «необходимо развивать познавательный интерес» и т.д. Такое смещение понятий связано, во-первых, с тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изучения в области мотивации (И.Герберт). Во-вторых, оно объясняется тем, что сам по себе интерес - это сложное неоднородное явление.

Необходимо  условие для создания у студентов  интереса к содержанию обучения и  к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и  инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими студентов. Большую роль в  формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение студентов с трудностью, которую  они не могут разрешить при  помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они  убеждаются в необходимости получения  новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения.

Преодоление трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения  интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес  быстро падает. Учебный материал и  приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столкновением учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и  тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые  стороны. Новизна материала - важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся у студента знания. Использование прежде усвоенных знаний - одно из основных условий появления интереса. Установлена (на достоверном уровне значимости) положительная связь мотивационных ориентаций с успеваемостью студентов. Наиболее плотно связанными с успеваемостью оказались ориентации на процесс и на результат, менее плотно - ориентация на «оценку преподавателем».

Связь ориентации на «избегание неприятностей» с успеваемостью  слабая. Существенное, но неоднозначное  влияние на обучение оказывает потребность  в общении и доминировании. Установлено  также чрезвычайно важное для  организации учебной деятельности положение о возможности и  продуктивности формирования мотивации  через целеполагание учебной  деятельности. Личностно-значимый смыслообразующий мотив у юношей может быть сформирован  и что этот процесс реализуется  в последовательности становления  его характеристик. Сначала учебно-познавательный мотив начинает действовать, затем  становится доминирующим и приобретает  самостоятельность и лишь после  осознается, т.е. первым условием является организация, становление самой  учебной деятельности.

При этом сама действенность мотивации, лучше  формируема при направлении на способы, чем на «результат» деятельности. В то же время она по-разному  проявляется для разных возрастных групп в зависимости, как от характера  учебной ситуации, так и от жесткого контроля преподавателя. Психологическая  устойчивость определяется, как способность  поддерживать требуемый уровень  психической активности при широком  варьировании факторов, действующих  на человека. Применительно к учебной  мотивации ее устойчивость - это  такая динамическая характеристика, которая обеспечивает относительную  продолжительность и высокую  продуктивность деятельности, как в  нормальных, так и в экстремальных  условиях. Установлено, что к психологическим детерминантам устойчивости относятся:

1) исходный тип мотивационной  структуры;

2)личностная значимость  предметного содержания деятельности;

3)вид учебного задания;

наиболее сильными являются внутренние факторы: доминирование  мотивационной ориентации, особенности  внутриструктурной динамики и психологическое  содержание мотивационной структуры. Учебная мотивация, представляя  собой, особый вид мотивации, характеризуется  сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешней (награда, избегание) мотивации.

 

 

Выводы

 

Таким образом, я раскрыла понятие мотива и мотивации и  выяснила, что единого мнения по поводу его определения не существует, множество ученых, как русских, так  и зарубежных рассматривают данные термины, и каждый имеет свою точку  зрения по этому поводу. Например, К. Левин понимал мотив как волевой  акт, Пилоян рассматривал мотив как  состояние, К. Обуховский – как формулировку, однако большинство психологов рассматривают  мотив и мотивацию как синонимичные понятия и считают, что мотив  — это не любое возникшее в  организме человека побуждение (понимаемое как состояние), а внутреннее осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку.

Таким образом, стимул вызывает (побуждает) действие или поступок не прямо, а опосредованно, через мотив: побудителем мотива является стимул, а побудителем действия или поступка — внутреннее осознанное побуждение, принимаемое многими психологами  в качестве мотива. Далее я взяла  за основу методику Реана и провела  опрос среди учащихся Тульского  государственного педагогического  университета им. Л. Н. Толстого с целью  выявления доминирующих мотивов  обучения студентов в вузе. Я выяснила, что преобладают коммуникативные  мотивы, учебно-познавательные же находятся  лишь на третьем месте, следовательно, необходимо повысить мотивацию студентов  путем корректировки содержания учебного материала и изменения  методов его подачи.

 

 

Список литературы

 

1. Мотивация и мотивы / Е. Ильин.  — СПб.: Питер, 2003. «Мастера психологии»;

2. Ананьев Б.Г. К психофизиологии  студенческого возраста. // Современные  психологические проблемы высшей  школы. - Л., 1974. - Выпуск 2;

3. Бондаренко С.М. Проблема формирования  познавательного интереса при  классно-групповом и программированном  обучении: по материалам психолого-педагогической  литературы. // Вопросы алгоритмизации  и программирования обучения / Под  ред. Л.Н.Ланды. - М., 1973. -Вып. 2;

4. Захарова Л.Н. Личностные особенности,  стили поведения и типы, профессионально  самоидентификации студентов педагогического  вуза // Вопросы психологии, 1998. - №  2.;

5. Кон И. С. Психология юношеского  возраста: Проблемы формирования  личности. [Уч. пособие для пед.  ин-тов]. - М., 1976. - 175 с;

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - 304 с;

7. Нестерова Н.Б. «Ценностное  отношение студентов к учебным  дисциплинам как фактор успешности»  - М., 1984;

8. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные  факторы эффективности учебной  деятельности студентов ВУЗа: Автореф.  …д-ра психол. н. - М., 1984;

9. Якунин В.А. Психология учебной  деятельности студентов. - М.-С.-Пет., 1994;

10. Методика для диагностики  учебной мотивации студентов  (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация  Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние  мотивационного фактора на развитие  умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004. С.151-154;

11. Андреева Г. М. «Социальная  психология» - М., 2005;

12. Андриенко Е. В. «Социальная  психология» - М., 2004;

13. Битянова М. Р. «Психология» - М., 2001;

14. Бодалев А. А. «Психология  общения» - Москва-Воронеж, 1996;

15. Маерс «Социальная психология»  - С-П., 1997;

16. Шивандрин «Социальная психология  в образовании» - М., 1995;

17. Крысько В. Г. «Социальная  психология в схемах и комментариях»  - С.-П., 2003;

18. Шихерев «Современная социальная  психология» - М., 2000;

19. Шибутани «Социальная психология»  - Ростов-на-Дону, 2000.


Информация о работе Мотивы обучения студентов в ВУЗе