Мотивация достижения как внутренней психологической основы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности развития и основные характеристики мотивации достижения как внутренней психологической основы, определяющей стремление женщин к лидерству.
В соответствии с целями нами были поставлены следующие задачи:
выявить доминирующую мотивационную тенденцию женщин, стремящихся к лидерству;
определить личностные стандарты женщин, стремящихся к лидерству;
описать причинные схемы женщин, стремящихся к лидерству;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………
Глава 1 Теоретическая часть исследования ………………………………………..
1.1. Категории мотивации достижений………………………………………………
1.2. Социально-психологические особенности личности женщины-лидера.........

Глава 2 Эмпирическая часть исследования………………………………………..
2.1. Программа исследования……………………………………………………….
2.2. Методы исследования……………………………………………………………
2.3. Определение личностных стандартов женщин, стремящихся к лидерству…
2.4. Исследование уровня самооценки и иерархии ценностей……………………
2.5. Результаты эмпирического исследования……………………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

Оглавление:

 

Введение………………………………………………………………………………

Глава 1 Теоретическая часть исследования ………………………………………..

1.1. Категории мотивации достижений………………………………………………

1.2. Социально-психологические особенности личности женщины-лидера.........

 

Глава 2 Эмпирическая часть исследования………………………………………..

2.1. Программа исследования……………………………………………………….

2.2. Методы исследования……………………………………………………………

2.3. Определение личностных стандартов женщин, стремящихся к лидерству…

2.4. Исследование уровня самооценки и иерархии ценностей……………………

2.5. Результаты эмпирического исследования……………………………………………………………………….

 

Заключение………………………………………………………………………..

 

Список использованной литературы…………………………………………………..

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ещё П.М.Якобсон в 1969 году утверждал, что растущий интерес к психологии личности, а мотивационная сфера без сомнения является её ядром, к сложным динамическим переменным в её деятельности и поступках, делает изучение мотивации поведения человека насущной психологической задачей. Проблема мотивации и мотивов в настоящее время продолжает быть актуальной и остродискуссионной.

Интерес к изучению мотивации  сегодня вызван, прежде всего, актуальной социально-экономической ситуацией. Современное общество ориентировано на человека как ресурс для развития самого общества, государства, организаций и предприятий, в деятельность которых он включён. Поэтому вопросы формирования и развития лидерства и мотивации, а значит, и повышения эффективности его деятельности, становятся всё более актуальными. Общество ждёт от человека активности, уверенности, целеустремлённости. Человек, ориентированный на успех, постоянные и высокие достижения – это герой нашего времени. От высокого уровня развития  мотивации достижений сегодня зависит психологическое благополучие человека, его профессиональный и личностный рост. Поэтому всё больше представителей обоих полов стремятся к лидерству, особенно ярко эта тенденция проявляется среди женщин. Подтверждением тому являются разнообразные образовательные курсы, семинары, программы поддержки и развития, направленные на работу только с женщинами, предлагающие получить основные знания и формирующие умения, необходимые успешному лидеру. Кроме этого, современное общество, государство уделяют много внимания созданию условий для проявления женщинами своих лидерских качеств, самореализации и саморазвитию в различных видах деятельности. В связи с этим возрастает интерес к личности женщины-лидера, её внутренним психологическим особенностям.

Наиболее изученной эта проблема остаётся в зарубежной психологии.  В отечественной психологии исследования в области гендерного лидерства стали проводиться не так давно. Большая часть из них посвящена сравнению лидерских способностей, эффективности деятельности женщины-лидера и мужчины-лидера. Изучение мотивации деятельности, в частности мотивации достижения, женщин, стремящихся к лидерству либо уже реализующих лидерскую модель поведения, до настоящего времени не стало темой психологических исследований. Нет достаточной и актуальной информации о том, насколько женщины готовы к активному участию в жизни общества в роли лидеров, обладают ли они необходимыми личностными качествами, в том числе развитой мотивацией достижения. В современных социально-экономических условиях получение достоверной информации о мотивационно-личностных характеристиках женщин-лидеров становится все более важным.

Актуальность изучения личности женщины-лидера, не разработанность данной проблемы в современной психологии личности и обусловило наш интерес к  исследованию развития мотивации достижений женщин, стремящихся быть лидером, а значит, соответствовать требованиям современного общества.

В связи с этим объектом нашего исследования является мотивационная  сфера личности.

Предмет – мотивация достижений женщин, стремящихся к лидерству.

Цель исследования – выявить особенности развития и основные характеристики мотивации достижения как внутренней психологической основы, определяющей стремление женщин к лидерству.

В соответствии с целями нами были поставлены следующие задачи:

выявить доминирующую мотивационную тенденцию женщин, стремящихся к лидерству;

определить личностные стандарты  женщин, стремящихся к лидерству;

описать причинные схемы женщин, стремящихся к лидерству;

Гипотеза: исходя из того, что мотивация  достижения является сложным психологическим образованием и предполагает определённый уровень личностного и когнитивного развития, мы предположили, что женщины, стремящиеся к лидерству, имеют высокий уровень сформированности необходимых мотивационно-личностных характеристик.

В проведении исследования мы использовали следующие методики: методика исследования мотивации достижения Мехрабяна (вариант для женщин), методика «Уровень притязаний»

Анализ результатов проведённого нами исследования может стать основанием для изучения внутренних психологических характеристик стремления женщин к лидерству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическая  часть исследования.

 

1.1.Категории мотивации достижений.

 

Х.Хекхаузеном были предложены ряд  категорий мотивации достижений. Категориями мотивации достижения были названы понятия, суждения, высказывания, которые свидетельствуют о наличии у человека потребности в достижении, и согласно которым он рассуждает и действует. Психологи, исследуя высоко мотивированных индивидуумов, выделили несколько групп таких категорий. В диагностических целях эти категории используются для исследования мотивации достижения.

1. Потребность в достижении и  успехе.

Она наблюдается и учитывается  тогда, когда человек ставит перед  собой положительно сформулированную цель деятельности. Высказывания, которые принадлежат к этой категории:

«Он хочет выполнить это задание»;

«Успех побуждает его к дальнейшей активной деятельности»;

«Он стремится улучшить свои успехи»;

«Успех вдохновляет его, прибавляет сил, желания работать»;

«Завтра я с удовольствием выполню это задание»;

«Он пытается выполнить это задание  как можно лучше»;

«Он работает над своей новой  идеей и думает, что на этот раз  все должно получиться».

К потребности в достижении и  успехе принадлежит также желание  или надежда, которые направлены на достижение цели: «Он хочет завершить эту работу» или «Он надеется, что сможет выполнить это задание».

2.  Ожидание успеха.

Ожидание успеха мы понимаем как  ожидание того, что выполнение действия приведет к успеху, к достижению цели. Следовательно, ожидание успеха - это степень уверенности в том, что деятельность будет иметь успех. Чем больше человек надеется на успех, тем больше усилий он склонен прилагать, тем более сильной будет его мотивация достижения.

Примеры утверждений и высказываний, которые принадлежат к категории ожидания успеха:

не возникает сомнения, что его  новая книга будет иметь успех;

они думают, что выполнят эту работу хорошо;

они уверены в успешном завершении дела.

Исследователями мотивации были определены факторы, от которых зависит субъективная вероятность достижения успеха. Среди условий, которые влияют на ожидание успеха важное место занимают следующие факторы:

1) представление о своих способностях (субъективная оценка своих способностей), которое формируется на основании  успехов и неудач в прошлом;

2) субъективная сложность задания;

3) убеждение в зависимости успеха  от затраченных усилий.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Условия, влияющие на ожидание успеха.

 

3.  Похвала (одобрение).

Одобрение учитывается тогда, когда  кто-нибудь одобряет, отмечает или награждает другого за хорошую работу или достижение положительных результатов. К одобрению принадлежат утверждения, в которых предусматривается возможность вознаграждения, что характеризует признание за позитивное достижение. Одобрение учитывается также, когда кто-нибудь констатирует хорошее качество, аккуратность, оригинальность работы другого человека. Если человек высказывает только возможность похвалы или вознаграждения, то это также учитывается как одобрение.

Примеры утверждений, которые принадлежат к этой категории:

учитель хвалит ученика за оригинально  решенную задачу.

директор повышает плату своему подчиненному за добросовестный труд.

научный руководитель говорит студенту, что в последнее время он работает значительно лучше.

4.  Позитивное эмоциональное состояние.

В данном случае учитываются все  эмоциональные состояния в пределах определенной деятельности, которые  касаются определенной работы и достижения успеха. К этой категории принадлежат  утверждения, в которых выражается радость, восторг, удовольствие, т.е. позитивные эмоции, в процессе работы. Примеры изречений, которые принадлежат к этой категории:

они удовлетворены своей работой;

он радуется, что сумел преодолеть трудности и что его работа успешно продвигается;

наконец работа закончена: он ощущает облегчение и удовольствие;

успех придает ему смелость и  вдохновение.

5.  Потребность в избегании неуспеха.

Здесь учитывается во всех случаях, когда открыто выражается потребность, намерение, желание или надежда  избежать неудачи в деятельности. К этой категории относятся утверждения, в которых человек или несколько лиц ставят перед собой цель, связанную с избеганием неуспеха и неприятностей. Примеры утверждений, которые принадлежат к этой категории:

- он не хочет иметь неприятностей;

- он пытается не сделать ошибок в работе;

- он со страхом надеется, что все будет хорошо;

- они рассчитывают на помощь нового менеджера, надеясь, что это поможет им избежать банкротства.

Значимым для обеспечения эффективности  деятельности является не только названные категории мотивации, но и адаптация человека к решаемым задачам. Если мотивация слишком сильна, человек лишается части возможностей, и адаптация становится менее адекватной действительности. Тогда в деятельности появляются признаки эмоций, и иногда адаптивное поведение нарушается, полностью замещаясь эмоциональными реакциями. Это результат нарушения оптимума мотивации.

Первые работы, в которых был  выявлен оптимум мотивации, не касались собственно эмоции, но они установили зависимость между показателем активации и качеством исполнения. Йеркс и Додсон были первыми, кто обнаружил оптимум мотивации. Они провели в 1908 г. важный эксперимент, который дал одинаковые результаты на крысах, цыплятах, кошках и человеке. Задача состояла в различении двух яркостей, при этом один из ответов произвольно оценивался как неправильный. Задача была более или менее сложной и предполагала три уровня трудности различения. Кроме того, предусматривались три уровня мотивации, а именно слабый, средний или сильный электрический удар за ошибки. В результате было обнаружено, что в каждом случае имеется оптимум мотивации, при котором научение является наиболее быстрым. Однако результаты свидетельствуют также о том, что этот оптимум зависит и от трудности задачи, поэтому закон Йеркса—Додсона можно сформулировать следующим образом: “С увеличением трудности задачи интенсивность наказания, определяющая оптимальную скорость научения, приближается к пороговой величине”. Это означает, что в случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответствует сильной мотивации. Очевидно, что при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушении поведения, но такая возможность возникает при трудных задачах. [13] Таким образом, было установлен, что интенсивная стимуляция отрицательно сказывается на эффективности деятельности, точнее говоря, на адаптации к задачам, которые непрерывно ставит перед человеком среда.

Влияние мотивации на поведение  и эффективность деятельности проявляется  и в их зависимости от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов, вместе взятых. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.

Детальное изучение мотивации и  её влияния на поведение человека проводится в рамках исследований её отдельных видов: мотивации учения, мотивации общения, мотивации деятельности и др. Особенно актуальной темой исследований в рамках мотивации деятельности становится сегодня мотивация достижения.

Мотивации достижения как стремление работать и достигать высоких  результатов обеспечивает успех  в любой деятельности. Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в деятельности.

В связи с этим мотивация ориентированного на достижение поведения определенно  заслуживает внимания. С одной  стороны, она исторически связана  с исследованиями мотивации, проводимыми  Нарциссом Ахом и Куртом Левиным. У первого попытки объяснения направленного на достижение поведения испытуемых его лаборатории были связаны с концепцией “детерминирующей тенденции”, у второго – с использованием понятия “квазипотребности”. С другой стороны, и психологи-экспериментаторы, проводившие психодиагностические процедуры, полагались на мотивацию достижения испытуемых в гораздо большей степени, чем на любой другой вид мотивации, при получении ответов в процессе эксперимента. Все это время они провоцировали ее, не учитывая ее собственное влияние, просто соответствующим образом давая инструкцию. Не учитывали они и индивидуальные различия в мотивации достижения, несмотря на очевидность факта, что подобные различия должны существовать.

Первым выделил мотив достижения Г.Мюррей в 1950-е годы в связи с широко обсуждавшимся тогда вопросом о влиянии личностных характеристик на экономическое развитие. Мотив достижения понимался как устойчивая характеристика личности, как устойчивое стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-либо деле. Он показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей. В мотивации достижения можно, по мнению исследователя, выделить две тенденции, присущие поведению человека: стремление к успеху и стремление к избеганию неудач. [2]

Согласно Х. Хекхаузену, мотивация  достижения может  быть определена как попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче.

Информация о работе Мотивация достижения как внутренней психологической основы