Мотивация достижения как внутренней психологической основы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности развития и основные характеристики мотивации достижения как внутренней психологической основы, определяющей стремление женщин к лидерству.
В соответствии с целями нами были поставлены следующие задачи:
выявить доминирующую мотивационную тенденцию женщин, стремящихся к лидерству;
определить личностные стандарты женщин, стремящихся к лидерству;
описать причинные схемы женщин, стремящихся к лидерству;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………
Глава 1 Теоретическая часть исследования ………………………………………..
1.1. Категории мотивации достижений………………………………………………
1.2. Социально-психологические особенности личности женщины-лидера.........

Глава 2 Эмпирическая часть исследования………………………………………..
2.1. Программа исследования……………………………………………………….
2.2. Методы исследования……………………………………………………………
2.3. Определение личностных стандартов женщин, стремящихся к лидерству…
2.4. Исследование уровня самооценки и иерархии ценностей……………………
2.5. Результаты эмпирического исследования……………………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

Обладая необходимыми личностными  качествами, лидер необходим обществу как один из наиболее важных участников процесса формирования и развития самого общества. Функции лидера в конкретном обществе зависят от степени социально-экономической зрелости всех сфер его жизни, общего уровня культуры и менталитета людей, политического режима, индивидуальных качеств самого лидера. Среди общезначимых функций лидера выделяют следующие:

    • интегративная – объединение и согласование разных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;
    • ориентационная – выработка курса отражающего тенденции прогресса и потребности группы;
    • инструментальная – определение способов и методов осуществления поставленных целей;
    • мобилизационная – инициирование необходимых изменений с помощью создания и развития необходимых для группы стимулов;
    • коммуникативная – обеспечение устойчивых форм самореализации на основе тесных контактов как внутри группы, так и с общством в целом;
    • функция гаранта справедливости. [2]

Являясь лидером для группы последователей, человек выполняет перечисленные выше функции, но и в отношении самого себя он также является лидером, которому необходимо, определив собственные интересы и потребности, выработать свой курс профессионального и личностного развития, способы достижения поставленных перед собой целей. Важны в данном случае умение создать эффективные стимулы для собственной деятельности, установить контакт с окружающими людьми и миром в целом и т.д. Лидер для других начинается с лидера в отношении себя самого.

В обществе традиционно  роль лидера присваивается мужчинам. Несмотря на то, что по ряду качеств  женщины лидеры не отличаются от своих коллег мужчин, представление об их непригодности для лидерской роли является устойчивым. Оно проявляется в стереотипных суждениях близких, друзей и коллег, в предпочтении подчинёнными мужчины в роли босса и в скептицизме мужчин-руководителей в отношении женщин, стремящихся к лидерству. Но со второй половины 20 века количество женщин-лидеров неуклонно возрастает. Разнообразие мнений о возможностях женщин быть эффективным лидером привело к необходимости сравнительного исследования лидеров обоих полов. Такие исследования проводились в рамках гендерной психологии наиболее активно с середины 1970-х годов. Часто изучаются следующие проблемы связи лидерства и пола:

      • частота появления мужчин и женщин в роли лидера;
      • лидерский стиль поведения;
      • эффективность выполнения лидерской роли;
      • лидерство и половая структура;
      • стремление к лидерству и
      • гендерная идентичность лидера.

В результате различных  исследований названных проблем  в гендерной психологии были получены три типа эмпирических данных:

    1. лидеры-женщины не отличались от лидеров-мужчин ни по лидерскому стилю, ни по эффективности своей деятельности, ни по вербальному поведению;
    2. отличия лидеров разного пола были отражением общих гендерных различий, т.е. лидеры имели больше сходства с рядовыми участниками своего пола, чем с лидерами противоположного;
    3. лидера-женщины отличались от лидеров-мужчин, но в сторону противоположную ожидаемым гендерным различиям; так, по мотивации достижения и стремлению к лидерству женщины превосходили мужчин. [1]

Мы склоняемся ко второй точке зрения, согласно которой отличия женщин лидеров от преуспевающих мужчин прежде всего обусловлены существующими половыми и гендерными различиями.

Анализ результатов  исследований в области гендерного лидерства позволяет сделать  вывод, что преуспевающих деловых женщин отличают следующие характеристики:

    • яркая личная индивидуальность в сочетании с женственностью;
    • независимость;
    • высокий уровень общей, интеллектуальной и физической активности, во многом за счёт развитой мотивации достижения, в частности преобладания стремления к успеху;
    • коллегиальность в принятии решений, делегирование полномочий, умение достойно реагировать на критику;
    • интернальный локус-контроля;
    • умение оперативно переключаться с одной социальной роли (деловой женщины) на другую (дочь, мать, жена);
    • уверенность в себе, а также в том, что близкие люди понимают и поддерживают;
    • особенности “Я - концепции” и личностной идентичности, когда высокая значимость идентификации “я - женщина” может оказывать негативное влияние на профессиональную самореализацию. [12]

В результате проведённого Иоффе Е.В. исследования был составлен  социально–психологический портрет  женщины, реализующей лидерскую  модель поведения. Их средний возраст  – 32 года. Как самое важное в жизни  они называют семью и работу. Следующим  по значению для них является материальное положение, в то время как в ответах мужчин следующее место после семьи и работы занимает здоровье. Многие женщины придают большое значение  самореализации, самосовершенствованию. И мужчины и женщины как основные свои качества  в первую очередь отмечают коммуникабельность и ответственность. Остальные самоописания повторяют традиционные гендерные стереотипы. Женщины описывают себя как трудолюбивых и работоспособных, аккуратных и исполнительных. [10]

Особую роль для женщины  играют характеристики актуальной жизненной ситуации: поддержка близких людей, удовлетворенность работой, своими профессиональными знаниями и умениями, интерес к работе, высокий уровень притязаний в профессиональной деятельности.

В основе стремления женщин к лидерству лежит инстинкт материнства, создания жизни, в иерархии же внутренних импульсов мужчины превалирует стремление к агрессии.

В связи с этим, а  также по другим причинам, женское  лидерство обладает рядом специфических  черт. Женщине лидеру присущ более гибкий демократический стиль руководства, она более эмпатийна, общительна, устойчива к стрессам по сравнению с мужчиной, менее уязвима физически, реже болеет. Она менее агрессивна, имеет более пластичную нервную систему, что способствует большей адаптивности, чаще выступает в роли эмоционального лидера, ориентируясь на межличностные отношения в группе, а не задачу. Женщины – лидеры более открыты и экспансивны, имеют более ясную позицию, лучше взаимодействуют с персоналом. Женщины -  лидеры чаще доминируют в малых группах, мужчины предпочитают доминировать в общественных отношениях.

Женщины, добившиеся успеха, имеют общие черты. У них хорошие  способности, высокая самооценка, ясное  представление о своих целях. Они придерживаются либеральных  взглядов на роль женщины в обществе, осознают свой потенциал и не чувствуют ограничений, налагаемых на них полом. Такие женщины сочетают в себе разнообразные личностные свойства и обладают как женскими чертами, например теплота, открытость, так и считающимися мужскими: рассудительность, напористость, независимость. У них высокий уровень образования, часто с математическим уклоном. Несмотря на наличие женской ролевой модели, они не стремятся к браку и созданию семьи.

Американская исследователь  Элис Игли в 1987 году высказала мнение о том, что для того, чтобы быть принятой обществом и успешно осуществлять лидерскую деятельность, женщины-лидеры должны вести себя конгруэнтно их гендерной роли и в своём поведении и мотивации соответствовать гендерному стереотипу.  Но реализуя одновременно роль лидера, профессионала и матери, жены, дочери, женщина неминуемо будет испытывать внутриличностный конфликт между гендерной и лидерской ролями. Э.Игли утверждала, что смягчение ролевого конфликта у женщин-лидеров приведёт к росту их достижений.

Анализ результатов  исследований в области гендерного лидерства позволяет утверждать: женщина обладает важными социально  – психологическими особенностями, которые  позволяют ей быть успешной, эффективной в любой сфере  деятельности, а значит, занимать лидирующие позиции. Но существующие в обществе стереотипы в отношении роли и функций женщины препятствуют успешной реализации ею лидерской позиции.

Несмотря на трудности, значительная часть женщин стремится  к лидерству и достигает этой цели. Благодаря разнообразным исследования женского лидерства можно утверждать, что сформировался образ женщины преуспевшей в построении собственной карьеры и личностном росте. Современная женщина-лидер обладает таким психологическими особенностями как развития мотивации достижений, ориентированные на успех, высокая самооценка, интернальный локус контроль, уверенность в себе и своих силах. В то же время для неё характерны: умение сочетать и успешно выполнять нескольких социальных ролей (мать, жена и профессионал, коллега), значимость таких ценностей как семья, работа, материальное благополучие, ясное представление о своих целях.

 

Глава 2. Эмпирическая часть  исследования

2.1.Программа исследования.

Современные исследования мотивации распадаются на три  широких направления. Одно из них – психологическое – ориентируется на объяснения сложных, усвоенных человеком моделей поведения. Сюда относятся исследования потребности в достижении, потребности в аффилиации и т.д. Наше исследование также является психологическим по своей сути.

Целью нашего исследования является выявление особенностей развития и основных характеристик мотивации достижения как внутренней психологической основы, определяющей стремление женщин к лидерству.

К важным для обеспечения  лидерской позиции личностным характеристикам, связанным с мотивацией достижения, по нашему мнению относятся прежде всего самооценка, ценности.

Основные задачи нашего исследования:

    1. выявление доминирующей мотивационной тенденции женщин, стремящихся к лидерству: стремления к успеху или избеганию неудач;
    2. определение личностных стандартов женщин, стремящихся к лидерству: уровня развития самооценки и иерархии ценностей;

Мы предполагаем, что  т.к. мотивация достижения является сложным психологическим образованием и предполагает определённый уровень  личностного и когнитивного развития, то женщины, стремящиеся к лидерству, имеют высокий уровень сформированности необходимых мотивационно-личностных характеристик.

Для достижения поставленных в исследовании целей и задач  были использованы ряд методик: методика исследования мотивации достижения Мехрабяна (женский вариант), тест “Ваша самооценка”, методика “Ценностные ориентации М.Рокича. В исследовании приняли участие 46 женщин в возрасте от 20 до 33 лет. Основная часть из них – 27 человек – участницы “курсов индивидуальных предпринимателей при городском центре занятости населения”, образовательного курса, основными целями которого являются развитие у женщин лидерских качеств и формирование активной жизненной позиции.

 

 

 

    1. Методы исследования

Для исследования мотивации достижения мы использовали методику, предложенную Мехрабяном, вариант для женщин. Методика предназначена для дифференцированной оценки двух связанных, но противоположно направленных мотивационных тенденций: стремление к успеху и боязни неудачи. По мнению автора, определенные сочетания этих мотивационных тенденций у человека создают определенный тип личности и предопределяют разное поведение.

 Методика представляет  собой опросник, в котором испытуемым  предлагается 30 утверждений, касающихся  мыслей, чувств и действий человека в тех ситуациях жизни, где он может добиться успеха или избежать неудачи. Прочтя каждое утверждение опросника, испытуемым необходимо выразить степень своего согласия или несогласия с ним, используя предложенную авторами шкалу.

Для исследования самооценки использовался тест «Ваша самооценка», предложенный Сизановым. Испытуемые отвечают на 33 вопроса, выбирая один их предложенных вариантов ответов. Ответы по всем вопросам суммируются и соотносятся с предложенной авторами теста шкалой.

Ценностные ориентации женщин исследовались с помощью  методики «Ценностные ориентации»  М.Рокича. М. Рокич различает два  класса ценностей: терминальные – убеждения  в том, что конечная цель индивидуального  существования стоит того, чтобы  к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявляются  два списка ценностей по 18 в каждом. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Вначале предъявлялся набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

 

2.3. Исследование мотивационных тенденций женщин, стремящихся к лидерству.

 

Х.Хекхаузен выделял две мотивационные тенденции в рамках мотивации достижения: стремление к достижению успеха и стремление к избеганию неудач. Стремление к успеху проявляется в устойчивой ориентации человека на достижение поставленных перед собой целей, выборе задач на основе адекватной оценки их трудности и собственных способностей. Такие люди самостоятельны, целеустремлённы, стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию. Люди с преобладанием тенденции к избеганию неудач не могут адекватно оценить условия выполнения задачи и собственные способности для её реализации: часто выбирают либо слишком легкие, либо слишком сложные задачи.  Тревожны и осторожны.

Информация о работе Мотивация достижения как внутренней психологической основы