Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:03, курсовая работа
Цель: исследовать и выявить мотивы обучения студентов в вузе;
Задачи:
1) Раскрыть понятие мотива и мотивации и сравнить различные точки зрения на проблему мотивов;
2) Выявить среди студентов мотивы обучения в вузе;
3) Проанализировать мотивы студентов и дать соответствующие рекомендации;
Введение
Глава 1. Вопросы мотивации в психологическом исследовании
1.1 Мотивы и мотивация
1.2 Психологические особенности студентов
Глава 2. Исследование мотивации
2.1 Диагностика мотивации студентов в вузе
2.2 Анализ полученных результатов и рекомендации
Выводы
Л.С. Выготский, не рассматривавший специально психологию юношеского возраста, впервые не включил его в детские возрасты, четко разграничив детство от взрослости. «Возраст от 18 до 25 лет составляет скорее начальное звено в цепи взрослых возрастов, чем заключительное звено в детском развитии...». Следовательно, в отличие от всех ранних концепций, где юность традиционно оставалась в пределах детских возрастов, она впервые была названа Л.С. Выготским «началом зрелой жизни». В дальнейшем эта традиция была продолжена отечественными учеными.
Студенчество в качестве
отдельной возрастной и социально-психологической
категории выделено в науке относительно
недавно - в 1960-х годах ленинградской
психологической школой под руководством
Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических
функций взрослых людей. Как возрастная
категория студенчество соотносится
с этапами развития взрослого
человека, представляя собой «переходную
фазу от созревания к зрелости» и
определяется как поздняя юность
- ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение
студенчества внутри эпохи зрелости
- взрослости основано на социально-психологическом
подходе. Рассматривая студенчество как
«особую социальную категорию, специфическую
общность людей, организованно объединенных
институтом высшего образования», И.А.
Зимняя выделяет основные характеристики
студенческого возраста, отличающие
его от других групп населения
высоким образовательным
Психологическое содержание
юности связано с развитием
А.В. Толстых подчеркивает,
что в молодости человек
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
1) с психологической, которая представляет собой единство
психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в
психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований;
2) с социальной, в которой
воплощаются общественные
3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач. Следовательно, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.
Если же изучить студента
как личность, то возраст 18-20 лет - это
период наиболее активного развития
нравственных и эстетических чувств,
становления и стабилизации характера
и, что особенно важно, овладения
полным комплексом социальных ролей
взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых
и др. С этим периодом связано
начало «экономической активности», под
которой демографы понимают включение
человека в самостоятельную
Глава 2. Исследование мотивации
2.1 Диагностика мотивации студентов в ВУЗе
С целью выявления мотивов обучения студентов в вузе, я провела среди учащихся опрос по методике Реана и Якунина. Исследование проходило в тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого. Мною было опрошено 12 человек. Я бы хотела предоставить описание методики и результаты опроса.
Методика
для диагностики учебной
Шкалы: учебные мотивы – коммуникативные, избегания, престижа, профессиональные, творческой самореализации, учебно-познавательные, социальные мотивы
Назначение теста: диагностика учебной мотивации студентов.
Описание теста: Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.
Инструкция к тесту: Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.
Тест.
1. Учусь,
потому что мне нравится
2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
3. Хочу стать специалистом.
4. Чтобы
дать ответы на актуальные
вопросы, относящиеся к сфере
будущей профессиональной
5. Хочу
в полной мере использовать
имеющиеся у меня задатки,
6. Чтобы не отставать от друзей.
7. Чтобы
работать с людьми, надо иметь
глубокие и всесторонние
8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов.
9. Потому
что хочу, чтобы наша учебная
группа стала лучшей в
10. Чтобы
заводить знакомства и
11. Потому
что полученные знания
12. Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.
13. Чтобы
избежать осуждения и
14. Хочу
быть уважаемым человеком
15. Не
хочу отставать от сокурсников,
16. Потому
что от успехов в учебе
17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».
18. Просто нравится учиться.
19. Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его.
20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
21. Успешно
продолжить обучение на
22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.
23. Потому
что в будущем думаю заняться
научной деятельностью по
24. Любые знания пригодятся в будущей профессии.
25. Потому
что хочу принести больше
26. Стать
высококвалифицированным
27. Чтобы
узнавать новое, заниматься
28. Чтобы
дать ответы на проблемы
29. Быть
на хорошем счету у
30. Добиться
одобрения родителей и
31. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой.
32. Потому
что знания придают мне
33. Потому
что от успехов в учебе
34. Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.
Обработка и интерпретация результатов теста:
• Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.
• Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.
• Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.
• Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.
• Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.
• Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.
• Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.
Результаты методики:
Тестируемый№1:
• Шкала 1: 3,5;
• Шкала 2: 3;
• Шкала 3: 3;
• Шкала 4: 3;
• Шкала 5: 3;
• Шкала 6: 2,86;
• Шкала 7: 3.
Тестируемый№2:
• Шкала 1: 3,75;
• Шкала 2: 3,8;
• Шкала 3: 3,2;
• Шкала 4: 3,67;
• Шкала 5: 3,5;
• Шкала 6: 3,7;
• Шкала 7: 3,2.
Течтируемый№3:
• Шкала 1: 4,25;
• Шкала 2: 2,6;
• Шкала 3: 4;
• Шкала 4: 4,5;
• Шкала 5: 4;
• Шкала 6: 4,14;
• Шкала 7: 4.
Тестируемый№4:
• Шкала 1: 3,75;
• Шкала 2: 1,6;
• Шкала 3: 2;
• Шкала 4: 3,3;
• Шкала 5: 2,5;
• Шкала 6: 3;
• Шкала 7: 2,4.
Тестируемый№5:
• Шкала 1: 4,5;
• Шкала 2: 2,6;
• Шкала 3: 3,2;
• Шкала 4: 3,3;
• Шкала 5: 4;
• Шкала 6: 4;
• Шкала 7: 2,6;
Тестируемый№6:
• Шкала 1: 4,5;
• Шкала 2: 3,4;
• Шкала 3: 2,8;
• Шкала 4: 4,5;
• Шкала 5: 4;
• Шкала 6: 4,43;
• Шкала 7: 4,4;
Тестируемый№7:
• Шкала 1: 3,75;
• Шкала 2: 3,8;
• Шкала 3: 3,2;
• Шкала 4: 3,67;
• Шкала 5: 3,5;
• Шкала 6: 3,7;
• Шкала 7: 3,2.
Тестируемый№8:
• Шкала 1: 3,75;
• Шкала 2: 1,6;
• Шкала 3: 2;
• Шкала 4: 3,3;
• Шкала 5: 2,5;