Мотивация достижения как внутренней психологической основы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности развития и основные характеристики мотивации достижения как внутренней психологической основы, определяющей стремление женщин к лидерству.
В соответствии с целями нами были поставлены следующие задачи:
выявить доминирующую мотивационную тенденцию женщин, стремящихся к лидерству;
определить личностные стандарты женщин, стремящихся к лидерству;
описать причинные схемы женщин, стремящихся к лидерству;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………
Глава 1 Теоретическая часть исследования ………………………………………..
1.1. Категории мотивации достижений………………………………………………
1.2. Социально-психологические особенности личности женщины-лидера.........

Глава 2 Эмпирическая часть исследования………………………………………..
2.1. Программа исследования……………………………………………………….
2.2. Методы исследования……………………………………………………………
2.3. Определение личностных стандартов женщин, стремящихся к лидерству…
2.4. Исследование уровня самооценки и иерархии ценностей……………………
2.5. Результаты эмпирического исследования……………………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

Мехрабян, используя теорию Х.Хекхаузена, разработал методику для  оценки мотивации достижения через  определение доминирующей мотивационной тенденции.

В результате обработки результатов  методики мы получили следующую информацию: 87% участвовавших в исследовании женщин имеют мотивацию избегания  неудач и только 13% - женщины, для  которых характерна мотивация достижения.

 

Рис. 3 Результаты исследования мотивации  достижения женщин, стремящихся к  лидерству.

 

Полученные результаты позволяют говорить о несформированности одного из наиболее важных компонентов  успешного лидерства – мотивации  достижения успеха.

По нашему мнению, одной из главных причин преобладания у испытуемых мотивации избегания неудач по сравнению с мотивацией достижения успеха можно отнести особенности культуры нашего общества, сложившийся веками менталитет с его особенным отношением к женщине и её роли. Существует устоявшийся стереотип о том, что сферой самореализации женщин является, прежде всего, семья и, достигнув успеха там, она уже выполнила возложенную на неё миссию. При этом женщины, стремящиеся к лидерству и карьерному росту, в обществе зачастую вызывают неодобрение, воспринимаются как несостоятельные в семье и межличностных отношениях. Такое восприятие роли женщины в обществе приводит к формированию у неё страха успеха, который может являться ещё одной причиной, объясняющей слабо выраженное у женщин стремление к достижениям. Считаем, что к причинам преобладания мотивации избегания неудач можно отнести некоторые гендерные особенности личности женщины: несамостоятельность, ориентация на помощь и поддержку других, а не опора на собственные силы и способности, преобладание исполнительской деятельности, а не стремления к постановке целей и творческое их достижение и др.

Таким образом, мы можем  говорить о том, что стремление к  лидерству у женщин, обусловлено  не внутренней, а внешней мотивацией: появившейся в обществе западной установкой на необходимость реализации женщин как лидеров в профессиональной деятельности, желанием изменить своё материальное положение, а это часто связывают с наличием высокого социального статуса, разочарованием в мужчинах и выполнении ими традиционных для них функций. Стремление к лидерству при таких обстоятельствах скорее вынужденное, чем желанное.

2.4. Исследование личностных  стандартов женщин, стремящихся  к лидерству.

 

К личностным стандартам в нашем исследовании мы относим самооценку и ценности исследуемых нами женщин.

Самооценка – элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками человеком самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков, а также места среди других людей. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, построение взаимоотношений с окружающими, формируется требовательность человека к себе, отношение к успехам и неудачам, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Самооценка может быть средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе.

Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, т.к. она тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Адекватная самооценка позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) С. деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию.

Самооценка складывается под влиянием тех оценок, которые  дают человеку другие люди, в результате сопоставления образа реального "Я" (каким человек видит себя) с образом идеального "Я" (каким человек желает себя видеть), а также путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность.

Самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные  суждения человека о себе или интерпретации  суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

 

Полученные нами результаты исследования констатируют, что 81,6% опрошенных женщин имеют низкую самооценку, 18,4 – адекватную. Нет ни одной женщины, для которой была бы характерна высокая  самооценка.

 


 

 

 

 

 

 

Рис. 5 Результаты исследования самооценки женщин, стремящихся  к лидерству.

 

Отсутствие женщин с  высокой самооценкой стало одним  из важных результатов исследования. Н.А.Литвинцева, обобщая результаты зарубежных и отечественных исследования, а также анализируя наследие народной мудрости, считает, что чаще всего самооценка у женщин занижена. Одной из причин этого она называет повышенную самокритичность женщин, по сравнению с мужчинами.

По нашему мнению, преобладание низкой самооценки связано с особенностями отношения к девочке и её успехам с детства. Результаты проведённых в отечественной психологии исследований [] говорят о том, что у девочек в младшем подростковом возрасте желание вести активный и деятельный образ жизни более выражено, чем у мальчиков того же возраста. Но у девочек меньше, чем у мальчиков, возможностей для проявления собственной активности, в достижении успеха в разных жизненных ситуациях, т.к. стереотипно она должна вести себя определённым образом – быть спокойной и сдержанной. При этом уже в школе больше девочек лидеров в классе, чем мальчиков. Ситуация изменяется с возрастом, и уже в поздней юности количество девушек-лидеров уменьшается.

Важным является и  тот факт, что на успехи девочек  чаще обращают меньше внимания, при  этом изначально установлено, в каких сферах девочка, девушка, женщина в будущем может реализовать себя. Такое «невнимание» к успехам, рамочные отношения со значимыми взрослыми затрудняет адекватное формирование самооценки.

К личностным стандартам мы относим также и ценностные ориентации.

Ценностные  ориентации - ориентации человека на определенные ценности возникают в результате их предварительной положительной  оценки. Однако об ориентации на ту или  иную ценность можно говорить только тогда, когда субъект запроектировал в своем сознании (или подсознании) овладение ею. А это человек делает, учитывая не только свои потребности, но и свои возможности. Для отдельных индивидов путь формирования ценностных ориентации может быть не от потребности к ценностям, а прямо противоположный: перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы новой потребности, которой раньше у него не было.

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Ценностные ориентации исследовались с помощью методики М.Рокича.

 

Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2. Иерархия терминальных и инструментальных ценностей  женщин, стремящихся к лидерству.

 

Терминальные  ценности

Инструментальные ценности

1. здоровье;

1. терпимость;

2. любовь;

2. ответственность;

3. счастливая  семейная жизнь;

3. жизнерадостность;

4. активная деятельная  жизнь;

4. честность;

5. наличие хороших  и верных друзей;

5. воспитанность;

6. уверенность  в себе;

6. рационализм;

7. материально  обеспеченная жизнь;

7. аккуратность;

8. интересная  работа;

8. твёрдая воля;

9. жизненная  мудрость;

9. широта взглядов;

10. развитие;

10. чуткость;

11. продуктивная  жизнь;

11. образованность;

12. познание;

12. исполнительность;

13. счастье других;

13. независимость;

14. свобода;

14. самоконтроль;

15. общественное  признание;

15. эффективность  в делах;

16. развлечения;

16. смелость  в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

17. красота природы  и искусства;

17. высокие запросы;

18. творчество.

18. непримиримость  к недостаткам в себе и других.


 

Анализ полученных результатов  позволяет констатировать, что среди  терминальных ценностей на первое место  выходят абстрактные ценности личной жизни (здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь), ценности же, связанные с профессиональной деятельностью, уходят на второй план. Среди инструментальных ценностей наиболее значимыми оказываются ценности общения.

Значимым является тот  факт, что ценность «активная деятельная жизнь» входит в пятёрку приоритетных для женщин ценностей. Это свидетельство формирующейся внутренней лидерской позиции у опрошенных нами женщин.

Преобладание семейных («здоровье», «счастливая семейная жизнь», занимающих соответственно 1 и 3 место) и материальных ценностей («материально обеспеченная жизнь» - 7 место) подтверждает высказанное нами ранее предположение о том, что стремление к лидерству у женщин обусловлено прежде всего внешними социальными условиями: собственное счастье и счастье семьи благодаря лидерству и его финансовой составляющей, а не стремлению к «интересной работе», «развитию», «продуктивной жизни», «общественному признанию», которые занимают соответственно 8, 10, 11 и 15 места.

Анализ восприятия женщинами  интрументальных ценностей так  же не позволяет говорить о наличии у них в достаточной степени сформированной внутренней лидерской позиции. Значимым в этом случае ценностям: «твёрдая воля», «образованность», «независимость», «эффективность в делах», «смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов» соответствуют  места от 8 и ниже.

Итак, результаты исследования самооценки и ценностей женщин, стремящихся  к лидерству, говорят о том, что  оба психологических феномена не сформированы на том уровне, который  позволил бы успешно осуществлять лидерскую  деятельность. В целом же, низкая самооценка и отсутствие «лидерских» ценностей как приоритетных у женщин являются особенностями нашей культуры и менталитета. Таким образом, характеристики личности женщин, стремящихся к лидерству, соответствуют стереотипам общества и культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Мотивация достижения как внутренней психологической основы