Мораль и право: общее и особенное

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение элементов теснейшего взаимодействия данных средств нормативного регулирования и их общих методологических аспектов.
Исходя из цели, определим и задачи курсовой работы:
- разобрать понятие и сущность права;
- рассмотреть понятие и функции морали;
- проанализировать соотношение права и морали.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА 5
1.2 Различные научные подходы к правопониманию 8
2. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ 13
2.1 Функции морали 16
3. ПРАВО И МОРАЛЬ 20
3.1 Единство права и морали 20
3.2 Общие черты права и морали 22
3.3 Отличительные особенности права и морали 24
3.4 Взаимодействие права и морали 28
3.5 Противоречия между правом и моралью 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 2011к.docx

— 81.66 Кб (Скачать)

  Нормативистское направление объединяет неоднозначные взгляды на право и его роль в общественной жизни, хотя в них просматривается и определённое единство. Впервые теоретические положения нормативизма были изложены Р. Штаммлером. Он определяет право как внешнее регулирование социальной жизни, целью которого является удовлетворение потребностей людей. Совместное действие связанных в обществе людей он называет социальной материей или хозяйством. Определяя соотношение права и хозяйства, Штаммлер пишет, что оно «представляет отношение формы и материала общественной жизни». В развитии права он видит развитие самого общества. «Закономерность социальной жизни есть закономерность ее правовой формы, уразумение, и следование основной идее права, как конечной цели человеческого общества».7

  В наиболее концентрированном виде основные положения нормативизма изложены видным юристом Г. Кельзеном. Он считал, что юридическая наука должна изучать право «в чистом виде», вне связи с политическими, нравственными и другими оценками, так как в ином случае наука теряет объективный характер и превращается в идеологию. Исходным для концепции     Г. Кельзена является представление об «основной (суверенной) норме» как норме, которая обосновывает эффективность и юридическую силу всех остальных норм.

  Разнообразие взглядов на право позволяет выделить его специфические признаки как государственного регулятора общественных отношений:

  Во-первых, правовые нормы в современном обществе устанавливаются государством в официальных актах. Другие виды социальных норм от государства не исходят. Они устанавливаются либо общественными организациями, либо возникают путем постепенного признания общественным мнением, укореняются в привычках людей (нормы морали, нормы обычаев, традиций).

  Во-вторых, нормы права охраняются в необходимых случаях принудительной силой государственного аппарата. Если требования правовых норм не исполняются добровольно, государство применяет необходимые меры для их реализации. Другими словами, к нарушителям требований норм права компетентные государственные органы могут применить меры юридической ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной).8 Тем самым государство обеспечивает общеобязательность норм права. Если же нарушаются требования внеправовых социальных норм, к нарушителям применяются меры общественного воздействия, которые исходят от общественных организаций, отдельных социальных групп, трудовых коллективов, людей.

  Государство поддерживает те социальные нормы, которые отвечают интересам общества, но их соблюдение силой государственного аппарата не поддерживается.

  В-третьих, право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определённого государства. Внеправовые социальные нормы обязательны лишь для части населения: членов общественных организаций, профессиональных коллективов и других объединений людей.

  В-четвертых, право выражает общую и индивидуальную волю граждан государства в их гармоничном взаимоотношении. Все иные социальные нормы отражают волевые интересы только определённых групп или образований людей, находящихся на территории данного государства.9

  В силу указанных признаков право выступает государственным регулятором общественных отношений, обеспечивая свободное развитие личности, организованность и порядок в обществе.

  Итак, право есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ

 

  Мораль такая же динамическая регулятивная система, как и право. Её исторический путь лежит от эквивалентных начал: око за око, зуб за зуб (и более крупно - «кровная месть») до начал неэквивалентных - «ударят по правой  щеке, подставь левую», то есть до начал терпимости, прощения, покаяния, воздаяния за зло добром.

  Мораль - система исторически определённых взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определённому классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определённого класса либо социальной группы.

  В морали выражены представления людей о добре и зле, справедливости, достоинстве, чести, трудолюбии, милосердии.10 Повелевая, мораль оценивает, оценивая, – познаёт. Вот то необычное распределение функций, которое отличает её, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию.

  Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Мораль включает: моральные отношения, моральное сознание, нравственное поведение.

  Можно с полной уверенностью сказать, что мораль является как бы прародительницей и государства и права, и что отвечать народным чаяниям может только то государственное устройство, в котором и право и мораль находятся в теснейшем взаимодействии. Общественные отношения первобытного строя являются кровнородственными. Члены общины ведут происхождение от единого предка. Род составляет основу всей общественной жизни. Родоплеменная структура возникает естественно.

  В словаре русского языка мораль определяется как «правила нравственности и сама нравственность», а нравственность в свою очередь как «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение»11.

  Мораль и нравственность – одно и то же. В научной литературе и в практическом обиходе они употребляются как идентичные. Впрочем, некоторые аналитики пытаются установить здесь различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью – степень их соблюдения, то есть фактическое состояние, уровень морали. В данном случае мы исходим из тождественности этих понятий12.

  Мораль – предмет изучения этики; общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Во всяком обществе действия громадного множества людей должны быть согласованны в совокупную массовую деятельность, при всём своём разнообразии подчинятся определённым общесоциальным законам. Функцию такого согласования и выполняет Мораль наряду с другими формами общественной дисциплины, тесно переплетаясь с ними и вместе с тем представляя собой нечто специфическое. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни – в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных местах, хотя и играет в них неодинаковую роль.13

  Другое определение морали дает С.А. Комаров: «Мораль (нравственность) – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства».14

В современной  философской литературе под моралью  понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений;  один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

  Критериями наших норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности и совести. С таких позиций даются моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

  Современная наука о морали приходит к убеждению, что совокупность переживаемых людьми моральных чувств и признаваемых ими моральных принципов не поддаётся сведению на единую верховную аксиому, из которой все они вытекали бы, как выводы из логической посылки.

  Не существует никакого единого морального постулата, исходя из которого можно было бы развить логическую систему нравственности так, чтобы она охватывала все без исключения суждения, подводящие явления под категории «добра» и «зла», «нельзя распутать сложного и запутанного узора морального мира, найдя начало одной его нити, ибо узор этот образован из нескольких переплетающихся и взаимно перекрещивающихся нитей». 15

  Задача науки о морали может заключаться только в том, чтобы отделить каждую из этих нитей от других и показать, каким образом они сплетаются в живую ткань моральной жизни.

  Совокупность моральных идей и чувств может быть сведена, таким образом, только к ряду независимых друг от друга основных принципов. Каждый, из которых служит внутренней основой целой массы явлений морали и даёт начало особой замкнутой системе морали, но сами эти принципы друг от друга уже не зависят и потому не обосновывают один другого.

  Наоборот, каждый из них в качестве моральной аксиомы вступает в коллизию со всеми остальными и ведёт с ними борьбу за абсолютное верховенство в царстве морали. «Каждая из твоих добродетелей, жаждет высшего развития; она хочет всего твоего духа, чтобы он стал ее глашатаем, она хочет всей твоей силы в гневе, ненависти и любви; каждая добродетель ревнует тебя к другой».16 Исходом этой борьбы может быть полное и частичное вытеснение одним принципом всех других либо распределение между ними власти на отдельные компетенции каждого из них. Возможно даже и отсутствие всякого исхода, вечная борьба моральных чувств в душе у человека, своего рода «Burgerkrieg in Perma-nenz».17

2.1 Функции морали

 

  С точки зрения субъектно-объектной науки мир представляет собой совершенно бесцельное пространство, не имеющее цены. Смысла нет ни в чём. Нет ничего верного и нет ничего неверного. Всё лишь функционирует, как механизм. Нет ничего морально неправильного в лености, во лжи, краже, самоубийстве, убийстве, геноциде. Ничего морально неправильного нет, ибо никакой морали не существует, есть лишь функции.18 

  Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего она существует. Если для прочих земных обитателей образ жизни и судьба предписаны от природы, то человек - существо историческое - составляет свою судьбу сам.     Для него нет раз и навсегда написанного закона. Что есть человек, никогда не может быть решено окончательно, ибо ни история, ни наша личная судьба ещё не завершены.

  Каждый час мы становимся другими, совершенствуемся по программе, которой еще нет, которую мы сами себе пишем. Дело не в том, чтобы придумать модель будущего и решить, как мы собираемся жить. Гораздо важнее решить, какими будем мы сами, что будет считаться человечным и подобающим человеку. Каковы будут не только наши права, но и обязанности? Кем мы должны стать, чтобы в полной мере называться людьми? Человек всегда на пути этого поиска, такой истинно человеческий путь и есть мораль. Суждение мудрецов о том, что человечество движется в направлении добра - это не иллюзия или благое пожелание, это сущность морали.

  Коль скоро она есть, мы движемся по ней неотвратимо. В поле этого стремления и реализуются функции морали. Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии сформированных функций:

- регулятивной (включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную функции);

- воспитательной (содержит в себе отчасти оценочно-императивную, мотивационную функции);

- познавательной (содержит ориентирующую и прогностическую функции);

- оценочно-императивной;

- ориентирующей;

- мотивационной;

- коммуникативной (обеспечивает общение людей);

- прогностической.

  Поскольку функция регуляции поведения осуществляется не только с помощью требований морали, но и норм права, административных установлений, технических, социально-гигиенических правил, следует отличать нравственную регуляцию от всякой иной, и, прежде всего от правовой.

  Элементами  морального  регулирования  являются:

- идеал,  выражающий  представление  общества,  классов,  социальной  группы  о  нравственном  совершенстве;

- система норм, соблюдение которых является необходимым условием функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей;

- особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию моральных норм, в том числе общественное мнение.

  Регулятивная функция. Особенностью регулирования поведения людей является его оценочно-императивное содержание, специфической функцией морали можно, вероятно, считать оценочно-императивную, которая отличает нравственную регуляцию от всякой иной, вне моральной. В нравственном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и повеление (императив).

  Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям.

  Идёт саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом. Особенно её значение раскрывается по методу «от противного»: общественное единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом. Отсутствие нравственной перспективы губит самые прекрасные экономические планы. То же и для конкретного человека: жизнь бессмысленна без активного личного творения этого смысла, так же, как и правильный жизненный путь никто, тебе не укажет, пока ты не выберешь его сам.

  Познавательная функция. Она подчинена функции регулирования поведения, точнее, оценочно-императивной функции. Мораль интересует знание не само по себе (как науку), а знание, преломлённое в ценностях или освещающее условия морального выбора. Эта функция морали не тождественна научному познанию. Она даёт индивиду не просто знание  объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.

Информация о работе Мораль и право: общее и особенное