Мотивы обучения студентов в ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать и выявить мотивы обучения студентов в вузе;
Задачи:
1) Раскрыть понятие мотива и мотивации и сравнить различные точки зрения на проблему мотивов;
2) Выявить среди студентов мотивы обучения в вузе;
3) Проанализировать мотивы студентов и дать соответствующие рекомендации;

Содержание

Введение
Глава 1. Вопросы мотивации в психологическом исследовании
1.1 Мотивы и мотивация
1.2 Психологические особенности студентов
Глава 2. Исследование мотивации
2.1 Диагностика мотивации студентов в вузе
2.2 Анализ полученных результатов и рекомендации
Выводы

Работа содержит 1 файл

мотивы.docx

— 53.29 Кб (Скачать)

Л.С. Выготский, не рассматривавший  специально психологию юношеского возраста, впервые не включил его в детские  возрасты, четко разграничив детство  от взрослости. «Возраст от 18 до 25 лет  составляет скорее начальное звено  в цепи взрослых возрастов, чем заключительное звено в детском развитии...». Следовательно, в отличие от всех ранних концепций, где юность традиционно оставалась в пределах детских возрастов, она  впервые была названа Л.С. Выготским  «началом зрелой жизни». В дальнейшем эта традиция была продолжена отечественными учеными.

Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической  категории выделено в науке относительно недавно - в 1960-х годах ленинградской  психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится  с этапами развития взрослого  человека, представляя собой «переходную  фазу от созревания к зрелости» и  определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение  студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом  подходе. Рассматривая студенчество как  «особую социальную категорию, специфическую  общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения  высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью  и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной  социализации человека, развития высших психических функций, становления  всей интеллектуальной системы и  личности в целом. Если рассматривать  студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессом взросления. Период юности рассматривался издавна как период подготовки человека к взрослой жизни, хотя в разные исторические эпохи ему придавался разный социальный статус. Проблема юности волновала философов и ученых издавна, хотя возрастные границы этого периода были нечетки, а представления о психологических, внутренних критериях юношеского возраста были наивны и не всегда последовательны. В плане научного изучения юность, по выражению П.П. Блонского, стала относительно поздним достижением человечества. Юность однозначно оценивалась как этап завершения физического, полового созревания и достижения социальной зрелости и связывалась с взрослением, хотя представления об этом периоде развивались со временем, и в разных исторических обществах оно было отмечено различными возрастными границами. Сами представления о юности исторически развивались. И.С. Кон отмечал, что «возрастные категории во многих, если не во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический, сколько социальный статус, общественное положение». Связь возрастных категорий с социальным статусом сохраняется и сейчас, когда предполагаемый уровень развития индивида данного хронологического возраста определяет его общественное положение, характер деятельности, социальные роли. Возраст испытывает на себе влияние социальной системы, с другой стороны, сам индивид в процессе социализации усваивает, принимает новые и оставляет старые социальные роли. К.А. Абульханова-Славская, указывая на социальную обусловленность зрелых возрастов, считает, что периодизация жизненного пути личности, начиная с юности, перестает совпадать с возрастной и становится личностной.

Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решения задач профессионального  самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность, утверждается самостоятельность личности, выбор жизненного пути. В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство и именно в молодости завершается профессиональная подготовка, а, следовательно, и студенческая пора.

А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально  работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все  необходимые в выбранной профессии  знания, умения и навыки, развиваются  требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские  способности, инициативность, мужество, находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакций и т.д.).

Студент как человек определенного  возраста и как личность может  характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая  представляет собой единство 

психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в 

психологической стороне - психические  свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых  зависит протекание психических  процессов, возникновение психических  состояний, проявление психических  образований;

2) с социальной, в которой  воплощаются общественные отношения,  качества, порождаемые принадлежностью  студента к определенной социальной  группе, национальности;

3) с биологической, которая  включает тип высшей нервной  деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты,  физическую силу, телосложение и  т. д. Эта сторона в основном  предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Если подойти к студенту как к  человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций  на простые, комбинированные и словесные  сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных  психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной  памяти и переключения внимания, решения  вербально-логических задач. Следовательно, студенческий возраст характеризуется  достижением наивысших, «пиковых»  результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

Если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет - это  период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера  и, что особенно важно, овладения  полным комплексом социальных ролей  взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано  начало «экономической активности», под  которой демографы понимают включение  человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии  и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное  формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст  в качестве центрального периода  становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных  достижений.

 

Глава 2. Исследование мотивации

 

2.1 Диагностика мотивации студентов в ВУЗе

 

С целью выявления мотивов  обучения студентов в вузе, я провела  среди учащихся опрос по методике Реана и Якунина. Исследование проходило  в тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого. Мною было опрошено 12 человек. Я бы хотела предоставить описание методики и результаты опроса.

Методика  для диагностики учебной мотивации  студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация  Н.Ц.Бадмаевой).

Шкалы: учебные мотивы – коммуникативные, избегания, престижа, профессиональные, творческой самореализации, учебно-познавательные, социальные мотивы

Назначение теста: диагностика учебной мотивации студентов.

Описание теста: Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

Инструкция к тесту: Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.

Тест.

1. Учусь,  потому что мне нравится избранная  профессия. 

2. Чтобы  обеспечить успешность будущей  профессиональной деятельности.

3. Хочу  стать специалистом.

4. Чтобы  дать ответы на актуальные  вопросы, относящиеся к сфере  будущей профессиональной деятельности.

5. Хочу  в полной мере использовать  имеющиеся у меня задатки, способности  и склонности к выбранной профессии. 

6. Чтобы  не отставать от друзей.

7. Чтобы  работать с людьми, надо иметь  глубокие и всесторонние знания.

8. Потому  что хочу быть в числе лучших  студентов. 

9. Потому  что хочу, чтобы наша учебная  группа стала лучшей в институте. 

10. Чтобы  заводить знакомства и общаться  с интересными людьми.

11. Потому  что полученные знания позволят  мне добиться всего необходимого.

12. Необходимо  окончить институт, чтобы у знакомых  не изменилось мнение обо мне,  как способном, перспективном  человеке.

13. Чтобы  избежать осуждения и наказания  за плохую учебу. 

14. Хочу  быть уважаемым человеком учебного  коллектива.

15. Не  хочу отставать от сокурсников,  не желаю оказаться среди отстающих. 

16. Потому  что от успехов в учебе зависит  уровень моей материальной обеспеченности  в будущем. 

17. Успешно  учиться, сдавать экзамены на  «4» и «5». 

18. Просто  нравится учиться. 

19. Попав  в институт, вынужден учиться,  чтобы окончить его. 

20. Быть  постоянно готовым к очередным  занятиям.

21. Успешно  продолжить обучение на последующих  курсах, чтобы дать ответы на  конкретные учебные вопросы. 

22. Чтобы  приобрести глубокие и прочные  знания.

23. Потому  что в будущем думаю заняться  научной деятельностью по специальности. 

24. Любые  знания пригодятся в будущей  профессии. 

25. Потому  что хочу принести больше пользы  обществу.

26. Стать  высококвалифицированным специалистом.

27. Чтобы  узнавать новое, заниматься творческой  деятельностью. 

28. Чтобы  дать ответы на проблемы развития  общества, жизнедеятельности людей. 

29. Быть  на хорошем счету у преподавателей.

30. Добиться  одобрения родителей и окружающих.

31. Учусь  ради исполнения долга перед  родителями, школой.

32. Потому  что знания придают мне уверенность  в себе.

33. Потому  что от успехов в учебе зависит  мое будущее служебное положение. 

34. Хочу  получить диплом с хорошими  оценками, чтобы иметь преимущество  перед другими.

Обработка и интерпретация результатов  теста:

• Шкала 1. Коммуникативные  мотивы: 7, 10, 14, 32.

• Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.

• Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.

• Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.

• Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.

• Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.

• Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.

Результаты методики:

Тестируемый№1:

• Шкала 1: 3,5;

• Шкала 2: 3;

• Шкала 3: 3;

• Шкала 4: 3;

• Шкала 5: 3;

• Шкала 6: 2,86;

• Шкала 7: 3.

Тестируемый№2:

• Шкала 1: 3,75;

• Шкала 2: 3,8;

• Шкала 3: 3,2;

• Шкала 4: 3,67;

• Шкала 5: 3,5;

• Шкала 6: 3,7;

• Шкала 7: 3,2.

Течтируемый№3:

• Шкала 1: 4,25;

• Шкала 2: 2,6;

• Шкала 3: 4;

• Шкала 4: 4,5;

• Шкала 5: 4;

• Шкала 6: 4,14;

• Шкала 7: 4.

Тестируемый№4:

• Шкала 1: 3,75;

• Шкала 2: 1,6;

• Шкала 3: 2;

• Шкала 4: 3,3;

• Шкала 5: 2,5;

• Шкала 6: 3;

• Шкала 7: 2,4.

Тестируемый№5:

• Шкала 1: 4,5;

• Шкала 2: 2,6;

• Шкала 3: 3,2;

• Шкала 4: 3,3;

• Шкала 5: 4;

• Шкала 6: 4;

• Шкала 7: 2,6;

Тестируемый№6:

• Шкала 1: 4,5;

• Шкала 2: 3,4;

• Шкала 3: 2,8;

• Шкала 4: 4,5;

• Шкала 5: 4;

• Шкала 6: 4,43;

• Шкала 7: 4,4;

Тестируемый№7:

• Шкала 1: 3,75;

• Шкала 2: 3,8;

• Шкала 3: 3,2;

• Шкала 4: 3,67;

• Шкала 5: 3,5;

• Шкала 6: 3,7;

• Шкала 7: 3,2.

Тестируемый№8:

• Шкала 1: 3,75;

• Шкала 2: 1,6;

• Шкала 3: 2;

• Шкала 4: 3,3;

• Шкала 5: 2,5;

Информация о работе Мотивы обучения студентов в ВУЗе