Мотивация достижения как внутренней психологической основы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности развития и основные характеристики мотивации достижения как внутренней психологической основы, определяющей стремление женщин к лидерству.
В соответствии с целями нами были поставлены следующие задачи:
выявить доминирующую мотивационную тенденцию женщин, стремящихся к лидерству;
определить личностные стандарты женщин, стремящихся к лидерству;
описать причинные схемы женщин, стремящихся к лидерству;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………
Глава 1 Теоретическая часть исследования ………………………………………..
1.1. Категории мотивации достижений………………………………………………
1.2. Социально-психологические особенности личности женщины-лидера.........

Глава 2 Эмпирическая часть исследования………………………………………..
2.1. Программа исследования……………………………………………………….
2.2. Методы исследования……………………………………………………………
2.3. Определение личностных стандартов женщин, стремящихся к лидерству…
2.4. Исследование уровня самооценки и иерархии ценностей……………………
2.5. Результаты эмпирического исследования……………………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

М.Ш.Магомед-Эминов определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления. Можно выделить особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим). [3]

Н.И.Конюхов определяет мотивацию достижения как выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив “жажда успеха” — активность — цель — “достижение успеха”. [14]

Мотивация достижения формируется  на основе соответствующих потребностей: потребности в достижении и потребности избегать неудачи.

Потребность в достижении, по мнению МакКлелланда и Аткинсона, - это стремление соответствовать стандартам высокого качества. Она рассматривается как  социально характеризуемая потребность с двумя важными компонентами: набор интернализованных стандартов, представляющих личные достижения или успехи, и теоретическое, создающее напряжение или мотивирующее состояние, которое побуждает человека к попыткам соответствовать этим стандартам. Потребность в достижении характеризуется следующими понятиями: выполнять нечто трудное; управлять, манипулировать, организовывать — в отношении физических объектов, людей или идей; делать это по возможности быстро и самостоятельно; преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей; совершенствоваться; соперничать и опережать других; реализовывать таланты и тем повышать самоуважение. [3]

Потребность избегать – потребность  избегать неудачи и, в более широком  смысле, избегать попыток решать задачи, которые воспринимают как такие, в которых имеется вероятность потерпеть неудачу.

В отечественной психологии мотивация достижения, а также тесно связанная с ней тема уровня притязаний исследовалась такими специалистами, как М. Ш. Магомед-Эминов, Т. В. Корнилова, И. М. Палей и многими другими.

В отечественной психологии изучение мотивации деятельности, и в частности  мотивации достижения, основано на теории деятельности. Результаты проведённых  исследований позволяют утверждать, сто мотивация достижения по своей сути ориентирована на цель. Она подталкивает человека к «естественному» результату ряда связанных друг с другом действий. Предполагается четкая последовательность серии действий, производимых одно за другим. Однако существуют специфические формы активности, не связанные напрямую с целью таким образом. Относящаяся к достижению деятельность иногда выполняется сама по себе и не имеет своей целью завершение по достижении цели или какой-либо другой внешней причины. С такого рода проявлениями мы встречаемся, например, при решении интеллектуальных заданий (кроссворды, головоломки) или в ручной работе, требующей определенных навыков (вышивка, вязание). Различные сложности, с которыми люди сталкиваются в процессе решения задач такого рода, воспринимаются как приятный и даже стимулирующий опыт. Слишком быстрое достижение цели и успеха может даже разочаровывать. Подобного рода организация целей, связанная с достижением, как и игра, относится к категории «нецелевой активности». Об этом писали Берлайн и Х.Хекхаузен.

Для мотивации достижения характерен также постоянный пересмотр целей. Если посмотреть на последовательность действий, важность постоянного пересмотра целей с течением времени становится очевидной, поскольку цепь действий может прерываться на часы, дни, недели, месяцы или даже годы.

Еще одной характеристикой мотивации достижения является постоянное возвращение к прерванному заданию, к чему-то прежде оставленному, возобновление основной направленности действий. На этом основан и описанный в рамках школы К.Левина эффекте Зейгарник. Так создаются сложные и долгое время существующие структуры из основной, побочной и входящей в их состав деятельности, которые ведут посредством достижения серии «субцелей» к главной, пусть даже очень отдаленной. Планирование становится необходимым для достижения упорядоченной последовательности и функциональной организации цепи действий. Этот временной охват ряда действий, которые Г.Мюррей называет «серией» актов, и отличает мотивацию достижения от множества других мотивов. [19]

Одной из важных характеристик мотивации  достижения является уровень притязаний, который определяется как уровень  поставленных человеком целей или  очередных достижений. Ф.Хоппе обнаружил, что уровень притязаний меняется с каждым новым достижением: если уровень притязаний реалистичен, то успех повышает уровень притязаний, если же уровень притязаний нереалистичен, то успех может привести к снижению мотивации.

Мотивацию достижения  можно охарактеризовать и как динамическое психическое явление. В данном случае мы имеем в виду тот факт, что в разных ситуациях деятельности мотивация может быть выражена с разной силой. Снижение мотивации достижения часто связано с опасностью, тревогой и фрустрацией в процессе деятельности, а также может быть вызвано завистью и агрессией окружающих. Только человек, который способен преодолеть зависть, недоброжелательность, предубежденное отношение других к собственным успехам, справиться с давлением и требованиями окружения и сберечь свое "Я", способен сохранять мотивацию к деятельности.

Определяя силу мотивации достижения человека, можно спрогнозировать  его будущую карьеру. Сильно мотивированный человек стремится к успеху и, как правило, больше работает. А для  недостаточно мотивированного индивидуума успех не является привлекательным. Это определяет низкий уровень развития мотивации достижения у такого человека.

Мотивация достижения у одного и  того же человека не всегда одинакова  и зависит от ситуации и предмета деятельности. Уровень мотивации  достижения в каждой конкретной деятельности определяют, по мнению исследователей, следующие факторы:

1) значимость достижения успеха;

2) надежда на успех;

3) субъективно оцениваемая вероятность  достижения успеха;

4) субъективные эталоны достижения.

Следует отметить, что идентификация с социумом или с группой увеличивает общий уровень мотивации и активность личности.

Мотив достижения проявляется во многих ситуациях, являясь относительно устойчивым личностным образованием, когда человек  стремится достигать высоких  целей. Однако он является динамичным образованием и начинает актуализируется во взаимодействии с ситуативными факторами - такими как ценность и вероятность достижения успеха в определенной сфере деятельности. В связи с этим мотивацию достижения можно описать следующей формулой:

 


 

 

 

 

Рис. 2 Формула мотивации достижения.

Мотив достижения дифференцирует людей по их стремлению к успеху. Выделяют мотив  достижения успеха и мотив избегания неудачи. Судьба человека и его положение в обществе во многом зависят от того, доминирует у него тот или иной мотив. Замечено, что люди, у которых сильнее выражено стремление к достижению успехов добиваются в жизни большего, чем те, у кого оно выражено слабо или отсутствует. Мотив достижения вспеха отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и достичь желаемого результата. Мотив избегания неудачи рассматривается как выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, нередко любыми путями и средствами. Для личности, с преобладанием мотива избегания неудач, главное не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой сильной трансформации первоначальной, главной цели, её полного или частичного недостижения. [3]

Индивиды  с выраженным мотивом избегания  неудач  безразличны к успехам, их не интересуют высокие результаты, и они ничего не делают для их достижения. Люди с высоким показателем мотива достижения успеха стремятся достичь высоких результатов в деятельности. О субъекте с такой мотивацией говорят, что он:

- настойчив в достижении целей;

- не довольствуется полученным результатом;

- что бы ни делал, пытается  это выполнить лучше, чем раньше;

- для него главное в жизни  - это переживание радости успеха  вследствие достижения высоких  результатов;

- склонен преследовать отдаленные  цели;

- не довольствуется несложным заданием и легко доступными целями;

- склонен увлекаться работой, достигая  все новых и новых целей  (ощущая радость успеха).

Мотивированные  на успех испытуемые склонны фокусироваться на «большой цели», они также предпочитают задания, охватывающие больший период времени, требующие планирования, процесса принятия решения. Они не нуждаются в быстром достижении успеха, более того, они могут достаточно долго ждать. Для них характерно и то, что они наиболее сильно мотивируются заданиями из области средней трудности, с вероятностью достижения успеха от 30 до 50 %. Мотивированные на неудачу сильнее мотивируются заданиями или слишком легкими, или повышенной сложности. Эти данные были получены различными способами в ряде исследований, касающихся постановки целей. [19]

Таким образом, мотивация достижения определяется как устойчивыми атрибутами личности - мотивом достижения, так и ситуативными факторами  - шансы на успех, ценность деятельности, сложность задания. Многое зависит и от ожидания успеха как субъективной вероятности его достижения.

В конечном счете, успех или неудача  в ориентированном на достижение взаимодействии человека со средой всегда случайны и таким образом являются всего лишь преходящими периодическими состояниями по отношению к мотивации достижения. И вне зависимости от того, насколько дифференцированы критерии успешности, эта шкала состоит из двух частей: одна из них символизирует успех (не важно, насколько ярко выраженный), а другая – неудачу; и эти части отделены друг от друга узкой пограничной областью, если не границей. В зависимости от достигнутых успехов эта граница может перемещаться вверх и вниз по шкале, смещая вместе с собой нулевую точку отсчета. Потому невозможно объективно определить для достаточно длительного периода времени, что именно для определенного человека будет являться успехом, а что – неудачей.

Таким образом, проведённые к настоящему времени исследования мотивации  достижения не дают полной и достаточной  информации о формировании, развитии, проявлениях этого важного психологического феномена. Большинством исследователей рассматривают мотивацию со структурных позиций как совокупность факторов или мотивов, либо как динамическое образование, как процесс, механизм.

  Для нас наиболее значимым  является тот факт, что мотивация достижения включает два мотива: достижения успеха и избегания неудач. Доминирование того или иного мотива определяет поведение человека: процесс постановки и достижения целей, оценки и интерпретации полученных результатов, особенности его взаимодействия с окружающим миром и людьми. Высокомотивированные, ориентированные на успех люди стремятся к достижению высоких результатов, уверенны в своих силах и готовы нести ответственность за результаты своей деятельности. Именно такими качествами необходимо обладать женщине, стремящейся стать лидером.

 

1.3. Социально – психологические  особенности личности женщины  лидера

 

 В последнее десятилетие  с изменением общественных условий,  формированием новых рыночных  отношений, когда человек получил  возможность самостоятельно на основе собственных личностных качеств, знаний и умений выстраивать свою жизнь, проблема лидерства становится всё более актуальной.

В зарубежной психологии одним из наиболее распространённых  определений лидерства является: лидерство – процесс, при помощи которого определены члены группы мотивируют и ведут за собой группу. Часто к этому определению добавляют: к достижению поставленных целей и задач. Таким образом, акцент ставится на деловой стороне этого феномена.

В отечественной психологии проблема лидерства стала привлекать внимание исследователей только с 1970х годов. В настоящее время лидерство понимается как отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Исходя из собственного опыты работы с молодыми людьми по формированию и развитию лидерской  позиции, мы считаем, что лидерство  может проявляться не только в  группе, но и по отношению человека к самому себе. Это первый этап в  становлении лидера: научившись управлять собой, достигать успеха и намеченного результата, человек становится лидером вначале по отношению к себе, а затем и для других. Мы согласны с утверждением о том, что лидерская позиция в большей степени внутренняя, чем внешняя.

По мнению отечественных психологов, лидер – это член группы, за которым она признаёт право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Лидерство предполагает способность человека ставить перед  собой и другими цель, определять пути её достижения и достигать цели, учитывая изменяющиеся окружающие условия; способность организовывать и поддерживать эффективную деятельность для достижения поставленной цели. [18]

Согласно ситуативной  теории лидерства, лидер – это  прежде всего продукт ситуации, продут своего времени.

Эффективные лидеры не бояться  брать на себя ответственность, имеют  своё мнение, суждения и оценки, способны прислушиваться к точке зрения последователей. Непременным качеством лидера является творчество, позволяющее ему быть всегда новым и интересным.

Наиболее популярная сегодня комплексная теория лидерства  утверждает, что лидер – субъект  управления и организации межличностных отношений в группе. [1]

В отечественной психологии А.А.Бодалёв говорит о появлении нового вида одарённости – коммуникативной или лидерской. Первой её составляющей является специфический вид интеллекта, в котором неприменным условием достижения нужного результата становится учёт человеческого фактора. Такой интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки и соотносить свои поступки с сформировавшимися у него критериями. Наблюдательность по отношению к переживаниям других, интуиция, саморефлексия – также необходимые составляющие лидерской одарённости. Этой категорией людей другой человек воспринимается как ценность. Лидерски одарённый человек в процессе общения демонстрирует силу воли, целеустремлённость, настойчивость, решительность, но облекает их в такую форму, которая не ранит, а поднимает личную значимость другого человека.

Информация о работе Мотивация достижения как внутренней психологической основы