Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:22, курсовая работа
В данной работе анализируются тенденции спроса и предложения труда молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет – именно в это время основная ее часть приобретает устойчивый профессионально – трудовой статус в общественной и социальной сфере. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения развивается на ряд групп, определяющих их положение на рынке труда.
1. Молодёжный рынок труда……………………………………………..............3
2. Специфика положения молодёжи на рынке труда…………………...............6
3. Сдвиги в системе профессиональной подготовки молодёжи…….................12
4. Подготовка молодёжи к выходу на рынок труда…………………..................15
5. Проблемы занятости выпускников учебных заведений…………...................17
6. Решение проблемы занятости молодёжи.
Правовое регулирование молодёжной политики…………….…................20
Программы поддержки молодёжи………………………...….…..................21
Содействие профессиональной подготовке молодёжи
и трудовой занятости…………………………………………..…......................21
7. Список литературы...............................................................................................23
Ярко выраженная
ориентация на трудоустройство у
большинства молодых
Целевое распределение - по договорам учебных заведений с предприятиями - имеют в среднем 20%ыпускников профессиональных учебных заведений. Остальные, получив ”свободный диплом”, осуществляют самостоятельный поиск работы.
В различных социальных группах молодых специалистов ситуация, связанная с поиском места работы, выглядит по-разному.
Среди выпускников
профессиональных училищ к моменту
получения диплома определённой
гарантией трудоустройства
Среди выпускников
средних специальных учебных
заведений к моменту получения
диплома не многие могли сообщить
место своей будущей работы (ещё
меньше, чем среди выпускников
профтехучилищ). Примерно четверть тех,
кто получил среднее
Выпускники
высших учебных заведений в
подавляющем большинстве
Выпускники
Каждые три молодых специалиста из четырёх строят дальнейшие жизненные планы, рассчитывая найти работу.
Мотивация к трудовой деятельности выпускников профессиональных учебных заведений значительно отличается от мотивации вчерашних школьников; существенные отличия наблюдаются также в различных социальных группах молодых специалистов. Общим является преобладание мотивов материального достатка (около 80% в каждой группе молодых специалистов) - “хорошо оплачиваемая работа”, возможность дополнительного заработка”.
Выпускники профессиональных училищ в поиске работы руководствуются прежде всего следующими мотивами: хорошо оплачиваемая работа (83%); хорошая организация и обеспечение труда (49%); резервы времени для досуга (31%).
Выпускники техникумов отдают предпочтение хорошей заработной плате (78%), относительно свободному режиму рабочего дня (38%); возможности профессионального роста (29%).
У выпускников
высших учебных заведений спектр
мотивов шире: хорошая оплата и
возможность дополнительного
В целом, структура
трудовой мотивации молодых
явное преобладание
“шабашников” и “роботов” (около
50%); как правило, первые чаще представлены
среди выпускников рабочих
удельный вес типологических групп, в которых к сильным мотивам отнесены результаты труда в сочетании с процессом трудовой деятельности, равен чуть более 20%.
Преобладающие типы трудовой мотивации определяют типичную стратегию поведения молодого специалиста на рынке труда: поиск работы с достаточно высоким окладом, желательно - не далеко от дома, с относительно свободным режимом рабочего дня.
Таким образом,
новые аспекты в занятости
выпускников требуют, с одной
стороны, улучшения прогнозирования,
планирования и координации действий
учреждений, связанных с воспроизводством
и использованием трудовых ресурсов;
с другой, - тщательного учёта
в деятельности учебных заведений
реального спроса на карды, которые
в них готовятся, улучшения профессионально-
Решение
проблемы занятости
молодёжи.
Правовое
регулирование молодёжной
политики.
Необходимость
формирования современной законодательной
базы в области государственной
молодежной политики определяется сохранением,
а нередко и нарастанием целого
ряда социальных проблем молодежи,
что негативно отражается на социально-экономическом
и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности
и перспективах ее развития. Предпринимаемые
меры по повышению образовательного
уровня молодежи, ее трудоустройству,
решению жилищной проблемы, развитию
разносторонних способностей молодых
людей недостаточно эффективны в
силу слабой координации этих мер, их
частичного характера и недостаточной
правовой обеспеченности.
Правовое регулирование, связанное с проблемами
молодежи, до активизации нормативно-правовой
деятельности Комитета по делам молодежи
характеризовалось принятием документов,
направленных на решение проблем тех или
иных наиболее незащищенных категорий
молодежи или категорий населения, в которые
без особого выделения входили и молодые
жители округа (инвалиды, дети, оставшиеся
без попечения родителей, семьи с низкими
доходами и т.д.). В количественном отношении
документы, отстаивающие и реализующие
принципы прямых мер социальной защиты,
как правило, в виде единовременных пособий
и компенсаций преобладали. Несмотря на
существование на тот период ряда общественных
объединений молодежи в стране, активное
участие самой молодежи в программах ее
временной и постоянной занятости, достаточно
развитую клубную работу, молодежь до
определенного момента не имела достаточного
правового обеспечения своего статуса
в качестве субъекта государственной
молодежной политики, как не имели ее в
достаточной степени органы по делам молодежи
.
Однако формирование сильной политики,
достижение устойчивого управления требуют
четкого правового регулирования сферы
приложения, в первую очередь посредством
законодательных актов, определяющих
рамки деятельности, регулирующих взаимодействия,
связь событий и процессов, распорядительных
и исполнительных актов. Их принятие -
залог эффективного функционирования
системы государственного управления
субъекта РК. Важнейшими документами с
этой точки зрения являются законодательные
акты, касающиеся реализации местной государственной
молодежной политики.
Целью таких законов является установление
правовых основ государственной молодежной
политики в автономном округе. Это означает,
что общие положения государственной
молодежной политики в данном законе преобразуются
в систему правомерной деятельности окружных
органов государственной власти, органов
местного самоуправления.
Закон, таким образом, решает задачи в
области социального управления.
Из ряда самых больных проблем округа
- занятость молодежи и ее укоренение (в
том числе связанное с ее жилищным обеспечением,
а также поддержкой семьи).
Необходима правовая регламентация и
других сфер (досуговая работа, работа
по месту жительства, летний отдых, деятельность
детских и молодежных организаций, социально-психологическая
реабилитация детей и т.д.), не обязательно
посредством законов, как то необходимо
для стратегических, сложных направлений:
важными элементами правового регулирования
должны стать и постановления Губернатора
и ведомственные акты.
Отдельных регулирующих актов требуют
и некоторые формы и механизмы организационного
обеспечения государственной молодежной
политики: кадрового (например, аттестация),
финансового (формирование фондов, конкурсная
система финансирования, финансирование
инновационных, в том числе венчурных
проектов, возможности самофинансирования
и т.д.), информационно-аналитического,
научно-методического и других его видов.
На сегодняшний день Комитет продолжает
интенсивную законотворческую работу.
Программы
поддержки молодёжи.
Отраслевые органы
социальной сферы активно участвуют
в формировании системы государственной
поддержки становления и
Это обстоятельство вызвало потребность
в округе в специальном органе управления,
ведающем сферой жизнедеятельности молодежи.
Начиная с 1992 года в Казахстане стали возникать
органы по делам молодежи в муниципальных
образованиях округа.
Деятельность Комитета характеризуется
стремлением создавать специфическую
нормативно-правовую базу, формы и механизмы
деятельности сети учреждений, отвечающие
целям комплексного обеспечения жизнедеятельности
и становления молодежи округа, тем самым
формируя единую систему работы с молодежью.
Эффективность такой деятельности во
многом зависит от качества взаимодействия
Комитета с ведомствами, курирующими различные
отрасли социальной сферы, органами по
делам молодежи местного самоуправления
и молодежными общественными объединениями.
Без их активного участия, совместных
инициатив, оттачивания наиболее эффективных
форм и методов работы была бы невозможна
цельная и последовательная государственная
молодежная политика в округе.
Содействие
профессиональной подготовке
молодёжи.
Комитетом по делам
молодежи ведется активная координационная
работа, базирующаяся на организационной
и финансовой поддержке реализации
соответствующих программ для молодежи,
на их методическом обеспечении, на различных
формах повышения квалификации кадров.
В числе
перспективных направлений, обеспечивающих
повышение устойчивости положения и развитие
молодежи – содействие общеобразовательной
и профессиональной подготовке молодежи
к труду; содействие трудовой занятости
молодежи;
Содействие
оказание посильной помощи учебным заведениям в воспитании и социализации учащихся и студентов, реализации их интересов;
развитие самодеятельности и инициативы учащихся и студентов, государственную поддержку их общественных объединений.
Образование молодежи - проблема сквозная,
ее решение предполагает взаимодействие
и сотрудничество органов управления
образования и органов по делам
молодежи разных уровней. Комитет по
делам молодежи одним из направлений
своей деятельности избрал содействие
дополнительному образованию
Содействие трудовой занятости молодежи предполагает:
поддержку предприятий и организаций, создающих новые рабочие места для молодежи;
формирование постоянных рабочих мест;
создание возможностей
для организации вторичной
создание инфраструктуры учреждений и предприятий для занятости молодежи (и в первую очередь - подростков).
В силу специфики ситуации в социально-экономической
сфере в округе существуют три
основные формы занятости подростков:
сезонные работы (летние трудовые лагеря,
либо отряды), общественные работы и
труд в сфере оказания услуг населению,
предприятиям, организациям с преобладанием
вновь организованных постоянных рабочих.
мест (при временной занятости подростков).
Работа в области молодежно-подростковой
занятости предполагает создание специализированных
молодежных бирж труда и предприятий по
трудозанятости подростков.
Наиболее эффективными муниципальными
предприятиями являются те, которые что-либо
производят, где подросток в процессе
работы может получить определенную профессиональную
подготовку и навыки работы на предприятии,
в трудовом коллективе.
Список
литературы.