Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:06, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности развития и основные характеристики мотивации достижения как внутренней психологической основы, определяющей стремление женщин к лидерству.
В соответствии с целями нами были поставлены следующие задачи:
выявить доминирующую мотивационную тенденцию женщин, стремящихся к лидерству;
определить личностные стандарты женщин, стремящихся к лидерству;
описать причинные схемы женщин, стремящихся к лидерству;
Введение………………………………………………………………………………
Глава 1 Теоретическая часть исследования ………………………………………..
1.1. Категории мотивации достижений………………………………………………
1.2. Социально-психологические особенности личности женщины-лидера.........
Глава 2 Эмпирическая часть исследования………………………………………..
2.1. Программа исследования……………………………………………………….
2.2. Методы исследования……………………………………………………………
2.3. Определение личностных стандартов женщин, стремящихся к лидерству…
2.4. Исследование уровня самооценки и иерархии ценностей……………………
2.5. Результаты эмпирического исследования……………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………
Мехрабян, используя теорию Х.Хекхаузена, разработал методику для оценки мотивации достижения через определение доминирующей мотивационной тенденции.
В результате обработки результатов методики мы получили следующую информацию: 87% участвовавших в исследовании женщин имеют мотивацию избегания неудач и только 13% - женщины, для которых характерна мотивация достижения.
Рис. 3 Результаты исследования мотивации достижения женщин, стремящихся к лидерству.
Полученные результаты
позволяют говорить о несформированности
одного из наиболее важных компонентов
успешного лидерства –
По нашему мнению, одной из главных причин преобладания у испытуемых мотивации избегания неудач по сравнению с мотивацией достижения успеха можно отнести особенности культуры нашего общества, сложившийся веками менталитет с его особенным отношением к женщине и её роли. Существует устоявшийся стереотип о том, что сферой самореализации женщин является, прежде всего, семья и, достигнув успеха там, она уже выполнила возложенную на неё миссию. При этом женщины, стремящиеся к лидерству и карьерному росту, в обществе зачастую вызывают неодобрение, воспринимаются как несостоятельные в семье и межличностных отношениях. Такое восприятие роли женщины в обществе приводит к формированию у неё страха успеха, который может являться ещё одной причиной, объясняющей слабо выраженное у женщин стремление к достижениям. Считаем, что к причинам преобладания мотивации избегания неудач можно отнести некоторые гендерные особенности личности женщины: несамостоятельность, ориентация на помощь и поддержку других, а не опора на собственные силы и способности, преобладание исполнительской деятельности, а не стремления к постановке целей и творческое их достижение и др.
Таким образом, мы можем говорить о том, что стремление к лидерству у женщин, обусловлено не внутренней, а внешней мотивацией: появившейся в обществе западной установкой на необходимость реализации женщин как лидеров в профессиональной деятельности, желанием изменить своё материальное положение, а это часто связывают с наличием высокого социального статуса, разочарованием в мужчинах и выполнении ими традиционных для них функций. Стремление к лидерству при таких обстоятельствах скорее вынужденное, чем желанное.
К личностным стандартам в нашем исследовании мы относим самооценку и ценности исследуемых нами женщин.
Самооценка – элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками человеком самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков, а также места среди других людей. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, построение взаимоотношений с окружающими, формируется требовательность человека к себе, отношение к успехам и неудачам, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Самооценка может быть средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе.
Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, т.к. она тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Адекватная самооценка позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) С. деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию.
Самооценка складывается под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди, в результате сопоставления образа реального "Я" (каким человек видит себя) с образом идеального "Я" (каким человек желает себя видеть), а также путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность.
Самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.
Полученные нами результаты исследования констатируют, что 81,6% опрошенных женщин имеют низкую самооценку, 18,4 – адекватную. Нет ни одной женщины, для которой была бы характерна высокая самооценка.
Рис. 5 Результаты исследования самооценки женщин, стремящихся к лидерству.
Отсутствие женщин с
высокой самооценкой стало
По нашему мнению, преобладание низкой самооценки связано с особенностями отношения к девочке и её успехам с детства. Результаты проведённых в отечественной психологии исследований [] говорят о том, что у девочек в младшем подростковом возрасте желание вести активный и деятельный образ жизни более выражено, чем у мальчиков того же возраста. Но у девочек меньше, чем у мальчиков, возможностей для проявления собственной активности, в достижении успеха в разных жизненных ситуациях, т.к. стереотипно она должна вести себя определённым образом – быть спокойной и сдержанной. При этом уже в школе больше девочек лидеров в классе, чем мальчиков. Ситуация изменяется с возрастом, и уже в поздней юности количество девушек-лидеров уменьшается.
Важным является и тот факт, что на успехи девочек чаще обращают меньше внимания, при этом изначально установлено, в каких сферах девочка, девушка, женщина в будущем может реализовать себя. Такое «невнимание» к успехам, рамочные отношения со значимыми взрослыми затрудняет адекватное формирование самооценки.
К личностным стандартам мы относим также и ценностные ориентации.
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
Ценностные ориентации
исследовались с помощью
Полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2. Иерархия терминальных и инструментальных ценностей женщин, стремящихся к лидерству.
Терминальные ценности |
Инструментальные ценности |
1. здоровье; |
1. терпимость; |
2. любовь; |
2. ответственность; |
3. счастливая семейная жизнь; |
3. жизнерадостность; |
4. активная деятельная жизнь; |
4. честность; |
5. наличие хороших и верных друзей; |
5. воспитанность; |
6. уверенность в себе; |
6. рационализм; |
7. материально обеспеченная жизнь; |
7. аккуратность; |
8. интересная работа; |
8. твёрдая воля; |
9. жизненная мудрость; |
9. широта взглядов; |
10. развитие; |
10. чуткость; |
11. продуктивная жизнь; |
11. образованность; |
12. познание; |
12. исполнительность; |
13. счастье других; |
13. независимость; |
14. свобода; |
14. самоконтроль; |
15. общественное признание; |
15. эффективность в делах; |
16. развлечения; |
16. смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов; |
17. красота природы и искусства; |
17. высокие запросы; |
18. творчество. |
18. непримиримость к недостаткам в себе и других. |
Анализ полученных результатов позволяет констатировать, что среди терминальных ценностей на первое место выходят абстрактные ценности личной жизни (здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь), ценности же, связанные с профессиональной деятельностью, уходят на второй план. Среди инструментальных ценностей наиболее значимыми оказываются ценности общения.
Значимым является тот факт, что ценность «активная деятельная жизнь» входит в пятёрку приоритетных для женщин ценностей. Это свидетельство формирующейся внутренней лидерской позиции у опрошенных нами женщин.
Преобладание семейных («здоровье», «счастливая семейная жизнь», занимающих соответственно 1 и 3 место) и материальных ценностей («материально обеспеченная жизнь» - 7 место) подтверждает высказанное нами ранее предположение о том, что стремление к лидерству у женщин обусловлено прежде всего внешними социальными условиями: собственное счастье и счастье семьи благодаря лидерству и его финансовой составляющей, а не стремлению к «интересной работе», «развитию», «продуктивной жизни», «общественному признанию», которые занимают соответственно 8, 10, 11 и 15 места.
Анализ восприятия женщинами интрументальных ценностей так же не позволяет говорить о наличии у них в достаточной степени сформированной внутренней лидерской позиции. Значимым в этом случае ценностям: «твёрдая воля», «образованность», «независимость», «эффективность в делах», «смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов» соответствуют места от 8 и ниже.
Итак, результаты исследования самооценки и ценностей женщин, стремящихся к лидерству, говорят о том, что оба психологических феномена не сформированы на том уровне, который позволил бы успешно осуществлять лидерскую деятельность. В целом же, низкая самооценка и отсутствие «лидерских» ценностей как приоритетных у женщин являются особенностями нашей культуры и менталитета. Таким образом, характеристики личности женщин, стремящихся к лидерству, соответствуют стереотипам общества и культуры.
Информация о работе Мотивация достижения как внутренней психологической основы