Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:03, курсовая работа
Цель: исследовать и выявить мотивы обучения студентов в вузе;
Задачи:
1) Раскрыть понятие мотива и мотивации и сравнить различные точки зрения на проблему мотивов;
2) Выявить среди студентов мотивы обучения в вузе;
3) Проанализировать мотивы студентов и дать соответствующие рекомендации;
Введение
Глава 1. Вопросы мотивации в психологическом исследовании
1.1 Мотивы и мотивация
1.2 Психологические особенности студентов
Глава 2. Исследование мотивации
2.1 Диагностика мотивации студентов в вузе
2.2 Анализ полученных результатов и рекомендации
Выводы
• Шкала 6: 3;
• Шкала 7: 2,4.
Тестируемый№9:
• Шкала 1: 3,5;
• Шкала 2: 3;
• Шкала 3: 3;
• Шкала 4: 3;
• Шкала 5: 3;
• Шкала 6: 2,86;
• Шкала 7: 3.
Течтируемый№10:
• Шкала 1: 4,25;
• Шкала 2: 2,6;
• Шкала 3: 4;
• Шкала 4: 4,5;
• Шкала 5: 4;
• Шкала 6: 4,14;
• Шкала 7: 4.
Тестируемый№11:
• Шкала 1: 4,5;
• Шкала 2: 3,4;
• Шкала 3: 2,8;
• Шкала 4: 4,5;
• Шкала 5: 4;
• Шкала 6: 4,43;
• Шкала 7: 4,4;
Тестируемый№12:
• Шкала 1: 4,5;
• Шкала 2: 2,6;
• Шкала 3: 3,2;
• Шкала 4: 3,3;
• Шкала 5: 4;
• Шкала 6: 4;
• Шкала 7: 2,6;
2.2 Анализ полученных результатов и рекомендации
мотив студент обучение университет
Судя
по результатам опроса, у всех студентов
преобладают коммуникативные
Учеба все же не является для них главным фактором для поступления и не захватывает их в течение всего учебного процесса, многие подчеркивают, что не готовятся к каждому занятию, а значит, институт является для них лишь проходным звеном для вступления во взрослую жизнь, а сам по себе он интересен не для всех студентов. Дальше приблизительно равномерно идут мотивы творческой самореализации и социальные, а значит, многие молодые люди принимают непосредственное участие в жизни вуза, его мероприятиях, объединениях, собраниях и праздниках, ведь вуз – это не только учебный процесс, у него есть и другая, не менее интересная сторона. На предпоследнем месте находятся мотивы престижа, и это свидетельствует о том, что далеко не все студенты заинтересованы в результатах своей учебной и социальной деятельности в вузе. И этот факт подчеркивает невысокую в этом отношении мотивацию студентов к учебе. На последнем же месте находятся мотивы избегания, мотивы говорящие о том, что студент не имеет целостного представления о специальности, на которой учится, и заинтересован не в ней, а в получении диплома. Отрицательным фактором здесь является то, что такие люди имеются, а значит, мотивацию студентов нужно повышать, чтобы добиться наибольшего количества учащихся, их наилучших результатов и активного участия в общественной жизни института, а как следствие – высококвалифицированных специалистов, заинтересованных в своей работе, и уверенных в себе, успешных людей. В системе «обучающий - обучаемый» студент является не только объектом управления этой системы, но и субъектом деятельности. Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность.
В личности человека они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера. В литературе этот термин включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета.
Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичность. Соответственно, при анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К.Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес. Характеризуя интерес (в общепсихологическом определении - это эмоциональное переживание познавательной потребности) как один из компонентов учебной мотивации, необходимо обратить внимание на то, что в повседневном бытовом, да и в профессиональном педагогическом общении термин «интерес» часто используется как синоним учебной мотивации. Об этом могут свидетельствовать такие высказывания, как «у него нет интереса к учебе», «необходимо развивать познавательный интерес» и т.д. Такое смещение понятий связано, во-первых, с тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изучения в области мотивации (И.Герберт). Во-вторых, оно объясняется тем, что сам по себе интерес - это сложное неоднородное явление.
Необходимо условие для создания у студентов интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими студентов. Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение студентов с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения.
Преодоление
трудностей в учебной деятельности
- важнейшее условие
Связь ориентации
на «избегание неприятностей» с успеваемостью
слабая. Существенное, но неоднозначное
влияние на обучение оказывает потребность
в общении и доминировании. Установлено
также чрезвычайно важное для
организации учебной
При этом сама действенность мотивации, лучше формируема при направлении на способы, чем на «результат» деятельности. В то же время она по-разному проявляется для разных возрастных групп в зависимости, как от характера учебной ситуации, так и от жесткого контроля преподавателя. Психологическая устойчивость определяется, как способность поддерживать требуемый уровень психической активности при широком варьировании факторов, действующих на человека. Применительно к учебной мотивации ее устойчивость - это такая динамическая характеристика, которая обеспечивает относительную продолжительность и высокую продуктивность деятельности, как в нормальных, так и в экстремальных условиях. Установлено, что к психологическим детерминантам устойчивости относятся:
1) исходный тип мотивационной структуры;
2)личностная значимость
предметного содержания
3)вид учебного задания;
наиболее сильными являются внутренние факторы: доминирование мотивационной ориентации, особенности внутриструктурной динамики и психологическое содержание мотивационной структуры. Учебная мотивация, представляя собой, особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешней (награда, избегание) мотивации.
Выводы
Таким образом, я раскрыла
понятие мотива и мотивации и
выяснила, что единого мнения по
поводу его определения не существует,
множество ученых, как русских, так
и зарубежных рассматривают данные
термины, и каждый имеет свою точку
зрения по этому поводу. Например, К.
Левин понимал мотив как
Таким образом, стимул вызывает
(побуждает) действие или поступок не
прямо, а опосредованно, через мотив:
побудителем мотива является стимул,
а побудителем действия или поступка
— внутреннее осознанное побуждение,
принимаемое многими
Список литературы
1. Мотивация и мотивы / Е. Ильин. — СПб.: Питер, 2003. «Мастера психологии»;
2. Ананьев Б.Г. К
3. Бондаренко С.М. Проблема
4. Захарова Л.Н. Личностные
5. Кон И. С. Психология
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - 304 с;
7. Нестерова Н.Б. «Ценностное
отношение студентов к учебным
дисциплинам как фактор
8. Орлов Ю.М. Потребностно-
9. Якунин В.А. Психология
10. Методика для диагностики
учебной мотивации студентов
(А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация
Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние
мотивационного фактора на
11. Андреева Г. М. «Социальная психология» - М., 2005;
12. Андриенко Е. В. «Социальная психология» - М., 2004;
13. Битянова М. Р. «Психология» - М., 2001;
14. Бодалев А. А. «Психология общения» - Москва-Воронеж, 1996;
15. Маерс «Социальная психология» - С-П., 1997;
16. Шивандрин «Социальная
17. Крысько В. Г. «Социальная
психология в схемах и
18. Шихерев «Современная
19. Шибутани «Социальная