Мораль и право: общее и особенное

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение элементов теснейшего взаимодействия данных средств нормативного регулирования и их общих методологических аспектов.
Исходя из цели, определим и задачи курсовой работы:
- разобрать понятие и сущность права;
- рассмотреть понятие и функции морали;
- проанализировать соотношение права и морали.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА 5
1.2 Различные научные подходы к правопониманию 8
2. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ 13
2.1 Функции морали 16
3. ПРАВО И МОРАЛЬ 20
3.1 Единство права и морали 20
3.2 Общие черты права и морали 22
3.3 Отличительные особенности права и морали 24
3.4 Взаимодействие права и морали 28
3.5 Противоречия между правом и моралью 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 2011к.docx

— 81.66 Кб (Скачать)

  Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности. Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений.

  Воспитательная функция. Мораль делает человека человеком, потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, то есть самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, вытекают из фундаментальной её способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию.

  Следует отметить, что выделение определённых функций морали, как и отдельный анализ каждой из них, является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие её воздействия на бытие человека. А также для успешного функционирования и развития морали важно свободное, не ущемлённое проявление всех её функций, их гармоническая целостность, единство.

 

 

 

 

 

 

 

  1. jПРАВО И МОРАЛЬ

 

  Нет сомнения, что понятие права, которым пользуется здравый рассудок, вполне совпадает с тем, что может развить из него самая утончённая спекуляция, с той лишь разницей, что в обыденном и практическом применении мы не осознаем таких разнообразных представлений, содержащихся в этой мысли. Но на этом основании нельзя утверждать, будто обыденное понятие имеет чувственный характер и содержит только явление: право вовсе не может являться, его понятие содержится в рассудке и представляет (моральное) свойство поступков, присущее им самим по себе.19

  Право и мораль – самостоятельные, суверенные нормативно-регулятивные институты, каждый из которых имеет свою особую ценность. Более того, по природе и происхождению они вообще находятся в различных плоскостях.20

  Право и мораль — необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путём согласования различных интересов, подчинения людей определённым правилам.

  Право и мораль выполняют единую социальную функцию — регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).21

3.1  Единство права и морали

 

  Единство права и морали, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

  Оно состоит в том, что:

  Во-первых, право и мораль представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;

  Во-вторых, они преследуют, в конечном счёте, одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в неё организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

  В-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения, но только в разном объёме, они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам, их требования во многом совпадают;

  В-четвертых, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;

  В-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные, прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;

  В-шестых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.

  Цель права – установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточённые споры тратилось как можно меньше душевных сил. Таково же, в сущности, и назначение морали. Ведь право - возведённая в закон нравственность.22

3.2  Общие  черты права и морали

 

  Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.

  Исследуя сущность морали, отмечают, что мораль возникает из социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами социального целого, в преодолении противоречия между интересами личности и общества. Мораль выступает как нормативное осознание такого рода противоречий, как ответ на эту социальную потребность.

  И право и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются обособленной сферой социальных отношений. Они связанны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия. Учитывая это, а также принимая во внимание универсальность морали, её вездесущий, всепроникающий характер, можно сделать вывод о том, что нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия.

  Ведь право возникает и действует, прежде всего, в таких сферах как отношения собственности и политической власти. Однако они не обособлены от морали. В тоже время, действие права также выходит далеко за пределы указанных отношений.

  Следовательно, право и мораль не имеют специфических предметно или пространственно обособленных сфер общественных отношений, а действуют в едином «поле» социальных связей. Отсюда общность, точное взаимодействие норм права и морали. Тесная связь права и морали, определяемая едиными сферами общественных отношений, не означает, что во всех исторических условиях они «работают» однонаправлено, взаимно дополняя друг друга. Реальная картина соотношения права и морали может быть выявлена лишь в результате конкретно-исторического анализа.

  Общность права и морали, порождённая едиными общественными отношениями, дополняется общностью их функционального значения, право и мораль формируют эталоны и стандарты, включаемые в ценностно-нормативную ориентацию общества. Предписания права и морали вырастают из деятельности людей, образуя «связный ряд общения», приобретающих в результате многократной повторяемости нормативный характер и выступающих регуляторами поведения людей. По Гегелю, общность права и морали определяется, прежде всего, общностью их субстанции свободы. С одной стороны, Гегель определяет нравственность посредством понятия свободы: «нравственность есть понятие свободы, ставшее наличным миром и природой самосознания». С другой стороны, право Гегель определяет как «наличное бытие свободной воли».23

  Следует подчеркнуть, что все политические отношения всегда подлежат моральной оценке (политические акции государства, внутренняя и внешняя его политика, деятельность политических лидеров).

  Таким образом, и правовая и моральная системы политически насыщены, и это объединяет их.

  Выдающийся судебный деятель А. Ф. Кони большое внимание уделял проблеме внутреннего убеждения судьи. Судья, по убеждению А. Ф. Кони, должен напрягать все свои душевные силы для отыскания истины в деле. «В основе душевного приговора должна лежать не только логическая неизбежность, но и нравственная обязательность»24. По мнению Кони «совесть – это высочайшее проявление души. Правосудие не может быть отрешенно от справедливости».25

3.3  Отличительные  особенности права и морали

 

  Однако наряду с общими чертами право и мораль имеют существенные различия, обладают своей спецификой. Учёт своеобразия этих феноменов имеет, пожалуй, более важное значение, чем констатация их общности. Именно поэтому онтологические статусы и признаки права и морали заслуживают пристального анализа.26

  Эти особенности заключаются в следующем:

  1. Право и мораль различаются, прежде всего, по способам их установления, формирования.

  Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством, им же отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права; правотворчество – его исключительная прерогатива. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.

  По-другому формируется мораль. Её нормы создаются не государством непосредственно, и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Для того чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно согласие властей, достаточно, чтобы она была признана, санкционирована самими участниками социального общения. В отличие от права мораль носит неофициальный (негосударственный) характер.

  2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения.

  Если право создаётся государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает, ибо норма права – не просьба, не совет, не пожелание, а властное требование, веление, предписание, обращённое к членам общества и подкрепляемое в их же интересах возможностью принудить, заставить. Иными словами, юридические нормы носят общеобязательный, непререкаемый характер.

  По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечёт за собой вмешательства государственных органов. В моральном отношении человек может быть отрицательной личностью, но юридической ответственности он не подлежит, если не совершает никаких противоправных поступков. Само общество, его коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты.

  3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации.

  Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и

Институтам, систематизируются для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвлённое законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных чётких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей – участников общественной жизни. Их появление не связано с волей законодателей или других правотворящих лиц.

  Но моральные нормы – это не только неписаные заповеди и требования. Многие из них содержаться, например, в программных и уставных документах различных общественных объединений, литературных и религиозных памятниках, исторических летописях, хрониках, манускриптах, запечатлевших правила человеческого бытия. Некоторые нравственные правила органически вплетаются в статьи и параграфы законов и иных правовых актов.

  4. Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей.

  Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного - неправомерного, законного - незаконного, наказуемого - ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга. Иными словами, у них разные оценочные критерии, социальные мерки.

  В связи с этим нормы права содержат в себе более или менее подробное описание запрещаемого или разрешаемого действия, точно указывают нужный вариант поведения, отличаются чёткостью, формальной определённостью, властностью, как правило, заранее устанавливают санкцию за нарушение данного предписания, тогда как нравственные нормы не имеют такой степени детализации и не предусматривают заблаговременно объявляемый вид ответственности.

  5. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение.

  Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, то есть не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность, причем порядок её возложения строго регламентирован законом - он носит процессуальный характер. Его соблюдение столь же обязательно, как и соблюдение материальных правовых норм. Человек наказывается от имени государства, поэтому к юридической ответственности нельзя привлечь в произвольной форме.

Иной характер носит воздаяние за нарушение нравственности. Здесь чёткой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (например: выговор, замечание, исключение из организации). Это - ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьёй, окружающими людьми.27

  6. Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека.

  Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции. Например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана, тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления. Мораль не терпит никакого антиобщественного поведения, в чём бы оно ни выражалось, в то время как право наказывает наиболее злостные случаи таких эксцессов.

Информация о работе Мораль и право: общее и особенное