Мораль и право: общее и особенное

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение элементов теснейшего взаимодействия данных средств нормативного регулирования и их общих методологических аспектов.
Исходя из цели, определим и задачи курсовой работы:
- разобрать понятие и сущность права;
- рассмотреть понятие и функции морали;
- проанализировать соотношение права и морали.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА 5
1.2 Различные научные подходы к правопониманию 8
2. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ 13
2.1 Функции морали 16
3. ПРАВО И МОРАЛЬ 20
3.1 Единство права и морали 20
3.2 Общие черты права и морали 22
3.3 Отличительные особенности права и морали 24
3.4 Взаимодействие права и морали 28
3.5 Противоречия между правом и моралью 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 2011к.docx

— 81.66 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

 

 

                                                                                     Допустить к защите

                                                                                              «      »     июня      2011г.

                

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

МОРАЛЬ И  ПРАВО: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар 2011

 

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА 5

1.2 Различные научные подходы к  правопониманию 8

2. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ 13

2.1 Функции морали 16

3. ПРАВО И МОРАЛЬ 20

3.1  Единство права и морали 20

3.2  Общие черты права и  морали 22

3.3  Отличительные особенности права  и морали 24

3.4  Взаимодействие права и морали 28

3.5  Противоречия между правом и  моралью 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  Особое место в формировании духовного мира личности, её сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включёнными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности.

  Право и мораль – важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развёртываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.

  Каждое  исторически  конкретное  общество  требует  строго  определённой  меры  социального  регулирования  общественных  отношений. Регулирование  общественных  отношений  осуществляется  путем  реализации  определённых  социальных  норм:  норм  права,  норм  морали,  норм,  установленных  общественными  организациями,  норм  обычаев,  норм  традиций,  норм  ритуалов.        В  общем  плане  социальные  нормы – это правила  поведения  общественного  характера,  регулирующие  взаимоотношения  людей  и  деятельность  организаций  в  процессе  их  взаимодействия.

  Как  вид  социальных  норм,  моральные  установления  характеризуются   общими  родовыми  признаками  и  являются  правилами  поведения,  определяющими  отношение  человека  к  человеку.  Если  действия человека  не  касаются  других  людей,  его  поведение  с  социальной  точки зрения  безразлично.  Поэтому  не все  учёные  считают  нормы  нравственности  явлением  исключительно  социальным.

  Это тема актуальна тем, что взаимодействие права и морали является сложным, многогранным процессом. Также тема актуальна сближением, взаимопроникновением права и морали, усилением согласованного воздействия на общество.

  Целью данной работы является рассмотрение элементов теснейшего взаимодействия данных средств нормативного регулирования и их общих методологических аспектов.

  Исходя  из цели, определим и задачи  курсовой работы:

- разобрать  понятие и сущность права;

- рассмотреть понятие и функции морали;

- проанализировать соотношение права и морали.

   В юридической литературе взаимодействие права и морали получило освещение в ряде монографий, статей, в учебной литературе. В них поставлен ряд важных теоретических проблем, связанных с исследованием природы, сущности права и нравственности как важнейших социальных регуляторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА

 

  Цивилизация выработала множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности.

  Право вырастает из социальных норм догосударственной организации. Оно  формируется из обычаев, табу, которые преобразуются, отбираются, приспосабливаются к новым социальным отношениям, основанным на частной собственности, социальном и классовом расслоении общества.1

  Право – это сложное многогранное и многоаспектное явление. Соответственно имеется и множество его трактовок, интерпретаций. В настоящее время в российской юридической науке и практике наиболее распространённым является следующее определение данного феномена.

  Право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определённых норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и направленных на регулирование поведения людей и их коллективов в целях нормального развития и функционирования общества.2

  Возникновение, характер, природа права обусловлены многими факторами - экономическими, политическими, культурными, национальными, религиозными. Но наиболее важным фактором является всё же экономическая необходимость, которая чаще всего оказывает на общественные процессы решающее детерминирующее воздействие.

  Сущность права заключается в том, что оно выражает и закрепляет баланс интересов различных социальных слоёв, групп, классов общества, представляет эти интересы в виде государственных и общезначимых. Консолидированная воля народа трансформируется в законы и другие основополагающие правовые акты, которые становятся обязательными для всех, кому они адресованы.

  Право есть публичная форма согласования интересов, средство достижения социального компромисса. И в этом качестве оно объективно необходимо любому современному обществу. Р. Иеринг считал целью права «… выравнивание интересов и нахождение равновесия между ними». Русские дореволюционные юристы, в частности, Н.М. Коркунов, П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой также видели сущность, назначение права в разграничении и гармонизации интересов и запросов людей.

  Иными словами, главная миссия права – быть объективным, справедливым и эффективным (властным) регулятором общественных  отношений, участники которых и являются носителями соответствующих интересов и потребностей.

Важным аспектом права является то, что оно выступает  официальной мерой, шкалой свободы  личности, свободы юридически признанной, гарантированной, выраженной (оформленной) в виде законов и иных нормативных  актов.

  Само собой разумеется, что право является также мерой ответственности личности, ибо хорошо известно: свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Поэтому право представляет собой сочетание дозволений и запретов, поощрений и наказаний.

  Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках.

  Эти признаки заключаются в следующем:

1) право носит волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;

2) общеобязательность, в чём воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех;

3) нормативность  права заключается в том, что  оно, прежде всего, состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

4) связь с  государством состоит в том,  что право во многом принимается,  применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

5) формальная  определённость права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

6) системность  права проявляется в том, что  оно представляет собой не  механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определённым иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

  С точки зрения чисто юридической характеристики, способов воздействия на общественные отношения выделяются регулятивная (статическая и динамическая) и охранительная функции права.

  Регулятивная статическая функция права сводится к закреплению, фиксации существующих общественных отношений в их статике: закрепляются формы собственности, круг субъектов права, их правоспособность, структура государственных органов, круг прав и обязанностей граждан.

  Регулятивная динамическая функция направлена на оформление движения общественных отношений в форме правоотношений. При этом определяется порядок возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Эта функция проявляется в системе норм обязательного права (отношения купли-продажи, подряда, перевозки, финансовые), трудового, процессуального.

  Охранительная функция права направлена на охрану регулируемых правом отношений, на охрану основополагающих ценностей, признанных в обществе (жизнь, честь, свобода личности, собственность, институты демократии). В рамках этой функции устанавливаются различные виды юридической ответственности за действия, посягающие на указанные ценности, и предупредительно–охранительные меры иного характера.3

  Таким образом, право призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную жизнь.

1.2 Различные научные подходы к правопониманию

 

  Существует множество различных научных направлений и школ. Представления о праве классифицируются по этим научным направлениям. Среди них можно выделить такие, как «Теория естественного права», «Историческая школа права», «Социологическая школа права» и другие. Рассмотрим эти научные направления, а также сравним их с современным пониманием права.

  Теория естественного права, как научное течение, имеет длительную историю. Её основные положения формировались еще в древности. Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основывается именно на требованиях естественного права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). Понятие естественного права включает в себя представления о прирождённых и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства. Закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон. Естественные, прирождённые права человека получили конституционное закрепление во всех современных правовых государствах.4

  Историческая школа права возникла как определённая реакция естественного права в целях защиты уже познанных и апробированных закономерностей общественной и государственной жизни, сложившихся в условиях средневековья (феодализма).

  Представители исторической школы рассматривали право как выражение духа народа, складывающегося, подобно языку, постепенно, в ходе исторического процесса, независимо от субъективных воззрений законодательной власти государства. Законодатель правомерен, фиксировать лишь то, что уже сложилось как право. Историческая школа чрезмерно преувеличивала место обычая в системе нормативного регулирования общественных отношений, ставя его над законом, отрицала возможность законодательным путем изменить реально существующее право.

  В отличие от исторического представления, согласно которому право развивается эволюционно, в силу его внутренних причин, представители реалистической школы права считают, что право возникает и развивается под влиянием внешних факторов. Этими факторами являются интересы, двигающие человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права.

  Основателем реалистической теории права был известный юрист Рудольф Иеринг. По Иерингу, право есть защищенный государством интерес. Оно гарантирует жизненные интересы личности, помогает удовлетворению разнообразных потребностей людей. Право принадлежит не тому, кто изъявляет волю, а тому, кто пользуется им. Субъектом права является тот, кому предназначено пользоваться правом. Задача права состоит в том, чтобы гарантировать это пользование. Борьба народов, государственной власти, сословий и индивидов с беззаконием лежит в самой сущности права.5 Не существует абсолютно справедливого права. Ценность права состоит в реализации заложенной в нём цели. Рождаясь в борьбе интересов, право выступает в качестве силы, которая подчиняет волю одних интересам других при непременном условии соблюдения принципов справедливости человеческого общежития.

  Социологическая школа права - одно из основных направлений правоведения XX века. В отличие от правового позитивизма, социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение «живого права», то есть системы правоотношений, поведения людей в сфере права.

  Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, которую представляет французский юрист Леон Дюги. Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности.6

  В трактовке Дюги социальная норма — это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше государства. Дюги пишет: «Государство подчинено нормам права, как и сами индивиды; воля властвующих является правовой волей, способной прибегать к принуждению только в том случае, если она проявляется в границах, начертанных нормой права». Правила социальной солидарности, подчеркивает Дюги, и составляют объективное право, которое не подчинено государству, но подчиняет себе государство.

Информация о работе Мораль и право: общее и особенное