Молодежь на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

В данной работе анализируются тенденции спроса и предложения труда молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет – именно в это время основная ее часть приобретает устойчивый профессионально – трудовой статус в общественной и социальной сфере. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения развивается на ряд групп, определяющих их положение на рынке труда.

Содержание

1. Молодёжный рынок труда……………………………………………..............3
2. Специфика положения молодёжи на рынке труда…………………...............6
3. Сдвиги в системе профессиональной подготовки молодёжи…….................12
4. Подготовка молодёжи к выходу на рынок труда…………………..................15
5. Проблемы занятости выпускников учебных заведений…………...................17
6. Решение проблемы занятости молодёжи.
Правовое регулирование молодёжной политики…………….…................20
Программы поддержки молодёжи………………………...….…..................21
Содействие профессиональной подготовке молодёжи
и трудовой занятости…………………………………………..…......................21
7. Список литературы...............................................................................................23

Работа содержит 1 файл

КР по психологии.docx

— 69.87 Кб (Скачать)

          По мере развития рыночных  отношений и конкуренции, ускорения  перестройки отраслевой структуры  занятости ценность общеобразовательной  и социальной подготовки работника  неизбежно возрастет. Это будет  способствовать увеличению занятости  молодежи на учебе. Мировой  и отечественный опыт подтверждают  устойчивую тенденцию роста продолжительности  обучения молодежи и более  позднего вступления в активную  трудовую деятельность. Одновременно  изменяются и требования нанимателей к рабочей силе. От тактики быстрой максимизации сиюминутной прибыли предприниматели переходят к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в перспективе у них появится потребность в расширении найма молодой рабочей силы. В противоположном направлении будет действовать фактор роста цены рабочей силы и, в особенности, профессионально подготовленной. Поэтому уровень занятости среди молодежи будет зависеть от общей ситуации на рынке труда. Тем не менее, он будет увеличиваться, хотя, очевидно, и меньшими темпами, чем у зрелых работников. 

Специфика положения молодёжи на рынке труда. 

Переход к рыночным отношениям в сфере труда и  занятости в условиях структурной  перестройки экономики привёл к  возникновению принципиально новой  ситуации в социально-трудовых отношениях. Особенно тяжёлой и болезненной  данная ситуация оказалась для молодёжи, которая в силу специфики социально-психологических  характеристик оказывается недостаточно подготовленной к современным реалиям  рынка труда. Это требует от государства  разработки и реализации особой системы  мер, обеспечивающих не только представление  тех или иных гарантий занятости  молодёжи, но и оказание поддержки  в адаптации данной группы населения  к современной экономической  системе общества. Государство и  общество не должны пассивно ожидать  самонастройки молодёжного рынка  труда: требуется обоснованная политика регулирования молодёжной занятости  и достижения его эффективного уровня.

С целью выявления путей достижения эффективной занятости молодёжи,

необходимо проведение комплексного мониторинга молодёжного  рынка труда в совокупности с  анализом таких характеристик молодёжи, которые способствуют или препятствуют упрочнения положения молодого человека в сфере социально-трудовых отношений. В основном это социально-психологические  характеристики, обусловленные особенностями  молодёжи как группы трудовых ресурсов. Для выявления закономерностей  их формирования в рамках проведения весной 2001г. VII Международного форума “Карьера” Московский студенческий центр провёл комплексное социологическое обследование молодёжи, прежде всего- студентов и выпускников ВУЗов. Вопросы анкеты, которую было предложено заполнить участникам Форума, были сформулированы таким образом, чтобы выявить приоритеты трудовой мотивации различных категорий молодёжи. Результаты обработки 9854 анкет составили информационную базу исследования.

Возраст участников Форума колебался в пределах 18-27 лет (средний- 21 год 8 месяцев). Мужчины  составили 47,8% всех заполнивших анкеты, женщины- 52,2%. 74,2% респондентов- жители Москвы; 25,8%- Подмосковья. Поскольку Форум был ориентирован на студенческую молодёжь, доля студентов среди его участников достигала 75,9%, а уже имеющих высшее образование- 24,1%. Условное разграничение позволило установить, что среди лиц, заполнивших анкеты, 38,2% получают или уже имеют технические образование, 35,6%- экономическое, 17,1%- гуманитарное, а 9,1% могут быть отнесены к прочим профессиональным направлениям.

В рамках законодательно установленных возрастных границ молодёжи наблюдается сильная дифференциация её групп практически по всем социальным показателям. Для выявления особенностей трудового поведения представляется целесообразным дополнительно выявить  группы: 14-15 лет, 16-17 лет, 18-20 лет, 21-24 года, 25-29 лет. В рамках каждой из выделенных групп существуют свои специфические  проблемы социальной и трудовой адаптации. Необходимо подчеркнуть, что в современных  российских условиях происходит сокращение численности и доли молодёжи, выходящей  на рынок труда с уже имеющейся  профессией (специальностью), и одновременно растёт численность и доля тех, кто  ищет работу не имея  не только профессионального, но и законченного общего среднего образования. Это подтверждается и тенденциями социально-имущественного расслоения в молодёжной среде, являющегося результатом аналогичного процесса  в обществе в целом. 

Участие в труде 14-15-летних подростков является результатом  снижения уровня жизни населения. Чем  ниже семейный доход, тем в большей  степени семья заинтересована в  трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать  прекращения образования и выход  на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность закрепиться  в сфере неквалифицированного,  как правило, физического труда, что чревато люмпенизацией работника, переходом его в маргинальные слои общества. Эпизодическое участие 14-15-летних подростков в трудовой деятельности, не сопровождающееся  прекращением получения образования (например, в период летних школьных каникул), может оцениваться как положительное явление, отвечая интересам подростка и общества. В данном случае речь идёт о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности,  о выборе стереотипа трудового поведения в рыночной среде. Поэтому федеральные и региональные программы занятости должны предусматривать проведение специальных мероприятий, направленных на привлечение подростков к трудовой деятельности без ущерба  в получении образования.

Осознанное формирование материальных стимулов к труду отмечается у 16-17- летних молодых людей. Это связано  с расширением объёма их материальных и духовных потребностей, а также  продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей  профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько  широко может ознакомиться подросток  с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления  о будущей собственной трудовой деятельности. На первый план по отношению  к данной

 группе молодёжи  выходят работа по профессиональной  ориентации и консультированию, а результатом становится выбор  профессии.

Процесс получения  профессиональных знаний, умений и  навыков наиболее интенсивно протекает  в группе 18-20-летних. Конкретные сроки  профессионального обучения могут, безусловно, варьироваться в зависимости  от специфики жизненных условий  молодого человека, выбора им вида и  формы  получения образования. Поэтому  по ряду поведенческих характеристик  эта группа примыкает к группе 21-24-летних. В этих рамках большинство  молодёжи заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к  эпизодической, а к постоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального  развития и должностного роста.  Поэтому молодые люди стремятся  и к получению дополнительных умений и навыков. Так, среди участников Форума достаточно высока доля владеющих  иностранными языками- до 80%.

Навыки  работы с компьютером имеют 86,2% респондентов. Желание получить дополнительное образование продемонстрировали 71,8% опрошенных, из них 13,2% заинтересовались курсом по технологии поиска работы,  16,4%- избрали программы профессиональной переподготовки, 14,1%- повышение квалификации по имеющейся профессии (специальности), а 28,1% - обучению иностранному языку. При этом считали возможным оплатить получение дополнительного образования- 62.8% респондентов. Постепенно завершающийся процесс социализации приводит к тому, что в сознании молодого человека материальные стимулы к труду начинают соседствовать с моральными. 

Именно в возрасте 21-24 лет большинство молодых людей  испытывают так называемый  “шок от реальности”, связанный с тем, что их идеальные представления  о будущей трудовой деятельности вступают в противоречия с реальной обстановкой на рабочем месте. Специальные  адаптационные молодёжные программы  призваны помочь молодым сотрудникам  адекватно воспринять существующее в социально-трудовой сфере  положение  вещей. На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в  организацию, нахождением своего места  в ней.

Стремление личности заявить о себе, достичь успеха, завоевать признание в организации  характеризуют работника 25-29 лет. В  этот период первоначальное освоение профессии закончено, идёт формирование квалифицированного специалиста или  руководителя; среди моральных ценностей  на первый план выходят потребность  в самоутверждении, человек пытается достичь независимости в своих  действиях. Успех устремлений зависит  от того, насколько удачным было прохождение первой стадии карьеры, проявил ли работник компетентность. Для того, чтобы молодые специалисты не испытывали проблем, связанных с их первым назначением, организация может предпринять следующие действия: предоставлять претендентам ещё на стадии найма максимально реалистическую информацию о будущих условия труда; поддерживать первоначальную инициативу новичков, давая им  возможность проявить свои профессиональные способности в полном объёме; обеспечить выбор руководителей-наставников, способных направит новичка в его профессиональных устремлениях; увязать притязания новичка на высокую его способностей и возможностей с реальными достижениями.

В период 21-29 лет  большинство молодых вступают в  брак, в семьях рождаются первые дети. Снижение жизненного уровня населения  способствует повышению возраста вступления в брак у большинства молодых  людей. Среди участников Форума холостые (незамужние) составили- 81,8%, женатые (замужние)- 14,3%, разведённые- 3,9%. Однако всё большая  доля молодых людей, даже не состоящих  в браке, нуждается в достаточно высоком индивидуальном трудовом доходе в связи с низким уровнем жизни  семьи. Это оказывает большое  влияние на трудовое поведение молодёжи. Именно в это возрасте начинают проявляться и гендерные (половые) различия в положении работника на рынке труда. Рождение и воспитание детей вынуждает женщин откладывать свои профессиональные устремления, что приводит к их отставанию в карьерном росте от ровесников-мужчин. В системе трудовой мотивации на первый план возвращаются материальные стимулы, что связано с необходимостью содержания семьи. Так, отвечая на вопрос о желаемом месте работы, 17,7% участников Форума ответили, что им не важно, где работать, лишь бы хорошо платили. При этом в качестве приемлемого уровня минимальной заработной платы 19,7% указали интервал 1000-2000 рублей в месяц, 31,7%- 2000-4000 рублей, 43,8%- 4000-6000 рублей, 4,8%- свыше 6000.

К 29 годам процесс  социализации молодёжи завершается, и  общество вправе ожидать от полноценной  сформировавшейся личности самостоятельного и ответственного поведения в  сфере социально-трудовых отношений.

Исходя из этого, молодёжь имеет ряд особенностей, обусловливающих специфику её положения  на рынке труда. Однако, однозначное оценивание специфических черт молодёжи как достоинств или недостатков ограничивает возможности достижения её эффективной занятости. Поэтому предлагается перейти к комплексной оценке особенностей молодёжи как группы трудовых ресурсов; при этом необходимо иметь в виду, что в различных условиях трудовой деятельности, либо в рамках отдельно взятых организаций особенности молодого работника могут быть интерпретированы администрацией по разному, в зависимости от приоритетов кадровой стратегии фирмы.

Высокий уровень  социальной мобильности молодёжи, весьма заметно проявлявшийся в условиях плановой экономики СССР, сейчас уже  не столь очевиден. Так, среди участников Форума готовность к смене вида деятельности продемонстрировали 34,8% респондентов, безоговорочную неготовность- 55,6%, а затруднились с ответом- 9,6%. Готовность к служебным командировкам выразилась в том, что 15,8% опрошенных согласны ездить в них часто, 27,8%- редко, 39,2%- иногда и 16,9- никогда. В целом же названное качество работника может быть положительно воспринято работодателем, если организация избрала предпринимательскую стратегию бизнеса, характеризующуюся высокой степенью риска, ориентированную на быстрое достижение поставленных целей. В этих условиях особо ценными в работниках качествами становятся: готовность к риску в интересах компании, инициативность, контактность, отсутствие трудовых стереотипов. При выборе других типов стратегии бизнеса высокий уровень социальной и трудовой мобильности молодого работника потребует от кадровых служб значительных усилий для того, чтобы эти качества были реализованы на пользу организации. В противном случае это может обернуться для молодого человека к частой смен места работы в поиске лучшего.

Отсутствие практического  производственного опыта будет  приветствоваться работодателями, если большинство занятых в конкретном узком сегменте рынка труда обладают негативным с точки зрения изменившейся конъюнктуры бизнеса опытом. Ярким примером ситуации такого рода может служить стремление иностранных (преимущественно торговых) фирм избегать найма сотрудников, отягощённых практическим опытом работы в условиях плановой экономики. Объясняется это недопустимостью сохранения модели трудового поведения продавца, сформировавшейся в условиях тотального дефицита и включающей грубость по отношению к покупателю, прямой обман (обсчёт, обвес, пересортица), в условиях рыночной экономики. Среди участников Форума опыт работы, включая учебную практику, имели 63,2% опрошенных, при этом 25,8% сменили рабочее место один раз, 21,8%- два раза, 15,6%- три и более раз.

Информация о работе Молодежь на рынке труда